Интеграция в школе: география и другие дисциплины

ЕРМОЛИНСКАЯ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования

Аннотация: 
На примере художественно-познавательного события по географии для учащихся 6 и 7 классов предпринята попытка раскрытия педагогического потенциала и обучающих возможностей, которые заложены в интегрированных формах обучения и образовательном процессе, построенном на основе взаимодействия между учебными дисциплинами. Практика взаимодействия педагогов-предметников и обращение к предложенным формам работы с детьми позволит решить проблему применения учащимися знаний, полученных в школе в повседневной жизни.

Обучение в современной школе построено на принципах изолированности, самодостаточности образовательных дисциплин, что, казалось бы, органично соответствует классно-урочной системе, основы которой заложил Ян Амос Коменский. Понятие «классно-урочная система» многогранно. Это и форма объединения детей по возрасту и интересам (профильные классы), и методика организации учебного процесса, которая включает объяснение нового, опрос, фронтальную работу, подведение итогов, реализованные за сорок пять минут, и постоянство коллектива учащихся и место проведения занятий и т.д. Нас в данном случае в словосочетании «классно-урочная система» интересует второе слово– урок. Стандартное понимание урока как процесса освоения учащимися знаний по конкретной учебной дисциплине превращает единый процесс обучения в форму изучения отдельных знаний по разным наукам. Такая профессионализация в дисциплину позволяет учащимся российских школ показывать неплохие результаты уровня владения конкретными знаниями. Вместе с тем, умения и навыки применения на практике полученных в школе знания незначительны. Отсутствует механизм переноса знаний из области конкретной науки в область повседневной жизни. Процесс воспитания и образования носит целостный характер т.к. во-первых, его трудно расчленить на отдельные операции в виде мелких шагов или последовательного формирования отдельных качеств личности, во-вторых, педагоги-предметники обращаются к единому сознанию учащегося, требует внимание именно к своему предмету. Каждые сорок пять минут у ребенка происходит смена предмето но - образовательных приоритетов. Борьба учебных дисциплин за сознание ребенка вывела учебные предметы внутренней приоритетности для самой системы образования и построение иерархии их значимости для ученика. В авангарде этой иерархической системы учебных дисциплин стоят русский язык и математика, далее физика, химия и компьютерная грамота (информатика), за ними следуют история, география, биология. Замыкают список уроки искусства. Еще в девяностые годы В.В.Давыдов, давая оценку современному образованию, отмечал, что «учимся мы предельно нерационально». Причина заключается в том, поясняет учебный, что «с первых дней пребывания в школе дети попадают (во всяком случае в нашей стране) в жесткую систему образования, в которой доминирует обучение, направленное по преимуществу на передачу школьникам знаний и на одностороннее культивирование у них репродуктивного мышления. Эта система не создаёт тех условий, которые необходимы для развития творчества школьников» [1 с.18, 157]. Углубление в отдельно взятую дисциплину ведет к ранней и необоснованной профионализации знаний, к гонке за научными достижениями, что, ведет, в свою очередь, к увеличению учебной нагрузки, абстрактности самих наук, к отсутствию навыков использования полученных знаний на практике. В практике опытных педагогов проблема «заземления» знаний на практическое их применение в жизни реализуется с помощью заданий, обращения к жизненным примерам, организации специальных опытов, привлечения практико-научного потенциала музеев и проч. Как правило, такой педагогический опыт, такие педагогические усилия единичны и, как показывают данные диагностики уровня умений использования их в повседневной жизни, уже недостаточны. Наиболее эффективны способы активизации практического применения учеником знаний, умений и навыков в повседневной жизни, рождаемые в результате объединение усилий нескольких педагогов-предметников в решении этой задачи. В сотрудничестве учителей предметников будет прослеживаться системность и преемственность в обучении, более тесный контакт между педагогами, единство целеполагания к образованию и требований к уровню освоения учащимися разных учебных дисциплин. Обозначившаяся пару десятилетий назад тенденция интеграции во всех областях жизнедеятельности социума – от политики, экономики, до культуры и образования, в меньшей степени коснулось именно системы образования. В то время как именно интеграция знаний разных наук и взаимодействие образовательных дисциплин позволили бы решить целый ряд учебно-образовательных, методических проблем, в том числе проблему активизации познавательного интереса школьника, повышение мотивации к обучению, формированию навыков переноса знаний, полученных на занятиях в школе в обыденную жизнь и их использование в быту. Каковы механизмы взаимодействия и интеграции в образовании географии с другими учебными предметами? Как практически можно реализовать принцип взаимодействия? Как строится такой урок? Какую форму получают задания, и каковы наиболее эффективные виды деятельности на таких интегрированных уроках? Насколько самостоятельными останутся другие учебные дисциплины, если их преподать на основе интеграции и взаимодействия? Вопросов действительно много. Ответы на многие из них можно найти в теоретических и научно-методических трудах ученых Института художественного образования, в котором вопросы интеграции в образовании разрабатываются с середины восьмидесятых годов прошлого века. Основоположником концепции интеграции предметов образовательной области «Искусство», полихудожественного развития школьников и взаимодействия учебных дисциплин был доктор педагогических наук, профессор, Член-корреспондент РАО Юсов Борис Петрович. Сотрудниками лаборатории интеграции искусств накоплен значительный педагогический опыт в области освоения интегрированных технологий на всех ступенях образовательного процесса от детского сада до высших учебных заведений и курсов повышения квалификации педагогических работников. В результате многолетних исследований было доказано, что принципы построения интегрированных уроков, взаимодействия и интеграции уроков искусства универсальны и могут применяться в любых областях знаний – от преподавания гуманитарных дисциплин до предметов естественно- математического циклов. К таким общим принципам можно отнести:  главным объектом приложения педагогических усилий должен стать ученик, а не предмет, учебная дисциплина (не ребенок для школы, но школа для ребенка). Построение учебного процесса на основе знания психологический особенностей возраста и интересов детей;  изменение взаимоотношения между педагогом и учеником – ученик становится не только объектом образовательного процесса, задача которого усвоение готовых знаний, но субъектом этого процесса, который свои знания добывает, в том числе и на основе деятельностного подхода;   изменение образовательного пространства предмета (конкретной науки), которое позволит сделать его более открытым для сотрудничества с другими областями знаний и увидеть собственную науку в ряде других учебных дисциплин;  выход учебного материала за рамки собственного учебного предмета;  наличие коллектива единомышленников, готовых к взаимодействию и имеющих желание освоить подобную форму обучения;  наличие педагогов, заинтересованных в освоении современных педагогических технологиях и повышению мотивации к изучению их дисциплины. Само понятие интеграции многослойно и многоуровнево. Интегрированные технологии и механизмы взаимодействия могут применяться частично, локально; в результате работы временного педагогического коллектива на основе выбора общей темы (идеи), созвучия учебного материала, совпадения областей знаний, исторических дат, научно-изыскательского опыта и проч. Интеграция выходит в пространство взаимодействия основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной форм деятельности, объединения детей в разно уровневые группы и планирования «нестандартных форм работы», таких, например, как проведение художественного и научно-познавательного события, ученических научно-практических конференций, защиту проектов и объединение усилий воспитателей, педагогов дополнительного образования, педагогов-предметников и многое другое. Понимание и принятие концепции и интеграции между предметами проходит через взаимодействие между учителями и познание ими на практике механизмов взаимодействия, интеграции и приобретение учителями педагогического опыта. В данной работе мы представляем научно-практический материал одной из московских школ (ГОУ СОШ №541), который объединил:1.усилия учителей – предметников по таким учебным дисциплинам, как география, биология, химия, физика, история, МХК, физическая культура, музыка; 2. учащихся нескольких возрастных групп: учеников 6-х,7-х,8-х классов;3. разнообразные формы и виды работы, такие как групповая, коллективная, проектная; 4. классную и внеклассную формы работы и был построен на учебном материале предмета «география» и посвящен проблеме повышения интереса к изучению этого и других дисциплин. Мероприятие«Виртуальный поход», которое было проведено в результате взаимодействия и сотрудничества между педагогами-предметниками, можно назвать «научно-познавательным событием», по аналогии с художественным событием. Термин «художественное событие» был введен в педагогику искусства в середине девяностых годов сотрудниками лаборатории интеграции искусств ИХО РАО. Он определял учебно- ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 1, 2015 5 познавательное образовательное мероприятие-праздник, пространство которого оформляется творческими работами учащиеся за прошедший период обучения. Художественное событие может проводиться как в урочное, так и в неурочное время. Основная задача такого мероприятия - подведение определенных итогов по учебным дисциплинам и познание нового материала в атмосфере праздника науки и искусства по специально созданному сценарию, в коллективе учащихся разных классов и параллелей, используя разнообразные формы организации деятельности детей: викторины, конкурсы, сообщения, защиту проекта, концертные номера и др. Сценарий приводимого нами научно-познавательного события был разработан с учетом нескольких параметров:1. формирование у учащихся 6 и 7 классов интереса к географии, ботанике и таким дисциплинам, которые будут изучаться ими в дальнейшем – физике и химии;2.активизация познавательной деятельности, повторение и обогащение материала по МХК, географии, биологии, химии, физике пройденного учениками 8-го класса;3. реализация проектных форм обучении; 4. раскрытие ученикам практических возможностей применения знаний, полученных в школе по разным учебным дисциплинам в повседневной жизни; 5. раскрытие учителям педагогических возможностей, которые открываются в обучении на основе интеграция и взаимодействия. Реализации научно-практического события стала возможна благодаря наличию педагогов, которые были заинтересованы в проведении этого мероприятия и способны разомкнуть знаниевые границы своего предмета для взаимодействия с другими учебными дисциплинами. Такая толерантность к другому образовательному предмету является показателем профессионализма, хорошего знания своего предмета, свободной ориентации в учебном материале. Способность педагога пойти навстречу другому для реализации проекта и оказать помощь за счет своего свободного времени положительно характеризует как личностные качества самого педагога, так и уровень взаимоотношения в коллективе. И, пожалуй, самое главное, наличию лидера – педагога, учебный материал которого лег в основу этого проекта. Таким, а предметом стала география, а идейным лидером, инициатором преподаватель этой дисциплины - Макушина Юлия Александровна, которая убеждена в уникальности роли географии в формировании личности детей и в том, что география, это не просто школьный предмет, это даже скорее не предмет, а особое видение мира. Выбор ведущего предмета, учебный материал которого лег в основу сценария был обоснован несколькими факторами, среди них – богатый и интересный методико-педагогический опыт, энтузиазм и энергия учителя географии, накопленный ею опыт туристических походов с учащимися. Усилиями Юлии Александровны в школе создан туристический клуб «37  меридиан» для учащихся 7-10 классов, в рамках работы которого летом осуществляются ежегодные выезды с группой детей в разные регионы страны с исследовательской и познавательной целью. Активная познавательная деятельность ребенка в походе и педагогическая деятельность, построенная на принципах свершения детьми малых географических открытий, по мнению педагога способныне только повысить мотивацию к обучению по предмету, но и «помочь ученику стать исследователем и открыть ему широкий простор для творческого познания мира». Выезд можно назвать вершиной айсберга педагогической работы по географии, поскольку самому походу предшествует большая подготовительная работа. Это:  выбор педагогом совместно с учащимися маршрута похода, определение его познавательных, знаниевых и культурологических целей и задач, например, изучение топонимикии лекарственных растения района похода, наблюдение проявления новейшей тектонической деятельности или изучение динамики и основных параметров водного потока, изучение культуры местных жителей и т.п.  разработка маршрута - его протяжённость и продолжительность.  Изучение специализированной литературы по выбранной тематике исследования, знакомятся с туристским отчетам по данному району и проведение предварительного исследования по плану: 1. Географическое положение изучаемого района, 2. Геологическая история развития территории, 3. Рельеф и его основные формы, 4.Основные факторы выветривания в данном районе.  От работка необходимые умений, навыков - работа с картографическим материалом, с анемометром и др.поскольку во время похода учащиеся осуществляют коррекцию карты района, метеорологические наблюдения за погодой и др. Во время самого похода в поле зрения группы попадают такие объекты познания, как: а)природа, климат, образ жизни, занятия, животный и растительный мир; б)культурные, исторические, национальные особенности народа или народности, по территории которой проходит маршрут, особенности воспитания подрастающего поколения. Происходит знакомство с устным и письменным народным творчеством, сказками, приданиями, ритуалами, искусством, традициями и обычаями, очень важно, поскольку они раскрывают особенность мировоззрения, систему ценностей народ, духовно-нравственную составляющую его культуры. В основу сценария было положено виртуальное путешествие, которое совершали ученики 6 и 7 классов. Помощниками-консультантами, которые сопровождали группы в походе и делились с ними научно-познавательной информацией, были учащиеся 8-х и 9-х классов. Консультанты готовили сообщение и презентацию по теме исследования. Темы  сообщений – малых проектов по химии, физике, биологии, МХК, географии были выбраны педагогами-специалистами. Контроль над подготовкой проекта и репетициями выступлений осуществлялся педагогами-предметниками. Репетиций виртуального похода с консультантами позволили определить примерное время проведение всего мероприятия. Ученики 6-х и 7-х классов, участвующие в виртуальном походе на репетициях не присутствовали. Они были оповещены за неделю о том, что в актовом зале они примут участие в соревнованиях, имеющих отношение к походу. В качестве подготовки к событию каждый класс приготовил два комплекта для похода, в которых входят: палатка, рюкзак, коврик, продукты и необходимые с их точки зрения личные вещи. Для того, чтобы конкурс на собирание рюкзака был интересней, классные руководители, отвечавшие за комплектацию, дополнили комплекты такими предметами, как кипятильник, керамическая чашка, надутый мяч, и проч. Педагог по музыке помог подобрать ноты и слова песен, сформировать группу поющих детей, которые будут принимать участие в конкурсе походных песен. С каждой группой педагог провел несколько репетиций. Учитель физической культуры отобрал учащихся, которые могли бы достойно представить класс или свою походную группу в спортивных соревнованиях. Эти ученики должны были прийти в спортивной форме. Целью похода было выбрано седьмое чудо света - Останцы на горе Маньпупунёр: геологический памятник МАНЬ-ПУПУ-НЁР или Малая гора идолов. Они расположены на территории Троицко-Печорского района республики Коми, в междуречье реками Ичотляга и Печоры. Количество останцев 7, высота их от 30 до 42 м. Влияние на выбор конечной точки маршрута оказало и то, что с ним связаны многочисленные легенды культа манси, культура которых интересна сама по себе. Представляем краткий сценарий научно-образовательного события на тему «Идем в поход».В роли ведущего и начальника похода выступал преподаватель географии. Ведущий: В нашей школе около 20 лет работает туристский клуб. «37 меридиан». В составе клуба ученики школы ходят в походы пешие и водные. Они посетили многие уголки Родины. Маршруты походов отмечены на карте России, которая расположена перед вами. Ведущий: Лично я считаю, что каждый человек хоть однажды в жизни, должен побывать в походе. Однако взять всех вас в настоящий поход я не могу, поэтому мы совершим поход ВИРТУАЛЬНЫЙ. Каждый поход имеет свою цель. У нас целей будет две. Первая географическая – достичь плато Маньпупунер, которое находится на Северном Урале. Вторая – практическая. По окончании похода мы должны выяснить, какие знания, полученные в школе, пригодятся нам в походе? Нужна ли нам физика и  химия, биология и география и физкультура. Для того чтобы заинтересовать вас походом, я расскажу о конечной точке нашего путешествия. Плато Маньпупунёр отнесено к 7 чудесам природы России. Дойти до него может только хорошо подготовленный турист, потому, что идти надо не по асфальту, а по тайге, заросшей и заболоченной, с тяжёлым рюкзаком за спиной. Во время рассказа педагог демонстрирует слайды и фотографии. Ведущий: Всех вас, кто сейчас в зале – для одного отрада многовато. Поскольку в зале несколько классов, мы делим всех активных участников на четыре команды -6-а, 6- б,7-а,7-б. Ученики одного класса будут представлять команду. Каждая команда выбирает себе капитана. Даю вам 1 минуту для того, чтобы выбрать капитана и на то, чтобы капитану занять свое место В виртуальном походе нас будут поджидать трудности и испытания. Капитан сам будет назначать тех, кто будет участвовать в том или конкурсе. За каждый конкурс назначаются баллы. Оценивать конкурсы и ответы на вопросы викторин будут члены жюри, в которое входят старшеклассники, уже участвовавшие в настоящих походах, и педагоги по таким предметам как музыка, МХК, физическая культура, химия, физика, биология. Место капитана указывается на стуле. Там же лежит нагрудный знак и нарукавная повязка капитана Ведущий: Капитаны выбраны, и мы приступаем к первому конкурсу. Первое испытание – Необходимо проверить, хорошо ли вы умеете читать карту. Для этого на экран выводится общая карта местности с вариантами индивидуальных маршрутов, которыми пойдет каждая группа во главе с капитаном. Задание выполняется на скорость и на точность прочтения карты. Каждый конкурс и ответ будет оцениваться в пять баллов. Капитаны выбирайте представителей от команды. Каждая команда по жребию получает свой маршрут. После каждого ответа жюри выставляет за него баллы. Баллы-конфеты опускаются в ярко оформленные коробки. Второе испытание – собрать рюкзак НА ВРЕМЯ. Умение собирать рюкзак – очень важно для туриста. Недаром тем, кто собирается в плавание желают – «Семь футов под килем», а тем, кто идет в поход – «Легкого рюкзака».Вам дается не более 3 минут, чтобы уложить рюкзак. Капитаны выбирают представителей от команды. Представители команд выходят к столам с вещами, заранее приготовленными каждой командой (классом). Конкурс начинается с отмашки эксперта. Эксперт включает секундомер. Ведущий: В походе нам будут помогать эксперты те, кто хорошо учатся по географии, физике, по химии, по биологии, по физической культуре. Эксперты – консультанты по физике и учащиеся, побывавшие в походе, оценивают этот конкурс, проверяют правильность сборки рюкзака. Знатоки по физике делают сообщение. Ведущий: Рюкзаки собраны, мы в пути, наш поезд подъезжает к станции. Поезд стоит на этой станции всего несколько минут. Вопрос командам:«Где должен быть турист и его рюкзак в момент остановки поезда?». На вопрос могут отвечать как участники группы, так и ученики класса, не вошедшие в группу и находящиеся в команде болельщиков и наблюдателей. Ведущий: Теперь послушаем, что скажут знатоки, изучающие физику. Выступление знатоков. Ведущий: Мы вышли из поезда на открытый перрон. На улице гроза, сверкаю молнии. Спрятаться негде. Вопрос командам – «Кто знает правила поведения во время грозы?». Представители команд отвечают. За каждый правильный ответ членами жюри начисляются баллы. Ведущий: Консультанты по физике расскажут, что такое молния, познакомят с правилами поведения в грозу. Выступление знатоков. Ведущий: Грозу отряды переждали и все вместе двинулись к лесу. После грозы путь нам преградили топи и болота. Вопрос участникам похода – «Как их преодолеть?». Ведущий: Обосновать правильность ваших ответов помогут знатоки физики. Выступление знатоков. Ведущий: Болото мы преодолели, и все мокрые и голодные вышли к стоянке. Разбили лагерь, развели два костра - для приготовления пищи и сушки вещей после дождя. Вопросы группам: «Как быстрее высушить мокрые вещи у костра? Как быстрей приготовить еду, в каких котелках быстрее сварится еда и почему? Какой ложкой и кружкой удобно пользоваться в походе?». Представители групп отвечают на вопросы и получают за ответ очки. Ведущий: Мы выслушали все ответы, а теперь послушаем знатоков физики. Как они объяснят с точки зрения науки правильность ваших ответов. Выходят знатоки физики. Ведущий: Поели, высушили вещи, ставим палатки на ночь и кладем коврики. Вопрос группам: - «Какие коврики лучше брать в поход и почему?»  Представители групп отвечают на вопросы и получают за ответ очки. Ведущий: Мы выслушали все ответы, а теперь послушаем знатоков физики. Как они объяснят с точки зрения науки правильность ответов. Выступление знатоки физики. Ведущий: Первый день пути закончился. В конце дня туристы собираются у костра и поют песни. Вам предстоит участие в конкурс бардовской (туристической) песни. Представители каждой группы по очереди выходят к «костру» и исполняют один из куплетов своей песни. Идет конкурс туристических песен. За исполнение каждой начисляются баллы. Ведущий: На этом первый день пути закончен. Посмотрим, какие испытания ждут нас во второй день нашего путешествия. Ведущий: С самого утра к моей палатке потянулись те, кто: натер ноги в походе, у кого повысилась температура, т.к. он простыл, кого покусали насекомые, кто случайно поранился, обжегся. Нам на помощь приходят знатоки биологии, которые хорошо учатся у Ирины Борисовны и много знают про растения. Не исключено, что и среди вас много тех, кто любит ботанику. Идет сообщение знатоков по лекарственным растениям средней полосы. Ведущий: Из сообщения знатоков по ботанике мы поняли, что для приготовления отваров из лекарственных растения нам потребуется большое количество питьевой воды. Такого большого количества воды у нас нет, но рядом есть болото. Как быть? Для этого мы обратимся за помощью к знатокам химии, науке, которую вы будете изучать с Еленой Андреевной. Выступление знатоков химии, показ одного из способовочистки воды. Ведущий: Знатоки объяснили вам как в походных условиях очистить воду. Они же приготовили все необходимое для каждой команды с тем, чтобы вы на практике применить полученные знания. Ваша задача – на скорость очистить воду и сделать её пригодной для питья. Выходят по три представителя от команды. Ведущий: Воду мы очистили, отвары приготовили, пострадавшим в походе помогли, отправляемся в путь. На нашем пути лежит Медвежья пещера. Консультант по географии подготовил сообщение про эту пещеру. Консультанты выступают с обзорным проектом по пещерам. Ведущий: Процесс появления пещер раскроит нам специалист по химии, поскольку в появлении пещер непосредственное участие принимает вода, которая воздействует с легко растворимыми в воде горными породами (гипсами, известняками, мраморами, доломитами и каменной солью). Выступление знатоков по химии. Ведущий: Нам предстоит спуск в пещеру, который требует хорошей физической подготовки. На пути к пещере встретились следующие препятствия, которые выполняются на скорость. Организовывать и судить это конкурс будут знатоки физкультуры. Конкурсы следующие:- пройти по тонкой доске, - перенести одного человека из группы на скрещенных руках,- принести стакан воды, не расплескав его,- перейти опасный участок, используя два деревянных настила,- оказать первую помощь, забинтовав руку,- с места перепрыгнуть трещину и др. Идет спортивная игра-соревнование. Ведущий: Мы преодолели препятствия, и подошли к цели путешествия. Напоминаю, что наш выбор географической цели был обусловлен еще и тем, что вокруг Попунеров народом Манси создано много легенд. Представляем слово консультантам, которые изучавшему культуру народов манси. Сообщения консультанта по культуре Манси. Ведущий: Наш поход окончен. За нашими группами уже вылетел вертолет. Пока он летит, нам надо подвести итоги похода и ответить на главную цель путешествия: знание каких учебных предметов могут нам понадобится в походе? Всем участникам этого события и учащимся, вошедшим в состав команды, и ученикам, которые наблюдали и активно болели за свои команды, предлагаю ответить на следующие вопросы: 1. Что бы вы посоветовали тем, кто первый раз собирается в поход? 2. Знания каких учебных дисциплин нам пригодились в походе? 3. Какие знания, умения и навыки помогли нам сделать поход интересным и безопасным? Ведущий: В завершении нашего праздника попросим членов жюри подвести итоги и поделиться своими впечатлениями о работе групп. Итоги подводит председатель жюри.

ЛИТЕРАТУРА

Давыдов В.В. Лекции по общей педагогике.: Учебное пособие для Студенов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. Ермолинская Е.А. Предметы искусства в образовательном пространстве школы/ Сб. научных статей: Многоуровневая интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовании детей и юношества: Материалы Всероссийской 11 – 13 ноября 2009 г. Арзамас-Москва Ермолинская Е.А. Б.П.Юсов - учитель, ученый, мыслитель, новатор // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2012. Том. 1. №. 2. С. 217-229. Гвоздецкий Н.А. Советские географические исследования и открытия // «Жизнь Земли». № 17. 1982. ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 1, 2015 12 Магидович И.П. «Очерки по истории географических открытий».: Москва, 1967, гл. 63 «Сибирь и Дальний Восток во второй половине XIX – начало XX в» Махно В.В. Шаманский мыс (Южный Байкал).:Иркутск, 2001 Рычагов Г.И. и др. «Мир географии. География и географы. Природная среда».- Издание «Мысль», 1984 Cавенкова Л.Г. Творческие задания в практике работы педагога образовательной области «Искусство» // электронный журнал Педагогика искусства - URL: http://www.art-education.ru/AEmagazine/archive/savenkova_10-12-2006.htm [10.12.2006] Cавенкова Л.Г. Борис Петрович Юсов выдающийся современный ученый: педагог, мыслитель, исследователь // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2012. Том. 1. №. 1. С. 11- 23. Энциклопедический словарь географических названий. Москва, 1973.