ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АЛЬТЕРНАТИВНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

КОРСАКОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и философии культуры Российского государственного социального университета, Москва
 

Аннотация: 
В статье раскрывается понятие «интерактивность», которое является главной характерной чертой современного музыкального пространства. На примерах современных композиций показываются новые способы организации коммуникативного взаимодействия между автором, исполнителем и реципиентом. Делается вывод об изменении самого субъекта творчества, его новой художественной установки.

Одно из главных достижений XXI столетия – создание виртуальной реальности.
Человечество вошло в новое информационно-коммуникативное пространство, главная
отличительная черта которого – интерактивность.
Информационные технологии внедряются в различные области культуры и жизни.
Появляется интерактивная музыка, в которой возрождается традиция живого концертного
исполнения. Исполнитель возвращается на сцену с новыми средствами и возможностями
работы над музыкальным материалом через пластику, движение, голос, что, в свою
очередь, требует создания новых музыкальных инструментов, немыслимых в рамках
традиционной инструментальной музыки. В музыке формируется альтернативное
пространство, мультимедийная виртуальная среда открывает небывалые ранее
возможности воплощения новых творческих идей и получения новых творческих
результатов.
Интерактивность (от англ. interactivity) реализует неклассический тип
взаимодействия реципиента с артефактом, заменяя мысленную интерпретацию
художественного объекта реальным воздействием, материально трансформирующим его.
Главный принцип интерактивности – принцип обратной связи. В режиме реального
времени происходит чувственный, поведенческий контакт с реальностью. Интерактивное
телевидение, гиперлитература, компьютерные игры переориентируют реципиента с
позиции интерпретатора на роль интерартиста, со-творца, реально влияющего на
становление произведения; роли художника и публики смешиваются [2, с. 202].
В интерактивной реальности субъект-реципиент присутствует в виде своего
виртуального двойника – аватара, в результате классическая пара автор-реципиент
(зритель, слушатель, читатель и т. п.) сменяется отношениями автор-соавтор, соучастник
компьютерного действа [4].
В музыке интерактивные композиции создаются с помощью электронных
контроллеров, которые способны в реальном времени управлять процессом обработки
звука. Источником звука могут быть традиционные музыкальные инструменты, а также
пластика тела, голос, тактильные прикосновения, световой поток, видеоизображение
и т. д. Специальные программы анализируют действия исполнителя (музыканта, танцора,
художника) и интерпретируют его в развивающуюся музыкальную партитуру.
Сегодня существует целый интерактивный инструментарий – необычные
инструменты, которые используют внемузыкальные принципы конструирования
«виртуального инструмента». Американский музыкант и инженер Макс Мэтьюс создал
специальное устройство, позволяющее с помощью «палочек» управлять заранее
заданными параметрами – например, тембром инструментов, динамикой различных
партий, темпом. Вслед за Мэтьюсом появилось изобретение Ричарда Буланже
«управляющая перчатка», в которой сгибанием пальцев можно контролировать каждый
отдельный параметр звука [3, с. 104]. Воздушные гитары (с видеодатчиками),
биоусилители, термен-сенсоры (обновленные терменвоксы) и др. включают участников
музыкальной коммуникации в единое интерактивное пространство композиции.
Примером интерактивного музыкального произведения может служить
произведение Стефана Дэвида Бэка «Improvisation on Strange Attractors» («Импровизация
на тему странных аттракторов»). Исполнитель на фаготе импровизирует в режиме
реального времени. Компьютер считывает музыкальный материал через микрофон,
отвечая своими собственными звуками, рассчитанными по специальному алгоритму.
Пространственное положение, длительность, тембр и громкость являются параметрами,
по которым происходит расчет звуков – ответа компьютера на звучание фагота.
Другой пример – сочинение Аллы Загайкевич «Пагода» – произведение для блок-
флейты и электронной обработки в реальном времени. В качестве основного инструмента
используется флейта сякухати (дзен-буддистской традиции), позволяющая извлекать
мельчайшие нюансы высоты звука и его окраски (при извлечении одного и того же по
высоте звука в разных аппликатруных позициях). Эта музыка принципиально нетональна,
ее основу составляют микротоновые интервалы с приемами портаменто, глиссандо,
фруллато и т. д. Устройство флейты позволяет передавать звуковые эффекты шороха,
шелеста. Чистое, легкое, прозрачное звучание флейты противостоит агрессивному,
жесткому экспрессивному звучанию компьютера. Их сосуществование,
взаимопроникновение, взаимовлияние составляет основное содержание произведения
Аллы Загайкевч [3, с. 150]
Разновидностью интерактивной музыки является метод «work in progress», когда
конец произведения не имеет четко оформленных границ (отсутствуют привычные
функциональные отношения в гармонии, мелодия не стремится к своему завершению в
тонике, музыкальная форма не имеет четкой структуры). При этом сохраняется
внутреннее единство произведения: включенность в музыкальный процесс.
В интерактивной музыке возрождается традиция живого концертного исполнения.
Исполнитель возвращается на сцену с новыми средствами и возможностями работы над
музыкальным материалом через пластику, движение, голос, что, в свою очередь, требует
создания новых музыкальных инструментов, немыслимых в рамках традиционной
инструментальной музыки.
Вместо законченного опуса музыкальное событие становится процессом его
рождения-осуществления; действие важнее, чем результат, его исполнение здесь и сейчас
имеет экзистенциальный событийный смысл.
В сфере музыкального искусства появляются новые специальности:
аранжировщики, режиссеры компьютерных музыкальных действий, аниматоры,
продюсеры. Они становятся участниками коммуникационного процесса, выступают в
роли соавторов и обеспечивают музыкальный творческий процесс в электронном
пространстве. Сферы композитора и исполнителя сближаются и практически
объединяются в единый творческий процесс. Виртуальная музыкальная среда открывает
новые возможности коммуникативных взаимодействий между участниками музыкальной
коммуникации: креативной, исполнительской, слушательской и аналитической сферами.
Появление виртуальных реальностей в компьютерном пространстве качественно
изменило отношение между человеком и миром.
В ХХ веке художники вплотную подошли к «границам» творчества: с одной
стороны, создается реальность, в которой не присутствует сам субъект (объектное
искусство, «смерть субъекта»); с другой стороны – художник творит сам себя, изменяясь
на всех уровнях – от физиологического (виртуальное искусство, интерактивные
композиции) до мировоззренческого (концептуальное искусство). Самодостаточную
спонтанную креативность субъективности назвали «машиной желания», реализуемой на
индивидуальном и социальном уровнях.
Коммуникационная культура является частью общей культуры личности. В центре
системы социокультурной коммуникации стоит не информация, а субъект – носитель
определенных социокультурных качеств, владеющий актуальными знаниями и
технологиями материального, духовного и социального преобразования.
Человек, будучи частью глобальной целостности Бытия, испытывает потребность в
единении с Абсолютным началом. Поэтому пространство личностной коммуникации
рассматривается в диалектике соучастия и самоутверждения в виртуальном пространстве
Бытия. Преимущество такого коммуникативного подхода заключается в возможности
взаимоотражения единичного и всеобщего, конечного и бесконечного. Подобная
коммуникация ведет к гармонизации личности, ибо способствует воссоединению всех
начал человека: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного в поли…
природе человека. Понятая в таком контексте, глобальная коммуникативная потребность
человека снимает проблему множественности культур, ибо обнаруживает
общекультурное единство всего человечества.
Создание электронной среды привело к образованию качественно нового облика
культурной среды. Возрастает роль музыки в определении смыслового контента
культурного пространства. Тиражирование и распространение музыки привело к
уплотнению и насыщению информационного музыкального пространства. В социуме
формируется множество музыкальных субкультур, образуется глобальная музыкальная
Интернет-субкультура. Музыка становится выразителем настроения определенных слоев
общества, а музыкальные ценности – знаками и символами эпохи.
Принципиальное отличие нового искусства в том, что от самовыражения в музыке
человек переходит к выражению музыки через себя: от ситуации «я – в музыке» к
ситуации «музыка – через меня». Новая художественная практика ориентирована не на
зрелище, а на участие, совместное действие.
Таким образом, интерактивная культура порождает новый способ реализации
музыкального дискурса – творческий диалог, осуществляемый между всеми участниками
коммуникативного процесса, в котором творчество, восприятие и интерпретация
включаются в сложный полифонический процесс создания музыкального пространства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриев Е.А. Социокультурный аспект инноватики в профессиональном музыкальном образовании //
Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 11-1. С. 9–13.
2. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.
3. Ракунова И.Н. Новые композиторские технологии: творчество Аллы Загайкевч. К.: Феникс, 2010. 208 с
4. Сляднева Н.А. Homo Informaticus – человек эпохи информации // НТИ. Сер. 1. 1999. № 3. С. 9–13.
5. Щербакова А.И. Музыкальное искусство в современном пространстве культуры // Ученые записки
Российского государственного социального университета. 2012. № 5. С. 97–100.