Современные оценки уровня развития художественного образования дают
возможность признать это явление одним из значимых приоритетов, вокруг которых
формируются национальные стратегии общего и специального образования [8].
Как показало исследование, осуществлённое учеными МГУКИ, Россия и другие
страны СНГ сегодня также находятся на пути к формированию устойчивых интегративных
связей на всех уровнях политического, экономического и социально-культурного
взаимодействия. Сегодня страны СНГ включены в активный диалог по целому спектру
социально-гуманитарных проблем, в том числе и в процесс осмысления проблем интеграции
систем художественного образования, что, несомненно, способствует повышению
творческого потенциала стран и народов.
На уровне отдельных стран, и прежде всего Российской Федерации, имеются
реальные достижения, свидетельствующие о высоком уровне законодательного
обеспечения и государственной поддержки интегративных процессов в художественном
образовании.
В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что
развивающемуся обществу нужны современные, художественно образованные,
нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в
ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются динамизмом,
конструктивностью, творческим подходом, развитым чувством ответственности за судьбу
страны.
Однако России и всем странам СНГ, заинтересованным в успешном развитии
программ художественного образования, ещё предстоит решить ряд задач, среди которых
одной из наиболее значимых остается построение эффективной системы непрерывного
художественного образования.
В связи с этим хотелось бы остановиться на той миссии, которую выполняют вузы
культуры и искусств России и других стран в формировании такой системы,
охватывающей уровни предпрофессионального, профессионального, послевузовского и
широкого массового (неформального) художественного образования.
Эта система образования в сфере культуры и искусства является не просто частью
общей системы отечественного образования – «она как лакмусовая бумага выявляет
особенности развития общества в тот или иной исторический период» [1, 8]. Именно
поэтому в период реформ весьма актуален опыт зарождения и становления уникального
отечественного явления – системы «школа – училище – вуз» (в ХХ веке здесь акцент
ставился прежде всего на общеобразовательной школе). В настоящее время эта система
функционирует в тесном взаимодействии детских школ искусств, средних и высших
профессиональных учебных заведений.
Следовательно, система художественного образования отражает содержательную
линию предпрофессиональной подготовки, ориентированной на постепенное восхождение
личности в будущую область профессиональной художественной деятельности [5].
Вместе с тем Министерство культуры России стремится выстраивать наряду с
системой профессионального образования в области искусств ещё и систему
общеразвивающих программ в области искусств.
Общеразвивающие программы в области искусств должны основываться на
принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи,
обеспечивать развитие творческих способностей подрастающего поколения,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. В образовательных
организациях общеразвивающие программы могут стать зоной эксперимента в освоении
новых практик с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и
потребностей детей и их родителей.
С введением нового понятия «дополнительные предпрофессиональные и
общеразвивающие программы» само содержание деятельности образовательных
учреждений кардинальным образом не изменится, ведь принципы, заложенные в основу
современного художественного образования, возвращают нас к тем целям и задачам,
которые успешно решались в нашей стране на протяжении десятилетий.
Именно на сочетание программ предпрофессиональной подготовки и
общеразвивающих программ нацелены все школы искусств в нашей стране. Во многом
этому способствовала деятельность Департамента образования и науки Министерства
культуры России, возглавляемого доктором искусствоведения, заслуженным работником
культуры РФ А.О. Аракеловой [1; 2].
Следует подчеркнуть, что вузы культуры и искусств России и других стран активно
способствуют формированию интегрированной системы, охватывающей уровни
предпрофессионального, профессионального, послевузовского и широкого массового
(неформального) художественного образования. В первую очередь это происходит за счет
организации многоуровневой и непрерывной подготовки и переподготовки кадров по
всем специальностям и направлениям искусства и народного художественного творчества.
Именно выпускники наших вузов, обладающие необходимыми компетенциями в области
художественного образования, осуществляют приобщение всех слоёв населения к книге,
художественной культуре и гуманистическим традициям, накопленным мировым
сообществом.
Являясь ведущим учебным заведением Министерства культуры РФ, МГУКИ
уделял большое внимание подготовке специалистов для учреждений культуры и
искусства, успешно разрабатывает современные государственные стандарты высшего
профессионального образования в области художественной культуры, социально-
культурной деятельности, библиотечно-информационной деятельности, развитию новых
обучающих программ и технологий.
В настоящее время в университете обучаются более десяти тысяч студентов из всех
федеральных округов России и 37 стран ближнего и дальнего зарубежья.
С 2007 года МГУКИ сотрудничает с Бюро ЮНЕСКО в Москве по вопросам
сохранения и развития культурного наследия, что способствует координации научно-
исследовательской деятельности университета с деятельностью других вузов культуры и
искусств РФ.
Осмыслению этих процессов во многом способствовало исследование теории и
практики художественного образования в странах СНГ, осуществленное в рамках
совместного проекта ЮНЕСКО и Межгосударственного фонда гуманитарного
сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС) «Художественное образование в
странах СНГ: развитие творческих возможностей в XXI веке» (2009–2014).
Коллективом ученых МГУКИ был подготовлен аналитический доклад
«Стратегические ориентиры развития художественного образования в странах СНГ»
(руководитель авторского коллектива – профессор Н. Н. Ярошенко) [6; 10], в котором
обобщены результаты исследовательской работы, проведенной группами экспертов
Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики
Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации,
Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Украины в 2009–2012 годы, и
позволяет оценить современное состояние и проблемы в развитии художественного
образования в странах СНГ.
Анализ современных тенденций в развитии художественного образования
убедительно показывает, что за последние несколько лет в России его уровень
существенно поднялся. Это связано с появлением новой «Дорожной карты» форматов
обучения, усилением конкуренции между различными вузами на рынке образовательных
услуг и труда, существенным изменением требований работодателей к уровню и качеству
образования выпускников. На систему российского образования воздействуют и такие
факторы, как повышение роли рынка, который выступает регулятором спроса и
потребления в системе высшего образования, в том числе в сегменте художественного
образования [4; 6–10]. В связи с этим становится всё более актуальным обеспечение
доступности художественного образования на всех уровнях, а также его содержательная и
смысловая ориентация на высокие ценности мировой и отечественной культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аракелова А.О. (авт.-сост.) О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных
программ в области искусств: в 2 ч.: монография: сборник материалов для детских школ искусств. – Москва:
Минкультуры России, 2012. – Ч. 1. – 118 с.
2. Аракелова А.О. (авт.-сост.) О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных
программ в области искусств: в 2 ч.: монография : сборник материалов для детских школ искусств. – Москва:
Минкультуры России, 2012. – Ч. 2. – 123 с.
3. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта. – М. Воронеж, 2002. – 184 с.
4. Кузнецова Т.В. Современные тенденции университетского образования в сфере культуры и искусства //
Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – №5 (55). – С. 6–10.
5. Лазарев М.А. 2012. Формирование художественной культуры будущего учителя. - Инициативы XXI века. № 1:
79-81.
6. Стратегические ориентиры развития художественного образования в странах СНГ / Авт. колл. Н.Н. Ярошенко
(руководитель), Ю.А. Акунина, О.Ю. Мацукевич, Е.Ю. Стрельцова, Н.В. Шарковская и др.; Московский
государственный университет культуры и искусств. – М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве, 2013. – 168 с.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» // Российская газета. – 2012. – 31 декабря. Федеральный выпуск № 5976.
8. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: Аналит.
доклад = ArtsEducationintheRussianFederation: BuildingCreativeCapacitiesinthe 21stCentury: analyticalreport /
Л.Л. Алексеева и др.; Рос. ин-т культурологии и др.; отв. ред. К.Э.Разлогов. – М., 2011. – 72 с.
9. Arts and Cultural Education at School in Europe / EACEA; Eurydice. - Brussels: Eurydice, 2009. – 104 p.
10. Arts Education in the CIS Countries: Policy Brief / Nikolay Yaroshenko, Professor, Ph.D. in Pedagogy (coordinator);
Yulia Akunina, Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor; Alena Gouliaeva, Ph.D. in Pedagogy; Olga Matsukevich,
Professor, Ph.D. in Pedagogy; Elena Olesina, Ph.D. in Pedagogy; Alexander Soloviev, Professor, Ph.D. in Philosophy;
Elena Streltsova, Professor, Ph.D. in Pedagogy; Natalia Sharkovskaya, Professor, Ph.D. in Pedagogy / Moscow State
University of Culture and Arts. -Moscow, 2013. 42 pages
ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация:
Статья посвящена перспективам развития современного художественного образования в России. Автор
подробно останавливается на роли отечественных высших учебных заведений культуры и искусств в построении
эффективной системы непрерывного художественного образования; излагает свою позицию по отношению к
дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам; показывает возможности формирования
интегрированной системы, охватывающей уровни предпрофессионального, профессионального, послевузовского и
широкого массового (неформального) художественного образования.