В современном образовании прочные позиции занимает разработка программ по
учебным предметам на базе информационных технологий. В Федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования второго поколения (далее – ФГОС) даны
рекомендации по организации современного урока литературы. Так, на занятиях обязательно
должны использоваться компьютерные и информационно-коммуникационные средства,
экранно-звуковые пособия и технические средства обучения. В этом формате реализуется
деятельностный подход к процессу обучения. Проект ФГОС предусматривает создание
целостной образовательной среды в школе, и на этой платформе возможно накопление
собственной базы материально-технических средств обучения: мультимедийные продукты,
создаваемые учащимися, электронные библиотеки, видеотеки и др. Таким образом, программы
дополнительного образования позволяют создавать и реализовывать творчество школьников
непосредственно на уроках литературы, что отвечает одной из главных целей образовательного
стандарта: «развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых
для успешной социализации и самореализации личности». Несомненно, подобная деятельность
благотворно влияет на развитие интеллекта подростков, взаимоотношения внутри коллектива
(так как деятельность предполагает коллективный труд), и, что главное, личный рост
обучающихся. При использовании информационных технологий необходимо стремиться к
реализации всех потенциалов личности — познавательного, морально-нравственного,
творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на
достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения
информационными образовательными технологиями.
Ученик сегодня – это, прежде всего, «мобильная» личность. Мир гаджетов заполняет не
только личное пространство подростков: он им необходим везде – в школе, в быту, в
развлечении. Книгу проще «скачать» и прочитать на электронном носителе, чем обращаться к
тяжеловесным томам, а еще лучше посмотреть фильм и растолковать режиссерский замысел,
как наиболее верное прочтение художественного произведения. И чем дальше, тем больше:
появляются новые модели телефонов, смартфонов и планшетов, регистрируются новые
социальные сети, благодаря которым школьники также могут усваивать школьный материал с
помощью различных приложений. Одним словом, мир не стоит на месте, и именно сейчас,
когда школьные учреждения (в наибольшей степени, к сожалению, только Центрального
Федерального округа) активно пополняют техническую базу новым компьютерным
оборудованием, необходимы программы для привлечения подростков к внеурочной
деятельности. Дополнительное гуманитарное образование нуждается в информационных
технологиях, и, вероятно, подобные занятия привлекут все больше учащихся: их знания в
области компьютерной техники, возможности в быстром поиске нужной и доступной
информации позволят построить занятия наиболее продуктивно и качественно. Если же мы
работаем с литературно одаренными подростками, то эти знания благотворно отразятся на
изучении и представлении художественного материала, созданного учениками во время
дополнительных занятий в школе.
«Сегодня говорят об изменении содержания образования, о необходимости овладения
учащимися информационной культурой – одной из слагаемых общей культуры, понимаемой
как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его
профессиональную компетентность. Развитие информационных образовательных технологий
позволит работать над одним проектом, вести совместные исследования и быстро обмениваться
результатами, людям, находящимся далеко друг от друга» [2].
Подобный опыт проводился в рамках экспериментальной работы на базе средних
общеобразовательных школ: ГБОУ школа-интернат №19, ГБОУ СОШ №1125, ГБОУ СОШ
№513, ГБОУ СОШ №1673 «Поддержка», ГБОУ школа-интернат №16 (все – г. Москва).
Проектная деятельность включала в себя анализ анкет учащихся и учителей с целью
исследовать педагогический опыт применения средств IT-технологий на уроках литературы в
старших классах, а также разработку и апробирование программ дополнительного образования:
курса «Поэтический лекторий как основа творческого развития литературно одаренных
подростков», кружка «Театр поэзии».
В ходе работы с экспериментальной базой были изучены возможности ИКТ в учебной
деятельности старшеклассников; разработан комплект методических рекомендаций по
использованию ИКТ в активизации интереса к чтению учащихся; сформулированы
педагогические условия применения ИКТ в работе с одаренными подростками в процессе
внеурочной деятельности (на примере литературного творчества).
Возможности ИКТ в учебной деятельности подростков изучались в ходе опытно-
экспериментальной работы в 7-х – 11-х общеобразовательных и профильных классах школы
(база исследования – представленные выше школы). С помощью педагогического наблюдения
выявляются результаты творчества учащихся (работа с литературной презентацией, поиск
информации в сети Internet, алгоритм создания презентаций в программе PowerPoint, подбор
текстового, графического, мультимедийного материала), а также анализ результатов работы
учителей.
Так, на первом этапе было проанализировано 258 анкет учащихся в возрасте 12 – 17 лет.
Вопросы анкеты предполагали самостоятельный ответ респондентов, что стало отправной
точкой в обнаружении возможности применения информационных технологий во внеурочной
деятельности для развития литературно одаренных учащихся.
На вопрос «Легко ли Вы находите нужную Вам информацию в интернете?» 100 %
учеников ответило утвердительно. Поисковые системы, к которым учащиеся обращаюся в сети
Internet, – Яндекс – 50%, Google Chrome – 45%, Safari – 5%. Найденные в сети материалы
используются при подготовке домашнего задания, сообщений, рефератов, в проектной
деятельности, чаще всего по таким предметам, как литература, история, русский язык и алгебра.
На вопрос: «Как Вы считаете, найденной информации, достаточно для понимания темы урока,
домашнего задания, или необходимо обращаться к дополнительным источникам? Каким?» 25%
учащихся ответили: «Необходимо обращаться к учебнику». 30% – «Информации достаточно».
45% подтвердили точку зрения, что на различных образовательных сайтах много
дополнительного интерактивного материала. При определении того, как на уроках
используются информационные технологии, мнения резко разделились. 55% ответили, что да,
учитель активно использует на уроке интерактивную доску, презентации, графические схемы и
аудиовизуальный ряд: так интереснее усваивать материал. 45% ответили, на уроке учитель не
использует дополнительные средства. На вопрос «На каких уроках, по Вашему мнению,
необходимо чаще использовать подобные дополнительные материалы? Для чего?» учащиеся
отвечали в разнобой, но, тем не менее, при анализе анкет была выявлена следующая тенденция:
45% - дисциплины гуманитарного цикла (литература, история, языки, обществознание, МХК),
25% - дисциплины физико-математические (графические схемы легче запоминаются при работе
с интерактиной доской), 20% - дисциплины естественно-научного цикла (группа учащихся
подчеркнула значимость демонстрации 3D-моделей на уроках химии и биологии), 10% -
предпочли ответить, что им не хватает информационных технологий на уроках физкультуры (в
нескольких анкетах было отмечено, что урок был бы намного интереснее, если бы учащиеся
периодически смотрели фильмы). Из современных средств IT-технологий, которые, по мнению
школьников стоит чаще использовать на уроках, однозначно были выбраны следующие:
интерактивная доска, работа с презентацией, создание видеофильмов, аудиоматериал.
Таким образом, с помощью исследования ученического восприятия ИКТ на уроках в
школе, приходим к выводу, что высокая степень интерактивности, которую демонстрируют IT-
технологии, «способствует созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды,
используемой для решения различных дидактических задач. Главной особенностью данной
среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм
обучения и самообучения. Помимо этого, данная среда комбинирует функции компьютерного
обучения с использованием мультимедиа и собственно коммуникаций» [2].
На втором этапе исследования был проведен опрос учителей с целью анализа
педагогической практики применения средств ИКТ в работе с литературно одаренными
учащимися. Базой исследования стала ГБОУ школа-интернат №19 ЮЗОУО г. Москвы. В
результате анкетирования было выявлено, что многие учителя дисциплин гуманитарного цикла
на своих уроках дают задание учащимся сделать сообщение с использованием презентации, а
также в рамках проектной деятельности создать аудиовизуальное сообщение с использованием
авторского видеофильма. Некоторые педагоги подчеркнули, что учащиеся с этими задачами
справляются с легкостью, находят творческий подход, а иногда используют и собственное
творчество в качестве оформления задания. Учителя литературы отметили, что использование
информационных технологий способствует активизации мышления и восприятия учащимися
художественного произведения. Во внеурочной деятельности школьники проявляют
наибольшую активность, так как задания, которые они выполняют в рамках работы кружков,
представляют собой наиболее творческих характер и ребята с огромным интересом участвуют
как в мастер-классах, проводимых и учителями и приглашенными специалистами, так и в
подготовке общешкольных творческих мероприятий.
Третий этап экспериментальной работы (база исследования – ГБОУ школа-интернат
№19) – апробация учебных курсов. Так, в рамках просветительской работы был проведен
методический семинар «Поэтический лекторий как основа творческого развития литературно
одаренных подростков» с элементами информационно-коммуникационных технологий. В
семинаре участвовали как учителя, так и учащиеся 10 – 11х классов, занимающиеся в кружках.
В рамках семинара было дано несколько мастер-классов по составлению художественного
материала для литературной презентации: использование новейших средств мультимедиа,
включая гипертекстовые и гипермедиа-ссылки, графики, картинки, анимацию, фрагменты
видеофильмов и звуковое сопровождение. Также проведены лекции с использованием
аудиовизуального ряда, созданного в программе Windows Movie Maker и киностудии Windows
Live. Лекции «Поэты и их музы», «Поэтические салоны», «Времена года. Весна», «Москва!
Как много в этом звуке…» привлекли внимание и педагогов и учащихся, стали отправной
точкой в создании собственной базы литературного кружка в школе-интернате.
Одной из форм раскрытия потенциала литературно одаренного подростка может стать
поэтический театр. В школе-интернате №19 проводилась работа кружка «Театр поэзии»,
способствующего эстетическому, нравственному воспитанию и художественному образованию
школьников. Главной задачей школьного поэтического театра стало создание эмоционально-
эстетической атмосферы средствами различных видов искусств, «погружение» детей в эту
атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание, восприятие художественного текста, а также
углубленное изучение юными читателями-актерами. Так, в 2013/2014 учебном году школьники
представили несколько постановок (литературно-музыкальных композиций, театральных
инсценировок), среди которых: «Дети войны», «Отечество нам – Царское село», «Молодость.
Любовь. Война», «Выхожу один я на дорогу…» (Литературно-музыкальная композиция,
посвященная 200-летию М.Ю. Лермонтова), «Пушкинский лицей: поэт о дружбе, юности и
любви» и др. Школьники активно привлекались к этой работе: писали оригинальный сценарий,
работали над презентацией, готовили видеофильм. Несомненно, главным, конечно же стало
исполнение литературных произведений – яркое, эмоциональное, наполненное личными
переживаниями. Эта работа показала, что поэтический театр – форма взаимодействия ученика и
поэзии, она позволяет учителю не только вывести на новый уровень преподавание литературы,
но и углубить восприятие художественного текста юными читателями-актерами, выстроить
особую атмосферу внутри целой школы. И эта работа, подкрепленная IT-технологиями,
эффективна и значима с литературно одаренными подростками во внерочной деятельности.
Проведенный анализ работы педагогов доказывает, что данная проблема является
актуальной, но мало изученной. Приоритетным направлением определяется развитие
художественной одаренности на примере литературного творчества учащихся. Таким образом,
в результате работы выявлено, что современным подросткам средства ИКТ необходимы для
решения коммуникационных и познавательных задач; для учителей же важно овладение
эффективными методиками обучения, адекватными психолого-возрастным особенностям и
возможностям учащихся и недостаточной разработанностью в науке и практике средств и
методов обучения, обеспечивающих творческое развитие подростков в условиях современной
школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М.: изд-во РАО., 1994.
2. Емельянова Т.В. Информационные образовательные технологии в школе // Код доступа:
http://festival.1september.ru/articles/312893/. Дата обращения: 05.09.2014.
3. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие /Под ред. Д.Ш. Матроса.- М.:
Педагогическое общество России, 2004.
4. Кристочевский Е.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 1994. № 1.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед.
вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. Под ред. Е.С. Полат. – М., 1999.
6. Якимов И.А. IT-технологии на уроке литературы и в курсах дополнительного образования: возможности
интерпретации при изучении литературы в средней школе // Интерпретация мирового классического
наследия в основном и дополнительном образовании. – М.: ИХО РАО, 2011. С.62-76.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА)
Аннотация:
Актуальность исследования на современном этапе связана с необходимостью изучения
педагогических условий применения информационных и коммуникационных технологий в работе с одаренными
детьми. Особое внимание уделяется развитию литературного творчества детей среднего и старшего школьного
возраста. Немалозначимым становится и совершенствование профессиональной компетентности педагогов в
условиях внедрения в учебный процесс IT-технологий. Недостаточная разработанность в науке и практике средств
и методов обучения, обеспечивающих творческое развитие подростков, позволяет выявить и сформулировать
основные приемы применения средств ИКТ в работе с литературно одаренными детьми в процессе внеурочной
деятельности, адекватные психолого-возрастным особенностям и возможностям учащихся.