ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

Радомская Ольга Игоревна Olga Radomskaya
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией интеграции искусств и культурологии им. Б.П.Юсова, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва PhD in educational sciences, master of research, head of the integration of the arts and cultural studies’ department named after B.P.Yusov, The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education», Moscow e-mail: olgaradomskaia@mail.ru
Шемякина Елена Михайловна Elena Shemyakina
кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии, доцент Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, Москва PhD in Philosophy, Associate Professor of the Department of Culturology, Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University, Moscow, e-mail: simbaplus@mail.ru
DOI 10.34897/IAECS.2022.28.28.002
Аннотация: 
Аннотация. В статье доказана связь между культурой, культурной идентичностью и культурологической безопасностью. Автор рассматривает основное условие обеспечения культурологической безопасности обучающихся: выстраивание системы их культурного развития в процессе приобщения к культурному наследию, историческим традициям и народному искусству. Интегрированный подход к обеспечению культурологической безопасности обучающихся средствами искусства является оптимальным в общеобразовательной школе для реализации потребности детей школьного возраста в организации развивающей культурной полихудожественной образовательной среды, благодаря чему происходит формирование ценностного отношения к художественному творчеству. Abstract. The article proves the connection between culture, cultural identity and cultural security. The author considers the main condition for ensuring the cultural safety of students to build a system of their cultural development in the process of familiarization with cultural heritage, historical traditions and folk art. An integrated approach to ensuring the cultural safety of students by means of art is optimal in a comprehensive school for realizing the needs of school-age children in organizing a developing cultural poly-artistic educational environment, thanks to this, a value attitude towards artistic creativity is formed. Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» № 073-00059-22-01 на 2022 год
Приобщение обучающихся к культуре, общечеловеческим ценностям невозможно без учета такого важного условия воспитания обучающихся, как построение образовательной, культурной и социальной среды. Необходимо обеспечить преемственность разных сфер образования и культуры в едином процессе развития детей средствами искусства. Связь между культурой, культурной самоидентичностью и безопасностью является основополагающей в современном обществе, при условии того, что культура выступает как полноправная часть национальной и международной безопасности в силу ее многогранности. Осознание со стороны представителей национальных меньшинств и представителей нации ответственности за безопасность своей культуры, сохранение традиций, материальное и духовное наследие являются ключевым фактором поддержания бесконфликтной ситуации в государстве и обеспечения духовно-нравственного единства граждан. Культурное наследие – это особая часть индивидуальной и коллективной жизни общества. Искусство народов России является своего рода предысторией российского и советского искусства, выражающее черты национального характера, представления об идеалах людей, проживающих в разных регионах. По словам В.Н.Полуниной «невозможно переоценить значение фольклора – поэтического, музыкального, изобразительного – в воспитании наших детей. Сегодня фольклор понимается уже не только как отражение, но и как источник патриотизма, как критерий нашего отношения к тому, что извечно дорого народу» [6, с.6]. Год 2022 является годом культурного наследия народов России. В связи с этим было запланировано и проводится большое количество культурных и культурно-образовательных мероприятий. Одним из интересных проектов являются Декады народного творчества, которые разделены по жанровым направлениям (в апреле – декада народного танца, в сентябре – декада народных праздников, в октябре – декада народной песни, в ноябре проводится декада народной музыки). Также уже третий год летом отмечается Всемирный День фольклора, а в июне проводилась первая Всероссийская детская Фольклориада. Данные мероприятия будут актуальны для общего культурного развития подрастающих россиян и обеспечения их культурологической безопасности. Культурологическая безопасность в школе связана с пониманием обучающимися собственной культуры, истории своего народа. Интегрированный подход к преподаванию искусства даст возможность обучающимся в дошкольных образовательных организациях, школах и вузах освоить родную культуру, способствуя приобщению обучающихся к защите культурного наследия, исторических традиций и самобытности [5]. Под культурологической безопасностью обучающихся мы понимаем состояние их полного культурного, духовного и социального благополучия, так как любое общество без опоры на этические и эстетические ценности является бездуховным [3]. Е.П.Олесина рассматривает культурологическую безопасность школьников как «систему педагогических условий для создания воспитывающей культурной среды, направленной на формирование культурных компетенций» [4, с.200]. Важно найти пути для реализации личностных качеств и развития творческой активности каждого обучающегося в единой воспитывающей культурной среде при интегрированных формах организации взаимодействия, создании творческой благоприятной атмосферы и уклада школы, заинтересованности педагогов в индивидуальных успехах каждого ученика, их доброжелательности и открытости, коллегиальности в выстраивании задач и целей, уделении особого внимания эстетике предметно-пространственного окружения. Для построения системы культурологической безопасности детей и юношества необходимо признавать их уникальную культурную идентичность. Согласно идеям Б.П.Юсова, для эстетического и нравственного развития обучающихся необходимо создать «модель многомерной полифонической, полихудожественной деятельности» в которой есть два вектора: 1. вектор воображения (экосистема); 2. вектор творчества (экзисистема) [10, с.120-121]. Построение интегрированной полихудожественной системы развития обучающихся является основой для их эстетического воспитания, социализации и освоения культуры. Культурологическая безопасность обучающихся в образовательной организации достигается при условии построения особой интегрированной системы (рис.1). Культурологическая безопасность учеников обеспечивается посредством таких эффективных форм и компонентов, как: культурное развитие, творческое развитие, художественная культура, ценностные ориентации, эстетическое воспитание, патриотическое воспитание, этническая принадлежность, религиозные и этические убеждения [7]. Рис. 1. Система обеспечения культурологической безопасности Классным руководителям и педагогам-практикам при создании воспитывающей культурной среды в образовательных организациях, в поиске приемов и методов педагогического сопровождения каждого обучающегося и раскрытия творческого потенциала учителей и учеников рекомендуется опираться на разные виды искусства, особенно на народное и декоративно-прикладное. В целом, интеграция эстетического и патриотического воспитания обеспечивает культурологическую безопасность обучающихся. Доказана эффективность взаимодействия общего и дополнительного образования, которое позволяет создавать реальные условия для вхождения обучающихся в культуру в широком смысле этого слова, обеспечивая их культурологическую безопасность. Мы разделяем точку зрения Е.П.Олесиной, Л.Г.Савенковой о том, что «от того, насколько глубоко и осмысленно каждый учитель будет подходить именно к задаче воспитания через искусство, будет зависеть жизненная позиция будущего гражданина» [9, с.14]. Для этого необходимо приобщение детей и юношества к культуре, начиная с дошкольного возраста, так как уважительное отношение к своей родной стране базируется на знании художественной культуры, народного традиционного искусства и имен выдающихся деятелей искусства и науки, значимых для региона [8]. Основой обеспечения культурологической безопасности является интегрированный подход, предполагающий учитывать географические, исторические и культурологические факторы сознания произведений искусства в едином культурном потоке. Мы считаем, что необходимо создать систему или реестр культурных образцов народного искусства (памятников культурного наследия). Такие культурные образцы могут послужить основой при выполнении живописных и графических работ по мотивам произведений народных художественных промыслов России, а также при выполнении изделий традиционного декоративно-прикладного искусства [2]. Необходимо раскрыть суть традиций художественного мышления предыдущих поколений народных мастеров, которые дошли до нас в памятниках народного искусства. По словам Е.М.Акишиной, «интенсивность процессов информатизации обусловливает трансформацию социокультурных феноменов современного мира» [1]. В настоящее время актуальным будет использование цифровизации памятников народной культуры для обеспечения культурологической безопасности школьников, так как современные обучающиеся являются представителями поколения, для которых интернет-пространство и социальные сети являются частью их социальной и культурной жизни. Педагогические условия обеспечения культурологической безопасности обучающихся в образовательной организации: – реализация потребности детей и юношества в организации культурной образовательной среды; – формирование ценностного отношения к художественному творчеству; – развитие интереса к национальным традициям, стремления к их освоению и сохранению. – создание интегрированной системы патриотического и эстетического воспитания. Обеспечение культурологической безопасности обучающихся на интегрированных занятиях искусством предполагает развитие художественной культуры, усвоение знаний об отечественном искусстве, воспитание эстетического отношения к искусству и природе, эмоциональное развитие средствами искусства, развитие и реализацию творческого потенциала личности. Для обеспечения культурологической безопасности необходимо формирование национального самосознания, информационной, экологической, нравственной, художественной культуры детей и молодежи России. ЛИТЕРАТУРА 1. Акишина Е.М. Художественно-эстетическое содержание общего образования в условиях цифровизации [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2021. № 2. URL: https:// akishina_8-13_1.pdf (art-education.ru) (дата обращения 15.08.2022). 2. Байрамбеков М.М., Гаджимурадов С.М. Уроки народного искусства в начальной школе. Махачкала, 2000. 145 с. 3. Белозор А.Ф. Культурная безопасность как основа культурной идентичности [Электронный ресурс] // Человек и культура. 2019. № 1. С.80-86. DOI: 10/25136?2409-8744.2019.1.28819 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28819 (дата обращения 11.08.2022). 4. Олесина Е.П. Культурологическая безопасность обучающихся как новое направление педагогики искусства // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: материалы V Международной научнопрактической конференции 31 марта 2022 г. / отв. ред. Т.В. Надолинская [Электронный ресурс]. Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2022. С. 197–204. 5. Поликультурное образование и профилактика ксенофобии в образовательной среде: Монография / О.В. Гукаленко, Р.А. Андрианова, Г.В. Нездемковская. М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. 257 с. 6. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982. 191 с. 7. Радомская О.И. Инновационные формы обеспечения культурологической безопасности детей и юношества на интегрированных занятиях искусством // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: материалы V Международной научнопрактической конференции 31 марта 2022 г. / отв. ред. Т.В. Надолинская. Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2022. С. 204–208. 8. Савенкова Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: Интеграция в педагогике искусства: Монография. М.: МАГМУ-РАНХиГС, 2011. 156 с. 9. Савенкова, Л.Г., Олесина, Е.П. Воспитательная сила искусства в образовании // Юсовские чтения. Социокультурный портрет современного ребенка: российский и зарубежный опыт. Сборник научных статей по материалам ХХ Международной научной конференции «Социокультурный портрет современного ребенка: российский и зарубежный опыт. Юсовские чтения (к 85-летию Б.П. Юсова)» (31.10-01.11.2019 г.) / Науч. ред. Е.П. Олесина, ред.-сост. О.И. Радомская / под общ. Ред. Л.Г. Савенковой. М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2020. С. 3–17. 10. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. М.: Спутник+, 2004. 253 с.