Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России (Номер для публикаций: 27.7452.2017/8.9)
За последние десятилетия в процессе разработки, освоения и внедрения новых педагогических подходов и технологий в практике общеобразовательных учреждений возникла потребность в подготовке учителя к новым условиям обучения и воспитания детей и юношества. Учитель – это личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе. «Учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью» [4, 6]. В настоящее время учитель необходим обществу еще и как «трансформатор его детей и жизненных сил, побудитель и первоисточник его движения, как носитель социального опыта общества, предопределяющий и инициирующий его духовное развитие» [3].
Педагогические технологии – это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.
Интегрированные педагогические технологии в свою очередь мотивируют самообразование учителя. «Самообразование – необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое способствует ему всегда» [1, 165] . Ценность самообразования как способа развития личности человека является бесспорным, «саморазвитие – это результат профессионального творчества, а не только прироста знаний, умений и навыков» [там же, 167]. В наше время проблема творческого роста учителя приобрела особую актуальность.
По определению В.И. Загвязинского, компонентами педагогического мастерства, носящими творческий характер, являются: «самостоятельность (в оценке педагогических ситуаций; в обосновании идеи разрешения возникающих проблем; в выборе, сочетании, конкретизации известных науке и практике форм, средств и методов обучения); умение предвидеть и направлять ход событий» [1, 13].
Мы опираемся на утверждение Л.Г. Савенковой, что «полихудожественный подход и интегрированное преподавание искусства позволяет учителю расти как специалисту; способствует перестройке сознания учителя и ученика, научает умению переносить знания, опыт с одной творческой деятельности на другую; делает избирательной содержательную часть; занятия становятся более насыщенными, концентрированными и разнообразными по видам включенности ученика в процесс творчества» [6].
В современной педагогической практике многие учителя-исследователи признают актуальность применения интеграции на уроках искусства и опираются на интегрированные педагогические технологии при разработке своих авторских программ, конспектов уроков и методических рекомендаций. Например, Л.П. Ильенко определяет следующие особенности структуры интегрированных уроков предметов искусств [2]:
- предельная четкость, компактность, сжатость учебного материала;
- логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрированных предметов на каждом этапе урока;
- большая информативная емкость учебного материала, используемого на уроке.
В настоящее время разработаны инновационные метапредметные педагогические технологии, направленные на гуманитаризацию современного образования в условиях социокультурного пространства региона.
Инновационные интегрированные технологии рассматриваются как факторы оптимизации педагогического процесса, направленные на реализацию конкретных образовательных и воспитательных задач. Интеграция является основой для педагогического творчества и повышения профессионального мастерства учителей искусства, так как именно на интегрированных уроках искусства при применении полихудожественного подхода к преподаванию разных видов искусства развивается культурный уровень учителя.
Мы считаем перспективными такие инновационные педагогические как: уроки, объединенные сквозной темой, уроки-путешествия, комплексные блоки уроков, «диалог науки и искусства» в образовательном пространстве урока (бинарное взаимодействие учителей), метапредметные проектные педагогические технологии, технология «гостевые уроки» (взаимодействие учителей и учащихся разных ступеней школы) и др.
Технология «диалог науки и искусства».
Данная технология внедряется на уроках в средней и старшей школе, когда над общей темой работают два и более учителя разных образовательных областей, например, естественнонаучного и гуманитарного предметов. Алгоритм данной технологии заключается в диалогичном построении структуры урока, постоянно сменяющейся направленности работы учителя (Схема 1). Технология диалога науки и искусства направлена на гуманитарно-научную интеграцию учителей для возможности осмысления взаимосвязи художественных и культурных знаний с научным, техническим направлением образования.
Алгоритм:
1. Целеполагание.
1.Активация разных областей знаний.
2. Постановка проблемы.
3. Поиск путей решения.
4. Рефлексия.
Схема 1.
Интегрированные проектные педагогические технологии.
Интегрированные технологии используются при подготовке проектов, как в начальной, так и в средней школе. Алгоритм технологии основан на интегрированном подходе к подготовке исследовательских и творческих проектов обучающихся, направленном на достижение метапредметных результатов.
Алгоритм:
1. Выбор темы проекта.
2. Определение проблемы.
3. Проведение исследования, эксперимента, сбор материала.
4. Подготовка презентации и оформление результатов проектной работы (портфолио проекта).
5. Создание творческого продукта.
5. Защита проекта.
6. Художественное событие.
В начальной школе в основном ведется коллективная проектная работа. В средней и старшей школе преобладают индивидуальные формы работы над проектами.
В начальной школе основной задачей проектной деятельности является формирование и развитие у детей младшего школьного возраста основ исследовательского поиска, а так же умения решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций; самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы. Коллективный проект предполагает создание для каждого школьника «ситуации успеха».
Технология сотворческой интегрированной проектной деятельности в начальной школе (обучающиеся-родители-учитель).
Одной из форм проектной работы в начальной школе является совместная с родителями проектная деятельность, которая не только объединяет семьи, но и помогает родителям объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равными партнёрами, раскрыть свои таланты и творческие возможности. Учитель занимается поиском и выбором направлений проекта, координацией хода работы над проектом, подготовкой итогового мероприятия (Схема 2).
Схема 2.
Технология интегрированной проектной деятельности в средней и старшей школе.
В средней и старшей школе педагогическая технология интегрированной проектной деятельности предполагает создание индивидуальных и коллективных исследовательских или творческих проектов учащихся, когда учителя являются только консультантами и координаторами научно-исследовательской и творческой работы обучающихся.
В 10-11 классах обучающиеся предпочитают индивидуальные формы проектной деятельности, выбор направления, в основном, связан с выбранным профилем обучения. Итогом подготовки проектов является конференция или фестиваль научных или творческих проектов. Метод проектов успешно используется как одна из форм организации внеурочной работы и позволяет достичь хороших предметных и межпредметных результатов. Проектная деятельность формирует у учащихся коммуникативную компетенцию, самостоятельность и личную ответственность.
Работа над интегрированными проектами включает следующие этапы:
ознакомление обучающихся с научными или творческими идеями;
поиск и отбор необходимого материала по выбранной теме;
оформление проекта;
защита проекта.
Педагогическая технология «Гостевые уроки».
Педагогическая технология «Гостевые уроки» (О.С. Яздовская) - это система уроков, когда ученики начальных классов посещают уроки в средней и старшей школе (Схема 3). Например, на равных со старшеклассниками работают на уроках истории, географии, биологии, русского языка. В систему уроков входят «образовательные экскурсии» в кабинеты физики и химии опыты под чутким руководством учителей-предметников. Также младшие школьники самостоятельно проводят «гостевые уроки» по русскому языку, литературе, физике и другим предметам в старших классах. Учащиеся 1-4 классов выступают перед старшеклассниками с сообщениями по теме урока, готовят наглядный материал, разрабатывают упражнения, необычные творческие задания. Посещение ряда уроков приближает ребенка к более успешному пониманию реальной картины учебной деятельности в среднем и старшем звене, но наиболее эффективно такие уроки проходят, когда ребенок начальной школы является не пассивным зрителем, а активным участником происходящего. Обучающийся в начальной школе готовится дома по теме будущего урока, чтобы отвечать на вопросы учителя и сам участвует в научном эксперименте на уроке [5].
Схема 3.
Интегрированные педагогические технологии осуществляют связь с развитием культуры в широком смысле слова: искусство, наука, градостроительство, знакомство с прошлым, культурными традициями, общечеловеческими ценностями, дают возможность детям проявить свои духовные и творческие возможности.
Инновационные интегрированные технологии как факторы оптимизации педагогического процесса, направленные на реализацию конкретных образовательных и воспитательных задач. Интеграция является основой для педагогического творчества и повышения профессионального мастерства учителей искусства. На интегрированных уроках искусства при применении полихудожественного подхода к преподаванию разных видов искусства развивается культурный уровень учителя и обучающихся.
1. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя. – М.: Педагогика, 1987.
2. Ильенко, Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы: Пособие для учителя. – М., 2000.
3. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М: Изд. центр «Академия», 2001.
4. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высщ. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - С. 230.
5. Радомская, О.И. Яздовская, О.С. Основы формирования личностных смыслов учебной деятельности младших школьников/ О.И. Радомская, О.С. Яздовская // Инициативы XXI века. - № 4, 2014. – С.95-97.
6. Савенкова, Л.Г. Искусство и среда в системе художественно-творческого развития школьников // Интегрированные педагогические технологии. Из опыта работы школы-лаборатории № 875. Сб. статей. – М., 2003.