Музыка в общеобразовательной школе — «…это не только отдельная учебная дисциплина и составляющая уроков эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных занятий и форма эстетизации школьных праздников и развлекательных мероприятий, но это и одухотворяющий компонент всей учебной школьной деятельности, который может быть использован буквально в любом школьном уроке» *1: 281+. Большую роль при этом играет целостность восприятия «музыкального мира». Формирование у учащихся целостной картины этого мира невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования. Что же такое интеграция? Вот как это понятие трактуется в логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова: «Интеграция — это объединение в целом каких-либо частей, элементов» *2: 595+. Философский словарь дает следующее определение: «Интеграция — это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей, элементов» *3: 710+. Однако в приведенных определениях даны лишь общие характеристики понятия, нас же интересует его образовательный аспект, поэтому приведем еще одну цитату: «Интеграция в образовательной системе — это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения» *4: 9+. Применительно к музыкальному обучению понятие «интеграция» может иметь несколько значений: • создание у школьника целостного представления о музыкальном мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Результат такой интеграции — ученик получает те знания, которые позволяют ему увидеть связь между отдельными музыкальными понятиями, представить музыкальный мир как единое целое; • нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция — средство обучения). На стыке уже имеющихся предметных знаний дети получают все новые и новые представления о музыкальном мире, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали); • развитие у учащихся музыкального интегративного мышления (здесь интеграция результат обучения). Учащийся, сравнивая, делая логические выводы, мыслит данный музыкальный объект в разносторонней сфере представлений и музыкальных понятий, устанавливая связи между различными формами мыслительных понятий. Интеграция на уроках музыки осуществляется на нескольких уровнях. Во-первых — это внутрипредметная интеграция, когда исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Например, это интеграция между освоением теории и истории музыки, которые объединены логикой познания музыкального языка в историческом срезе развития музыкальных стилей. Второй уровень интеграции —
межпредметная интеграция. Это объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий. Учителю, задумавшему провести интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция — это не просто сложение, а взаимопроникновение двух и более предметов, поэтому на одном занятии не могут быть представлены в равной степени музыка и литература, музыка и история и т. д. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, а иначе польза от интегрирования будет сомнительная, а вред (хотя бы в виде перегрузки) явный. Чем же отличается интегрированный урок от традиционного? Структура интегрированных уроков отличается от традиционных уроков следующими особенностями: • предельной четкостью, компактностью учебного материала, рассчитанного на 3-4 учебных часа; • логической взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе блока; • большой информативной емкостью учебного материала, используемого в блоке. Для интегрированных уроков характерны следующие формы (по Р. М. Чумичевой и Л. Л. Редько *5: 86+) организации содержания интегрированного блока: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая). Рассмотрим некоторые из них на примере уроков музыки. Пластообразная форма организации содержания интегрированного блока. Суть данной формы — наслоение различных видов деятельности, содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания. Например, в 5 классе тема урока «Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве», образ осени раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П. И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Осень» и др.); в изобразительном искусстве тема осени раскрывается в различных жанрах живописи: натюрморте, пейзаже, отображается посредством цвета, композиции (И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка» и др.); в литературе — через художественные средства выразительности (А. С. Пушкин «Осень», А. Толстой «Осень» и др.). Подход к отбору содержания предполагает осмысление учителем закономерности в чередовании пластов образовательного процесса с целью дать возможность каждому ученику быстрее познать изучаемое. Спиралевидная форма организации содержания интегрированного блока. Особенность данной формы в том, что содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, будут постепенно нарастать, количественно и качественно изменяться. Познание объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному. Спираль — это основное понятие, изучаемое на уроке . Например, в 4 классе занятии «Музыка Украины», оценить красоту мелодий украинских песен можно на основе восприятия красоты одного музыкального произведения и прийти к пониманию красоты музыкальной культуры Украины в произведениях музыкального, литературного, изобразительного искусства. Взаимопроникающая форма организации содержания интегрированного блока *4: 51+. Содержание этой формы строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и т. д. Известны такие виды уроков, как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование и т. п. Проникновение одной деятельности в другую обусловливается необходимостью расширения данного содержания или его закрепления. Также эта форма используется и при блочной подаче материала. Интеграция на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность. Имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся. Проведение
интегрированных уроков повышает рост профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.
Литература: 1. Развивающее обучение: история, теория, практика (Материалы зональной научно-практической конференции, октябрь 1998) М.: Начальная школа, 1998. 2. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник М.: Наука, 1975. 3. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 4. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока Изд-во Учитель, 2003. 5. Чумичева Р. М. Ребенок в мире культуры Ставрополь, 1998.
Интегрированный урок / изобразительное искусство — музыка / 5 класс
Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства». Цели урока: образовательные — знакомство учащихся с творчеством художников В. Васнецова, П. Корина и композиторов А. П. Бородина и С. С. Прокофьева; развивающие — развивать творческое мышление и воображение учащихся;воспитательные — воспитывать нравственные качества личности: любовь к Родине, патриотизм, любовь к прекрасному.
«Звать через прошлое к настоящему». М. П. Мусоргский Ход урока: Учитель ИЗО: Объявляет тему и эпиграф урока. — Как вы понимаете слова русского композитора М. П. Мусоргского? Ничто не показывает нам так наглядно связь прошлого с настоящим, неразрывную связь времен, как искусство. — К какому жанру изобразительного искусства относятся произведения художников, в которых отражены страницы истории? (исторический жанр) — Мы с вами знаем, что с самого начала образования русского государства, Русь постоянно подвергалась нападению врагов. И русичам приходилось защищать свои земли. — Вспомните, от кого приходилось защищать Древнюю Русь нашему народу? (половцы, татаро-монголы) Учитель музыки: Именно в те далекие времена, в народном творчестве начали воспевать подвиги русских богатырей. Образ богатыря родился в искусстве, как образ могучего защитника Родины. — Вспомните, в каких жанрах русской народной песни воспевались подвиги богатырей? (былины) — Какие вы помните былины о русских богатырях? («Про Добрыню», «Про Вольгу и Микулу») — Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) Учитель ИЗО: Сегодня в нашей картинной классной галерее репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри». Картины В. М. Васнецова нам знакомы с детства, это произведения на сюжеты русских сказок, былин. — Назовите их. («Аленушка», «Иван-царевич на сером волке») Картина «Богатыри» написана на былинно-историческую тему. В 1898г. она появилась в Третьяковской галерее. — Что изображает художник на картине? — События, какого периода русского государства изображены на картине?
— Охарактеризуйте образ богатырей. Какими вы их себе представляете? — Какой характер у главных героев? Три воина выстроились в ряд, самые любимые народные защитники — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Сам Васнецов так определил замысел картины: «...картина моя «Богатыри» — Добрыня, Илья, и Алеша на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?». Художнику удалось создать действительно яркий былинный образ народной богатырской силы, способной защитить родную землю от любого врага. Учитель музыки: Однажды русский композитор Александр Порфирьевич Бородин посетил крупнейший музей русского искусства — Третьяковскую галерею. Его просто поразила красота и мощь полотна В. Васнецова «Богатыри». Под впечатлением увиденного, он сочиняет симфонию, которую русский музыкальный критик Стасов назвал «Богатырской». Музыка «Богатырской» симфонии насыщена могучим дыханием русской земли. — Почему он дал такое название симфонии? — Какой характер этого произведения? — Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания музыкального образа? (Слушание «Богатырской» симфонии А.П.Бородина.) Силой и величием веет от этой музыки. Она звучит как могучий призыв, боевой клич. Словно ощущается тяжелая поступь исполина-богатыря, о котором можно сказать словами Пушкина:
На нем одежда славянина И на бедре славянский меч.
Учитель ИЗО: Следующее произведение в нашей галерее — картина работы могучего советского живописца Павла Корина «Александр Невский». Это произведение П. Корин нарисовал в годы. Великой Отечественной войны в 1942—1943 гг. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси. — Каким предстает перед нами Александр Невский? Посмотрите на собранную, подтянутую, грозную и величественную фигуру князя! Он опирается на меч, готовый в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на родную землю. Известны слова А. Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». — Как вы понимаете эти слова? (В этих словах заключена сила и правда мужественных защитников Родины.) — Какие черты характера и поступки присущи русскому воину? (Любовь к Родине, своему народу, героизм, доблесть, честь, уважение к старшим.) — Как вы считаете это нравственные поступки? Действительно, русский человек во все времена обладал нравственной силой, и в подтверждение этому события нашей истории, когда в годы Великой Отечественной войны русский народ проявлял мужество и героизм на полях сражений. И именно события 40-х годов нашего XX века вызвали к жизни это произведение, а не события XIII века. Учитель музыки: А теперь я назову еще два не менее выдающихся произведения советского искусства, посвященных той же теме и носящих то же название: «Александр Невский» — кинофильм Сергея Эйзенштейна и «Александр Невский» — кантата для солистки, хора и большого симфонического оркестра Сергея Прокофьева. Два гениальных русских мастера создали свои произведения в ту пору, когда гитлеровский
фашизм уже начал свое варварское вторжение в страны Европы. Фильм был создан в 1938 г., а кантата в 1939 г. Они прозвучали, как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу Родину. Вы сейчас прослушаете один эпизод из кантаты С. С. Прокофьева — хоровую песню «Вставайте, люди русские!» Это уже открытый, действенный зов к защите родной земли. (Слушание хора «Вставайте, люди русские!» С. С. Прокофьева.) Чувствуется, как в сюжетной оболочке начала XIII века кантата эта рождена дыханием нашей эпохи. И что уже совсем поразительно получилось: песню, характеризующую воинов Александра Невского, пели наши, советские солдаты, шедшие на бой с гитлеровскими фашистами. И чуть не ежедневно мощные репродукторы по всей стране несли призывные звуки этой прокофьевской песни: «Вставайте, люди русские! На смертный бой, на правый бой!», перекликаясь со словами другой могучей песни, созданной в первые же дни после начала войны композитором Александром Васильевичем Александровым: «Идет война народная, священная война!» Учитель ИЗО: Самостоятельная работа учащихся. — Я думаю, в процессе урока у каждого из вас сложился своей образ русского богатыря, воина-защитника. — Можно ли в наши дни встретить «богатыря»? Нарисуйте образ богатыря, таким, каким вы его себе представляете. Подведение итогов: Выставка работ учащихся на доске. Учитель ИЗО: Глядя, на произведения В. Васнецова и П. Корина мы можем сделать вывод, что сами художники обладали огромными нравственными качествами. Это, прежде всего, любовь и уважение к своей Родине, народу. Учитель музыки: — Какие качества человеческой души воспитывают все произведения музыканты и живописца, с которыми вы познакомились сегодня на уроке? (Любовь к своей земле, доблесть, честь, благородство, мужество.) И мы бы хотели, чтобы вы, ребята, росли достойными защитниками своей Родины. Хотелось бы прочитать вам отрывок из стихотворения Николая Рубцова «Видения на холме». Взбегу на холм и упаду в траву. И древностью повеет вдруг из дола. И вдруг картины грозного раздора Я в этот миг увижу наяву. Пустынный свет на звездных берегах И вереницы птиц твоих, Россия, Затмит на миг в крови и жемчугах Тупой башмак скуластого Батыя!.. Смотри, опять в леса твои и долы – Со всех сторон нагрянули они, Иных племен татары и монголы. Они несут на флагах черный крест, Они крестами небо закрестили, И не леса мне видятся окрест, А лес крестов в окрестностях России… Кресты, кресты… Я больше не могу! Я резко отниму от глаз ладони И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони. Заржут они – и где-то у осин Подхватит это медленное ржанье, И надо мной – бессмертных звезд Руси, Высоких звезд покойное мерцанье… Россия, Русь – куда я ни взгляну… За все твои страдания и битвы – Люблю твою, Россия, старину, Твои огни, погосты и молитвы, Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шепот ив у омутной воды, Люблю навек, до вечного покоя… Россия, Русь! Храни себя, храни! Исполнение «Песни о России» муз. В. Локтева, слова О. Высотской.
Интегрированный урок / история – музыка / 8 класс
Интегрированный урок / история – музыка / 8 класс Тема урока: «Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале 17 века». Цели урока: образовательные – помочь учащимся охарактеризовать причины, ход и основные этапы Смутного времени, роль народных масс в процессе выхода из политического кризиса; познакомить учащихся с музыкальным наследием С. А. Дегтярева и М. И. Глинки о патриотах России К. Минине, Д. Пожарском и Иване Сусанине; развивающие – развивать творческие способности детей; воспитательные – воспитывать нравственные качества личности чувство патриотизма, любовь к Родине. Ход урока: Учитель истории: 1. Повторение по теме: «Россия в начале 17 века». 2. Первое ополчение 1611 года. Второе ополчение 1612 года. К. Минин и Д.Пожарский. (Звучит музыка из оратории «Минин и Пожарский» С. А. Дегтярева.) . Учитель истории: В этой критической обстановке, вопреки колебаниям и изменам некоторых феодалов, народные массы все упорнее сражались за освобождение страны. Осенью 1611 года в Н. Новгороде начало формироваться 2 ополчение, во главе которого стали посадский староста Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. По городам рассылались грамоты: «Вера и Отечество наше погибает, но мы можем спасти их. Не пощадим жизни и имущества для избавления Москвы». Люди плакали, читая эти послания, они отдавали последние сбережения. Со всех концов в Н. Новгород стекались русские крестьяне и ремесленники. Пришли отряды татар, чувашей, мордвы, марийцев. Цель была сформулирована категорично: освободить Москву и создать новое русское правительство. Весной 1612 года ополчение начало движение из Н. Новгорода. В Ярославле к нему присоединились отряды из северных городов, страна поднималась на борьбу с интервентами. К концу июля 1612 года ополчение подошло к Москве, куда уже прибыло войско польского гетмана Ходкевича. 22—24 августа произошли решающие бои с интервентами, в которых проявился героизм ополченцев и полководческий талант К. Минина и Д. Пожарского. Сражение закончилось полным разгромом войск Ходкевича. Он с небольшой свитой ускакал, бросив артиллерию и 400 возов хлеба. Началась длительная осада Кремля. 26 октября 1612 года — интервенты сложили оружие и сдались. Народ освободил Москву.
Учитель музыки: Навечно в народной памяти остались имена К. Минина и Д. Пожарского. В 1818 году скульптор И. Мартос соорудил памятник этим героям (учитель показыывает репродукцию памятника). Памятник представляет собой скульптурную группу. Автор изобразил их в позах и одежде древнеримских воинов (так было принято в начале 19 века). Пожарский сидит, опершись на щит. Минин стоит с протянутой вперед рукой. Внизу барельеф, изображающий сбор пожертвований на народное ополчение и надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия». (Усиливается фон оратории «Минин и Пожарский». Музыка звучит 2—3 минуты.) Учитель музыки: Прозвучал хор «Пойдем, Отечество спасать» из оратории, которая называется «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы». Музыку написал композитор, который жил в конце 18 века, наш земляк. Его именем названо Белгородское музыкальное училище, и недавно был открыт памятник этому музыканту и дирижеру. (учитель показывает репродукцию памятника С. А. Дегтярева) — Назовите имя этого человека? Это Дегтярев Степан Аникиевич — русский дирижер и композитор. Родился он в 1766 году в слободе Борисовке Курской губернии (ныне поселок Борисовка Белгородской области) в семье крепостных графа Шереметева. Получив музыкальное образование в Москве, он затем работал в капелле графа Шереметева. Писал он в основном духовную музыку. Им написаны 60 духовных концертов и первые русские оратории. Наиболее известная из них оратория «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы», в которой он воспел подвиг русских людей. Многие русские композиторы воспевали подвиги русских людей в разные времена. — Какие вы помните музыкальные произведения? (Кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева — хор «Вставайте, люди русские»; С. Прокофьев опера «Война и мир» — ария Кутузова; М. И. Глинка опера «Иван Сусанин» — ария Сусанина.) - Вспомните и расскажите о подвиге И. Сусанина. Что это был за человек? Учитель истории; - Какие же исторические события этому предшествовали? Почему поляки оказались в Костромской губернии? После освобождения Москвы русские люди хотели возвести на престол героя-спасителя Дмитрия Пожарского. Но князь отклонил их намерение и напомнил о том, кто имел право на корону России. Это был близкий родственник русских царей Филарет Романов. Но он был в Польше пленником короля Сигизмунда, и был у него сын — 16-летний Михаил. Вот кто должен быть царем по праву рождения и воспитания. Бояре согласились. С этим известием московские послы отправились в поместье Романовых, что в Костромской губернии. Об этой новости узнали поляки и решили погубить избранного царя. Они решили опередить русских послов и решительно отправились в путь. Но, не доезжая несколько верст до нужного имения, они заблудились и случайно встретили крестьянина из села Домино Костромской губернии. Поляки спросили у него дорогу, назвали себя друзьями нового царя. Но крестьянин этот был умен и сметлив: догадался по одежде, что перед ним поляки. Он вызвался проводить их в имение Романовых, а сам повел их в другую сторону. Ночью пришли они в дремучий лес. Наконец поляки догадались, что их обманули и подвергли Ивана Сусанина мучительной смерти, но и сами выйти не смогли. Так подвиг простого русского крестьянина спас судьбу России. Поляки не смогли завладеть русским престолом, и 14 марта 1613 года на русский престол взошел Михаил Романов. Учитель музыки: В память об Иване Сусанине на его Родине в Костроме в 1967 году был поставлен памятник герою (учитель показывает репродукцию памятника). Об Иване Сусанине слагали стихи, сочиняли песни. Сейчас вы услышите стихотворение графини Ростопчиной.
Тебе ль, чугун, тебе ли мрамор ставить, Сусанин, доблестный и верный гражданин, Святой Руси достойный сын? Тебя ли можем мы через памятник прославить? Увековечим ли тебя в стране своей Деяньем рук и грудами камней? Чугун растопится... полудни мрамор белый Раздробят долгие морозы русских зим. Есть памятник иной: он тверд, несокрушим, Он силен и велик, как ты, Сусанин смелый! Сей, вечный памятник давно сооружен Тебе в сердцах признательных потомков: В дни крамолы и смут, из пепла, из обломков, С Россией новою восстал как феникс он, - И с нею все растет, могучий и спокойный Да!.. Благоденствие и слава Россиян, Да!.. Громкие хвалы позднейших сограждан Вот памятник, Сусанина достойный! Учитель музыки: Прошло более 100 лет, но о подвиге И.Сусанина не забывали. Поэт-декабрист Кондратий Рылеев написал стихотворение «Дума» о подвиге русского крестьянина. Стихотворение было известно всем, и простые люди передавали его из уст в уста. И вот на эти слова неизвестные авторы написали музыку. Так появилась народная песня «Сусанин».
1. Зимою морозной шла шайка людей, Шла шайка людей и не знала путей. 2 раза 2. Ничто не шелохнет, ни ель, ни береза, Лишь снег под ногами хрустит от мороза. 2 раза 3. «Куда ты завел нас? Ужасная даль!» «Веду, куда знаю! — Сусанин сказал. – 2 раза 4. Предателя, мнили, во мне вы нашли. Их нет, и не будет на русской земли! 2 раза 5. «Злодей! — закричали враги, закипев. – Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев! 2 раза 6. Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, И радостно гибнет за правое дело!» 2 раза (Исполняют русскую народную песню «Сусанин».) На уроках музыки мы уже знакомились с музыкальным произведением, посвященному подвигу И. Сусанина. — Как называется это произведение, и кто его написал? (опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки.) — Чем примечательна эта опера? (первая опера на русском языке.) — Какой фрагмент из этой оперы мы уже слушали на уроке музыки? (Слушание арии Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» из оперы «И. Сусанин».) Свою арию Иван Сусанин исполняет в последние часы своей жизни. Заканчивается действие оперы на Красной площади в Москве, где собрался народ, чтобы отпраздновать свою победу над поляками. Звучит хор «Славься», в котором народ славит родную землю и погибших героев, славит воинов во главе с Мининым и Пожарским, отстоявших свободу России, прославляет подвиг Сусанина. Сам М. И. Глинка назвал этот хор гимном — маршем.
— Как вы думаете, почему Глинка назвал хор гимном — маршем? А сейчас вы станете участниками праздника Победы над поляками, который проходил на нынешней Красной площади в Москве, но в начале 17 века. Представьте, что вы стоите на площади в Москве рядом с дочерью И. Сусанина Антониной, ее женихом Собининым, мальчиком Ваней и со всеми теми, кто героически сражался за освобождение своей Родины, и поёте гимн своей родной земле. Исполняют хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Учитель истории: - Кто сыграл решающую роль в освобождении России? - Почему они победили? Решающую роль в освобождении России сыграл народ. Любовь к Родине, смелость, героизм позволили им освободить страну. В ходе освободительной борьбы возросло национальное самосознание русского народа. Учитель музыки: Хотелось бы закончить сегодняшний урок на высокой патриотической ноте. Сейчас прозвучит «Патриотическая песнь» М. И. Глинки, которая некоторое время была гимном нашей Родины, гимном России. (Звучит «Патриотическая песнь» М. И. Глинки.)
Интегрированный урок /изобразительное искусство – музыка/ 5 класс
Тема урока: «Портрет в изобразительном искусстве и музыке». Цели урока: образовательные — познакомить учащихся с жанром — портрет; научить правильному построению рисунка;научить учащихся различать музыкальные портреты в музыке;познакомить с музыкальными портретами посредством музыки С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского; развивающие — развивать творческое мышление, воображение; воспитательные – воспитывать художественную и музыкальную культуру; нравственные качества школьников. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и целей урока. 3. Объяснение нового материала. Учитель ИЗО: Беседа о жанре «портрет». Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Картину, на которой изображен человек, мы называем портретом. В русском искусстве жанр портрета начал свою блестящую историю с начала 18 столетия. Обычно на портрете художник изображает известных людей своего времени или людей, которых он хорошо знает. — Ребята, о чём нам может рассказать портрет? Значит каждый хороший портрет — это рассказ о человеческой жизни, о личности. Анализ работ художников: В. А. Тропинин «Кружевница»; В. И. Васнецов «Царь Иван Грозный»; Н. И. Нестеров «Портрет скульптора Мухиной». Портрет расскажет нам не только о человеке, но и о времени, исторических событиях изображаемого периода. Знаменитый русский художник-портретист Павел Дмитриевич Корин создал портрет известного русского полководца Александра Невского. Новгородский князь Александр Ярославович —мужественный воин, славный защитник Руси: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет». Анализ учениками картины П. Д. Корина «Александр Невский».
Учитель музыки: В 1938 году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном был поставлен фильм «Александр Невский», который воскресил на экране героическую борьбу дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами в 1242 году. Музыку к этому фильму и одноименной кантате написал великий русский композитор. — Вспомните имя композитора и название кантаты. В кантате С. С. Прокофьева 7 частей. Слушая кантату, как будто видишь перед собой отдельные картины — бескрайние равнины Руси, разорённый немцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель немецких рыцарей в холодных волнах озера. Завершается кантата торжественным, величественным финалом «Въезд Александра во Псков» (Слушание 7 части — «Въезд Александра во Псков» из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский».) Она похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине. — Каким композитор рисует нам портрет Александра Невского? — Какой характер музыки? (Разбор произведения и картины П. Д. Корина «Александр Невский».) Учитель ИЗО: А теперь рассмотрим портрет маленького мальчика, которого изобразил художник В. А. Серов «Мика Морозов». Это пример детского портрета. В. А. Серов с удовольствием и любовью работал над этим портретом. — Как вы думаете, какой он, Мика Морозов? Мальчик только что проснулся и встал с постели. У него розовые щёчки после сна, а глазёнки блестят, потому что вокруг всё интересно. Он очень забавный и весёлый этот мальчик. И, конечно он очень любит и бегать, и прыгать. А ещё он любит слушать интересные истории, но больше всего сказки. Вот и сейчас Мика слушает что-то очень занятное. Этот портрет, наверное, посвящен всем детям. Потому что все дети, все ребята на земле очень не любят сидеть на месте и любят очень много знать. Учитель музыки: Для детей композиторы сочиняли очень много музыки. У С. С. Прокофьева есть сборник фортепианных пьес «Детская музыка», а у П. И. Чайковского «Детский альбом», который он посвятил своему племяннику Володе Давыдову. Оба эти сборника помогают нам прожить с воображаемым героем, ребёнком из дворянской семьи 19 века целый день - с утра и до вечера. Оказывается, как много можно сделать, узнать, сидя дома: слушать сказки, танцевать, мысленно путешествовать по разным странам, не только играть в мальчишечьи игры, но и огорчаться, радоваться новой игрушке. На картине В. А. Серова «Мика Морозов» мальчик слушает чей-то рассказ. Представьте, что его любимая няня рассказывает ему сказку. — Посмотрите на портрет. Прослушав музыку, попробуйте поразмышлять. Что же могла ему рассказать няня? — Какая это была сказка? О чём в ней могло говориться? И сейчас мы послушаем, о чём же ему поведала няня. Слушают из «Детского альбома» П.И.Чайковского: «Нянина сказка», «Баба-Яга». - Какой характер музыки? Что она может изображать? Самостоятельная работа учащихся. Изображение портрета человека с передачей характера: добрый и злой; весёлый и задумчивый. Учитель музыки: -Прослушайте фрагмент из балета «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева-«Джульетта-девочка» и скажите сколько здесь характеров? (два характера: весёлый и грустный, игривый и мечтательный)
— Какой композитор изобразил нам Джульетту-девочку? Под эту музыку вы будете рисовать, надеюсь, она вам поможет в вашей творческой работе. Подведение итогов. Анализ работ учащихс
Интегрированный урок (музыка - иностранный язык) 8 класс.
Тема: "Прогулка по музыкальной Австрии". Цели: образовательные – помочь учащимся осознать роль Австрии как культурного центра всей Европы;способствовать развитию интереса учащихся к изучению творчества великих австрийских композиторов В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и И.Штрауса;развивающие – развивать творческое мышление; воспитательные – воспитывать чувство интернационализма, бережное отношение к культурному наследию других народов. Ход урока: Учитель музыки: Сегодня мы совершим прогулку по музыкальной Австрии второй половины 18 века и начала 19 века. Итак, 1786 год, мы находимся в здании Венской придворной оперы. На сцене сейчас состоится премьера оперы великого австрийского композитора. Мы с волнением ожидаем начала премьеры, и вот зазвучали стремительно бегущие вступительные пассажи симфонического оркестра. Занавес открывается. (Звучит увертюра к опере «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта.) — Назовите музыкальное произведение, которое вы сейчас прослушали? Кто его автор? (В. А. Моцарт, увертюра к опере «Свадьба Фигаро».) — К какому направлению в музыкальном искусстве относится творчество В. А. Моцарта? (к венской классической школе) — Творчество какого еще композитора относится к венской классической школе? (Л.В.Бетховена) То, что направление венской классической школы развивалось на австрийской почве, и, прежде всего в Вене, не случайно. — Что вы знаете об Австрии? Учитель иностранного языка: — Was fur ein Land ist Osterreich? Man erzahlt euch uber Osterreich. Hort bitte zu und dann erzahlt ihr Russisch. Osterreich. Osterreich liegt im sudlichen Mitteleuropa. Die Republik Osterreich ist ein Bundesstaat. Osterreich ist ein Alpenland. Zahlreiche Touristen besuchen dieses Land und besichtigen seine Sehenswurdigkeiten. Wien ist Hauptstadt Osterreichs. Osterreich hat Beitrage zur Entwicklung der Weltkultur geleistet Die Namen der Schriftsteller Arthur Schnitzler, einer Maria Rilke und Stefan Zweig werden mit Stolz genannt. Eng verbunden mit der Dichtkunst ist die hohe osterreichische Theaterkultur. Das Wiener Burgtheater und die Staatsoper, die Festspiele in Salzburg und Bregenz sind weltbekannt. Das Burgtheater zahlt zu den ersten Biihnen Europas. Osterreichische Musik ist in der ganzen Welt bekannt und beliebt. Viele der Komponisten der Welt haben in Osterreich gelebt und geschaffen. Das sind vor allem Wolfgang Amadeus Mozart, Joseph Haydn, Franz Schubert und Johann Strauss. Osterreich wurde auch zur Wiege der klassischen Operette, die als selbstandiges Genre sich aus den Tanzkompositionen und Walzern entwickelt hat. — Liebe Kinder! Was habt ihr verstanden? (переводят на русский язык) — Wo liegt Osterreich? (Osterreich liegt im Zentrum Europas) — Wie nennt man Osterreich? (Osterreich nennt man die Wiege der musikalischen Kultur.) — Welche osterreichische Komponisten kennt ihr? (Viele bekannte Komponisten haben in Osterreich gelebt. Das sind: Wolfgang Amadeus Mozart, Franz Schubert, Johann Strauss.)
Учитель музыки: Уклад жизни Австрии конца 18 века был совершенно особым. Здесь перекрещивались главные линии развития европейской музыки. Австрийская музыкальная культура оказалась замечательной средой для создания нового направления в искусстве, которое с одной стороны отвечало бы новым настроениям, идеям, охватившим Европу (ощущение грядущих революционных событий), а с другой стороны, подытожило то лучшее, чего достигла к этому моменту европейская музыка. Именно эту роль сыграли венские классики. Столица Австрии – Вена стала культурным центром всей Европы. В это время здесь жил и творил венский классик В. А. Моцарт. — Что вы знаете о В. А. Моцарте? Учитель иностранного языка: — Man erzahlt iiber Mozart. Wolfgang Amadeus Mozart. Wolfgang Amadeus Mozart ist der grosse osterreichische Komponist. Mozart hat in Osterreich gelebt und geschaffen. Er wurde im Jahre 1756 geboren. Er lebte in einer alten schonen Stadt Salzburg. Sein Vater war ein gebildeter Komponist. Wolfgang hatte einen grossen Musiktalent. Mit 3 Jahre freute er sich Musik. Mit 4 Jahre konnte er schon Musik spielen. Mit 6 Jahren spielte Wolfgang grosse schwere Werke. Der Vater Mozart beschloss eine Konzertreise zu machen. Die Familie Mozart besuchte Munchen, Wien, Paris, London. Jhre Konzerte hatten einen grossen Erfolg. Wolfgang studierte auch Fremdsprache, Franzosisch, Englisch, Latein. Er lernte auch Mathematik, Geschichte gem. Wolfgang Amadeus Mozart musste viel arbeiten, um Geld zu verdienen. Mozart hatte viele Musikwerke geschrieben, das sind: 50 Sinfonien, 19 Opern, viele Sonaten. In unseren Tagen ist Mozarts Musik auch popular. Man spielt sie in Konzerten, am Radio, im Theater. — Was habt ihr verstanden? — Welche Werke hatte Mozart geschrieben? (50 Sinfonien, 19 Opern, viele Sonaten) — Wo spielt man Mozarts Musik? (Man spielt sie in Konzerten, am Radio, im Theater.) — Was bedeutet das Wort Wunderkind? Warum nennt man Mozart Wunderkind? (Mozart hatte einen grossen Musiktalent. Er begann mit 3 Jahren Musik verstehen.) Учитель музыки: Вы сейчас рассказали о вундеркинде — об этом удивительном чудо-ребенке Вольфганге Амадее Моцарте. Действительно слава пришла к нему очень рано. — Как можно охарактеризовать музыку В. А. Моцарта? Какой стиль у этого композитора? (радостная, светлая, воздушная; величественная) Русский композитор А. Рубинштейн говорил: «Вечный солнечный свет в музыке. Имя тебе — Моцарт!» Звучит 7 часть «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта. — Можно ли об этой музыке сказать, что это — солнечный свет? Очень часто это произведение звучит по телевидению в передачах, посвященных жертвам землетрясений и терактов. Как вы думаете почему? Давайте вспомним последние годы жизни В. А. Моцарта. Рассказывают ученики. Последним произведением Моцарта был Реквием. Реквием (в переводе с латинского — «покой») — это хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего. Таинственные обстоятельства заказа сочинения сильно поразили воображение уже больного в то время композитора. Незнакомый ему человек, одетый в черное, не захотел назвать своего имени. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знатного вельможи, графа Вальзега. Граф хотел исполнить Реквием по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное сочинение. Моцарт всего этого не знал. Ему казалось, что музыку он пишет на свою кончину. Реквием Моцарта далеко выходит за рамки строгого церковного произведения. В величественной и трогательной музыке композитор передал глубокое чувство любви к людям, великую скорбь и горе по утраченным близким. В исполнении Реквиема участвуют квартет солистов (сопрано, альт,
тенор, бас), смешанный хор и оркестр с органом. Латинский текст религиозного содержания не мешает понимать эту общечеловеческую, гениальную музыку. Уже давно Реквием стал одним из всемирно известных концертных произведений. Мы продолжаем прогулку по музыкальной Австрии начала 19 века. Прогуливаясь по улицам, из окна одного дома мы слышим горячие споры, бурные обсуждения и вдруг раздается музыка. Звучит баллада «Лесной царь» Ф. Шуберта. — Назовите произведение, которое прозвучало? Кто автор музыки? (Ф. Шуберт баллада «Лесной царь».) В начале 19 века вокруг Ф. Шуберта образовался кружок из передовых, разносторонне одаренных в области искусства людей. Душой этого кружка был Франц Шуберт. Во время встреч друзья знакомились с художественной литературой, поэзией прошлого и современности. Иногда такие встречи посвящались исключительно музыке Ф. Шуберта, они даже получили название «шубертиад». — Что вы можете рассказать о Ф. Шуберте? Учитель иностранного языка: — Liebe Kinder! Man erzahlt uber Schubert. Franz Schubert. Franz Schubert ist ein grosser osterreichischer Komponist. Er wurde im Dorf Lichtental nicht weit von Wien geboren. Sein Vater war ein Lehrer. Jn der Familie liebten die Musik gern. Der kleine Franz hatte einen grossen Talent. Er spielte gut Klavier. Er hatte auch eine schone Stimme. Franz sang im Kirchenchor. Jn der Schule lernte er gut und begann schon hier Musik zu schreiben. Der Vater wollte nicht, dass Franz ein Komponist wurde. Das Leben des Komponisten war sehr schwer, zum Beispiel: Mozart, Gaidns, Beethovens. Aber der junge Komponist widmete sich der Musik. Er hatte keine Wohnung und kein Geld. Doch die Freunde halfen ihm. Franz Schubert hat viele Musikwerke geschrieben. — Hatte der kleine Schubert einen grossen Talent? (Der kleine Franz hatte einen grossen Talent.) — Wo sang Franz Schubert? Jm welchen Chor? (Franz sang im Kirchenchor) — Warum wollte der Vater nicht dass Franz ein Komponist wurde? (Das Leben des Komponisten war sehr schwer.) Учитель музыки: В течение 15 лет (1812—1827) в Вене жили и творили свои шедевры два композитора Л. В. Бетховен и Ф. Шуберт. И, тем не менее, Бетховен считается представителем классицизма, а Шуберт принадлежит совершенно новому направлению — романтизму, который получил свое развитие в начале 19 века. Идеалы романтизма были основаны на стремлении к свободе, независимости личности. Композиторы-романтики уходят в свой внутренний мир чувств и мыслей. Для них характерно обращение к жанрам, связанным с литературой (опера, песня). Стихией Ф. Шуберта была песня. Им написано около 600 песен. Сейчас вы услышите «Аве Марию» Ф. Шуберта. Во все времена художники, поэты и композиторы обращались к образу святой девы — девы Марии. В эпоху Возрождения художники итальянской школы — Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль написали много картин, посвященных этому чистому непорочному образу. Репродукция картин. «Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. В Петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо — «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке — «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. Но когда пришло время написать главное свое произведение, Рафаэль оставил работы в Ватиканском дворце своим
ученикам, чтобы собственноручно написать для монастырской церкви Святого Сикста запрестольный образ. Богоматерь не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам. Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках. Ни мать, ни дитя нельзя представить отдельно друг от друга, их существование возможно только в нерасторжимом единстве. Мария — заступница человеческая — несет навстречу людям своего сына. В ее одиноком шествии выражена вся та скорбная и трагическая жертвенность, на которую обречена Богоматерь. «Сикстинской мадонной» давно восхищаются, и о ней сказано много прекрасных слов. А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден — к «Сикстинской мадонне». А. С. Пушкин неоднократно вспоминал о рафаэлевском шедевре, и, воспевая задумчивые глаза застенчивой красавицы, он уподобляет ее ангелу Рафаэля.
Я часами глядел на Мадонну, Что бессмертье дала Рафаэлю, На глаза... Не от них ли, бездонных, Наши черствые души светлели. Не сводил с нее взгляда, покуда Дымку облак, накинув на плечи, Как пригрезившееся чудо, Мне шагнула Мадонна навстречу.
Прозвучит «Аве Мария» в исполнении Робертино Лоретти. Этого итальянского мальчика по праву можно назвать вундеркиндом — чудо-ребенком. Он в свои 13 лет пел сложнейшие произведения своим чудесным голосом. Звучит «Аве Мария» Ф. Шуберта. Мы продолжаем прогулку по музыкальной Австрии середины 19 века. На танцевальных площадках Вены звучит оркестровая музыка, пронизанная солнечным теплом и любовью. Все спешат, чтобы послушать музыку своего кумира. Звучит вальс «Голубой Дунай» И. Штрауса. — Музыка какого композитора прозвучала? — Что вы знаете о Штраусе? Учитель иностранного языка: — Man erzahlt iiber Strauss. Johann Strauss. Johan Strauss ist ein grosser osterreichischer Komponist. Er hat in Wien gelebt und geschaffen. Johann Strauss nannte man "Walzerkonig" (король вальса). Sein Vater war auch ein beruhmter Komponist. Mit 22 jahren eroberte er mit seiner Music ganz Wien. Aber hatte er kein Geld und war sehr arm. Deswegen wollte der Vater nicht, dass der Sohn Musiker wurde. Mutter Strauss aber dachte anders. Der Sohn war sehr musikalisch und sie fand fur ihn gute Musiklehrer. Eines Tages trat der 19-jahrige Johann Strauss in einem Wiener Kasino anf. In einem anderen spielte sein Vater. Wien teilte sich in zwei Parteien. Der Sohn spielte die Walzer seines Vaters. Einen Walzer sollte er 19 (neunzehn) Mal wiederholcn. In der Wiener Zeitungen stand: "Guten Abend, Strauss Vater! Guten Morgen, Strauss Sohn!" — Wie nennt man J. Strauss? (J.Strauss nennt man "Walzerkbnig".) — Wer war sein Vater? (Sein Vater war auch ein beruhinter Komponist.) — Was Interessantes babt ihr uber Johann Strauss gehort? (Johann Strauss spielte in einem Wiener Kasino 19 Mal einen Walzer.) Учитель музыки:
— А вы знаете, что общего между И.Штраусом и Россией? В 1865 году Иоганн Штраус приезжал в Россию, в Петербург. Приезд Штрауса оказался большим событием в петербургской музыкальной жизни. Этому способствовала широкая популярность венского вальса в России. Ему очень нравилась музыка М. И. Глинки, и он постоянно включал произведения М. И. Глинки в свои концерты. И именно Штраус впервые открыл для России музыку П. И. Чайковского. И. Штраус провел в России с перерывами десять лет. С середины 1860-х годов наступает период полного расцвета гения И. Штрауса. Он пишет несколько вальсов, каждый из которых сам по себе мог бы сделать бессмертным его имя. «Голубой Дунай», «Жизнь артиста», «Сказки венского леса», «Венская кровь» — высшая ступень поэтизации танцевальной музыки. Его музыка — сверкающий гимн любви. Штраус воспевал природу, весну, голубое небо, дуновение теплого ветра, журчание ручья и шелест леса. Его мелодии говорят: «Человек, живи, ликуй, радуйся: мир прекрасен, и он принадлежит тебе!» Звучит вальс «Сказки венского леса» И. Штрауса. — Как видите язык музыки — это язык дружбы. Музыкальный язык понятен и доступен всем народам мира и объединяет их. И в заключение урока мы с вами исполним песню В. Шаинского «Дружба – Фройндшафт» на немецком и на русском языках.
Интеграция на уроках музыки
Аннотация:
В статье раскрывается образовательный аспект понятия "интеграция", определяется специфика интеграции на уроках музыки. Приводятся примеры интегрированных уроков "изобразительное искусство-музыка" (5 класс), "история-музыка" (8 класс), "музыка-иностранный язык"(8 класс).