Одним из главных направлений модернизации образования на современном этапе
является кардинальное обновление содержания подготовки педагогических кадров.
Важным подходом к разработке содержания образования выступает компетентностный
подход, который обеспечивает формирование системы знаний, умений и навыков, а также
свойств личности, необходимых для осуществления социально ценной деятельности.
В связи с переходом отечественного образования на двухуровневую систему
подготовки, обучение бакалавров педагогики в педагогическом вузе осуществляется в
течение 4 лет и в результате должно обеспечить будущим воспитателям формирование
профессиональных компетенций, необходимых для полноценного воспитания, обучения и
развития дошкольников.
Большую роль в гармоничном развитии личности ребенка дошкольного возраста
играет искусство. Будущему воспитателю необходимо глубоко овладеть художественно-
эстетическими знаниями и быть компетентным в вопросах художественного воспитания
детей дошкольного возраста. Компетентность в области художественного воспитания
дошкольников обеспечивает художественная подготовка, содержание которой в основном
реализуется в рамках дисциплин: «Теории и технологии музыкального воспитания детей
дошкольного возраста» и «Теории и технологии развития детского изобразительного
творчества».
Сокращение сроков обучения будущих воспитателей дошкольных учреждений, а,
следовательно, и времени, отводимого на освоение данных дисциплин, не должно
повлечь за собой снижение качества их художественной подготовки. В этих условиях
повышается роль педагогических технологий. В целях оптимизации процесса
художественной подготовки бакалавров педагогики нами была разработана интегративная
технология. Под педагогической технологией мы понимаем, во-первых, содержательную
технику реализации учебного процесса, а во-вторых, алгоритм, обеспечивающий
достижение намеченного результата. Понятие интеграции предполагает объединение
отдельных разрозненных элементов в единое целое. Интеграция содержания образования
подразумевает синтез научных знаний на основе системы закономерностей природных
связей.
В основу технологии интеграции дисциплин художественной подготовки положено
целостное знание о природе искусства и его общих закономерностях, а также общие
подходы к содержанию художественного воспитания дошкольников средствами музыки и
изобразительного искусства. Методологическую основу нашей технологии составляют
теоретические положения Ю.Б. Борева, В.В. Ванслова, М.С.Кагана и др. о видовой
природе искусства, специфике и взаимосвязи различных его видов [2, 3, 5], идеи Б.Г.
Ананьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского и др. об общности
психологических механизмов художественного восприятия и творчества [1, 4, 5, 7, 9].
В результате анализа содержания дисциплин «Теории и технологии музыкального
воспитания детей дошкольного возраста» и «Теории и технологии развития детского
изобразительного творчества» нами был сделан вывод о возможности построения их
структуры на основе общей логики и с помощью реализации межпредметных связей
путем выделения общих содержательных аспектов.
Структура технологии включает два раздела: 1. «Искусствоведческие основы
художественной подготовки» и 2.«Психолого-педагогические основы художественной
подготовки». В каждом разделе содержание строится по трем направлениям, первые два
из которых отражают специфику изучаемых дисциплин, а третье направление – их
общность и взаимосвязь. В первом разделе эти направления имеют следующие названия:
«Музыка», «Изобразительное искусство», «Взаимосвязь музыкального и
изобразительного искусств». Во втором разделе, посвященном изучению психолого-
педагогических основ художественного воспитания, названия направлений
соответственно изменяются: «Музыкальное воспитание», «Изобразительная
деятельность», «Взаимосвязь музыкального воспитания и изобразительной деятельности».
В каждом содержательном направлении выделены два блока: знания и умения.
Последовательность этапов реализации разработанного содержания отражена в
содержательных линиях. Структура разработанной интегративной технологии
художественной подготовки может быть представлена в виде модели (схема 1).
Схема 1
Модель интегративной технологии художественной подготовки бакалавров педагогики
Отобразив структуру технологии в виде модели, перейдем к описанию содержания
знаний и умений по каждому разделу. Содержание представлено по трем направлениям в
Искусствоведческие основы художественной подготовки
Музыка Изобразительное
искусство
Взаимосвязь музыки
и изобразительного
искусства
Знания
Умения
Знания
Умения
Умения
Знания
Психолого-педагогические основы художественной подготовки
Музыкальное
воспитание
Изобразительная
деятельность
Взаимосвязь
музыкального
воспитания и
изобразительной
деятельности
Знания
Умения Умения
Знания
Умения
Знания
виде сквозных содержательных линий.
Раздел 1. Искусствоведческие основы художественной подготовки Блок
искусствоведческих знаний
1. Особенности музыкального искусства. Особенности изобразительного искусства.
Изобразительное начало в музыкальных произведениях и черты музыкальности в
произведениях изобразительного искусства.
2. Специфика средств музыкальной выразительности. Специфика средств
выразительности изобразительного искусства. Перекличка средств выразительности и
терминологии музыкального и изобразительного искусств.
3. Жанры музыкального искусства. Жанры изобразительного искусства.
Взаимосвязь музыкального и изобразительного искусств в синтетических жанрах
искусства: опере и балете.
4. Творчество композиторов. Творчество художников. Стилевые и образные
параллели в творчестве композиторов и художников.
5. Содержание музыкальных произведений. Содержание произведений
изобразительного искусства. Общность эмоционально-образного содержания
произведений музыкального и изобразительного искусств.
Блок искусствоведческих умений
1. Определять содержание музыкальных произведений. Определять содержание
произведений изобразительного искусства. Находить элементы изобразительности в
музыкальных произведениях и черты музыкальности в произведениях изобразительного
искусства.
2. Анализировать выразительные средства в музыкальных произведениях.
Анализировать выразительные средства в произведениях изобразительного искусства.
Сопоставлять выразительные средства в близких по эмоционально-образному
содержанию произведениях музыкального и изобразительного искусств.
3. Различать жанры музыкального искусства. Различать жанры изобразительного
искусства. Сопоставлять художественно-образные элементы музыкального и
изобразительного искусств в произведениях синтетических жанров искусства: опере и
балете.
4. Выделять черты стиля в творчестве композиторов. Выделять черты стиля в
творчестве художников. Устанавливать стилевые и образные параллели в творчестве
композиторов и художников.
5. Узнавать отдельные музыкальные произведения. Узнавать произведения
изобразительного искусства. Сопоставлять близкие по эмоционально-образному
содержанию произведения музыкального и изобразительного искусств.
Раздел 2. Психолого-педагогические основы художественной подготовки Блок
психолого-педагогических знаний
1. Особенности восприятия музыкальных произведений детьми дошкольного
возраста. Особенности восприятия произведений изобразительного искусства детьми
дошкольного возраста. Особенности восприятия произведений музыкального и
изобразительного искусств во взаимосвязи.
2. Технологии развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста.
Технологии развития восприятия изобразительного искусства. Интегративные технологии
развития художественного восприятия детей дошкольного возраста.
Блок психолого-педагогических умений
1. Выявлять особенности музыкального восприятия у дошкольников. Выявлять
особенности восприятия изобразительного искусства у дошкольников. Выявлять
особенности восприятия синтеза музыки и изобразительного искусства.
2. Применять технологии развития музыкального восприятия у дошкольников.
Применять технологии развития восприятия произведений изобразительного искусства у
дошкольников. Применять интегративные технологии развития художественного
восприятия детей дошкольного возраста.
При реализации данной технологии важно соблюдать установленную
последовательность разделов, поскольку сначала необходимо сформировать у
обучающихся искусствоведческие знания, а затем учить использовать эти знания для
организации работы по ознакомлению с произведениями искусства детей. В каждом
разделе блоки знаний и умений содержательно соотносятся, поскольку умения
формируются на основе знаний. В каждом блоке определена последовательность
реализации содержательных линий, которую необходимо соблюдать. Работа по первым
двум направлениям ведется параллельно в процессе преподавания соответствующих
дисциплин художественной подготовки. Третье направление включается в содержание
обеих дисциплин и представляет собой дополнительный интегративный компонент
содержания образования.
Основной вид художественной деятельности при работе по данной технологии –
восприятие произведений искусства. В первом разделе происходит развитие
художественного восприятия у обучающихся. Во втором будущие воспитатели
знакомятся с технологиями развития художественного восприятия у детей. Для
реализации разработанного содержания подбираются адекватные методы, главное место
среди которых занимает метод полихудожественных сопоставлений, предполагающий
подбор близких по настроению произведений музыкального и изобразительного искусств.
Использование интеграции в содержании художественной подготовки бакалавров
педагогики способствует выработке глубоких искусствоведческих знаний, пониманию
сущности художественно-образной природы искусства, развитию художественно-
эстетического кругозора. В результате использования данной технологии у обучающихся
совершенствуется художественное восприятие, развивается ассоциативное мышление как
необходимый компонент полноценного восприятия, развиваются эстетические чувства,
интересы, потребности, художественно-эстетический вкус, умение применять полученные
знания в практической деятельности, что и предполагает компетентностный подход.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.: Наука, 2001. 279 с.
2. Борев Ю.Б. Эстетика. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 704 с.
3. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. Л.: Художник РСФСР,1983. 400 с.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 480 с.
5. Каган М.С. Морфология искусства. – М.: Искусство, 1972. 440 с.
6. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического
воспитания детей 2 – 7 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2000. 128 с.
7. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. 383 с.
8. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и
Д, 2000. 80 с.
9. Ребенок в мире культуры / Под ред. Р.М. Чумичевой. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. 558 с.
10. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003. 384 с.
ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация:
В статье раскрывается структура и содержание интегративной технологии художественной
подготовки бакалавров педагогики. В основу технологии положено целостное знание о природе искусства и
его общих закономерностях, а также общие подходы к содержанию художественного воспитания
дошкольников средствами музыки и изобразительного искусства. Интегративная технология реализуется в
процессе преподавания дисциплин: «Теории и технологии музыкального воспитания детей дошкольного
возраста» и «Теории и технологии развития детского изобразительного творчества». Технология
разработана с целью оптимизации процесса художественной подготовки бакалавров педагогики и
реализации компентентностного подхода в образовании.