ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ФГОС

Суханкина Елена Николаевна

к.п.н., доцент кафедры филологического образования МИОО

Аннотация: 
Статья посвящена особенностям использования инновационных форм коммуникативно-речевого развития личности в контексте введения ФГОС и вопросам применения педагогом компетентностного подхода в современном образовательном пространстве.
«Плохой учитель преподносит истину,
 хороший – учит её находить» (А. Дистервег)
 
В век информационных технологий и активного научно-технического развития, в эпоху образовательных и компьютерных инноваций важное место отводится педагогическому процессу, а именно осуществлению всех, предусмотренных законодательной и нормативно-правовой базой задач по реализации эффективного обучения в образовательных учреждениях.
Именно сегодня во главу угла ставится личность педагога, его компетентность, способность, занимая лидирующую коммуникативную позицию, создавать успешное образовательное пространство, организовывать продуктивное речевое взаимодействие с учащимися, ориентируясь на поисково-исследовательскую деятельность детей и партнёрские отношения со всеми субъектами образовательного процесса.
Введение нового стандарта ориентирует систему образования на достижение качественно новых результатов обучения посредством реализации парадигмы деятельностного развития, основным результатом которой сегодня является развитие ребенка на основе учебной деятельности.
Таким образом, основная педагогическая задача, стоящая перед школой и учителем – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Можно говорить о том, что вектор смещения акцентов нового стандарта имеет следующую схему:
  1. Как учить? (обновление средств обучения)
  2. Ради чего учить? (ценности образования)
  3. Чему учить? (обновление содержания)
Настоящий урок – это творческий процесс, это совместный поиск истины учителем и учеником. В связи с чем в основе учебной деятельности, организуемой педагогом, лежит всё та же ориентация на парадигму деятельностного развития, приобретающая в настоящее время особое практическое значение в профессиональной деятельности учителя.
Выявляя частности, в качестве одной из основных педагогических задач согласно введению ФГОС и определению новой и особой роли учителя на уроке, мы выделяем конструирование компетентностных учебных заданий, в т.ч. и непосредственно самим педагогом, интересных современному ученику и повышающих его мотивацию к учебной деятельности, к нахождению ответов на поставленные и встающие перед ним вопросы.
Суть компетентностного подхода: овладение учащимися определенным набором способов деятельности, позволяющими им ориентироваться в потоке получаемой информации, обрабатывать, понимать и использовать её в дальнейшем согласно задачам каждой конкретной коммуникативно-речевой ситуации. Подчеркнем, что по ФГОС, это уже не просто пересказ или воспроизведение информации (текста), это владение материалом, умение строить собственные размышления, делать выводы и предлагать решения, основываясь на полученном знании, а также свободно демонстрировать в коммуникации полученный смысловой инструмент.
В связи с чем возникает естественная проблема учительства – перед педагогической общественностью встают закономерные вопросы: как применить компетентностный подход на практике; какого типа задания сегодня нужно использовать в соответствии с ФГОС; что такое компетентностное учебное задание, как проводить компетентностный урок и многие другие.
Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое:
  • проверяет компетенции;
  • носит ситуативно-ролевой характер;
  • включает контексты (опорные учебные материалы);
  • является аутентичным (жизненным) и др.
Среди требований к проведению компетентностного урока можно выделить следующие:
1. Изменение форм и технологий обучения, которые помогут создавать ситуации неопределенности, выбора;
2. Учебный материал отличается проблемностью (дилеммы, проблемные вопросы, неоднозначные ситуации);
3. Создание ситуаций, которые являются жизненно важными для ученика и находят отражение в социальном опыте.;
4. Конструирование новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, создание проблемных ситуаций, приближенных к реальным;
5. Учебная деятельность носит исследовательский и практико-ориентированный характер, проходящий в деятельностном режиме;
6. Организация всевозможных практикумов, реализация ученических проектов, проведение мероприятий, поддерживающих и развивающих способности общения у учеников;
7. Самостоятельное добывание знаний учащимися;
8. Выстраивание в ходе образовательного процесса партнерских отношений. Дети получают права активных организаторов, творцов, участников всех сторон жизнедеятельности учреждения;
9. Включение творческой и инновационной составляющих в процесс обучения.
10. Школа приобретает характер открытой системы, более тесно связанной с окружающим социумом;
11. Дети осуществляют самооценку учебной деятельности, формируют навык рефлексии и саморефлексии.
Анализ особенностей реализации различных видов УУД приводит нас к выводам, что «хорошее» задание – назовём так задание успешное, результативное, формирующее компетенции, позволяет реализовать следующие важные педагогические направления работы с учащимися.
А) с точки зрения личностных УУД даёт ученику возможность:
  • выразить свою позицию/ценностное суждение
- разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою;
- оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками;
- прямо сформулировав свою позицию;
  • аргументировать (пояснить, прокомментировать) свою позицию, оценку и/или свой выбор.
Б) с точки зрения регулятивных УУД требует от ученика:
  • самооценки на основе соотнесения результата с
- пониманием учебной задачи;
- и(или) критериями оценки;
- и(или) способами выполнения;
  • выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение;
  • постановки новых учебных задач.
В) с точки зрения коммуникативных УУД требует от учащегося:
  • совместной работы (парной/групповой) учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов, в том числе – принятия согласованных решений, например:
- о важных особенностях или требованиях к проекту/дизайну/…;
- о способах выполнения задания;
- о распределении обязанностей, координации усилий;
  • разделения ответственности за конечный результат, осуществление взаимного контроля;
  • создания общего продукта из взаимосвязанных частей.
Г) с точки зрения познавательных УУД предполагает наличие у ребёнка:
  • проблемы (новой, ранее незнакомой, неожиданной), требующей самостоятельного принятия решения; как правило:
- нового взгляда на известный объект;
- создания нового объекта, отвечающего заданным требованиям;
- «устранения неполадок»;
  • ситуации неопределенности, требующей поиска приемлемого решения и (или) выбора одного из возможных альтернативных решений;
  • воплощения принятого решения на практике.
Приведем несколько примеров компетентностных заданий по русскому языку (Примеры заданий взяты из учебника под ред. А.Д. Шмелева (6 класс, I часть) [6]:
  1. Обоснование или Выбор и обоснование ценностного суждения
Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций. Выбери из них три, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь.
  1. Самопроверка (типовое построение задания на самопроверку).
Прочитайте. Обсудите, чего не хватает тексту, лишенному прилагательных. Изучите список прилагательных. Заполните ими пробелы в тексте. Послушайте текст. 
  1. Самооценка.
Оцените выполнение задания. Удалось ли вам осуществить задуманное? Благодаря чему удалось или почему не удалось? Наметьте план выполнения задания. Заполните лист продвижения по заданию и/или лист самооценки.
  1. Сочинение-рассуждение.
Что вы больше любите – смотреть телевизор или читать новости в Интернете? Что вам проще – позвонить по телефону или послать смс-сообщение? Прочитать самому учебник или послушать объяснение учителя или родителей? Продолжите устное размышление на эту тему, используя заданное начало сочинения-рассуждения.
  1. Проектное задание /работа в группе.
Послушайте рассказ о двух видах разбора, сопоставьте его с образцами письменного разбора. Ответьте на вопросы… Обсудите, чем различаются морфемный и словообразовательный разборы слова.
Придумайте таблицу (или иное наглядное пособие), чтобы показать различия между морфемным и словообразовательным разбором. Представьте результаты своего труда в классе, постарайтесь убедить одноклассников в полезности вашего изобретения.  
  1. Работа в паре.
Запишите слова, разделив их на тематические группы. Выберите одну из тематических групп прилагательных и составьте с ними небольшой текст-описание.
  1. Развитие речи (парная работа).
Работа в паре. Придумайте свои вопросы для этой радиопередачи (возможность перенести знания в новую ситуацию).
В одной из школ ученики ведут на своей школьной радиостанции передачу о русском языке. Ответьте на вопросы, которые они задают своим радиослушателям: Как правильно: Я встретил Петю Шевчука или Петю Шевчук?..
Ситуативная обусловленность подобных заданий, погружённость в контекст учебной задачи, формулируемой авторами учебника и/или учителем, во многом определяют сегодня не столько мотивационный аспект учебной деятельности и заинтересованность учащихся в обучении, сколько в целом затрагивают вопрос качества знаний учащихся и их личностной результативности как в моменте «здесь и сейчас», так и в перспективном рассмотрении. 
Выделим самые основные и наиболее «обобщенные» и приемлемые в современной педагогической системе и значимые для коммуникативно-речевого развития личности технологии:
  1. Проблемное обучение;
  2. Концентрированное обучение;
  3. Модульное обучение;
  4. Развивающее обучение;
  5. Дифференцированное обучение;
  6. Активное (контекстное) обучение;
  7. Игровое обучение [5];
  8. Обучение развитию критического мышления и т.п.
Подчеркнем, при этом любая технология сегодня – только схема, если она реализуется без учителя. Технология в руках учителя-мастера – гарантированный результат [4].
Без творческой составляющей, коммуникативно-креативного аспекта использования языковых и иных предметных знаний сформировать гармонично-развитую личность практически невозможно. Учитывая необходимость в постоянном развитии личности, реализуемую посредством речи и через речь как устную, так и письменную или печатную, подчеркнем важный момент речетворчества, который необходим человеку в любом возрасте: столь значимый в 2-3 года, этот процесс не утрачивает своего значения для формирования полноценного языкового и речевого мышления современной личности на протяжении всей жизни. Посредством речи человек постигает себя и другого человека в этом мире, приобретает предметные знания, профессиональный и жизненный опыт, осуществляет массу различных мыслительных операций, без которых его невозможно воспринимать как думающее интеллектуально-развитое существо.
Творческие задания, упражнения проблемного характера, групповая работа или работа в парах, языковые и речевые игры, квест-маршруты и интерактивные экскурсии, проектно-исследовательская деятельность, а также многие другие формы современного обучения дают хорошие показатели и действительно эффективны в обучении не только подрастающего поколения, но и сформировавшейся личности.
Как формулировать задания, задавать вопросы и строить учебное взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса в контексте использования современных методов обучения, нового ФГОС и образовательных подходов, ориентируясь на конкретный класс, ученика, тему урока, известно только учителю, способному синтезировать и направлять в нужное русло все средства, данные ему сегодня в рамках его профессиональной деятельности [1]. К ним можно отнести как традиционные методы работы, так и новые: методы проектов, дебатов, круглых столов, кейс-методы и многие другие, в том числе и вышеперечисленные.
При этом следует помнить, что самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания (Адольф Дистервег) [3].
 
ЛИТЕРАТУРА
  1. Давыдов В.В. Труды Дистервега и современная педагогика // Педагогика. – 1992. – № 1- 2.
  2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.: Владос-Пресс, 2003.
  3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956.
  4. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим-Бада. – М.,2003.
  5. Стукалова О.В. Педагогика искусства и гуманитаризация высшего профессионального образования: к вопросу методологии // Педагогика искусства: электронный научный журнал, № 3, 2010. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2010/11_09_stukalova.pdf – 0.5 п.л.
  6. Шмелев В.Д. Русский язык. 6 класс. В 2-х ч. – М., 1 ч.,  2013.
  7. Юдушкина О.В. Структура лирического произведения и информационные технологии // Педагогика искусства: электронный научный журнал, № 1, 2015. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/yudushkina.pdf