ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Радомская Ольга Игоревна

 кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории интеграции искусств и культурологии им. Б.П. Юсова Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт  художественного образования и культурологии Российской академии образования» 

Аннотация: 
В статье раскрыто содержание инновационных интегрированных педагогических технологий. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения непрерывного художественного образования в социокультурном пространстве школы.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России (Номер для публикаций: 27.7452.2017/8.9)

 

За последние десятилетия в процессе разработки, освоения и внедрения новых педагогических  подходов и технологий в практике  общеобразовательных учреждений возникла потребность в подготовке учителя к новым условиям обучения и воспитания детей и юношества. Учитель – это личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс  в школе.  «Учитель  (педагог, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью» [4, 6].  В настоящее время учитель необходим обществу еще и как «трансформатор его детей и жизненных сил, побудитель и первоисточник его движения,  как носитель социального опыта общества, предопределяющий и инициирующий его духовное развитие» [3]. 

Педагогические технологии – это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.

Интегрированные педагогические технологии в свою очередь мотивируют самообразование учителя. «Самообразование – необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое способствует ему всегда»  [1, 165] .  Ценность самообразования как способа развития  личности человека является бесспорным, «саморазвитие – это результат профессионального творчества, а не только прироста знаний, умений и навыков» [там же, 167]. В наше время проблема творческого роста учителя приобрела особую актуальность.

По определению В.И. Загвязинского,  компонентами педагогического мастерства,  носящими творческий характер, являются:  «самостоятельность (в оценке педагогических ситуаций; в обосновании идеи разрешения возникающих проблем; в выборе, сочетании, конкретизации известных науке и практике форм, средств и методов обучения);  умение предвидеть и направлять ход событий» [1, 13].

Мы опираемся на утверждение Л.Г. Савенковой, что «полихудожественный подход и интегрированное преподавание искусства позволяет учителю расти как специалисту; способствует перестройке сознания учителя и ученика, научает умению переносить знания, опыт с одной творческой деятельности на другую; делает избирательной содержательную часть; занятия становятся более насыщенными, концентрированными и разнообразными по видам включенности ученика в процесс творчества» [6].

В современной педагогической практике многие учителя-исследователи признают актуальность применения интеграции на уроках искусства и опираются на интегрированные педагогические технологии при разработке своих авторских программ, конспектов уроков и методических рекомендаций. Например,  Л.П. Ильенко определяет следующие особенности структуры интегрированных уроков предметов искусств [2]:

- предельная четкость, компактность, сжатость учебного материала;

- логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрированных предметов на каждом этапе урока;

-  большая информативная емкость учебного материала, используемого на уроке.

В настоящее время разработаны инновационные метапредметные педагогические технологии, направленные на гуманитаризацию современного образования в условиях социокультурного пространства региона.

Инновационные интегрированные технологии рассматриваются как факторы  оптимизации педагогического процесса, направленные на реализацию конкретных образовательных и воспитательных задач. Интеграция является  основой для педагогического творчества и повышения профессионального мастерства учителей искусства, так как именно на интегрированных уроках искусства при применении полихудожественного подхода к преподаванию разных видов искусства развивается   культурный уровень учителя.

Мы считаем перспективными такие инновационные педагогические  как: уроки, объединенные сквозной темой, уроки-путешествия, комплексные блоки уроков, «диалог науки и искусства» в образовательном пространстве урока (бинарное взаимодействие учителей), метапредметные проектные педагогические технологии, технология «гостевые уроки»  (взаимодействие учителей и учащихся разных ступеней школы) и др.

Технология «диалог науки и искусства».

Данная технология  внедряется на уроках в средней и старшей школе, когда над общей темой работают два и более учителя разных образовательных областей, например, естественнонаучного и гуманитарного предметов. Алгоритм данной технологии заключается в диалогичном построении структуры урока, постоянно сменяющейся направленности работы учителя (Схема 1). Технология диалога науки и искусства направлена на гуманитарно-научную интеграцию  учителей для возможности осмысления взаимосвязи художественных и культурных знаний с научным, техническим направлением образования.

Алгоритм:

1. Целеполагание.

1.Активация разных областей знаний.

2. Постановка проблемы.

3. Поиск путей решения.

4. Рефлексия.

Схема 1.

Интегрированные проектные педагогические технологии.

Интегрированные  технологии используются при подготовке проектов, как в начальной, так и в средней школе. Алгоритм технологии основан на интегрированном подходе к подготовке исследовательских и творческих проектов обучающихся, направленном на достижение метапредметных результатов. 

Алгоритм:

1. Выбор темы проекта.

2. Определение проблемы.

3. Проведение исследования, эксперимента, сбор материала.

4. Подготовка презентации и оформление результатов проектной работы (портфолио проекта).

5. Создание творческого продукта.

5. Защита проекта.

6. Художественное событие.

В начальной школе в основном ведется коллективная проектная работа. В средней и старшей школе преобладают индивидуальные формы работы над проектами.

В начальной школе основной задачей проектной деятельности является формирование и развитие у детей младшего школьного возраста основ исследовательского поиска, а так же умения решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций; самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать  творческие работы. Коллективный проект предполагает создание для каждого школьника «ситуации успеха».

Технология сотворческой интегрированной проектной деятельности в начальной школе (обучающиеся-родители-учитель).
Одной из форм проектной работы в начальной школе  является совместная с родителями проектная деятельность, которая  не только объединяет семьи, но и помогает родителям объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равными партнёрами, раскрыть свои таланты и творческие возможности.   Учитель занимается поиском и выбором направлений проекта, координацией хода работы над проектом, подготовкой итогового мероприятия (Схема 2).

Схема 2.

Технология интегрированной проектной деятельности в средней и старшей школе.

В средней и старшей школе педагогическая технология интегрированной проектной деятельности предполагает создание индивидуальных и коллективных исследовательских или творческих проектов учащихся, когда учителя являются  только консультантами и координаторами научно-исследовательской и творческой работы обучающихся.

В 10-11 классах обучающиеся предпочитают индивидуальные формы проектной деятельности, выбор направления,  в основном, связан с выбранным профилем обучения. Итогом подготовки проектов является конференция или фестиваль научных или творческих проектов. Метод проектов успешно используется как одна из форм организации внеурочной работы и  позволяет достичь хороших предметных и межпредметных результатов. Проектная деятельность формирует у учащихся коммуникативную компетенцию, самостоятельность и  личную ответственность.

Работа над интегрированными проектами включает следующие этапы:

ознакомление обучающихся с научными или творческими идеями;
 поиск и отбор необходимого материала по выбранной теме;
 оформление проекта;
 защита проекта.

        Педагогическая технология «Гостевые уроки».

        Педагогическая технология «Гостевые уроки» (О.С. Яздовская) -  это   система уроков, когда ученики начальных классов посещают уроки в  средней и старшей школе (Схема 3).  Например, на равных со старшеклассниками работают на уроках истории, географии, биологии, русского языка.  В систему уроков входят «образовательные экскурсии» в кабинеты физики и химии опыты под чутким руководством учителей-предметников. Также младшие школьники самостоятельно проводят «гостевые уроки» по русскому языку, литературе, физике и другим предметам в старших классах.  Учащиеся 1-4 классов  выступают перед старшеклассниками с сообщениями  по теме урока, готовят наглядный материал, разрабатывают упражнения, необычные творческие задания.  Посещение ряда уроков приближает ребенка к более успешному пониманию реальной картины учебной деятельности в среднем и старшем звене, но наиболее эффективно такие уроки проходят, когда ребенок начальной школы является не пассивным зрителем, а активным участником происходящего.  Обучающийся в начальной школе готовится дома по теме будущего урока, чтобы отвечать на вопросы учителя и сам участвует в научном эксперименте на уроке [5].       

Схема 3.

Интегрированные педагогические технологии осуществляют связь с развитием культуры в широком смысле слова: искусство, наука, градостроительство, знакомство с прошлым, культурными традициями, общечеловеческими ценностями, дают возможность детям проявить свои духовные и творческие возможности.

Инновационные интегрированные технологии как факторы  оптимизации педагогического процесса, направленные на реализацию конкретных образовательных и воспитательных задач. Интеграция является  основой для педагогического творчества и повышения профессионального мастерства учителей искусства. На интегрированных уроках искусства при применении полихудожественного подхода к преподаванию разных видов искусства развивается   культурный уровень учителя и обучающихся.

 

1. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя. – М.: Педагогика, 1987.

2.     Ильенко, Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы: Пособие для учителя. – М., 2000.

3.     Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М: Изд. центр «Академия», 2001.

4.     Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высщ. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. -  С. 230.

5.     Радомская, О.И. Яздовская, О.С. Основы формирования личностных смыслов учебной деятельности младших школьников/ О.И. Радомская, О.С. Яздовская  // Инициативы XXI века. - № 4, 2014. – С.95-97.

6.     Савенкова, Л.Г. Искусство и среда в системе художественно-творческого развития школьников // Интегрированные педагогические технологии. Из опыта работы школы-лаборатории № 875. Сб. статей. – М., 2003.