Многостороннее художественное образование, как фактор формирования современного типа мышления, является предметом глубочайшего исследования в современной педагогической науке. Ведётся поиск единой основы культуросообразности образования, культуролизации дисциплин с переходом на современное развитие художественного воспитания ребёнка. Творческое развитие ребёнка должно быть активным, устойчивым, художественно–эстетическим и стать основой многостороннего художественного воспитания через интеграцию образовательных областей в программы обучения. Фактически разделение обучения дошкольников на базовое и дополнительное образование, практикуемое ранее за рубежом, привело к тому, что наше дошкольное образование в государственных и негосударственных образовательных учреждениях делится на комплекс дисциплин, готовящих ребёнка для обучения в школе - это базовое образование дошкольника и дополнительные дисциплины, повышающие его художественно – эстетическое развитие.
На практике эти два блока не были связаны друг с другом и различались по наполнению различными дисциплинами. В дошкольном учреждении наряду с обучением грамоте, математическим навыкам, присутствовали обучение нотной грамоте и музыкальной иллюстрации, обучение азам дизайна, фольклорные хоровые игры. Но они не были объединены одной темой и одним векторным направлением в образовательном процессе. Необходим был новый подход, который выступил бы как фактор активизации культуро-творческой деятельности детей и молодёжи. Интеграция и объединение образовательных областей должно быть направлено на изменение подходов в обучении, что привело бы к развитию системы взаимосвязи базового и дополнительного образования дошкольников. Интеграция образовательных областей в программы воспитания и образования дошкольников помогают устранить, возникающие трудности у педагогов и родителей дошкольника в плане выбора тематики и количества занятий для ребёнка. В государственных учреждениях целенаправленно готовят ребёнка к обучению в школе, в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях больше внимания уделяется дополнительному образованию, иногда оно не связано с основным образовательным блоком. Интеграция образовательных областей в программы образования решает много задач и помогает дошкольнику развивать художественное воображение, навыки умения находить информацию, обобщать, систематизировать новые знания, уметь образно представлять картину мира и нравственно развивать дошкольника.
Мы знаем из отечественной и зарубежной педагогики, что мышление ребёнка способно оперировать и чёткими понятиями и художественными образами. Художественные образы эмоционально окрашивают познание ребёнка, делают его более доступным и многоплановым. Лев Семёнович Выготский считал, что ребёнок имеет свою особенную линию культурного развития, свою особенную логику мышления. Борис Петрович Юсов подчеркивал, что в дошкольном возрасте дети склонны к творческому познанию, «музыкально-хороводному» искусству и рисованию, у них наступает период увлечения фольклором. Дети радостно воспринимают переодевание костюмов, хореографические сценки, которые далее перерастают в представления для самих себя, где ребёнок примеривает на себя различные роли. Многостороннее образование помогает ребёнку не только креативно развиваться, но и получать от этого большое удовольствие. Б.П. Юсов писал: «Ребёнок полихудожественен, в его душе взаимодействуют все виды искусств, а это значит, что он способен ко всем искусствам. Если он рисует, то его рисование музыкально, поэтично, театрализовано, то есть доминанта одного искусства полагается на все другие художественные занятия. Поэтому детскую личность нужно развивать всеми видами культуры, а не одним» [10].
Часто в образовательном процессе дошкольника используется І уровень интеграции искусств, которую определил Б.П. Юсов и задействована лишь часть возможностей отечественного педагогического опыта. Это разыгрывание музыкальных сценок, схематичное изображение детьми увиденного и услышанного, в таком творчестве чаще всего мнение педагога является основополагающим. И только изредка в центрах раннего развития или передовых дошкольных образовательных учреждениях, работающих в системе эксперимента, происходит интегрирование образовательных областей и взаимодействие искусств.
Опираясь на ІІІ уровень интеграции искусств, выведенный Б.П. Юсовым, определяющим внутренние взаимосвязи искусств, где определенные творческие закономерности проникают друг в друга (синтез искусств), анализ зарубежной и отечественной практики, позволяют проводить интеграцию образовательных областей в программы развития и воспитание дошкольников. Процесс интеграции образовательных областей сложный структурно выстроенный процесс, направленный на комплексное обучение дошкольников в игровой среде для формирования единой картины мира в сознании дошкольника; обучения детей умению рассматривать любые явления с разных позиций; развития умения применять познания из различных областей в решении конкретной творческой задачи. Основным принципом интеграции образовательных областей в программы развития и воспитания дошкольников является выстраивание внутренних связей между развивающими дисциплинами с объединяющей шкалой художественного, творческого, социального, патриотического и физического развития ребёнка и его эмоциональным восприятием. Принцип взаимодействия базового и художественного цикла образования подразумевает комплексное использование субъект – субъективного, интерактивного, холицистического, фасилитарного подходов в обучении. Интегративное обучение в силу возраста ребёнка возможно только в игровой интерактивной форме с изменением господствующей формы обучения, основанной на субъективно-объективных отношениях на субьект-субъективные. Не всегда предполагает равноправие и взаимодействие педагога и дошкольника. Интерактивный подход основан на эффективной обратной связи в системе педагог – дошкольник и дошкольник – дошкольник, основан на оптимизации образовательной среды. Интерактивное обучение рассматривал Д. Н. Кавтарадзе и охарактеризовал его как обучение, погружённое в общение. К интерактивным видам деятельности относятся игровые задания с использованием театрализации -инсценировки, драматизации, моделирующие ситуации, которые проявляются в процессе возникновения и решения социально-экологических задач. Это дает возможность дошкольнику рассматривать и оценивать явления с разных позиций, развивать умения применять полученные знания из различных областей, решать конкретные творческие задачи, формировать способности самостоятельно проводить творческую поисковую деятельность. Это возможно только при развитии эмоционально чувственной сферы детей и повторе эмоционально образных переживаний в процессе создания творческого проекта и театрализованного события. Интегрирование образовательных областей в программы развития и воспитания дошкольников предполагает тематическое объединение и целевое комплексное создание артпроектов, творческих циклов, образовательных музейных и туристических путешествий. Крупные и малые формы творческого иллюстрирования, коллективная поисковая деятельность в региональном, краевом культурном пространстве, создание театральных форм от проекта до конечного творческого продукта являются способами интегрирования образовательных областей и долгосрочного эмоционального закрепления ребёнком знаний. Интеграция образовательных областей и создание творческого события помогают наладить неформальный контакт семьи и образовательного учреждения.
Для повышения эффективности необходимо комбинирование различных подходов и методов интеграции образовательных областей в программы развития и воспитания дошкольников. Основой интегрирования является синтез искусств. Театральные технологии выступают основным способом трансляции и решением образовательных развивающих и воспитательных задач дошкольного образования. Различные интегративные подходы обучения обеспечивают максимально комфортное решение комплекса социальных задач, формирование у детей дошкольного возраста учебной мотивации и развития чувства эстетического отношения к окружающему миру и воспитание патриотизма и здорового образа жизни.
Интегративные технологии внедрения образовательных областей в программу развития детей могут быть использованы в базовом и дополнительном образовании в дошкольных негосударственных и государственных муниципальных образовательных учреждениях. Это интегративное моделирование занятий , которое предусматривает активное включение различных видов театральных игр и игровых методов обучения. Тематика игр направлена на развитие внимания, памяти, воображения, на знакомство с культурой и традициями различных народов. Это помогает формировать личностное, целостное, эстетическое отношение к искусству, творчески развивать и бережно относиться к природе, формировать у дошкольника отношение к окружающей действительности. Таким способом происходит социальное и патриотическое воспитание ребёнка. Включение активных элементов подвижной игровой среды развивает его физически и знакомит дошкольника со здоровым образом жизни. Например, в дошкольных образовательных учреждениях № 1500, № 1380, лицее раннего развития «Галеас» педагогический коллектив выбирает театральные формы на основе тематики Древних мифов и легенд. Мифы и легенды интересны детям, они содержат большое количество информации, способной усваиваться детьми дошкольного возраста, полностью вписываются в игровое образовательное пространство ребёнка и выступают способом трансляции образовательных областей.
Педагоги выбирают единую тему, объединяющую базовый и дополнительный блоки образования, возможности комбинирования образовательных областей с учётом единой темы. Далее педагог определяет историческую эпоху, географическое направление на основе древних мифов и легенд, тематически подбирает музыкально-образное оформление, прорабатывает художественные образы изобразительных иллюстраций и декораций для будущих игр драматизаций, готовит тестовые задания, проверяющие поэтапное усвоение материала дошкольниками. Определяются музыкально-ритмические направления, иллюстрирующие занятия по развитию речи, математике, физической культуре, основам письма и чтения, подбирается тематика сюжетно-ролевых игр, помогающая ребёнку освоить социальные нормы, проанализировать и сопоставить с сегодняшним днём, впитать патриотизм, привить дошкольнику здоровый образ жизни. Это создает оптимальные условия для раскрытия потенциала ребёнка. Тематическое путешествие визуально определяет для ребёнка задачи и цели, так как путешествие изображается графически, сопровождается музыкальной иллюстрацией и хореографическим ритмом. Для того чтобы дошкольники чувствовали себя комфортно, обучение максимально приближено к подвижной игре, разгадыванию ребусов, художественно-графическому иллюстрированию увиденного и услышанного.
Таким образом, используются традиционные и нетрадиционные методы приобщения детей к образовательному процессу. В мифах и легендах Древнего мира воплощается жизнь определённой исторической эпохи. В этой жизни есть всё: добро и зло, главные герои и ожившая природа, говорящие звери и волшебные предметы, помогающие победить злодеев. Сюжетно-ролевая игра помогает ребёнку, в образе изображаемого главного героя, соприкоснуться с жизненной ситуацией, сопоставив её с сегодняшним днём, приобрести определённые социальные навыки, создать единую географическую картину мира от севера до юга и с запада на восток, и выстроить историческую дорожку от Древнего мира к современной действительности. Сюжеты древних мифов и легенд усиливают содержательно смысловые связи образовательных областей, оказывают влияние на развивающие, образовательные и воспитательные функции.
Внутри образовательного процесса интеграция образовательных областей строится с учётом двух направлений: проблемно целевое ориентирование и широкое круговое миропонимание. Подготовка и проведение театрализованного события является способом тематической и проблемно-тематической интеграции, усиливает содержательно-смысловые связи образовательных областей и повышает активность дошкольников в группе.
В ходе пройденной темы дошкольники изучают конкретную историческую эпоху, быт, традиции, слушают музыку, помогают понять национальный орнамент и проследить влияние на региональную культуру.
Дети и педагоги серьезно подходят к изготовлению костюмов, каждый иллюстрирует своего героя. Музыка, стихи, декорации связаны с костюмами участников действа. На занятиях у дошкольника создаётся цельный образ изучаемого предмета, пространства эпохи, создаётся интегративная среда для органичного существования и обучения ребёнка.
Формируется среда игрового образовательного пространства, которая предстаёт как процесс интеграции теоретического познания и практического опыта (эмоционального чувствования и неотрывного мышления). Мы можем предположить, что в данном процессе интеграция образовательных областей выступает как возможность создания многомерно реальных и образных представлений дошкольника об окружающей действительности.
Интегрирование образовательных областей на основе театрализованной деятельности повышает процесс приобретения дошкольником чувственно-логического опыта на основе полихудожественной переработки образа. В результате образных переживаний и действий, помогающих ребёнку лучше чувствовать, осознавать, творить, а значит, развитие его становится многогранным. На основе наблюдений и многостороннего анализа можно сделать выводы, что интегрирование образовательных областей могут качественно повысить уровень образовательного процесса дошкольников и возможность применить:
Социоигровые методы, педагогическую поддержку внутри образовательного пространства;
Эмоционально-чувствительное погружение, образное моделирование, художественное творчество;
Индивидуальное дифференцирование по возрасту, по полу, по индивидуальным различиям, по способностям;
Наличие обратной связи и коррекции, желание дошкольников участвовать в творческих проектах;
Общность целевых ориентиров, процессов дошкольного образования и необходимости повышения социально-культурной сферы жизни общества;
Взаимодополнение таких функций, как информативная, обучающая, развивающая, социализирующая; модернизации в системе дошкольного образования;
Модернизации в системе дошкольного образования, социо-культурную направленность активизации культуро-творческой деятельности детей;
Возможность механизма дополнения базового и дополнительного образования.
Таким образом, интегрирование образовательных областей может послужить основой повышения уровня развития и воспитания детей, поможет выстроить особо организованную систему, ориентированную на развитие гармоничной личности, на освоение различных профильных программ с определением индивидуального времени для освоения разнообразных видов деятельности. Комбинирование образовательных областей положительно влияет на создание благоприятных условий для реализации имеющегося природного потенциала дошкольника в соответствии с его духовными и образовательными потребностями.
Театрализованные методы помогут расширить образовательное пространство образовательного учреждения, активно включить искусство в обучающую среду, научит пользоваться плодами интеллектуального и художественного труда, с использованием культурного и исторического наследия человечества, также поможет воспитать в ребёнке дух патриотизма и здорового образа жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С. Психология искусства. – Ростов н/ Д., 1998.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
Кавтарадзе Д.Н. Введение в активные методы обучения. – М, МПСИ,1998.
Методика работы с дошкольниками в поликультурном образовательном пространстве // Научный журнал Вестник ИРЯиК МГУ «филология, культурология, педагогика, методика» – 2015. – №4.
Комлева В.В.Театральные занятия как основа активизации культуротворческой деятельности детей //сборник научных статей «Проблемы творческого развития личности в системе школьного образования. – М., 2013.
Комлева В.В. Музыкальная театрализация как основной художественный опыт детей в современной школе // Педагогика искусства [Электронный ресурс]: сетевой электронный научный журнал. – 2015. – №2. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/komleva 334-345.pdf
Савенкова Л.Г. Радомская О.И. Теоретическое основание комплексного интегрированного обучения / Л.Г. Савенкова, О.И. Радомская // Педагогика искусства [Электронный ресурс]: сетевой электронный научный журнал. – 2015. – №2. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/radomskaya_savenkova_131-140.pdf
Савенкова Л.Г. Развивающая среда детского учреждения как условие модернизации дошкольного образования // Педагогика искусства [Электронный ресурс]: сетевой электронный научный журнал. – №4 2014 URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/savenkova_0.pdf
Трубайчук Л.В. Интеграция как средство образовательного процесса//Начальная школа Плюс До и После. – 2011. – №10.
Юсов Б.П. Проблемы художественного воспитания и развития школьников: Монография. – М.:ФГНУ ИХО РАО, 2012.