Интегрированный подход к преподаванию изобразительного искусства в школе как условие формирования художественного восприятия и мышления учащихся

ОЛЕСИНА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА

кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией интеграции искусств Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования

РАДОМСКАЯ ОЛЬГА ИГОРЕВНА

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного научного Учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования. Федеральное государственное научное учреждение «Институт художественного образования» Российской академии образования

Аннотация: 
В статье констатирована взаимосвязь восприятия и мышления как компонентов творческого сознания личности. Выявлена динамика развития художественного восприятия и мышления учащихся. Авторами раскрыты особенности интегрированного подхода к преподаванию изобразительного искусства в школе.

Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания 2015/Р9

Художественное мышление направлено на создание и восприятие произведений искусства. Оно является высшей формой художественного сознания. Главной задачей художественного мышления является формирование художественных образов действительности в сознании автора, а также их воссоздание в сознании людей, воспринимающих художественное произведение. Не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. Однако, по мнению С.Л. Рубинштейна, каждый образ является в какой- то мере и воспроизведением – хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным – и преобразованием действительного. Эти две тенденции воспроизведения и преобразования, данные всегда в некотором единстве, вместе с тем в своей противоположности расходятся друг с другом. И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной  характеристикой воображения. [7, c.295]. Воображение тесно связано с художественным мышлением и творчеством. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. «Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [10.C.418]. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей. Специальное место в структуре познавательных процессов занимает художественное восприятие. Р. Арнхейм определяет зрительное восприятие как активный, динамический процесс и сравнивает его с интеллектуальным познанием. В художественном восприятии он выделяет два типа понятий: перцептивные, с помощью которых происходит восприятие; изобразительные, посредством которых художник воплощает свою мысль в материал искусства [1, с. 12]. В настоящее время актуальным является поиск путей развития художественного восприятия произведения искусства, совмещающего в себе его эмоционально-смысловое понимание и ориентировку на поиск существенного, характерного, лежащую в основе художественного восприятия не только произведения искусства, но и переходящую на восприятие окружающего мира. В результате анализа научных трудов по педагогике и психологии А.В. Бакушинского, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского определены особенности развития высших психических функций: восприятия и мышления [2,3,4].Если в младшем и среднем школьных возрастах художественные образы формируют умение ученика сочинять предварительный замысел и творить на основе его действенного размышления над образом, то в старшем возрасте мысль опережает и определяет создание образа. Развитие познавательных процессов и способности детей в творческом отражении полученных впечатлений от мира, в современной художественной педагогике, рассматривается как формирование системы творческих качеств восприятия, мышления и воображения. Художественная составляющая картины мира человека предполагает непрестанное возникновение и развитие системы интегрированных явлений реальности в сознании человека, обусловленной особенностями восприятия им окружающего мира и художественно-творческими способностями. Так, Б.П. Юсов рассматривает восприятие как сложное единство «трех аспектов:  познавательного (эрудиция), чувственного (отзывчивость, чувство формы и структуры произведения в их совокупности с содержанием) и нравственно-волевого или аффективного (сопереживание) [12,с.209]. Художественное восприятие и мышление взаимосвязаны как равнозначные и возрастающие в своем развитии звенья спирали. Возникающие в процессе восприятия чувственные данные и формирующийся при этом наглядный образ приобретают предметное значение, затем осмысливается и присваивается личностью. Последующий процесс восприятия происходит на более высоком эмоционально-чувственном и интеллектуальном уровне и т.д. Механизм взаимосвязи художественного восприятия и мышления включает следующие компоненты: константность художественного восприятия и мышления, осмысленность художественного восприятия и мышления, восприятие, мышление и направленность личности, познавательная и творческая деятельность, обобщенный характер взаимосвязи художественного восприятия и мышления, создание художественного образа, связь художественного восприятия и мышление с воображением. Соответственно психофизиологическим возрастным особенностям можно констатировать усиление с возрастом логического мышления и ослабление непосредственной эмоциональной реакции, соответственно с увеличением возраста увеличение процентной доли компонентов от 7 до 1 соответственно. Всякое восприятие является восприятием объективной действительности и может быть осмысленно только в контексте отношения к реальному предмету или моменту объективной действительности. Константность взаимосвязи восприятия и мышления выражается в относительном постоянстве средств художественной выразительности (различных в разных видах искусства: величина, форма, ритм, цвет, гармоничность и пр.) произведения искусства или объекта действительности при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия (время, место, культурные традиции, ментальные особенности и др.) на основе уровня личностного осмысления эмоционально-чувственной и логической информации о художественном объекте (типы, виды и уровни развитости личности). Осмыслить восприятие – значит осознать предмет, который оно отображает, выявить предметное значение его сенсорных данных. В процессе осмысливания чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, отвлечению различных сторон, обобщению. Таким образом, мышление включается в само восприятие, подготовляя вместе с тем изнутри переход от восприятия к  представлению и от него к мышлению. Единство и взаимопроникновение чувственного и логического составляют существенную черту человеческого восприятия. Взаимосвязь восприятия и мышления может осуществляться на различных уровнях. Влияние интересов и чувств проявляется в восприятии сначала в форме непроизвольного внимания. Если на низших уровнях процесс восприятия протекает стихийно, независимо от сознательного регулирования, то в высших своих формах, связанных с развитием мышления, восприятие превращается в сознательно регулируемую деятельность наблюдения. Восприятие, поднявшееся до уровня сознательного наблюдения, является волевым актом. Взаимосвязь восприятия и мышления способствует активизации познавательной деятельности, по сути, являясь специфической деятельностью по сопоставлению, соотнесению возникающих в нем чувственных качеств предмета. Смысловое содержание, осмысливание предметного значения опирается на чувственное содержание, исходит из него и является не чем иным, как осмысливанием предметного значения данного чувственного содержания. Сопоставление, сличение, сверка образа, возникающего в индивидуальном сознании, с предметом, содержание (свойства, признаки) которого, выявленные общественным опытом, зафиксированным в мыслительных процессах является основой потребности и волевой установки в познавательной и творческой деятельности. Осмысленность восприятия означает, что в него включается мышление, но мышление всегда заключает переход от единичного через особенное к общему, поэтому восприятие человека приобретает в известной степени обобщенный характер. Воспринимая единичный предмет или явление, личность может осознать его как частный случай общего. Уровень этой обобщенности изменяется в зависимости от уровня теоретического мышления, следовательно, восприятие зависимо от интеллектуального контекста, в который оно включается. По мере того как человек иначе понимает произведение искусства и действительность, он иначе и воспринимаем ее. В зависимости от уровня и содержания знаний личность не только по-иному рассуждает, но и по-иному непосредственно видит мир. Влияние целого на восприятие частей заключается: 1) во внутреннем взаимодействии и взаимопроникновении частей и 2) в том, что некоторые из этих частей имеют господствующее значение при восприятии остальных. Таким образом, для восприятия существенно единство целого и частей, единство анализа и синтеза. Художественный образ реализуется в процессе диалога между восприятием и мышлением художника и зрителя, вследствие чего он является не чувством, не мыслью а ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 1, 2015 5 процессом. Художник, выделяя в восприятии некоторую часть реальности, стремится оформить ее в целостный, эмоционально насыщенный образ, тяготеющий к художественному. Таким образом, художественное мышление как понятие включает в себя два компонента: специфика восприятия, владение формами воплощения (анализ средств и приемов необходимых для раскрытия образа) и природная способность сознания к обобщению и выражению субъективного отношения к тем или иным предметам или явлениям окружающей действительности[4]. Именно во взаимосвязи восприятия и мышления проявляется способность человека к воображению, возникновению оригинального художественного образа. Тесная связь художественного воображения с восприятием и мышлением определяет тот факт, что воображение художника не является процессом бесконечного перекомбинирования имеющихся в его распоряжении образов, а обосновано стремлением творческого человека к переработке образа, выделение в предмете главного, характерного, а также тенденция к образному сближению объектов, то есть умение видеть один предмет сквозь призму другого. Механизм формирования художественного восприятия и мышления включает в себя два взаимосвязанных аспекта (на основе исследований А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др.): 1) формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию эталонов (существующих культурных и художественных образцов); 2) развитие и совершенствование действий, необходимых для использования эталонов при восприятии, анализе и присвоении свойств реальных предметов. Педагогический процесс формирования художественного восприятия и мышления должен основываться на следующих принципах, соблюдение которых необходимо на различных возрастных этапах: 1) Равновесие эмоционально-чувственной и рационально-логической составляющих процесса восприятия и осмысления произведения искусства или объекта действительности. 2) Целостность художественного образа предметов на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах. 3) Осмысленность, способность сознательно воспринимать художественный предмет, то есть подвергнуть его анализу, сравнению как интеллектуальному, так и эмоциональному. 4) Избирательность, предпочтение выбора одних объектов или отдельных свойств,  признаков перед другими объектами или их свойствами, качествами. 5) Апперцепция как влияние опыта, знаний, умений, взглядов, интересов, определенного отношения, человека к действительности и произведению искусства на восприятие и мыслительную деятельность. Стратегии механизма формирования художественного восприятия и мышления: 1) Идентификация – изучение свойств предмета, полностью совпадающих с имеющимися эмоциональными и рациональными эталонами. 2) Сравнение – использование образца-эталона для выявления и характеристики художественных свойств предметов, отклоняющихся от этого образца, т.е. близких к нему, но не совпадающих с ним. 3) Моделирование – соотнесение свойства предмета не с одним эталоном, а с несколькими, построение его «эталонной модели». 4) Фантазирование – создание на основе чувственных и рациональных художественных моделей собственного творческого продукта. На разных возрастных этапах художественное восприятие и мышление формируется при участии в образовательном процессе разных видов искусства и взаимодействии учебных дисциплин всех школьных образовательных циклов. Художественное восприятие, развиваемое у школьников, помогает им выявлять и целенаправленно использовать эстетическое многообразие окружающего мира и культуры. У младших школьников пропорционально большую роль в оценке играет момент сопереживания (в сравнении с общей эрудицией и способностью к анализу художественной формы). По словам Л.Г. Савенковой, каждый ребенок «изначально предрасположен к восприятию разных видов искусства, разным видам художественного творчества (он слышит, чувствует, осязает, обоняет, двигается). Каждый ребенок воспринимает мир в художественных образах, которые возникают в его фантазии, воображении на основе известных представлений [8]. Как отмечает Т.Г. Рубан, «эффективность освоения языка одного из искусств, например, музыкального, повышается при сопоставлении его с языками других видов искусств» [6,c.201]. Младших школьников отличает чуткость к образно-эмоциональным моментам, живая реакция на разнообразные задания и восприимчивость к образному содержанию, поэтому для них желательны задания с решением определенных пространств: наполнения их цветом, действием, движением, звуком, сказочными персонажами.  Действенным фактором развития художественного восприятия у детей младшего школьного возраста является систематическое освоение детьми минимума терминов и понятий, а также знакомство с материалами, особенностями труда художника, сферами жизни общества, которые являются тесно связанными с процессом художественного творчества. Изобразительное искусство в период младшего школьного возраста является доминантным (Б.П.Юсов), оно выступает тем самым ведущим искусством, вокруг которого происходит взаимодействие с другими искусствами, наукой, окружающим миром, средой и людьми [11]. Именно изобразительное искусство помогает детям воспринимать учебный материал и создавать на его основе свои собственные творческие работы, которые помогут понять и полюбить далекую историческую эпоху или страну. Основными педагогическими условиями, обеспечивающими наиболее результативное развитие способности к восприятию произведений искусства и художественному творчеству у учащихся начальной школы, являются: - учет индивидуального художественного опыта учеников, - анализ художественных произведений на уроке изобразительного искусства, направленный на выявление способов создания эмоционального, сюжетно-смыслового и композиционного строения картины, - последовательное и систематическое освоение этапов создания художественного образа, передачи личного отношения и замысла в продукте художественного творчества. Особое внимание было обращено на приобщение детей к искусству разных народов, так как в народном искусстве особенно полно отражены психология народа, основы его жизни и эстетические ценности. Художественный язык народного искусства понятен каждому, поэтому через него возможно общение людей не только в рамках своей культуры. Результаты анализа опыта педагогов, участвующих в эксперименте, доказывают, что получение знаний о народной культуре, самостоятельная творческая деятельность детей, в которой они опираются на образы народного искусства, способствуют выработке чувства общности, включает личность в историю, в систему взаимоотношений и ощущений людей прошлого, сближает с природной средой, помогает осознать единство с миром. Б.П. Юсов отмечал, что формирование представления учащихся об искусстве в целом складываются, во-первых, из освоения мирового художественного наследия, во- вторых, из освоения близкого отечественного искусства, народного творчества и, в- третьих, из развития общего кругозора, знаний о мире, природе, взаимосвязи человека и природы [11]. Согласно идеям Б.П. Юсова, изобразительное искусство является доминирующим у учащихся младшего школьного возраста и помогает детям осваивать сложный исторический материал и создавать на его основе свои собственные творческие работы, которые помогут понять и полюбить далекую историческую эпоху или страну, то есть сформировать у учащихся толерантность к ним. Преподавание изобразительного искусства в системе как основного, так и дополнительного образования должно быть тесно связано с другими учебными предметами, такими как «Окружающий мир», «Художественный труд», «Литературное чтение», «Музыка» и др. Б.П. Юсов указывал на возрастные доминанты разных видов искусств у учащихся. Он писал, что в интегрированной системе преподавания разных видов искусств, развивается художественное восприятие и мышление учащихся и «преодолевается безраздельное господство текста и письма на других ступенях школы, восстанавливаются в наш зрительный и слуховой век - полуурезанные права изобразительного искусства (архитектуры, скульптуры, живописи, искусств предметно-пространственной среды, ландшафтно-парковой архитектуры) и музыки, компенсируется полное отсутствие сейчас в учебном плане общеобразовательной школы театра, танца, экранной культуры, не говоря о группе «средовых» искусств [11, c.77]. Интегрированный подход выступает основой для формирования художественного восприятия и мышления у детей школьного возраста в общеобразовательной школе. На уроках изобразительного искусства развитие восприятия происходит с помощью разных видов искусств. Каждый вид искусства отличается своей специфической системой изобразительно-выразительных средств и имеет определенные особенности в передаче тех или иных жизненных явлений. Отдельно ни один из видов искусств не в состоянии воссоздать полную картину мира. В младшем школьном возрасте интеграция имеет своей целью развитие в первую очередь пространственного воображения и сенсорно-чувственной сферы ребенка через многообразные формы его вовлечения в процесс творчества. Сфера эмоций в младшем школьном возрасте по-прежнему играет главную роль в развитии творческой деятельности. Одной из основных черт детей младшего школьного возраста является его обостренная эмоциональная чувствительность ко всему тому, чем мир воздействует на его органы чувств: цвет, свет, форма, звук, ритм [5]. Интеграцию следует рассматривать не только как условие освоения материала, но и как форму организации урока, занятия, художественного события, то есть как особую  педагогическую технологию. Интегрированные уроки позволяют учителю в течение длительного времени осваивать с детьми одну тему с разных точек зрения, с помощью разных видов творческой деятельности, задействовать разные виды искусства, строить занятия по различным формами и направлениям работы. Определены основные критерии развитости художественного восприятия и мышления детей в школе (1-4 классы): самостоятельность оценки художественного творчества, способность к воссоздающему воображению, способность к акту художественного творчества на основе преобразования художественного образа и действительности средствами восприятия, мышления, памяти и воображения. Школьники 6-7 лет используют сравнения, сближая предметы по комплексу признаков. У большинства детей возрастает интерес к деталям. Опираясь на развивающуюся наблюдательность, десятилетние дети используют более индивидуальные образные сравнения. Число неэмоциональных перечислений признаков увеличивается, что, по-видимому, объясняется началом школьного обучения, направленным на формирование рационально-логического мышления. К третьему классу дети начинают утрачивать эмоциональность восприятия, однако интерес к внешнему облику объекта, способность к обобщению по комплексу признаков у них представлены широко. На уроках изобразительного искусства у подростков (12 – 15 лет) характерна общая тенденция к уменьшению оригинальности образов. Описание строится, в основном, на безэмоциональном перечислении признаков. Изменяется ракурс восприятия - предмет обычен и неинтересен. Число эмоциональных определений невысоко - в процентном отношении примерно равно показателю третьего класса, однако среднее их количество намного меньше (так как определений в целом меньше). Способность к сравнению предметов на основании комплекса признаков значительно снижается. Подростки используют мало образных определений, все они отличаются стереотипностью. В целом, восприятие подростков существенно изменяется по сравнению с младшими детьми: заметно утрачивается его эмоциональность и образность, потерян интерес к облику предмета. Процесс развития художественного восприятия и мышления учащихся включает аспекты: 1. Следование природе ученика, индивидуальный подход к нему, учет индивидуальных психических и личностных особенностей ребенка при организации учебного процесса.  2. Развитие активности самого школьника. Эта трактовка подразумевает активность ученика в процессе учения, обучение самообразованию и самоопределению и обозначается также как субъективация процесса обучения. В младшей школе главной линией развития художественного восприятия и мышления является выработка индивидуального стиля учебной деятельности. Формой ее поддержки выступают тактика индивидуального подхода в организации (учителем) учебной деятельности и применение техник педагогической коррекции. Ее задача на этой ступени – обеспечить высокий уровень усвоения детьми основных учебных навыков, выровнять за счет индивидуального подхода общий учебный потенциал учащихся. В основной школена первый план в процессе развития художественного восприятия и мышления выдвигается становление индивидуального стиля общения. Формой его поддержки является организация коммуникативных пространств презентации индивидуального. Продолжением процесса обучения является создание внеклассных сообществ по образовательным интересам – студий и организация коммуникативных мероприятий: диспутов, Интернет-сессий, ток-шоу и т.д. Организация подобных мероприятий силами в основном самих учеников становится теперь акцией освоения самоопределения – ответственного выбора темы и самоорганизации. В старшей школе приближается пора реального образовательного риска. Это период между школьным образованием и высшим. Базовая линия индивидуализации в старшей школе – выработка индивидуальных (социальных, профессиональных) перспектив. На первый план в развития художественного восприятия и мышления выступает процесс обучения новому типу образовательной активности – проектированию. Занятия искусством способствует развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ученика модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений школьника с окружающей действительностью. Ученик на определенном этапе своего развития, благодаря сложнейшей системе внутренних установок, накопленных знаний, тончайшей системе интерпретаций и личностных смыслов, начинает в большей степени исходить из созданной им модели мира, чем объективной реальности. А от того, насколько широкой, многомерной и гибкой она будет, зависит настоящее и будущее ученика. Мышление и творчество неотделимы, так как любой мыслительный процесс всегда связан с преобразующим оперированием внутренними элементами сознательного плана  действия. Корни человеческой фантазии сокрыты в самой природе моделирования, вызывающей переживание уникальных эмоциональных состояний. Поэтому в творческой деятельности наиболее ярко и целостно удается соединить воедино эмоциональную, интеллектуальную и духовные сферы. Итак, представления учащихся об искусстве складываются, во-первых, из освоения мирового художественного наследия, во-вторых, из освоения близкого отечественного искусства, народного творчества и, в-третьих, из развития общего кругозора, знаний о мире, природе, взаимосвязи человека и природы. В результате такого процесса взаимодействия в сознании происходит взаимоперенос знаний и представлений с одного вида деятельности на другой, слияние разных видов искусства, то есть происходит интеграция, предполагающая активную деятельность разных видов художественного мышления, воображения, интуиции, фантазии, действия. Занятия различными видами искусств, основанные на доминирующих для данного возраста видах творческой деятельности, связанные одной темой, рассчитанной на несколько уроков, позволят детям развить художественное мышление и наиболее полно усвоить учебный материал и активно участвовать в процессе художественного восприятия и в художественном творчестве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств // Исследования и статьи. М.: «Советский художник», 1981. 2. БрушлинскийА.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. – 392 с. 3. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Т.3 / Собр. соч. в 6 т. – М.: Педагогика, 1983 4. Олесина Е.П., Радомская О.И. Закономерности формирования художественного восприятия и мышления у школьников //Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2014. - № 4. - URL: http://www.arteducation.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2014/olesina.pdf 5. Радомская О.И. Интегрированная программа по изобразительному искусству «Мы живем на планете Земля» для 1-4 класса//Комплект развивающих интегрированных программ дополнительного гуманитарно- художественного образования учащихся. - М.: Просвещение, 2008. 6. Рубан Т.Г. Синтез искусств и его роль в музыкальном развитии дошкольников // Педагогика искусств как новое направление гуманитарного знания. Сборник науч. статей. Часть II / - М.: ИХО РАО, 2007. С.199- 204 7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. - 720с.: ил. 8. Савенкова Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: Интеграция в педагогике искусства. Монография. – М: МАГМУ-РАНХиГС, 2011. – 156 с. 9. Современный психологический словарь / под ред Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – Спб: ПРАЙМ-ЕВРО- ЗНАК, 2006. – 490 с. 10. Психология: учебник для студ. высш. учеб.заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 512 с. 11. Юсов Б.П. Законы вселенной и законы культуры // Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. – М.: Спутник+, 2004. С69-80 12. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников. – М.: ФГНУ ИХО РАО, 2012. -308 с. 13. Savenkova L.G. Humanization of education as the condition of the modern school’s development // Humanity Space. International Almanac. 2014. Vol. 3. № 1. pp. 62-72. 14. Shkolyar L.V. Scientific schools of Art pedagogy and modern educational practice // Humanity Space. International Almanac. 2013. Vol. 2. № 1. pp. 74-77.