ИНТЕГРАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО, ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: «ОТ МЯЧА – К ОБРАЗУ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА И ОЛИМПИЙСКОЙ СИМВОЛИКЕ»

ЛЫКОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник ФГНУ ИХО РАО, профессор кафедры начального и дошкольного
образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования, г. Москва

Аннотация: 
Проблема интеграции познавательного, физического и художественного развития детей дошкольного возраста раскрыта на актуальном содержании, связанном с развитием и саморазвитием ребенка. Предложен оригинальный вектор проектирования задач и содержания дошкольного образования: от освоения мяча как полифункционального предмета к формированию образа своего тела и ознакомлению с олимпийской символикой, выражающей высший уровень развития человеческого тела и духа в мультикультурном социуме.

Интеграция познавательного, художественного и физического развития
рассматривается нами как спроектированный педагогом перенос культурно значимой
информации из одной образовательной области в другую, целью которого является
рождение в сознании каждого ребенка личностных смыслов, а педагогическим вектором
— путь от многоаспектного освоения конкретного предмета к постижению своего «Я» и
открытию образов, знаков, символов культуры. Предлагаем рассмотреть эту проблему на
актуальном содержании: пройти путь от мяча к образу тела человека и олимпийской
символике. В контекст заложена основная идея: обретение человеком универсального
опыта саморазвития и самовоспитания. Эта идея имеет два аспекта: детский — связан с
разработкой вопроса о принципиальной возможности саморазвития и самовоспитания в
дошкольном детстве; взрослый — определяет готовность педагога к профессиональному и
личностному саморазвитию. Исходя из этого материал статьи раскрывается не в форме
конкретных разработок или рекомендаций: он приглашает педагога к совместным
размышлениям и проектированию содержания образования с учетом профессионального
опыта и своей индивидуальности. Данное содержание может стать основой
образовательного проекта, темой методобъединения и серии интерактивных консультаций
для родителей.
I. История и портрет мяча. Мяч как первая игрушка ребенка, позволяющая
накопить гибкий, многоаспектный опыт управления предметом и своим телом, а также
свободного освоения окружающего пространства. Первый «дар» Фридриха Фребеля.
Игры и упражнения с мячом.
Мяч — предмет сферической или сфероидной (реже эллипсоидной) формы,
предназначенный для детских и спортивных игр, который бывает упругим, мягким или
твердым. Это одна из самых древних и любимых игрушек детей во всех странах мира. В
Древней Греции мяч считался самым совершенным предметом, поскольку имел форму
солнца и поэтому обладал его волшебной силой. Первые мячи сшивались из кожи и
набивались каким-нибудь упругим материалом (пухом, шерстью, перьями птиц, мхом).
Чуть позже кожаные мячи стали наполнять воздухом. Изображения мячей обнаружены на
стенах египетских гробниц, а при раскопках найдены и сами мячи, сшитые из полосок
кожи или из коры деревьев, а иногда выполненные из песчаника или высеченные из
минералов. Мячи использовались для одиночных и групповых игр. Командные игры
египтян с мячом обычно посвящались богам, при этом каждая команда представляла
интересы группы небожителей, игроки перемещались по полю и загоняли мяч в ворота
изогнутыми палками.
Для изготовления мячей использовались различные материалы. Мячи обычно шили
из шкур животных (даже рыбьей кожи), плели из соломы и тростника, скручивали из
тряпок, вязали из ниток, вырезали из дерева, отливали из стекла. Римляне наполняли
кожаные мячи зернами плодов инжира. А резиновый мячик «прискакал» в Европу из
Центральной Америки. Индейцы делали его из смолы, которую добывали из разрезов
коры деревьев и называли «каучу» (от слов «каа» — дерево и «о-чу» — плакать, в наши
дни эта смола широко известна под названием «каучук»). Знаменитый мореплаватель
Христофор Колумб был удивлен, увидев, как большой и тяжелый предмет высоко
подскакивает при ударе о землю. Матросы Колумба привезли мяч в Испанию, и упругий
«колобок» быстро покатился по всему цивилизованному миру.
История русских мячей не менее интересна. В раскопках под Великим Новгородом
обнаружены мячи разных размеров, сшитые из коровьей и свиной кожи. Такими мячами
дети играли в XIII в. В XIX в. крестьянские дети играли легкими берестяными мячиками и
тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. В подмосковном Хотьковском девичьем
монастыре шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые
в бересту, — получались погремушки. Сохранились сведения об одной из древнейших
игр, восходящих еще к языческим временам: куриные яйца ставятся в ряд и затем
выбиваются мячом.
Гимнастические игры с мячом встречаются почти у всех народов мира. На
древнеегипетских памятниках можно увидеть фигуры людей, играющих с круглыми
предметами. У древних греков игра с мячом была преимущественно мужским занятием;
им, к слову, была известна игра в два «города». Но Гомер описывает, как дочь царя феаков
Навзикая играла в мяч со своими подругами. Спартанские девушки увлекались
сферистикой (или сферомахией) — игрой, которая составляла особый отдел гимнастики и
предполагала использование мяча. У римлян игра в мяч также была одним из
любимейших упражнений для людей разного возраста, даже для детей и стариков.
Различались pila — малый игровой мяч, follis — большой, надутый воздухом шар и
paganica, находившийся посередине между pila и follis, набитый перьями. Мяч отбивался
ладонью или кулаком, причем на ведущую руку надевалась рукавица.
В средние века игра в мяч оставалась весьма популярным занятием; во многих
городах выделялись специальные помещения и избирались состоявшие на жалованье
организаторы игры. В Новое время игры с мячом широко распространились во Франции и
в Италии как публичное зрелище. В XIX в. наибольшее признание и разнообразие игры в
мяч получили в Англии; с того времени стали широко известны футбол, теннис, рэккет,
крикет. В России того периода наиболее распространенной игрой являлась лапта,
напоминающая упрощенный крикет.
В разных спортивных играх мячи имеют разные размеры, массу и устройство,
изготавливаются из различных материалов.
Виды мячей в зависимости от вида спорта или особенностей игры: футбольный,
волейбольный, баскетбольный, теннисный, для хоккея с мячом, для регби, для водного
поло, для крикета, для гольфа, для боулинга, для художественной гимнастики, фитбол и
др.
Виды мячей в зависимости от исходного материала: каучуковые, кожаные,
шерстяные, пластиковые, деревянные, соломенные, резиновые, текстильные, стеклянные,
керамические и др.
Виды мячей в зависимости от технологии изготовления: сшитые, связанные,
отлитые, сплетенные, свалянные, вылепленные, высеченные, вырезанные, выполненные в
технике «папье-маше» и др.
Мячи различаются также по величине (размеру), весу, декору, наличию или
отсутствию наполнителя (пустотелые и набивные).
Это разнообразие мячей можно использовать для развития восприятия и основных
мыслительных операций, таких как группировка, сравнение, классификация, сериация,
поиск основания классификации, счет предметов, сопоставление множеств и др.
В педагогической системе немецкого педагога, основоположника общественного
дошкольного воспитания Фридриха Фребеля (Friedrich Fröbel) (1782–1852) мяч занимает
особое место. Первый игровой предмет, так называемый «дар», разработанный
Ф. Фребелем для обучения детей, — это ящик с шестью шариками разного цвета
(основные цвета радуги и белый), связанными из шерстяных ниток и закрепленными на
цветных же шнурах. Этот «дар» позволяет организовать различные игры, дидактические
задачи которых заключаются в знакомстве детей с особенностями шара (мяча) как
универсальной формы, в которой находит выражение всё многообразие окружающего
мира, а также в освоении детьми различных движений (подбрасывать, катить,
раскачивать, попадать в цель и т. д.) и их направления (вверх, вниз, вперед, туда-обратно).
Попутно идет ознакомление с цветом. Игровые задачи постепенно усложняются: сначала
рекомендуется давать детям один шар, затем два, три и т. д. — до шести. Этот «дар»
предлагается детям, начиная с первого года жизни. Приведем примеры игровых занятий,
предложенных Ф. Фребелем. Играя с ребенком, мама или садовница (так Фребель называл
воспитательниц) показывает ребенку мячи разного цвета и тем самым развивает умение
различать цвета. Раскачивает шарик в разные стороны, негромко напевает «вперед-назад»,
«вверх-вниз», «вправо-влево» и тем самым расширяет представления малыша о
пространстве. Показывает шарик на ладони, затем прячет его, напевает: «Есть мячик —
нет мячика» и при этом, забавляя малыша, решает сложнейшую задачу — знакомит с
понятиями утверждения и отрицания.
По мысли Ф. Фребеля, первая игрушка ребенка — мяч — выражает покой и
движение, способствует познанию ребенком единства всего сущего, подводит к
пониманию единства и многообразия мира. Мяч и другие «дары» помогают детям понять
взаимосвязи части и целого, общего и единичного, индивидуальности и взаимодействия
— а это основа основ интеллектуального и социального развития человека.
Многие известные зарубежные и отечественные педагоги-практики основывали
свои концепции на идеях Ф. Фребеля: М. Монтессори (M. Montessori), Р. Штейнер
(R. Steiner) (вальдорфская педагогика), С. Френе (C. Freinet), Л. Малагуцци (L. Malaguzzi),
развивающая система Никитиных, теория развивающего обучения Б. Д. Эльконина —
В. В. Давыдова и др. Заметим, что современный игровой набор «Дары Фребеля»
представляет систему из четырнадцати модулей и не является точным воспроизведением
оригинального комплекта «даров» классика немецкой педагогики.
Каков же педагогический потенциал мяча? Мяч помогает ребенку на собственном
чувственном опыте познавать окружающее пространство, осваивать структуру
материального мира и исследовать свойства составляющих его предметов. Учит
устанавливать связи и закономерности. Почему от пола и стены мяч отскакивает хорошо?
Поверхность твердая, она отражает удар и перенаправляет движение мяча. А почему от
песка и травы он отскакивает плохо? Песчинки и травинки не соединены друг с другом,
поверхность рыхлая (мягкая, рассыпчатая), поэтому «гасит» движение. А в воде капли
собраны воедино, но вместе с тем она мягкая и легко принимает в себя мяч, останавливая
его движение. Мячом ребенок активно воздействует на окружающую среду, учится
постигать ее свойства и границы. Он осваивает объемность и трехмерность пространства:
бросает мяч вперед, вверх, вниз, назад, в разные стороны (вправо, влево) и т.д.
Игры с мячом ненавязчиво и системно, в свободной увлекательной деятельности
самого ребенка развивают культуру движений, ловкость, быстроту реакции, координацию,
глазомер, учат психофизической собранности. Мяч обладает поистине неиссякаемыми
возможностями для гармоничного развития физических качеств ребенка в их
разнообразии и целостности. Уникальные свойства мяча определяют его значение в
образовании и развитии детей дошкольного возраста.
Шарообразная форма позволяет мячу легко и свободно перемещаться в
пространстве, катиться, скакать или лететь в любом направлении, преодолевать разные
расстояния, попадать в цель. Тем самым решаются задачи развития всех основных
движений и свободной ориентировки детей в окружающем пространстве.
Отсутствие выступов, упругость и мягкость уменьшают травмоопасность, это одна
из самых комфортных и безопасных для здоровья игрушек. Упругий сферический предмет
разнообразит и усложняет способы владения им: держать, бросать, ловить, передавать,
катать, стучать, отбивать ногами и руками, перемещать с помощью другого предмета
(палки, клюшки, веревки).
Игровые действия с мячом изменяются и усложняются по мере развития ребенка.
Пожалуй, мяч можно рассматривать как автодидактическую игрушку, которую каждый
ребенок использует по своим сегодняшним умениям и возможностям, но при этом сам
ставит всё новые и новые задачи (к примеру, пытается научиться отбивать мяч одной
рукой, а не двумя; вести мяч, попеременно отбивая его то правой, то левой рукой;
забросить мяч дальше, чем вчера и т. д.). Ребенок приобретает опыт саморазвития,
самоорганизации, самоконтроля.
Мяч предназначен как для индивидуальных, так и для групповых игр. Дети учатся
общаться и взаимодействовать, слышать и принимать правила, точно следовать им, нести
ответственность за общий результат. Они получают представление о разных видах спорта
и осваивают элементы спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол).
II. Образ тела человека как система представлений о себе самом. Телесно-
психологический «портрет». Образ тела и образ «Я». Тело и здоровье. Постижение мира
через самопознание. Роль искусства в формировании образа тела. Форма, гармония и
пропорции.
Образ тела (body image) — субъективное восприятие человеком своего тела, синтез
того, как он его воспринимает, понимает и как к нему относится. Понятие «образ тела» в
широкий научный оборот ввел П. Шильдер (P. Schilder), определив его как «субъективное
переживание человеком своего тела», т. е. как психический пространственный образ,
который складывается в межличностном взаимодействии.
В большинстве исследований образ тела рассматривается в качестве одного из
важнейших компонентов самосознания (Р. Бернс (R. Burns), В.С. Мухина, Ж. Пиаже
(J. Piaget), С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, Р.И. Меерович, М.О. Мдивани, Е.Т. Соколова
и др.). Образ тела — это целостная система представлений человека о физической стороне
собственного «Я», о своем теле, своеобразная телесно-психологическая «карта», или
«портрет» человека. Этот портрет включает как ощущение человеком своего тела, так и
его субъективную оценку. Образ тела напоминает уникальный конструктор, который
собирается человеком в единое целое из отдельных элементов: различных представлений
о своем теле, его особенностях и возможностях, а также из представлений о том теле,
которое было у человека в более ранние периоды жизни, и каким оно может стать спустя
время или в результате тренировок, диет, операций и других воздействий (внешних и
внутренних). Поэтому образ тела не может быть застывшим, раз и навсегда заданным в
сознании человека. Он субъективен и динамичен, поскольку формируется каждым
человеком в процессе его жизни и деятельности как проекция своего внешнего «Я».
Каждый человек ощущает реальность мира и познает его только через собственное тело
(через органы чувств).
Восприятие человеком своего тела связано с личным опытом, а также с
социальными нормами и культурными понятиями, принятыми в данную эпоху в данном
обществе. Формирование образа тела зависит от идеала физической красоты,
признаваемого социумом и культивируемого в семье. К примеру, в одних культурах и
семьях привлекательным признается физически крепкое, сильное, тренированное тело, а в
других — эталоном красоты выступает тонкая, грациозная, изящная и в меру слабая
фигура.
Образ тела начинает создаваться в раннем возрасте вместе с родительскими
прикосновениями и затем играет важнейшую роль во всей дальнейшей жизни человека.
По мнению С. Джурарда (S. Jourard), образ тела является необходимым для
становления здоровой личности. Если ребенок чувствует себя привлекательным и находит
поддержку в близком окружении, у него формируется позитивный образ своего тела,
доставляющий радость и тем самым определяющий гармонию отношений с окружающим
миром. Если же ребенок ощущает себя непривлекательным, некрасивым, незаметным и
даже физически неполноценным, у него формируется низкая самооценка, основанная на
искаженном образе своего тела, что негативно сказывается на общем развитии и вызывает
серьезные затруднения в социализации. К большому сожалению, у многих людей с
раннего детства формируются неверные представления о собственном теле. Это может
приводить к отчуждению от своего тела, утрате способности принимать сигналы здоровья
и другие сообщения, посылаемые телом человека самому себе и другим людям. Ребенок,
которого не ласкали, которого не гладили и к которому не прикасались, испытывает
серьезные затруднения в формировании образа своего тела, в проявлении и осмыслении
своих эмоций; он не чувствует и не понимает других людей. В особо тяжелых случаях
серьезное искажение образа тела может привести к разрушению образа «Я».
Не случайно телесный образ (картина и оценка собственного тела) рассматривается
в современной психологии как базовый компонент целостного «Я-образа». Размышляя о
взаимосвязи между полноценной личностью и образом тела, С. Джурард высказал мнение
о том, что идеал здорового тела не расходится существенным образом с культурными
представлениями об идеальном теле, но корректируется каждым конкретным человеком с
учетом его индивидуальности. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы каждый человек
научился реально воспринимать свое уникальное тело, любить его и стремиться
совершенствовать (без фанатизма), но при этом проявлял объективность в оценках того,
как он воспринимает свое тело и как к нему относится. Субъективная оценка своего
телесного облика не менее важна, чем объективные физические показатели (рост, вес,
окружности головы, талии, бедер, длина стопы, ширина кисти и пр.), и, к счастью, она
поддается изменению, особенно в дошкольном детстве.
В процессе роста и развития человека образ тела включается во все звенья
структуры самосознания: самоидентификация, гендерный статус, притязание на
признание, психологическое время и социальное пространство личности, социальные
роли и др.
Большое значение для формирования образа тела в сознании человека имеют
визуальные искусства (скульптура, живопись, графика, театр, кино, цирк и др.),
произведения которых дают эталонные образцы красоты, выраженные в ярких и зримых
образах. Каждая эпоха находит адекватные историческому времени художественные
формы отражения своих представлений о гармонии и красоте человека, поскольку именно
человек — основная тема и наиболее точная мера в искусстве.
Художники античности в поисках гармонии человеческого тела вышли на понятие
«пропорция», что означает «соотношение, соразмерность». Пропорциями называются
размерные соотношения между различными объектами, а также соразмерные отношения
отдельных частей или элементов формы между собой. Искусствоведы рассматривают
пропорции как гармонизацию форм художественного произведения и усматривают
эстетическое качество в пропорциональности. Именно соразмерность частей образует
гармонию и красоту формы. Но поиск пропорций в изображении фигуры человека был
длительным в истории искусства и до сих пор является сложной задачей для каждого
художника.
Обратимся к истории. В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры
был разработан специальный канон — установленная система пропорций человеческой
фигуры. Канон предписывал делить изображение на части таким образом, чтобы по одной
части определять другие части и целое (тело человека). Единицей измерения фигуры
служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра. Египетские художники
положили в основу деления фигуры 21 ¼ единицы (части), в том числе 19 равных частей
самой фигуры и еще 2 ¼ части традиционно отводились на изображение головного убора.
Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые наносили на
поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа. Детей изображали с
такими же пропорциями, как взрослых, но заметно меньшего размера.
Античная культурная традиция связывает открытие пропорций с именем
выдающегося философа и математика Пифагора, жившего в VI в. до н.э. Универсальный
принцип гармонии и красоты, выраженный формулами пропорций, получил название
«золотое сечение» как символ взаимосвязи и равновесия знания, чувств и силы.
Знакомство с золотым сечением сыграло важнейшую роль в искусстве античных
скульпторов, живописцев, архитекторов. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи дал
теоретическое обоснование принципа золотого сечения. Он выразил результаты своих
исследований в рисунке, передающем пропорции гармоничного тела человека. Античное
искусство Греции и Рима воспевало красоту человека, совершенного физически и
духовно. В скульптуре «Дискобол» («Метатель диска») древнегреческого скульптора
Мирона основное внимание уделяется пропорциям фигуры спортсмена, благодаря чему в
ней все соразмерно и гармонично. Духовная и физическая красота человека — главная
тема творчества. «Давид» великого итальянского художника и скульптора эпохи
Возрождения Микеланджело — прекрасный, благородный, величественный юноша,
готовый отдать все свои силы на борьбу со злом.
Проблема поиска системы идеальных пропорций продолжала волновать умы
художников и архитекторов XX в. И в 1947 г. французский зодчий Ле Корбюзье (Le
Corbusier) разработал «Модулор» — систему деления человеческой фигуры на
согласованные в золотом сечении отрезки от ступни до талии, от талии до затылка и от
затылка до пальцев поднятой руки. На основе «Модулора» была создана шкала модулей
для дизайна и архитектурного проектирования.
Сегодня мы уже твердо знаем, что пропорции человека (как и всякого живого
организма) изменяются по мере роста и развития. Пропорции маленького ребенка
существенно отличаются от пропорций взрослого человека. Так, размер головы занимает
у взрослого ¹⁄₇ или ⅛ часть всего его роста, а у ребенка — ¼ или ¹⁄₅ часть. Определены
соотношения и других частей тела. К примеру, длина ног человека равняется половине его
роста, в пропорциональной фигуре средняя линия, делящая фигуру пополам, проходит
через начало бедер. Примерно равны между собой предплечье и плечевая часть руки,
голень и бедро ноги. Концы пальцев опущенной руки взрослого человека находятся чуть
ниже середины бедра (в положении стоя). Но при этом у каждого человека есть свои
характерные пропорции.
Таким образом, не вес, рост и объем, а пропорции выступают гармонизирующим
началом в фигуре человека. Именно соразмерность частей образует красоту формы тела и
служит объективным мерилом для формирования субъективного образа человека. Вот
почему так важно развивать у детей способности к восприятию формы и пропорций.
Вместе с тем важно помнить, что дети постигают пропорции интуитивно, на основе
природного чувства красоты, гармонии и образа своего тела. Большое значение для этого
имеют занятия изобразительным искусством, художественным трудом и посещения
художественных музеев.
III. Олимпийская символика: флаг, эмблема, талисман. Олимпийский Мишка.
Талисманы Зимней Олимпиады «Сочи-2014». Олимпийский огонь. Олимпийский
характер
Олимпийская символика — универсальные атрибуты Олимпийских игр,
разработанные и используемые Международным олимпийским комитетом (МОК) для
продвижения во всем мире основных идей олимпийского движения.
Олимпийский флаг представляет собой шелковое полотнище белого цвета с
вышитой на нем олимпийской эмблемой.
Олимпийская эмблема размещается в центре поля олимпийского флага и
представляет собой пять переплетенных колец, имеющих разный цвет (слева направо:
голубое, черное, красное, желтое, зеленое) и размещенных в два ряда (три кольца в
верхнем и два в нижнем). Кольца символизируют всемирный характер олимпийского
движения и единство (олимпийский союз) пяти частей света. Они соединены цепочкой в
форме буквы W, причем каждое крайнее кольцо (голубое, красное) пересекается только с
одним другим кольцом, а расположенное в центре — с двумя соседними кольцами.
Эту эмблему придумал и предложил Пьер де Кубертен (Pierre de Coubertin) сто лет
назад (!), в 1913 г. Олимпийский флаг и олимпийская эмблема впервые были представлены
в 1920 г. на VII Летних Олимпийских играх в Антверпене.
До 1951 г. официальный олимпийский справочник пояснял, что цвета колец
соответствуют разным частям света: голубой — Европа, желтый — Азия, черный —
Африка, зеленый — Австралия, красный — Америка. Однако позже это пояснение было
удалено по причине отсутствия доказательств того, что Пьер де Кубертен вкладывал
именно такой смысл в цветовую символику.
Олимпийский талисман — символ, конкретный предмет или его стилизованное
изображение, яркая ассоциация со страной, принимающей Олимпиаду. У каждой
Олимпиады свой талисман, обычно — животное или игрушка. Талисманы стали
вводиться в олимпийскую символику лишь с 1968 г. При этом мнения экспертов
расходятся: одни утверждают, что прародителем всех олимпийских талисманов является
горнолыжник Шюсс, ставший неофициальным символом Белой Олимпиады в Гренобле
(1968); другие полагают, что первый широко принятый талисман — красный ягуар —
появился на Летних Олимпийских играх в Мехико (1968). Вместе с тем первым
официальным талисманом в истории олимпийского движения признается такса Вальди,
ставшая символом Летних Олимпийских играх в Мюнхене (1972). Вальди (в немецком
языке слово «такса» мужского рода) выбрали талисманом игр за то, что «ему присущи
качества настоящего спортсмена: стойкость, упорство и ловкость» (сайт Международного
олимпийского комитета). Талисман XXII Олимпийских игр, проходивших в 1980 г. в
Москве, — медвежонок Миша (или просто Мишка). Автор этого талисмана — известный
художник-иллюстратор Виктор Чижиков. Олимпийский Мишка до сих пор является в
нашей стране одним из наиболее любимых народных героев.
Что означают символы Олимпийских игр «Сочи-2014»?
Белый мишка добрым и покладистым характером похож на своего
предшественника — Мишку, символ Олимпиады-80. Белый мишка любит кататься на
санках и лыжах, ни минуты не может усидеть на месте: он постоянно стремится к новым
спортивным вершинам, проявляя силу духа и спортивную волю к победе.
Леопард — сильный, красивый и выносливый зверь, который живет в горах
Кавказа. Он знаток горных склонов и прекрасный альпинист, помощник бобслеистов.
Охраняет от непогоды горные селения, а в свободное время учит своих друзей и всех
желающих кататься на сноуборде.
Зайка всегда и везде успевает. Она прирожденная фигуристка, с детства занимается
спортом, отлично учится, помогает маме встречать гостей в семейном ресторанчике
«Лесная запруда».
Детям можно рассказать о том, что талисман (от позднегреч. telesma —
посвящение, чары, иными словами — амулет, оберег) — это особый предмет, основное
назначение которого — «приносить удачу», оказывать человеку помощь и защищать его в
очень важных или трудных жизненных ситуациях.
Талисманом может быть любой предмет — от кусочка камня или дерева до
ювелирного украшения. Талисманом также может быть сказочный (фантазийный)
персонаж или какое-то животное. Спортивные команды и музыкальные группы часто
используют различных персонажей в качестве своих символов-талисманов и создают
целые коллекции (персональные и коллективные). На основе идеи талисмана часто
возникает другой вид памятных предметов — сувенир. Так случилось и в олимпийском
движении. В наши дни талисман Олимпиады сразу же становится брендом, сувениром для
спортсменов, болельщиков и туристов. Он появляется в виде памятных магнитов, значков,
открыток, наклеек, логотипов на одежде, обуви, посуде, афишах, рекламных плакатах и
буклетах.
Олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее» — лаконичное речевое
высказывание, отражающее общий дух Олимпиады. Лозунг был придуман французским
священником Анри Дидоном (H. Didon) как перевод известного латинского выражения
«Citius, Altius, Fortius». Пьер де Кубертен предложил это высказывание в качестве
олимпийского девиза при создании Международного олимпийского комитета еще в
1894 г. Но фактически девиз был представлен лишь тридцать лет спустя, на VIII Летних
Олимпийских играх в Париже (1924). Широко известен и неофициальный олимпийский
девиз «Главное не победа, а участие».
Олимпийский огонь — один из важнейших символов Олимпийских игр. Его
зажигают на стадионе во время торжественной церемонии открытия Олимпийских игр, и
он горит непрерывно до их официального закрытия. Традиция зажигать олимпийский
огонь сложилась во время проведения античных Олимпийских игр в Древней Греции.
Олимпийский огонь напоминал о легендарном подвиге титана Прометея, похитившего
огонь у Зевса и принесшего его людям. Традиция возвратилась на IX Летних
Олимпийских играх в Амстердаме (1928).
Во время Олимпийских игр в Берлине (1936) впервые в истории олимпийского
движения была проведена эстафета олимпийского огня. Более трех тысяч легкоатлетов
участвовали в доставке факела из Олимпии в Берлин. Это стало традицией. Как правило,
зажжение олимпийского огня доверяют известному спортсмену. В настоящее время
олимпийский огонь зажигают за несколько месяцев до официального открытия игр в
греческой Олимпии. Греческие актрисы в роли жриц храма Геры проводят
установившуюся церемонию. Одна из них (верховная жрица) зажигает огонь с помощью
специального зеркала, фокусирующего солнечные лучи. Затем бегуны передают факел по
эстафете и доставляют огонь в город, принимающий Олимпиаду. На всякий случай
зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения олимпийского огня
(известно, что во время Олимпийских игр в Монреале (1976) огонь погас от сильного
ливня).
Олимпийский характер обычно связывают с другим расхожим выражением —
олимпийское спокойствие. Что означает это понятие? Согласно древнегреческой
мифологии, Олимп — это гора, где восседали боги и величаво, невозмутимо,
торжественно наблюдали за всем происходящим внизу. На Олимп не доносились людские
невзгоды и тревоги, там всегда царило спокойствие. Отсюда изначальный смысл
выражения — «божественное спокойствие» (даже равнодушие). С популяризацией
олимпийского движения связано понятие олимпийского характера: хладнокровного,
умеющего управлять собой и своими эмоциями человека. Можно получить такие черты
характера от природы, но, как правило, это не дар свыше, а результат работы над собой,
формирование характера.
Человек с олимпийским характером четко знает, чего хочет: может ставить цели и
достигать их, прилагая необходимые усилия; он имеет важные жизненные ценности,
среди которых первоочередное значение имеют любовь к родине (патриотизм),
человеколюбие (гуманизм), терпимость к людям других народностей и культур
(толерантность), семья, здоровье, чувство собственного достоинства и др. При этом
человек с олимпийским характером избегает крайностей; у него есть чувство меры и в
работе над своим телом, и в отношениях с другими людьми. Многие полагают, что
целеустремленный, активный, деятельный человек обречен на сильные стрессы,
постоянную борьбу с собой. Но это заблуждение. Человек с олимпийским характером
отличается оптимизмом, высокой стабильностью в своих поступках и поведении. Он
уверен в себе, выдержан, спокоен, решителен. Он не конфликтует, не отвлекается на
мелочи и изнуряющую борьбу со своим окружением, умеет прощать и при этом сохраняет
самоуважение, не теряет себя, поэтому постоянно движется вперед, достигая высоких
результатов на пути саморазвития и самосовершенствования.
Олимпийская символика близка детям дошкольного возраста своим открытым,
жизнеутверждающим и мажорным смыслом. Поэтому с ними можно беседовать на
олимпийскую тему, рисовать, лепить, играть, выстраивать образовательные проекты,
вовлекающие родителей и спортсменов, живущих в родном городе или поселке.
«олимпийское спокойствие» обрело новые смысловые оттенки. Сегодня мы употребляем
это выражение для характеристики человека невозмутимого, выдержанного,
Выводы. Глубокая интеграция познавательного, художественного и физического
развития очень значима для проектирования задач и содержания дошкольного
образования с ориентиром на саморазвитие и самовоспитание каждого ребенка с учетом
его индивидуальности. Такая интеграция обычно разрабатывается как стратегия, которая
предполагает наличие долгосрочной цели, множественность вариантов ее достижения и
практический характер деятельности детей, воспитателя и руководителя детского сада.
Независимо от темы и возраста детей, стратегия всегда имеет определенный вектор.
Поэтому любой образовательный маршрут начинается с создания педагогом условий для
накопления детьми гибкого, многоаспектного, пережитого, осмысленного опыта
управления предметами и своим телом в «умном» и обогащенном образовательном
пространстве. Образовательный маршрут пролегает через различные образовательные
ситуации, накопление опыта общения и поведения в социуме к открытию детьми образов,
знаков и символов культуры для построения целостной картины мира и формирования
эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и самому себе.
Интегрированные проекты на олимпийскую тему очень значимы для воспитания
детей дошкольного возраста. Они дают высокие примеры патриотизма и в то же время
формируют такие качества, как толерантность, открытость, дружелюбие. Даже
элементарные представления о всемирном характере олимпийского движения заметно
расширяют детский кругозор, формируют систему ценностей, дают понятие о
разнообразии народов, населяющих нашу планету. От образа игрушечного мяча, которым
ребенок охотно, радостно и смело управляет, он приходит в своем крепнущем сознании к
образу нашей планеты, на которой люди могут жить так же свободно, дружно и радостно.

ЛИТЕРАТУРА
1. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука,
1988.
2. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном
образовании. М.: Макс-Пресс, 2005.
3. Лыкова, И.А. О модернизации художественного образования дошкольников на основе
принципа культуросообразности [Текст] / И.А. Лыкова // Педагогика искусства: электронный научный
журнал. – 2008. – № 4. – 0,5 п.л. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-
2008/lykova_08_12_2008.htm
4. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Игрушки изначальные: история происхождения, культурные
традиции, педагогический потенциал. М.: ИД «Цветной мир», 2012.
5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир
открытий» / Под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: ИД «Цветной мир», 2012.
6. Стукалова О.В. Универсальная категория жизни (феномен игры в контексте современной
педагогики искусства). Педагогика искусства: электронный научный журнал, 2009. – № 3,4. – URL:
http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2009/stukalova_06_09_2009.htm; 2010, № 1, 2. –
URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2010/stukalova_07_03_2010.pdf – 1.5 п.л.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
8. Фребель Ф. Будем жить для наших детей / Сост. Л.М. Волобуева. М.: Карапуз, 2001.
9. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ИТД «Летний сад», 2000.
10. Jourard S. The transparent self (rev. ed.). N.Y.: Van Nostrand Reinhold, 1971.