ИСКУССТВО СЛОВА И НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ 5–8 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА

ЧЕРНЫШЁВА Е.А.

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №622 с углубленным изучением предметов области «Искусство», г. Москва

Аннотация: 
В статье отмечается значимость гуманитарных дисциплин культурологической направленности, предполагающих формирование у учащихся культуры общения, речевой ответственности, словесной вежливости. Автор статьи указывает на то, что огромным потенциалом для формирования нравственных идей коммуникативного характера всегда обладало искусство слова, театр. Подчеркивается воспитательная роль театра. Рассматривается ряд театральных технологий; акцентируется внимание на педагогических технологиях, основанных на активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения). В качестве примера рассматривается разработанная автором статьи программа для системы дополнительного образования общеобразовательных школ «Сценическое мастерство».

В условиях введения новых ФГОС, принятия «Закона об образовании» возрастает
актуальность синтеза нравственного, патриотического, творческого и коммуникативного
развития учащихся.
Нормативно-правовые аспекты нового личностно ориентированного образования
регулирует «Закон об образовании» (2013 г.), в котором продолжена последовательная
линия (глава 1, статья 2, пункт 1) на гуманизацию образования и утверждение
деятельностного подхода, предполагающего ориентацию на всестороннее развитие
личности [5]. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и
профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет
становиться человек.
Учитывая вышеуказанные образовательные и воспитательные задачи, связанные с
формированием, в первую очередь, духовной культуры учащихся, необходимо отметить
значимость гуманитарных дисциплин культурологической направленности,
предполагающих формирование у учащихся культуры общения, речевой ответственности,
словесной вежливости. Новое поколение воспринимает культуру через нравственное и
эстетическое воспитание во всех его формах: духовное развитие личности в процессе
освоения различных видов искусства, приобщение к культуре своего народа и народов
мира. Эстетическое воспитание – это воспитание чувства красоты, способности видеть и
понимать прекрасное в окружающей жизни. Его важнейшая форма – приобщение к
различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу,
театру, кино. Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и
освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую
мораль. Эти ценности – свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность,
совесть, стыд, любовь, доброта, экологическая культура, космическое сознание, вера,
воля, добродетель [8].
Огромным потенциалом для формирования нравственных идей коммуникативного
характера всегда обладало искусство слова, а немаловажным фактором нравственно-
эстетического воспитания личности можно назвать театральное искусство.
Известно, что театральность как таковая осуществляется, прежде всего, в
эмоциональном (в том числе патетическом) слове и жесте. Именно поэтому мы можем
говорить о тесной связи искусства слова и театра. Искусство красноречия ценилось и
активно применялось еще в античные времена философами, политиками, судьями,
актерами и врачами.
Зарождение театра относится к глубокой древности. Уже тогда театр обладал
огромным воспитательным потенциалом, играл большую роль в общественной и
культурной жизни людей, так как театр – это форма общественного сознания,
неотделимая от жизни народа, его национальной истории и культуры [4]. На первых
этапах своего развития, при неразвитости и подчас отсутствии массовых коммуникаций,
театр был главным средством общественного единения: благодаря ему происходил
прямой контакт говорящего с публикой, толпой, массой. Театральное искусство
включалось в программы обучения еще в самых первых российских учебных заведений. А
первый профессиональный отечественный театр появился в XVIII в. из любительского
театра Петербургского шляхетского корпуса, который в те времена давал лучшее
образование в России [9].
В чём же заключается воспитательная роль театра? Театр влияет на сознание и
духовно-эмоциональный мир человека, активно содействует духовному росту,
воспитывает идейные и нравственные убеждения, повышает политическую культуру,
культуру труда и быта, обостряет ум, нравственно облагораживает чувства, расширяет
кругозор.
С течением времени менялись подходы к реализации воспитательного потенциала
театрального искусства и к театру в целом. Европейская культура (прежде всего античная)
была непосредственно публичной и театральной в наибольшей мере. Для нее характерны
традиции массовых общенародных празднеств, светского ораторства. В культуре Нового
времени личность раскрепощалась от жестких требований социальной среды и ритуалы
утрачивали свою былую власть над ней, что приводило к сужению сферы театральности в
жизни человека. В XXI столетии удар по театральной патетике и ораторскому искусству
наносят массовые средства информации. Радио, интернет и телевидение вытесняют
публичные выступления из сферы интересов молодежи. Благодаря доступности
информации упало качество литературы, музыки, творчества. Современным педагогам
приходится искать новые возможности для решения этой проблемы. Одним из возможных
путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении
является освоение педагогами-практиками продуктивных педагогических идей. Чтобы
повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного
процесса нужны глубокие знания о технологиях социально-педагогической и
воспитательной работы.
Для того чтобы понять специфику театральных технологий, обратимся к понятию
«технология» как таковому.
В настоящее время технологический подход к обучению активно разрабатывается
отечественной педагогикой: ему посвящены работы В. П. Беспалько [3],
М. Е. Бершадского [2], Г. К. Селевко [8] и других ученых
Педагогическая технология – явление многомерное: в теории и практике работы
образовательных учреждений сегодня существует множество вариантов учебно-
воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический
процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что у каждого автора имеется
своя конкретная технология [8].
Среди педагогических технологий можно выделить отдельные воспитательные
технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и
методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса,
при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение
воспитанников к общечеловеческим культурным ценностям [1].
Так как мы говорим о технологиях театральных, прежде всего нас интересуют
педагогические технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности
учащихся (активные методы обучения). Среди них выделяются игровые технологии. Игра
наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека,
удивительный феномен нашего существования. Человеку присуща потребность в игре,
которая особенно сильно проявляется в детском возрасте. По наблюдениям современных
учёных, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением [8].
В младшем и среднем подростковом возрасте (5–8 классы) наблюдается обострение
потребности в создании своего собственного мира, желание «стать взрослым»; бурное
развитие воображения, фантазии; появление стихийных деловых и групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте являются нацеленность на
самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность,
юмористическая окраска слов и действий, стремление к розыгрышу. Из внутришкольных
игровых технологий наиболее популярны учебные деловые игры. Деловая игра
используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала,
развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает
возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В
учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные,
операционные, ролевые, деловой театр, психо- и социодрама [8]. В нашем случае особый
интерес представляют технологии «деловой театр» и «психодрама и социодрама». Здесь
школьники должны мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ
определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию
поведения. На основе концепции психо- и социодрамы И. Л. Масандиловой разработана
методика литературной импровизационной игры, суть которой в том, что подросток
«входит» в художественное произведение и действует от лица персонажа; это
способствует пониманию характеров героев, авторской позиции, творческому и
коммуникативному развитию [7].
Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в
различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать
возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы,
потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для
метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация,
функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Среди других игровых технологий обращает на себя внимание технология «школа-
театр». Театр – устойчивая и социально принятая форма игры. Театральные формы
обучения проникают на уроки, причем не только литературы и истории, но и на такие,
казалось бы, строгие дисциплины, как математика, физика или химия [8].
Театр представляет собой, прежде всего, отражение действительности посредством
драматического действия, драматизацию, то есть процесс действия. А драматизация –
лучшая школа эстетического воспитания. Она дает ребенку огромное количество
разнообразных практических навыков и умений, знакомит его со свойствами и
употреблением предметов окружающего мира, творчески упражняет и развивает самые
разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память,
наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности,
двигательный ритм, пластичность и т.д. – и благодаря этому расширяет творческую
личность ребенка. Драматизация развивает эмоциональную сферу, тем самым обогащая
личность; развивает симпатию, сострадание, нравственное чувство, воспитывая
способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.
Драматизация как метод преподавания дает ребенку активное, действенное
природосообразное восприятие знаний. Живой и яркий образ, глубокое и живое
переживание она ставит на место сухого усвоения. Вместо односторонней работы ума она
привлекает к работе всю личность ребенка: ум, чувства, воображение, волю [8].
Театральные технологии применяются как педагогами дополнительного
образования, так и на общеобразовательных предметах, театр способен «проникать» на
любые уроки. В результате этого уроки становятся наполненными, интересными,
повышается мотивация воспитанников к усвоению нового материала. В современной
школе активно ведется работа по предпрофильной подготовке учащихся, что дает
возможность интегрировать, в нашем случае, уроки русского языка и литературы с такими
дисциплинами, как риторика и сценическая деятельность.
В качестве примера предлагаем рассмотреть разработанную автором статьи
программу для системы дополнительного образования общеобразовательных школ
«Сценическое мастерство». Цель данной программы – обучение детей технологии
публичного выступления. Возрастная категория учащихся – 5–8 класс. Срок обучения – 36
часов. На занятиях дети знакомятся с историей возникновения театра; с профессиями, в
которых востребована ораторская речь (журналистика, политика, юриспруденция, театр и
др.); с родами речи (академической, служебной, социально-политической); получают
представление об этапах подготовки текста; учатся культуре монологической речи;
получают навыки сценического движения и сценической речи. Таким образом, на
занятиях выполняется задача художественно-эстетического развития учащихся,
раскрываются их творческие возможности, прививается любовь к слову, к литературе,
искусству, к родной истории. В результате изучения данных курсов ученик должен
отвечать следующим требованиям:
 владеть речевой культурой, необходимыми навыками в области подготовки
и произнесения монологической и диалогической речи,
 иметь научное представление о речевой деятельности как процессе
использования человеком языка с целью передачи и усвоения общественно-исторического
опыта, установления коммуникации планирования своих действий,
 уметь чувствовать и проживать заданный образ,
 согласовывать технику актерской игры с психологией проживания
Подобные курсы проводятся в несколько этапов, на которых предполагаются такие
формы работы, как практические и индивидуальные занятия, групповые занятия,
актерские тренинги, привлечение учащихся к общественным мероприятиям в
образовательном учреждении, к концертной деятельности.
Приведём несколько примеров.
Результатом работы на занятиях по сценическому мастерству стали литературно-
музыкальные композиции «Бородино» и «Наш Пушкин», суть которых заключалась в
синтезе таких видов искусства, как литература, театр, музыка и изобразительное
искусство. В процессе подготовки к итоговому занятию (выступлению) учащиеся были
поделены на творческие группы, одна из которых подбирала иллюстративный материал,
изучала произведения живописи, посвященные Отечественной войне 1812 года (для
литературно-музыкальной композиции «Бородино»), пейзажи русских художников (для
литературно-музыкальной композиции «Наш Пушкин»). Вторая творческая группа
занималась подборкой музыкального сопровождения. Для литературно-музыкальной
композиции «Бородино» была подробно изучена Торжественная увертюра 1812 года
П. И. Чайковского, в основу литературно-музыкальной композиции «Наш Пушкин» был
положен Романс Г. В. Свиридова из к\ф «Метель». Группы работали совместно, подбирая
к каждому музыкальному отрывку соответствующее произведение живописи. И третья
творческая группа занималась изучением литературного материала («Бородино»
М. Ю. Лермонтова и лирика А. С. Пушкина); участники этой творческой группы –
артисты, которым предстояло выступить перед зрителями. Изучение литературных
произведений заняло значительный этап в подготовке к инсценировке, так как
необходимо было познакомить с литературными текстами всех детей, задействованных в
работе над композициями. Велась работа по анализу поэтических текстов, проводились
занятия, посвященные выразительному чтению, изучались биографии А. С. Пушкина и
М. Ю. Лермонтова. Определенное количество часов было отведено на подготовку детей к
выступлению на сцене, ряд занятий был посвящен сценическому движению и
сценической речи: учащиеся демонстрировали этюды на заданную тематику
(«Ожидание», «Волнение», «Радость», «Испуг» и т. п). Каждое занятие в течение всего
года начиналось с артикуляционной гимнастики; учащимся предоставлялась возможность
проводить ее по очереди, что им очень нравилось.
Таким образом, работа по обучению сценической деятельности способствует
нравственно-эстетическому воспитанию учащихся. Школьники получают возможность
проявить себя в творчестве, почувствовать свою значимость в коллективе, ощутить
необходимость совершенствования устной и письменной речи как необходимого средства
коммуникации. Опыт показывает, что ученики, регулярно посещающие занятия на
вышеуказанных факультативах, демонстрируют хорошие знания по истории
возникновения театра, осознают его значимость в истории развития общества; проявляют
творческую активность; демонстрируют повышенный интерес к чтению, к живому
общению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Г.И. Конспект доклада по теме «Современные технологии воспитательной работы», г. Балаково, 2010 // nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/sovremennye-vospitatelnye-tekhnologii.
2. Бершдский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной
технологии. М: Педагогический поиск, 2003.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Изд-во Педагогика, 1989. – БСЭ – М:
Советская энциклопедия, 1961–1965.
4. Закон об образовании (2013 г.).
5. Ладыженская Т.А., Михальская А.К. Педагогическая энциклопедия. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп.; М.: Флинта, Наука, 1998.
6. Масандилова И.Л. Инновационные технологии преподавания литературы в школе: театр импровизации // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – №4, 2009, URL: http: //www.arteducation.ru/AE-magazine/archive/nomer3-2009/masandilova_06_09_2009.html.
7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: Народное образование, 2005.
8. Смирнов С.Б. «Воспитание театром» // Вестник Герценовского университета, 2008. – № 3. С. 75–78.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего
образования (2012г.).