Перед тем как переходить к проблеме интегрированного обучения, следует напомнить один интересный факт, который в конце ХХ века отметил известный американский ученый К. Роджерс, наблюдая за учениками во время общения с ними на тему – «К какому учителю они хотели бы приходить сами». Он писал: «Встав на точку зрения учеников, я выявил то, что связывает их и их фасилитаторов в замечательные учебные сообщества». Это совсем не пассивное обучение – оно у обучающихся вызывает скуку. «Обучение – это риск доверия» [3].
Поэтому, назвав данную статью «интегрированные технологии», мы в первую очередь, хотели показать, что в систему традиционного освоения иностранного языка можно и нужно вводить интересные формы организации самого образовательного процесса, насыщение его разнообразными видами творческой деятельности, направленными на развитие художественного мышления обучающихся. Для этого, опираясь на исследования Б.П. Юсова, выделим несколько условий [8].
• творчество и полимодальность освоения темы;
• активное взаимодействие обучающихся в творческих группах;
• игровая система общения;
• коллективное решение через комплекс впечатлений;
• пространственное освоение предлагаемой проблемы;
• творческое выражение каждого члена группы.
Обобщая сказанное, следует уточнить, что же мы вкладываем в понятие «интегрированное обучение». Это особая оригинальная форма «режиссуры» занятия, выстраиваемая педагогом с целью активизации деятельности каждого студента. Наиболее адекватным в этом, как показала практика, является работа в малых группах, когда обучающиеся делится на подгруппы по 3 - 4 человека.
При этом следует сказать, что и в привычных, традиционных формах обучения, принятых в педагогике (фронтальные, коллективные, индивидуальные), интегрированные технологии могут иметь место, например, при подведении итогов или при проверке изучаемого материала [1].
Характерная черта интегрированного обучения - включение и педагога и студента в совместный активный творческий процесс, который предполагает на одном занятии взаимодействие разных видов образного мышления (научного, художественного, логического), что приучает обучающихся переносить информацию с одного вида деятельности на другой (с одной области знаний на другую), а также учит обобщать увиденное и услышанное, анализировать информацию и постепенно выстраивать в сознании единую картину мира, где все между собой взаимосвязано [2]. Можно утверждать, что изучение иностранного языка в условиях интегрированного обучения может превратиться в развивающую систему, поскольку это предполагает расширение и углубление содержания образования, привносит оригинальные обучающие технологии. Что самое главное, интеграция в образовании обеспечивает опору на интерес обучающихся, создает положительный психологический климат на занятии, как для педагога, так и для студентов.
Обобщаем. Интеграция направлена на:
● научение обучающихся рассматривать любые проблемы (формулировки, обороты речи, тематику занятия) с разных позиций, представлений из разных областей знаний;
● формирование умения находить нужную информацию из разных источников (интернет, видео, радио, телевидение, газет, книг);
● формирование способности обобщать и анализировать;
● развитие умения применять знания из разных источников в поиске решения одной конкретной проблемы;
● развитие желания собственного участия в исследовании и ответственности за выполнение каких-либо действий (индивидуальных или в группе)[4].
Такой процесс коллективного со-творчества и со-трудничества, творческого общения, в интегрированном обучении является главным в работе педагога (в том числе, в сотрудничестве с педагогами в коллективе по согласованию единых интересных тем, изучаемых проблем).
В последние два десятилетия в педагогику активно внедряется термин «Педагогическая технология», постепенно заменяя привычные - «формы и методы». Этот термин сегодня в педагогике стал дискуссионным: часть научного сообщества придерживаются мнения, что «технология» предполагает определенные последовательные действия, что вполне уместно в педагогике. Другая часть ученых и педагогов отстаивают традиционные: формы, методы. Среди тех, кто придерживается мнения, что педагогическая технология актуальна именно сегодня, рассматривают ее, как «совокупность методов и приемов, основанных на закономерностях» и как «алгоритмичность педагогической деятельности» [6].
Для примера приведем некоторые варианты интегрированных технологий в освоении иностранного языка со студентами профессионального вуза, на примере уже апробированных в школе технологий.
Интегрированная разминка [5]
Особенность этой технологии в том, что она направлена на быстрое согласованное решение какой-то возникшей проблемы (понятия, темы) путем использования разнообразной информации, применения знаний разных дисциплин и умения ими воспользоваться в данной конкретной ситуации или в решении творческой задачи. Данная технология очень продуктивна в освоении новой темы и в закреплении пройденного материала.
Чтобы это все состоялось, тема обсуждения, предлагаемая педагогом, уже в основе своей должна предполагать работу разных типов мышления: логического и эмоционально-образного (например, это может быть даже какое-то незнакомое сложное слово или понятие, пока не известное для обучающихся, но в его формулировке угадываются разные смыслы; или новое направление в изучаемой теме, которое впервые затрагивается в данной группе студентов; одно из направлений в искусстве, вызывающее много споров – возможно после посещения выставки; по прочитанному произведению; архитектурным стилям изучаемой страны и др.)
Поэтапно технология выстраивается следующим образом:
1. Учителем задается тема разминки, например: “Обсуждение этимологии и значения слова Beatnik”, Обсуждение негативных и позитивных значений понятия Orwellian”, “Обсуждение значения и возможных ситуаций применения неологизмов Megxit и to meghan markle”, “Сопоставление схожих сюжетов русских и английских народных сказок”. По теме «Искусство» возможная проблема обсуждения: “Упакованный Рейхстаг Христо и Жанны-Клод – искусство ли это?” [7].
Примечание. Такую работу желательно проводить в малых группах, по 3 – 4 человек, для этого студентов нужно разделить на несколько маленьких групп, самое важное - группы должны быть случайными. Так как в этом случае у обучающихся формируется умение работать с разными людьми, а не только с теми с кем комфортно общаться. Делиться по группам можно по-разному: например, на счет до 3 или 4 и затем предложить студентам сеть за столы по числам или разделиться на 3-4 цвета и затем сесть по цветам.
a. Технология интегрированной разминки создана авторами данной статьи по примеру создания музыкально произведения сонатной формы, включает в себя три основные части.
Экспозиция. Выстраивается работа по примеру технологии «мозгового штурма» - обсуждение темы в группе и выделение какой-то своей линии рассуждения по предложенной теме – то есть создание свой «главной партии». Одно условие - в ее основе должны лежать знания из различных источников, разных видов искусства. Когда линия будет выстроена, представитель группы объявляет ее вслух, всем играющим.
Важно уточнить следующий момент: если вдруг ситуация складывается так, что сюжеты «главных партий» в разных группах звучат одинаково – последним (или по желанию участников) - направление рассуждения и сюжет меняются.
Еще один момент, обучающиеся следят не только за развитием своего сюжета, но и за последовательностью развития сюжетной линии у участников других групп, но не задают вопросов и не высказывают своего мнения.
1. Разработка. Когда все группы выслушали, начинается этап рассуждения в группах (уточнение каких либо деталей, продолжение развития действия (сюжета) до логического завершения – кульминации, как это происходит в симфонии. Намечается и «побочная партия» (смыслы и сюжетные подсказки из разных видов искусства).
2. Реприза.
Подведение итогов. Вновь выступают представители групп, продолжая развитие сюжета, уточнение позиций. После прослушивания всех начинается самое интересное: процесс обсуждения (критика, уточнение сюжетов, удачных и не очень удачных мотивов) сюжетных линий других групп. После такого обсуждения каждая группа оценивает своих партнеров по десятибалльной шкале и четырем параметрам: оригинальность, динамика развития сюжетной линии, включение знаний из других искусств, аргументированное обоснование).
Завершающее обсуждение. В процессе завершающего обсуждения важно выяснить (с точки зрения каждой группы) – решена или нет заданная проблема, кто ближе всех подошел правильно к ее разрешению. В случае, если проблема решена полностью или кто-то хотя бы частично подошел к истине, преподаватель это уточняет и резюмирует, высказывает замечания, неточности или, наоборот, хвалит. Но если проблема так и осталась нерешенной, то педагогу необходимо раскрыть все неточности, указать не совпадения и объяснить, как завершить каждой группе их линии развития.
Помимо данной технологии Интегрированную разминку можно представить, например, по правилам любой коллективной игры – то есть выстраивать ход размышлений, опираясь на всем известные правила, которые и будут этапами работы. Чтобы у студентов не возникали вопросы, «а что дальше», последовательность выполнения работы желательно записать на доске или плакате.
Еще один вариант интегрированной технологии под названием «Я в предлагаемых обстоятельствах».
Данная технология создана по мотивам книги Г. Гессе «Игра в бисер» [5]
Она может быть проведена вначале изучения какой-либо темы или по ее завершении.
В основе технологии лежит самостоятельное описание своего представления о том, как могло бы быть. Это напоминает автобиографическое сочинение (жизнеописание) самого себя в предлагаемых обстоятельствах. Например, преподаватель предлагает описать свою жизнь в Британии в 17 века. Что это значит: нужно достаточно убедительно описать свой быт, свою семью, свои занятия, описание дома, одежды, например, как семья проводит свободное время и т.д.
В создании текста обучающийся описывает свой быт, свои занятия в тот или иной период истории, а также свои увлечения, жизнь среди людей в конкретном городе, селении. Желательно текст сопроводить описанием общественной, политической жизни – окружение, обстановку. Описание должно выстраиваться с опорой на разные знания, разные предметы, разные искусства.
Условия описания:
● Описать культуру, политику региона;
● Увлечения автора текста;
● Быт, профессию;
● Обстановку дома, родственников, традиции семейные;
● Описание реальной природной и архитектурной среды;
● Стиль изложения, по возможности, должен соответствовать эпохе.
В качестве примера можно описать какой-то конкретный сюжет.
По примеру описания истории можно предложить путешествие в будущее по такой же схеме [5].
Направление данной деятельности желательно проводить совместно с преподавателем другой дисциплины на кафедре (факультете). В завершении желательно провести по ее результатам студенческую конференцию.
На занятиях по английскому языку со студентами-международниками подобную технологию можно использовать как на уроках по общему английскому (general English), так и по политической тематике.
В первом случае возможен синтез интегрированной разминки и технологии “я в предлагаемых обстоятельствах”, например, при обсуждении темы “Как представители разных эпох (художники Возрождения, русские передвижники, французские импрессионисты и художники 22 века) восприняли бы абстракционизм или поп арт 20 века”. При этом несколько групп студентов представляют разные исторические направления в живописи, с которыми они должны предварительно хорошо ознакомиться, и высказывают свои оценки с точки зрения техники живописи, содержания, колористики, дают эмоциональную оценку. По завершении обсуждения можно предложить обмен письмами между художниками из прошлого и будущего, объясняющие их творческие концепции.
На занятиях по политической тематике проводятся так называемые “круглые столы”, подпадающие под описание интегрированной технологии. После всестороннего изучения какой-либо актуальной политической темы, например, проблемы урегулирования сирийского конфликта, в группе проходит дискуссия, в ходе которой студенты представляют различные стороны конфликта и другие заинтересованные стороны и ищут способы решения проблемы.
На тех же принципах строится и существующая “модель ООН”, которая проводится на базе высших учебных заведений с участием студентов разных вузов и школьников старших классов. При этом участники разыгрывают роли официальных делегаций разных стран, защищающих их собственные интересы в решении насущных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Чтобы справиться с этой ролью они должны знать не только обсуждаемую проблему и позицию конкретной страны по ней, но и как работают структуры ООН и как составляются отчеты по завершении обсуждения.
Примером использования технологии “я в предлагаемых обстоятельствах” (как она описана выше) могут быть письменные задания на английском языке под условным названием “машина времени”, творческие проекты (индивидуальные и групповые) и др. Предварительно изучив историю своей семьи, студент пишет эссе, где описывает свою жизнь в каком-либо времени в прошлом, представив себя на месте своего предка в конкретной историко-политической обстановке. Например, в роли крепостного крестьянина середины 19 века, когда не было ни электричества ни какой-либо механизации, в период октябрьской революции 1917 года и гражданской войны, в роли своих бабушек или дедушек в советской школе в условиях жизни без мобильных телефонов и интернета, или в переломный период истории России начала 90-х годов.
Подобные же задания могут быть привязаны к прочитанным книгам на английском языке. Например, после изучения романа “Убить пересмешника” Харпер Ли студенты могут описать жизнь в городе Мейкомбе, штат Алабама, и процесс над чернокожим парнем Томом Робинсоном с точки зрения прогрессивно мыслящего Аттикуса Финча. А прочтя “Великого Гэтсби” Ф.С. Фицджеральда, описать проявления эпохи бутлегеров “ревущих двадцатых” с позиции одного из гостей Джея Гэтсби. Таким же образом студенты могут переноситься в другие исторические эпохи, описанные в романах, ставя себя на место исторических деятелей или простых обывателей.
Таким образом, описанные технологии обучения имеют широкий спектр применения в процессе обучения иностранному языку на разных уровнях, включая университетский.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акишина, Е.М. Возможности современных педагогических технологий в непрерывном художественном образовании // Сетевой электронный научный журнал "ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА" http://www.art-education.ru/AE-magazine/ №2, 2018
2. Кашекова, И.Э. Концептуальные основы модульного проектирования содержания общего художественного образования // Сетевой электронный научный журнал "ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА" http://www.art-education.ru/AE-magazine/№ 3 2019
3. Роджерс, К., Фрейберг, Д. Свобода учиться смыслить. – 2002, 582 с.
4. Савенкова, Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: Интеграция в педагогике искусства: монография [Текст] / Л.Г. Савенкова. – М.: МАГМУ – РАНХиГС, 2014. – 156 с.
5. Савенкова, Л.Г. Интегрированные полихудожественные технологии обучения Сетевой электронный научный журнал "ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА" http://www.art-education.ru/AE-magazine/ (продолжение; начало – в No 4 2010, No 3 2011)
6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005, 550 с.
7. Степанова, С.Ю. Цели и методика применения стихотворных произведений на занятиях английского языка в вузе // Сетевой электронный научный журнал "ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА" http://www.art-education.ru/AE-magazine/ № 3 2012
8. Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство».-М.: Спутник, 2004, 280 с.