Искусство слова в творческом развитии студентов гуманитарных колледжей

Деева Оксана Алексеевна,

Учебно-Методический Центр
Профессионального Образования Москва
методист
соискательство
ФГНУ ИХО РАО
г. Москва,
deeva.umc@bk.ru

Аннотация: 
В статье рассматривается искусство слова в творческом развитии студентов гуманитарных колледжей

Концепция развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 гг. рассматривает модернизацию образования на всех его уровнях в качестве приоритетного направления современной образовательной политики России. В основополагающих государственных документах подчеркивается необходимость поиска современных путей воспитания и образования молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт требует от учреждений профессионального образования разрешения принципиально новой задачи — воспитания компетентного человека и специалиста. Суть компетенции выпускника системы СПО заключается в способности к профессиональной и другой социально значимой деятельности, осуществляемой на основе современных технологий и непрерывного личностного развития. Формирование профессиональных и общих компетенций учащихся происходит не только при освоении профессиональных модулей, но и при изучении общеобразовательных дисциплин. С 2008 года учреждения системы СПО осуществляют общеобразовательную подготовку на основе профильных программ, разработанных с учетом специфики получаемого образования и специфики будущей профессиональной деятельности выпускников.
Для студентов, овладевающих гуманитарными специальностями в системе СПО, учебная дисциплина «Литература» является профильной. Примерная программа по литературе, разработанная Федеральным институтом развития образования Министерства образования и науки России, определяет четыре уровня задач литературного образования учащихся колледжа. Во-первых, — это формирование фактических знаний (история развития литературного процесса, биографии писателей, содержание произведений), во-вторых, развитие умений анализа, интерпретации и критической оценки художественного текста, далее, воспитание таких качеств, как социальная активность, гуманность, нравственность. Наконец, важнейшей в иерархии задач является формирование способности применять полученные знания и умения в практических целях: для решения профессиональных и коммуникативных задач, а также расширения культурного кругозора, т.е. речь идет о формировании коммуникативной и культурологической компетенций учащихся.
И если при изучении литературы на базовом уровне акцент делается преимущественно на решении задач первого уровня, то целью изучения литературы на профильном уровне является воспитание гуманитарно-направленной личности [10]. Это значит, что помимо углубленного изучения историко-литературного процесса, формирования представлений о литературных эпохах и специфике творчества русских писателей предполагается развитие образного мышления учащихся, создание условий для накопления ими опыта эстетического восприятия художественных произведений, развитие навыков интерпретации текста [10], т.е. речь идет о художественно-творческом развитии личности учащихся-гуманитариев как основной цели литературного образования.
Отметим, что данная целевая установка примерной программы логически сопряжена с требованиями ФГОС, рассматривающего общеобразовательную подготовку в учреждениях СПО в качестве средства формирования как общих, так и профессиональных компетенций. Для учащихся, получающих гуманитарные специальности, это такие компетенции, как владение культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией (специальность 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение, 030912 Право и организация социального обеспечения, 072501 «Дизайн», 071006 «Анимация», 070206 «Театрально-декорационное искусство»). Для специальности 035002 «Издательское дело» к перечисленному выше добавляется осуществление корректурной правки, редакторского анализа и стилистической оценки текста; для специальности 031601 «Реклама» — создание сценариев и рекламных текстов, владение изобразительно-выразительными средствами языка.
В действительности анализ результатов профильных вступительных экзаменов по литературе (2008 — 2011 учебные годы) показывает, что успешное владение фактическим материалом демонстрируют около 35% абитуриентов, имеющих среднее общее образование, а сформированные аналитические навыки и навыки интерпретации текста — не более 9%. Круг чтения абитуриентов ограничивается в основном произведениями массовой литературы, в первую очередь произведений, имеющих экранную версию. Наконец, над вопросом о том, что будущая профессиональная деятельность непосредственно связана с созданием текста и процессом коммуникации, задумывались не более трети абитуриентов.
В настоящее время налицо объективное противоречие между содержанием профильного литературного образования, обусловленным программными и квалификационными требованиями, с одной стороны, и низким уровнем подготовки и мотивации абитуриентов колледжа (познавательная пассивность, узкий кругозор, неразвитая эрудиция, отсутствие интереса к будущей профессии) — с другой. Средством его разрешения является разработка методики преподавания литературы как профильной дисциплины, то есть формирование системы педагогических методов и приемов [11], обеспечивающей в условиях дефицита времени и низкого уровня базовой подготовки художественно-творческое развитие студентов, получающих гуманитарное образование в системе СПО.
При разработке методики художественно-творческого развития мы исходим из положения о потенциальной универсальности человека, отраженного в мировых культурологических концепциях, от древнейших — о человеке-микрокосме (древнегреческая философия киников и стоиков), до философии Возрождения и Нового времени (антропология Пико делла Мирандолы, Кардано, Кампанеллы, Бруно, Парацельса, Николая Кузанского, Лейбница, Гете, Шопенгауэра) и Новейшего времени (Э. Фромма, О. Шпенглера, К. Ясперс, П. Сорокин; русских космистов Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, Л.П. Карсавина, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова и др.).
Каждый человек обладает потенциальной способностью к восприятию и пониманию прекрасного, наслаждению им. На этой основе формируется способность человека к эстетическому переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Источником эстетического развития в широком смысле может выступать природа, общественная и трудовая деятельность, быт, взаимоотношения людей.
Художественное развитие личности осуществляется средствами искусства. В процессе художественного развития не только складывается эстетико-ценностная ориентация личности, но и развивается ее способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей. Глубокое определение художественного развития принадлежит В.Г. Белинскому: «Для полного, истинного постижения искусства, а следовательно, и полного, истинного наслаждения им необходимо основательное изучение, развитие: эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемое изучением и развитием. А это возможно только для тех, кто видит в искусстве серьезное дело, требующее размышления, развивающее ум и сердце. Это та же наука, та же ученость, потому что для истинного постижения искусства нужно много и много, всегда и всегда учиться, и притом многому такому, что, по-видимому, находится совершенно не в сферы искусства» [5].
С точки зрения психологии художественное развитие можно определить как актуализацию и становление способности человека создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения. В педагогике художественное развитие означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры.
В основе способностей человека ко всем видам художественного творчества лежит особое, целостное и ценностное отношение к миру — эстетическое отношение. Принципиально важным является утверждение З.Н. Новлянской о том, что эстетическое отношение позволяет человеку ощутить свое глубинное, онтологическое единство с миром: с другими людьми, с природой, с явлениями культуры [8]. Благодаря развитому эстетическому отношению и перцептивная, и эмоциональная сфера психики приобретают чуткость к проявлениям самоценной внутренней жизни во всех явлениях действительности.
М.М. Бахтин называл эстетическое отношение «предпосылкой предпосылок» художественного творчества, считая, что истинное восприятие художественного произведения — это «сотворчество понимающих». Читательская позиция — позиция человека, который воспринимает (понимает, оценивает — постигает) художественное произведение как результат действий писателя, т.е. как выразительную форму, произвольно и сознательно созданную автором для воплощения своего замысла, зародившегося в ценностном поле эстетического отношения к миру. Читателем может быть назван только человек, обладающий эстетическим отношением к миру — лишь в этом случае у автора и читателя будет общая территория для равноправного диалога, опосредованного произведением.
Традиционно изучение текста художественного произведения основывалось на беседе преподавателя и аудитории. Направляющим импульсом аналитической работы выступали вопросы преподавателя, которые могли требовать как кратких, так и развернутых ответов учащихся, в том числе ответов с использованием различных типов пересказа. В результате такой беседы делался вывод, заранее сформулированный преподавателем.
Компетентностный подход к образовательному процессу заставляет задуматься об иных формах организации обучения. В этом смысле замечателен тот факт, что при 195 часах, отведенных на изучение курса литературы для гуманитарных специальностей СПО, 50% (около 100 часов) отводится на самостоятельную внеаудиторную работу учащихся. Удельный вес самостоятельной деятельности на занятиях также значительно увеличивается, ибо формирование компетенций возможно только на основе и в процессе собственной продуктивной деятельности.
Самостоятельная внеаудиторная работа принципиально отличается от домашней. Функция традиционных домашних упражнений — закрепление; деятельность учащихся носит репродуктивный либо преобразующий, трансформационный характер. Задания для самостоятельной работы по определению являются творческими, направленными на развитие конструктивных способностей. В.А. Сластенин подчеркивает, что для художественного развития личности особое значение имеют способность к индивидуальной экспрессии и преодолению стереотипов, интуитивное мышление, воображение, собственное видение проблем и пр.
При организации самостоятельной работы необходимо учитывать как своеобразие самого произведения, так и особенности личности студентов, их познавательных возможностей, уровня общего и литературного развития и непосредственного отношения к произведению словесного искусства. Таким образом, в условиях компетентностного подхода преподаватель превращается, с одной стороны в деликатного организатора, а с другой — в консультанта, без участия которого взаимодействие с художественным текстом может приобрести искаженные формы. На недопустимость таких искажений указывает в своей книге «Концепция художественно-творческого развития» З.Н. Новлянская: «В каком-то смысле «интерпретирует» и всякий наивный, некультурный читатель, так как волей или неволей он помещает любое произведение в свой уникальный контекст, но не в эстетически ценностный, а в житейский контекст и в контекст стихийно сложившегося читательского опыта, когда ни о каком сотворчестве с автором, о сопостроении художественной формы не может быть речи» [8, c. 98].
Одним из важнейших слагаемых успеха является учет особенностей восприятия студентами различных родов литературы. Основной особенностью восприятия лирики является сила непосредственного эмоционального впечатления. Однако студенты далеко не всегда в состоянии понять и адекватно воспринять содержание лирического произведения. Причина скрыта не только в непонимании образно-метафорического языка поэтических произведений, но и в неумении соотносить позицию автора и лирического героя, в дефиците фактических историко-культурных знаний.
Восполнить их дефицит можно в процессе внеаудиторной самостоятельной работы. Например, при изучении темы «Творчество М.И. Цветаевой» студентам заранее предлагается подготовить слайд-шоу «Марина Цветаева в Москве» с последующим выступлением на учебном занятии.
Студенты работают в группах. Первая группа готовит задание по теме «Детские годы в Трехпрудном переулке», вторая — « Арбат Марины Цветаевой», третья — «Последние годы поэта в Москве». Обязательным условием при создании слайд-шоу является «иллюстрирование» графической информации текстовой. Студенты охотно работают с изображениями, кроме того, визуальная информация позволяет расширить кругозор, больше узнать о культурной атмосфере эпохи. Поиск поэтических иллюстраций к фотографиям заставляет прочитать значительное количество стихотворений того или иного периода и выбрать наиболее созвучные внутреннему миру студента.
Необходимость публичной презентации потребует от студентов навыков выразительного чтения (совершенно необязательно наизусть). Впечатление, произведенное стихотворением, поможет обеспечить эмоциональное, художественное исполнение, побуждающее студентов-слушателей к последующему диалогу с автором и его текстом. Одновременно знакомство с эпохой, изучение биографии, личных связей, дневников и писем поэта станут информационной базой для понимания и анализа содержания программных поэтических произведений.
Что касается языковых сложностей, их преодолению может помочь такая форма работы, как комплексный анализ текста не только поэтических, но и литературно-критических и мемуарных произведений Цветаевой. Задания такого рода предполагают прочтение текста и ответы на ряд вопросов, связанных с расстановкой знаков препинания (функцией тире), ролью речевых фигур (антитезы, анафоры, эпифоры) в цветаевском тексте. Проанализировав авторский синтаксис, студенты смогут ответить на вопрос о позиции автора, а затем (уже в собственном речевом произведении — эссе, сочинении-размышлении) проанализируют эту позицию и попытаются выразить свое отношение к ней. При выполнении данного вида самостоятельной работы культурологическая компетенция формируется в непосредственной связи с лингвистической и коммуникативной компетенциями.
Трудность восприятия драмы связана с отсутствием авторской речи, чувств, соотнесенностью драмы с необходимостью сценического воплощения и той иллюзией действительной жизни, подлинный смысл которой часто ускользает от читателей [6]. При изучении драматических произведений используются такие приемы, как знакомство со сценической историей спектакля, рецензия на просмотренный спектакль. Например, при рассмотрении творчества А.П. Чехова для самостоятельного внеаудиторного изучения студентам предлагается комедия «Чайка». Студенты должны изучить текст произведения, познакомиться с различными его драматургическими и кинематографическими интерпретациями, а затем проанализировать соотношение авторских позиций писателя и режиссеров.
Выполнение данного задания заставляет студентов задуматься о средствах выражения авторской позиции в драматическом произведении. При изучении пьес А.П. Чехова студент непременно столкнется с понятием «подтекст», создающим предпосылки для творческого прочтения и диалога автора и читателя. Знакомство со спектаклями и фильмами наглядно демонстрирует возможные варианты такого диалога. Создание письменной работы будет способствовать развитию у студентов навыков анализа, критической оценки художественных произведений и аргументированного выражения собственной позиции по проблеме.
Приведем выдержку из эссе учащейся по специальности «Издательское дело». «Современные актрисы и режиссеры расходятся в понимании будущего Нины Заречной. Александра Захарова, Юлия Высоцкая, Анна Терехова традиционно играют Нину как сломленную и обреченную. Совсем другую трактовку образа предложила Евгения Симонова: ее Нина спокойна, предельно собрана, готова к любым испытаниям. Думается, что такое понимание образа Заречной ближе к авторскому. В одном из частных писем Чехов писал: ``Я … возненавидел театр и возлюбил тех фанатиков-мучеников, которые пытаются сделать из него что-нибудь путное`` ».
Произведения эпических жанров — а им отведено больше всего места в программе — также представляют определенную трудность для студентов. Эпический способ художественного воспроизведения действительности основан на изображении внешнего по отношению к писателю мира. Важно добиться постижения учащимися единства всех компонентов произведений малой, средней и большой эпической формы. Жанр произведения выступает как одно из важнейших средств раскрытия его содержания.
При изучении темы «Творчество Н.В. Гоголя» одним из важнейших является вопрос о жанре «Мертвых душ». Студентам предлагается задание проанализировать роль лирических отступлений и на основе анализа текста доказать жанровую принадлежность произведения. Для усиления коммуникативной установки преподаватель знакомит студентов с противоположными точками зрения на роль лирических отступлений в «Мертвых душах» — В.Г. Белинского, отрицавшего важность лирического начала в произведении, и Н.А. Некрасова, утверждавшего, что все неотразимое влияние творений Гоголя заключается в лиризме.
Начальный этап работы — лексико-стилистический анализ первого лирического отступления (о русском языке) — проводится коллективно. Студенты определяют основные микротемы лирического отступления, дают характеристику используемых автором языковых средств.
Дальнейший анализ лирических отступлений студенты проводят самостоятельно, итогом учебного занятия становится дискуссия о значении лирических отступлений, в ходе которой студенты должны доказать правоту одной из представленных позиций.
При выполнении задания учащимся может понадобиться информация о религиозно-философском мировоззрении Н.В. Гоголя, о творческой истории и замысле произведения, которую они могут найти в сети Интернет.
Приведем фрагмент устного выступления студента, обучающегося по специальности «Анимация»: «Творческий замысел Гоголя выражен именно в лирике, история же похождений Чичикова — притча, рассказанная во время проповеди, а «Мертвые души» — художественная проповедь. Автор предстает как пророк. Кто же, как не автор, должен сказать святую правду? Он стремится указать человечеству дорогу к Богу. Поэтому образ дороги в последнем лирическом отступлении — образ символический, это еще и духовная дорога, преодоление тупика.
Точку зрения Аксакова я считаю однозначно правильной».
Таким образом, литература как учебная дисциплина, изучающая искусство слова, создает особые условия для овладения приемами творческого труда, исследовательской, поисковой работы, связанной с критическо-оценочной деятельностью на материале изучаемых художественных произведений, подготовкой устных выступлений и письменных работ различных типов и жанров. В такого рода учебном труде развиваются творческие способности, студенты понимают практическую направленность своей работы, а также оценивают собственные возможности, что повышает заинтересованность в результатах. Предлагаемая методика изучение литературы и русского языка способствует не только обеспечивает формирование компетенций по филологическим дисциплинам, но и мотивирует получение профессионального образования в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамян Д.Н. Специфика художественного восприятия и проблема психологии личности. – Ереван: Изд-во Армянского гос. пед. ин-та им. Х. Абовяна, 1979.
2. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // «Вопросы психологии», 1999. № 6. С. 100—110.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979.
4. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984—1985 гг. – М.: Наука, 1986. С. 80—160.
5. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. — М.: Художественная литература, 1976. — Т. 1. Статьи, рецензии и заметки 1834—1836.
6. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. - М.: Академия, 1999.
7. Валери П. Об искусстве. – М.: Искусство, 1993.
8. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. (ред.), Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Чубук Н.Ф. Психологические основы художественного развития. — М.: МГППУ, 2005. -160с.
9. Мелик-Пашаев А.А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 22—30.
10. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный институт развития образования, Тодоров Л.В., Белоусова Е.И. Примерная программа по учебной дисциплине «Литература» для профессий начального и специальностей среднего образования. - М.: 2008.
11. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с. — ISBN 5-89285-003-X.