Профессиональное образование в традиционном прикладном искусстве имеет большое значение для современного развития этого искусства и его будущего. Но профессиональное образование должно быть перспективным и востребованным в современном мире, тем более когда речь идѐт о художественном кружевоплетении, в основе которого, как и у большинства направлений традиционного прикладного искусства, лежит ручной уникальный художественный труд.
Именно на кафедре художественного кружевоплетения Высшей школы народных искусств (как единственного вуза в области народного прикладного искусства России) ведется профессиональное обучение будущих художниц кружевного искусства. Студенты изучают общенаучные и общепрофессиональные дисциплины, что и студенты других выпускающих кафедр: художественной вышивки, русских художественных лаков, ювелирного искусства и т.д. Но особое место в профессиональном образовании занимают такие предметы, как «Проектирование» и «Исполнительское мастерство».
Такие предметы, как «Рисунок», «История декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов», «Народный орнамент», «Специальная технология и материаловедение», «Основы композиции», «Технический рисунок», «История художественного кружевоплетения», помогут студенту правильно решить поставленную перед ним задачу.
Образовательный процесс на кафедре художественного кружевоплетения организован таким образом, чтобы обучить и воспитать современного художника традиционного прикладного искусства, который способен на основе исторического художественно-технологического опыта возродить и ввести в современное культурное пространство древнейшие виды народного декоративно - прикладного искусства.
С учѐтом вышесказанного была разработана инновационная педагогическая модель непрерывного профессионального образования в области художественного кружевоплетения. При этом система непрерывного образования включает в себя основную общеобразовательную школу, колледж и институт.
И если общеобразовательная школа знакомит с основными видами русского кружева и первоначальными техническими приемами исполнения кружевных изделий, то колледж предполагает обучение традиционным технологиям и традиционному ассортименту, поэтому подготовка художника –мастера одновременно предполагает высокую исполнительскую деятельность.
У высшего профессионального образования в художественном кружевоплетении задачи и цели много шире. Высшее учебное заведение воспитывает творческую личность современного художника в области кружевоплетения с широким общекультурным и профессиональным кругозором, художника- носителя этой культуры.
Такого специалиста можно воспитать подробным ознакомлением с историей кружевоплетения и включением в учебно-познавательную деятельность студентов такого направления, как
историческая реконструкция высокохудожественных кружевных изделий. Важным на наш взгляд является внимательное изучение традиций: художественных, исторических, технологических, эстетических, стилистических.
Формирование эстетического вкуса через изучение таких дисциплин, как история культуры и искусства, история декоративно-прикладного искусства, история кружева, этика и эстетика в народном прикладном искусстве, а также прохождение многочисленных практик в стране и за рубежом, в которых огромное место уделяется изучению памятников народного искусства в столичных, региональных и зарубежных музеях, ознакомлению с центрами народного искусства в стране и за рубежом, а также проведение творческих экспедиций в центры народного искусства России, главным образом в центры кружевоплетения выступает как основной фактор этой модели.
Организация научно-исследовательской деятельности студентов по возрождению угасших центров кружевоплетения, восстановлению забытых технических приемов исполнения отдельных элементов, включение в учебно-проектную деятельность студентов изделий из старинного ассортимента кружевных изделий способствует формированию и совершенствованию творческой личности и творческого мышления студентов.
И здесь необходимо введение учебных заданий по разработке современного ассортимента кружевных изделий, включение в технологию их изготовления ранее применявшихся (почти забытых) декоративных приемов (например, цветные обводки или металлизированные нити), экспериментов с применением бисера, пайеток .
Важными являются также учебно - творческие задания на соединение кружева с другими видами народного искусства как результат совместной работы с другими кафедрами (работа по включению кружева в ювелирные изделия, соединение их в веерах и зонтиках с резными из кости ручками, вставками и т.д.
Образовательная деятельность кафедры невозможна без тесных научно-творческих контактов с музеями Санкт-Петербурга и России (Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Российского этнографического музея, Вологодского историко-архитектурного музея - заповедника, художественных музеев российских центров кружевоплетения - Ельца, Вятки, Киришей, Рязани, Михайлова, Вологды и т.д.
Деятельность кафедры по внедрению инновационной педагогической модели рассматривается как эксперимент в профессиональном образовании в области художественного кружевоплетения. Тем более , что в эту работу включены не только основная общеобразовательная школа и колледж как подразделения высшего учебного заведения - Высшей школы народных искусств, но и другое учебное заведение - Вологодское училище народных промыслов № 15, где ведѐтся подготовка по образовательным программам начального и среднего профессионального образования в области художественного вологодского кружевоплетения.
Сегодня проводимый педагогический эксперимент можно считать успешным. Подтверждением тому являются следующие факты: обучавшиеся по традиционным программам студентки кафедры в 2007 году заняли 3 и 4 место на Всероссийском профессиональном конкурсе художников - мастеров кружевоплетения «Серебряная коклюшка», в котором приняли участие более семидесяти кружевниц различных школ (школы как направление в художественном кружевоплетении), уже в 2009 году студенты, обучающиеся в институте в экспериментальной группе, на этом же конкурсе завоевали все три высшие профессиональные награды в области художественного кружевоплетения - золотую, серебряную и бронзовую коклюшки. А это серьѐзный показатель качества профессионального образования в области художественного кружевоплетения России.
Литература:
1. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М.: Культура и просвещение. 1922 .- 66 с. 2. Большова С. И. Формы и методы передачи мастерства в Михайловском производств. объединении"Труженица".М.:НИИХП , 1990. 3. Василенко В. М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х - ХХ в.в. М.: Советский художник, 1974 .- 294 с.
4. Ведерникова Н. М. Возрождение традиционного мастерства на художественных промыслах Кировской области. Сб .трудов НИИХП " Формы и методы мастерства в современных традиционных промыслах". М. 1990. 5. Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. СПБ.,1892. 6. Давыдова С. А. Очерк кружевной промышленности. - В кн.: Кустарная промышленность в России, Женские промыслы. СПБ.,1913. 7. Давыдова С. А. Кустарная промышленность Рязанской губернии . СПБ., 1881. 8. Максимович В. Ф. Народные художественные промыслы. (Научно - методическое пособие для высших и средних профессиональных учебных заведений культуры и искусств ). - М., 1999.- 65 с 9. Уткин П. И. О предметной сущности и художественном содержании изделий народных промыслов. М. : НИИХП, 1992.
Инновационная педагогическая модель профессионального образования в художественном кружевоплетении
Аннотация:
В статье представлена инновационная педагогическая модель непрерывного профессионального образования в области художественного кружевоплетения, направленная на воспитание творческой личности с широким общекультурным и профессиональным кругозором, художника- носителя этой культуры.