Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России (Номер для публикаций: 27.7394.2017/8.9)
Введение.
Становление современного российского образования происходит в условиях значительных политических, экономических и социальных преобразований. В Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» особое внимание обращается на необходимость «укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации», на «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [11].
Смена ценностных приоритетов в конце прошлого века повлияла не только на процесс совершенствования или реформирования национальных систем образования, но и на художественное развитие поколения информационной эпохи. Российская система художественного образования - уникальный в мировой культуре, науке и образовании «бренд, который мы сохранили» (А.О. Аракелова) [3] - продолжает активный научный поиск в области обновления содержания и повышения качества на современном этапе.
Инновационные концепции в образовании конца ХХ - начала ХХI вв. стали веянием времени, что нашло свое отражение в многочисленных междисциплинарных исследованиях современных ученых и педагогов [2, 4-8]. Проблема поликультурного развития современных обучающихся в контексте социокультурной среды все чаще оказывается в центре внимания фундаментальных и прикладных научных исследований в области изучения феномена инновации, под которой вслед за исследователями Г.И. Герасимовым и Л.В. Илюхиной мы понимаем «востребованную временем и обстоятельствами (потребностями развития) сущность, вокруг которой формируется содержание новшества, принципиально отличное от всех ранее применявшихся в данной системе» [5. с.21].
Направления работы и исследовательская база
Изучение инновационных форм обучения в области поликультурного развития с учетом социокультурной среды региона проводилось в рамках Проекта прикладных исследований ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» «Содержание и механизмы модернизации художественного образования».
Главное направление исследования - анализ инновационных форм обучения в области поликультурного развития и социокультурной среды современного российского образовательного пространства.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, раскрывающей проблему инноваций в мировом и российском образовании; обобщение и анализ опыта педагогической работы преподавателей московского и смоленского регионов, систематизация и классификация педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа, педагогическое наблюдение, анализ документации, метод экспертной оценки (на зачетах, экзаменах, концертах, конкурсах и музыкальных фестивалях), анкетирование, беседа.
Экспериментальная работа по данным направлениям позволила привлечь к исследованию максимальное число учителей. Опорной базой стали в:
московском регионе - ГБОУ г. Москвы «Школа №875», ГБОУ г. Москвы «Школа №1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника», ГБПОУ г. Москвы ОК «Юго-Запад», МОУ «Георгиевская гимназия» (г. Егорьевск, Московская область);
смоленском регионе - МБОУ «Средняя школа №27 имени Э.А. Хиля» города Смоленска, МБОУ «Средняя школа №30 имени С.А. Железнова» г. Смоленска, МБОУ «Средняя школа № 21 имени Н.И. Рыленкова» города Смоленска, МБУДО «Детская художественная школа имени М.К. Тенишевой» города Смоленска, МБУДО «Хиславичская детская школа искусств» (п. Хиславичи, Смоленская область), МБОУ «Хиславичская средняя школа» (п. Хиславичи, Смоленская область), МБОУ «Растегаевская основная школа» (Хиславичский район, Смоленская область), МБОУ «Череповская основная школа» (Хиславичский район, Смоленская область), МБОУ «Средняя школа №3» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области. Всего в настоящем исследовании приняли участие 38 преподавателей и 957 обучающихся.
Результаты
Поиск универсальных механизмов совершенствования системы отечественного образования в области поликультурного развития показывает, насколько многообразна совместная образовательная деятельность московского и смоленского учительства в организации современного инновационного учебно-воспитательного процесса (Таблица 1).
Педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа в рамках исследования позволили сделать вывод о том, что самыми востребованными в «методическом портфеле» учителей оказались формы организации учебного процесса с использованием следующих педагогических технологий: проектной (98% и 71% - московский и смоленский регион соответственно) – один из приоритетов в области инновационных учебных технологий с учётом поставленных целей образования, учебного диалога (86% и 51%) и модульной (82% и 64%).
Занятия в форме самостоятельной деятельности (78% и 54%), урок-исследование (73% и 38%), инновационная технология «Развитие критического мышления» (68% и 39%), игра как форма познавательной деятельности учащихся (43% и 21%) позволяет, по мнению респондентов, достигать поставленных стандартом образования целей другими, альтернативными традиционным, методами, сохраняя при этом все достижения российской дидактики.
Лекция как форма организации учебного процесса («лекция вдвоем» - 22%, «лекция-провокация» - 9%), направленного на активизацию обучения, отмечена московскими учителями как действенный метод инновационного интегрированного обучения, нацеленного на мотивацию к науке как методу научно-исследовательской деятельности, формирование и развитие критического мышления учащихся в социокультурном контексте.
В рамках анкетирования и бесед с учителями прозвучали и другие инновационные формы образовательной деятельности, которые вошли в раздел «Другие» (28% и 14% - соответственно).
Московские учителя указали на использование в собственной инновационной профессиональной деятельности в контексте поликультурного развития учащихся следующие занятия: спектакли (моноспектакли) на уроке литературы в контексте диалога искусств (4%), уроки мировой художественной культуры с использованием информационных технологий (4%), уроки русского и иностранного языков с использованием компьютерного тестирования (8%), а также - уроки музыки с применением интерактивных компьютерных обучающих программ (12%), которые, по мнению главного редактора журнала «Музыка и электроника», члена Союза композиторов Москвы И.М. Красильникова, благодаря «внешнему музыкальному дополнению» позволяют «погрузить ребенка в мир музыкальных образов. А, значит, подобный прием отвечает решению ключевой задачи массового образования - развитию музыкальности детей» [9, 78].
Смоленские учителя в разделе «Другие» отметили такие инновационные формы организации обучения, построенные на педагогическом эксперименте по отработке новых методических приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе, как урок-путешествие «Гений места» (4%), урок-моноспектакль по литературе (4%), урок-музыкальная импровизация (4%), урок-музыкальная импровизация (4%), урок-телеконференция (8%), урок-интервью - диалог с деятелем искусства (12%).
Уроки-спектакли (или уроки-моноспектакли) по произведениям русской классической литературы востребованы у одаренных и театрально мотивированных учащихся московского и смоленского регионов. Учебная деятельность в контексте диалога искусств положительно влияет на их творческое развитие. Например, литературно-театральный проект «МОНО+», реализуемый в московской «Гимназии №1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника» в рамках интегрированной программы «Мастерская моноспектакля» художественно одаренными и творчески мотивированными учащимися 7 класса под руководством учителя русского языка и литературы Петровой Т.С, посвящен моноспектаклю как феномену искусства и образования [12, с.103]. Моноспектакли на уроке литературы, поставленные в контексте диалога искусств, в которых музыкальная часть реализовалась на основе авторской концепции освоения музыкальной культуры конца ХХ-начала XXI веков Е.М. Акишиной, а театральная - в рамках программы О.В. Гальчук «Мастерская моноспектакля», были отмечены следующими наградами: «У каждого человека под шляпой свой театр» (музыкальное оформление - музыка А.Г. Шнитке) - первое место на окружном конкурсе «Технопарк» Московской научно-практической конференции школьников (январь 2018г.); «От книги - к театру, от театра - к книге» с использованием музыки композиторов ХХ – начала XXI веков - С.А. Губайдулиной, А.Г. Шнитке, И.М. Красильникова - был отмечен Дипломом победителя в номинации молодежной проблематики «Классика и современность» Московского городского конкурса социальных проектов учащихся «Я - гражданин России!» в рамках Городского плана мероприятий системы Департамента образования города Москвы на 2017-2018 уч.г.
Моноспектакли «Истинное моё счастье» по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и «Влюбленность Марии» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (учитель русского языка и литературы Балина И.Д.) учениц 8 класса МБОУ «Череповская основная школа» (Хиславичский район, Смоленская область), «Все, что ни есть лучшего на свете…» (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба») ученицы 7 класса МБОУ «Средняя школа №21 Н.И. Рыленкова» города Смоленска (учитель русского языка и литературы Хриптулова Т.Н.) стали лауреатами Фестиваля ученических моноспектаклей «Ступенька к сцене» в рамках Всероссийского научно-просветительского проекта «В поисках художественных открытий» (декабрь 2017г.).
В задачи исследования входило уточнение мотивации использования инновационных форм обучения учителем, выяснение причин выбора системы учебно-воспитательной работы в контексте поликультурного развития, роли социокультурной среды региона в воспитании положительного отношения учащихся к искусству.
Интерпретация полученных данных позволила уточнить следующие вопросы: личностно-ориентированное образование как парадигма современного образования является ключом к пониманию педагогических ценностей учителями-гуманитариями, построению их собственного учебно-воспитательного процесса в контексте диалога искусств. Решение образовательных задач в области поликультурного развития предполагает определение специфики музыкальной, изобразительной, литературной деятельности с учетом социокультурной среды московского и смоленского регионов.
Надо отметить, что художественный и духовно-нравственный потенциал регионов - Московского как столичного и Смоленского как древнейшего административного, промышленного и культурного центра России (в настоящее время глубоко провинциального) - в современном поликультурном образовательном пространстве весьма высок.
Столичные учителя отметили следующие важнейшие «точки пересечения культурных эпох» Москвы, творческое знакомство с которыми необходимо для формирования нравственно-ценностной культуры учащихся: историко-художественный комплекс «Московский кремль» и Красную площадь (100%), Государственный Академический Большой театр (96%), Казанский собор (96%), Государственную Третьяковскую галерею (92%), Оружейная палата Кремля (88%), Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского (78%), Мемориальный комплекс Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на Поклонной горе (72%), Алмазный фонд России (68%), Московский Художественный театр имени А.П. Чехова (56%), Храм Василия Блаженного - Покровский собор что на Рву (52%), Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка) в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года (48%), Воробьёвы горы (48%) и т.д.
Смоленские учителя чаще всего в своих ответах называли в качестве «точек пересечения культурных эпох»: главную «визитную карточку» города и региона - Свято-Успенский кафедральный собор (100%), Церковь Петра и Павла XII века (100%), Церковь Иоанна Богослова XII века (100%), Церковь Архангела Михаила (Свирская) (100%), а также художественные структуры Смоленского государственного музея-заповедника: Историко-архитектурный комплекс «Теремок» (92%), Художественную галерею (86%), Музей-усадьбу М.И. Глинки в Новоспасском (72%), Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки (68%), Музей-усадьбу А.Т. Твардовского – хутор Загорье (62%). В качестве ответов были приведены и Сад Блонье с памятником М.И. Глинке (48%), «путь из варяг в греки», пролегаемый через Смоленск (36%), и «семь холмов», на которых располагается древний город (32%), Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег» (28%) и др.
Как видим, одним из условий поликультурного развития современных обучающихся с учетом социокультурной среды, по мнению учителей, является «диалог поколений» и «диалог искусств», своего рода связь музыкального, изобразительного, литературного наследия великих сынов России и специфика взаимоотношения архитектуры и природного ландшафта Москвы и Смоленска в школьном образовательном пространстве.
Рассмотрение концептуальных основ модернизации школьных образовательных областей «Искусство» и «Филология» в контексте педагогических инноваций являлось одним из приоритетных в нашем исследовании. Проводя анкетирование учащихся 7-11 классов мы наблюдали динамику интересов обучающихся к различным видам искусства в процессе учебно-воспитательной деятельности с использованием инновационных форм организации обучения (Таблица 2).
Исследование позволило выявить наиболее понравившиеся им произведения изобразительного (живопись, архитектура, скульптура), музыкального, фото-, кино- и театрального, словесного искусства, дизайна одежды (искусство моды).
Анализ анкет показал как количественные изменения интереса учащихся по видам искусства, так и качественные, обнаружил художественную осведомленность учащихся не только с детства знакомым им видам искусства - литература, музыка, живопись, но и в новом для них FASHION-мире.
В сравнении с другими видами искусства интерес к музыке - классической и современной - неуклонно превышал другие интересы учащихся (от 37% в 7 классе до 91% в 11 классе). На наш взгляд, это связано с процессом реализации системы освоения музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI веков в практике непрерывного художественного образования, а также огромным социокультурным потенциалом музыки в воспитательно-педагогическом процессе средней школы [1, 17-20].
Следует отметить немаловажный факт появления в школьном образовательном пространстве принципиально нового музыкального мира, постижение которого возможно только при условии сознательного обращения слушателей - как профессионалов, так и любителей - к явлениям современного музыкального континуума. Вопросы создания педагогически организованной музыкальной среды сейчас особенно актуальны, так как в общеобразовательной школе последовательно сокращается учебное время, отводимое на предметы эстетического цикла, в том числе и на предмет «Музыка».
Преодолению этой проблемы способствует разработанная одним из авторов данной статьи - Е.М. Акишиной система освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ-начала ХХI века, которая предоставляет педагогу эффективные методы, а также критериально-диагностические параметры оценки качества образования, направленные на раскрытие творческого потенциала обучающихся в процессе их приобщения к музыке, близкой эпохе, в которой они живут, раскрывающей ее особенный характер.
Методические рекомендации по педагогическому сопровождению музыкально-творческого развития обучающихся на разных этапах непрерывного музыкального образования, включающие инновационные методики и технологии, такие, как проектные, поисковые, исследовательские методики, технологии учебного диалога, имитационных игр, развития критического мышления, модульная технология и т.п. оказались весьма востребованными у преподавателей общеобразовательных школ и музыкальных (фортепианного, духовых и ударных инструментов, народного) отделений детской школы искусств, участвующих в данном исследовании.
Все это позволяет значительно оптимизировать образовательный процесс и создавать условия для творческого развития обучающихся различных возрастных групп, поскольку нельзя не согласиться с авторитетным мнением А.А. Мелик-Пашаева, что «когда интерес к музыке или к другому виду искусства овладевает душой ребенка, то все его отдельные психологические качества «перенастраиваются» и превращаются в те самые специальные способности, которыми он вчера еще, казалось бы, не обладал. Больше того: показано, что целеустремленные занятия той или иной деятельностью трансформируют в нужном направлении и сами структуры мозга: человек не только обусловлен своей природой, но является и ее ответственным хозяином и преобразователем» [10, 15].
Динамика интереса учащихся к изучению учебной дисциплины «Литература» как искусства художественного Слова (от 32% в 7 классе до 87% в 11 классе) позволяет говорить о значимости словесности как феномена культуры читательского восприятия художественного текста, нацеленного, по мнению преподавателей, участвующих в анкетировании, на образное и аналитическое мышление, литературно-творческие способности учащихся, их читательские интересы, художественный вкус.
Интерес учащихся к таким видам искусства как театр (от 21% в 7 классе до 48% в 11 классе), кино (от 17% в 7 классе до 56% в 11 классе), фотографии (от 15% в 7 классе до 35% в 11 классе), живописи (от 13% в 7 классе до 21% в 11 классе), скульптуре (от 3% в 9 классе до 18% в 11 классе), архитектуре (от 10% в 7 классе до 21% в 11 классе), дизайне одежды (от 8% в 7 классе до 15% в 11 классе) во многом связано с разработкой инновационных форм продвижения и трансляции опыта российского художественного образования в школьный учебный процесс и социокультурное пространство.
4. Выводы
Опора на педагогический потенциал взаимодействия различных видов искусств в инновационной образовательной среде эффективно влияет не только на качество российского образования, позволяя внедрять в практику образовательных организаций разного уровня интегрированное обучение в условиях взаимодействия базового и дополнительного художественного образования.
Полученные в ходе научного исследования результаты и выводы могут быть использованы при подготовке учителей в педагогических вузах, в системе повышения квалификации руководителей и педагогов образовательных организаций.
ЛИТЕРАТУРА
Акишина Е.М. Социокультурный потенциал музыки в воспитательно-педагогическом процессе средней школы / Е.М. Акишина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 6. - С. 17-20.
Ангеловски К. Учителя и инновации. - М.: Просвещение, 1991.
Аракелова А.О. Российская система художественного образования: бренд, который мы сохранили / А.О. Аракелова // Играем с начала. Da capo al fine: Сайт всероссийской музыкально-информационной газеты: 31.08.2018. - Эл. код доступа: http://gazetaigraem.ru/a22201808.
Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободной. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003.
Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. – Ростов н/д: НДМ «Логос», 1999.
Илюхина Л.В. Инновации в образовании: процесс организационных преобразований: Социологический аспект. – Дисс. … канд. соц. наук: код cпециальности ВАК: 22.00.04. - Новочеркасск, 1999.
Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, А. Пинского. - М., 1997.
Инновационные концепции современного образования: новый взгляд на образование / Л.В. Школяр, Л.Г. Савенкова, О.В. Стукалова, Е.П. Олесина и др.; ФГБНУ «Институт художественного образования Российской академии образования»; [ред. – сост. Л.Г. Савенкова]. – Москва: Интеллект-Центр, 2014.
Красильников И.М. Концепция интерактивной музыкальной деятельности школьников (часть 1) [Электронный ресурс] / И.М. Красильников // Педагогика искусства. – 2016. – № 1. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/72_-_84_krasilnikov.pdf.
Мелик-Пашаев А.А. К вопросу о предикторах художественной одаренности ребенка / А.А. Мелик-Пашаев // Творческое становление детей и молодежи: теория, практика, региональный аспект: сборник докладов по итогам межрегионального междисциплинарного научного кластера «Смоленск: искусство и процессы формирования местной идентичности» (22 июня 2017г.) и научного семинара «Предикторы творчества» (26 октября 2017г.). - М., ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2017. – С. 12-18.
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ. – Эл. код доступа: http://prezident.org/articles/ukaz-prezidenta-rf-204-ot-7-maja-2018-goda-07-05-2018.html.
Петрова Т.С. «Мастерская моноспектакля» на уроке и внеклассной деятельности по литературе в контексте диалога искусств / Т.С. Петрова // Творческое становление детей и молодежи: теория, практика, региональный аспект: сборник докладов по итогам межрегионального междисциплинарного научного кластера «Смоленск: искусство и процессы формирования местной идентичности» (22 июня 2017г.) и научного семинара «Предикторы творчества» (26 октября 2017г.). - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2017. – С. 102-108.