Проходя по залам музеев и галерей, а также обращая свои молитвы к старинным иконам в храмах, люди не всегда задумываются: «А как же то или иное произведение искусства или памятник дошли до нашего времени в таком состоянии, переживя различные политические перипетии и стихийные бедствия?».
«Лучшая работа реставратора – это работа, которую не видно». А как же происходит процесс обучения будущих специалистов? В данной статье хотелось бы рассмотреть некоторые моменты, обучения студентов 4 курса в Академии акварели и изящных искусств С.Н. Андрияки.
Специфика обучения художника-реставратора всегда была связана с индивидуальными занятиями в мастерской реставратора, обладающего мастерством и практическим опытом. Особенностью профессии реставратора является владение навыками, приобретаемыми сугубо практическим путем, передающимся исключительно «из рук в руки» от учителя к ученику. Овладение искусством профессиональной реставрации – не теоретический курс, пригодный для самостоятельного обучения, это многолетний и тернистый путь, пройти который можно лишь в сотрудничестве с теми, кто достиг уже колоссального опыта.
Как правило, преподавателем реставрации станковой масляной и темперной живописи становится человек, имеющий профессиональную научную базу и большой практический опыт. Но зачастую он не имеет педагогического образования. Обучением будущего профессионала должен заниматься преподаватель, достигший высокого уровня профессиональных навыков, что невозможно без личных практических успехов в своем мастерстве. Но не менее важным является и преподавательский опыт, который невозможен без теоретических знаний по педагогике.
Для овладения азами реставрации требуется помощь опытного педагога. Потому что ошибка в этой профессии недопустима.
Главным критерием в вопросе в сфере реставрации является уровень подготовленности учащегося. Речь идет именно о профессиональном образовании, о воспитании профессионального реставратора. В данной области не так много обучающей литературы и учебников. Как правило, это букинистические переиздания с небольшими дополнениями.
На занятиях возникает большое количество вопросов, требующих конкретного, практического решения от педагога.
Все педагоги имеют собственный метод преподавания. Но задача у них одна – познакомить студентов со спецификой научно-исследовательского подхода в изучении и практической работе над памятником, научить профессионально владеть терминологией и понимать последовательность проведения реставрационных мероприятий, правильному вести и оформлять сопроводительную документацию.
Обучение профессии реставратора, как и в других профессиях, начинается с «азов». На самом первом этапе студенты знакомятся с историческими аспектами развития реставрации в России и Европе. Далее происходит знакомство с этапами современной реставрации.
Обучение построено по принципу от простого к сложному. В самом начале студент обучается, как правильно составить документацию, как описать предмет искусства до реставрации. Преподаватель дает подробную схему описания, на основании которой студент должен поэтапно составить опись картины, иконы или другого памятника исторического наследия, отметить все особенности объекта реставрации, например, утраты красочного слоя и левкаса, сколы древесины, прорывы холста и т.д.. Этот этап является, может быть, одним из главных этапов реставрации, так как именно он позволяет построить дальнейший план проведения реставрационных их мероприятий произведения искусства. Далее студент начинает обучаться практическим навыкам. На первом этапе происходит изучение произведения при различных видах освещения (прямом и боковом видимых лучах, УФ-лучах, инфракрасный лучах, Rh-лучах, пробы на определения наполнителя в грунтах и т.д.). После вводной лекции студенту дается 3 академических часа на визуальное изучение произведения и самостоятельное описание сохранности всех составляющих компонентов памятника до реставрации.
Метод преподавания дисциплины реставрации в «Академии акварели» заключается в научном подходе к профессиональному исследованию сохранности всех компонентов станковой масляной и темперной живописи. Во время вводной лекции преподаватель рассказывает основные исторические и искусствоведческие аспекты, историю развития реставрации от починительства до современных научных методов исследования и реставрации, знакомит с органическими материалами современной реставрации и техникой безопасности работы с ними.
Преподаватель наглядно на примерах учебных пособий показывает основные виды разрушений и причины их возникновения. Обучение происходит на примере оригинальных памятников искусства, выполненных с помощью разнообразных техник на разных основах. Наглядно показываются наиболее часто возникающие повреждения, такие как утрата красочного слоя, потемнение лакового покрытия, сколы и утраты слоя левкаса, поздние понавительские записи, прорывы холста, следы вандализма и т.п. Подробное описание каждого разрушения сопровождается объяснением механизмов их возникновения и разъяснением способов их реставрации.
Параллельно преподаватель вводит понятия о сопутствующих элементах темперной или масляной живописи (рамы, киоты, оклады, эмали и др.).
Несмотря на представленную подробную схему описания сохранности объекта реставрации, где по пунктам перечислены все необходимые моменты, студенты не всегда самостоятельно могут выполнить данную работу на должном уровне, так как это требует определенных навыков. Поэтому на данном этапе также требуется участие преподавателя, который в индивидуальном порядке объясняет каждому студенту его ошибки и дает рекомендации по их устранению, обращает внимание на все мелочи, которые не попали в поля зрения будущего реставратора.
Для этого в рабочей программе заложено дополнительно 12 академических часов. В эти часы студент приходит на индивидуальные консультации. По итогам этих консультаций заполняется п.6а Реставрационного паспорта.
После выполнения этого задания, студент начинает профессионально осмыслять проблемы современной научной реставрации.
В современных реставрационных работах используются компьютерные технологии. Для составления и заполнения реставрационного паспорта обучающийся должен владеть программами, работающими с текстовыми документами и графическими редакторами – для создания презентаций, схем, исторических справок и пояснительных записок.
Важнейшей составляющей работы с компьютерной техникой является владение цифровым микроскопом и фотоаппаратом для ведения фотодокументации, которая является неотъемлемой частью реставрационной документации. Владение цифровой аппаратурой позволяет облегчить обработку снимков и ускорить процесс оформления фотодокументации.
Дополнительное использование цифрового микроскопа позволяет делать макросъёмку особо значимых и ответственных фрагментов живописи, а также фиксировать это в электронном виде, как дополнительное приложение к реставрационному паспорту.
Принципиально новым в походе к обучению реставрации в академии является применение наряду с традиционными методами реставрации новых современных компьютерных технологий. Внедрение компьютерных технологий в реставрационный процесс позволяет с помощью виртуального моделирования воссоздать утраченные фрагменты авторской живописи.
Благодаря информационным технологиям внедряющимся в процесс создания реставрационной документации, позволяет облегчить систематизацию научных знаний, полученных практическим путем при работе с произведениями станковой масляной и темперной живописи.
К недостаткам внедрения информационных технологий можно отнести следующие моменты: морально устаревшее оборудование, недостаточное количество ресурсов, постоянное обновление версий программ, необходимых финансовых вложений.
Подводя итог и делая выводы, надо отметить некоторые положительные и отрицательные моменты данного вида преподавания. Один из положительных моментов - это неоднократный просмотр пройденных материалов, уточнение упущенных деталей, возможность освежить в памяти те моменты, которыми пользуешься не каждый день. Но и на отрицательные моменты не стоит закрывать глаза. К примеру, заходя на YouTube или в другие социальные сети, можно видеть красивые ролики, показывающие эффектные видео непрофессиональной реставрации , после которой люди насмотревшись, своими силами пытались удалить потемневшее защитное покрытие, и по ошибке удаляли и лаковые лессировки и саму живопись до левкаса. К нам в академию уже сейчас неоднократно попадали такие вещи на перереставрацию, где фон оставался практическим целым, а центральная часть изображения ликов, текстов, одежд значительно утрачена.
Икона «Св. Николай Чудотворец», XIX-XX века, дерево, левкас, темперная живопись, р. 31,0х25,5 см (реставрация выполнена студенткой 4-го курса Барановской М.)
Во избежание курьезных ситуаций на достойных видео должна быть этикетка, обозначающая знак качества, предназначенная для обучения.
По итогам прослушанных лекций и выполнения практических заданий студент на семестровом просмотре представляет заполненный Реставрационный паспорт, комплект фотодокументации (включающий фотофиксацию всех реставрационных процессов выполненных на лицевой и тыльной стороне, утверждённые Реставрационным советом), схему-картограмму (где обозначены все разрушения), схему-реконструкции сильно утраченных фрагментов живописи.
Таким образом, получается, что студенты демонстрируют свои практические навыки, полученные в процессе выполнения реставрационных работ и умение владеть цифровыми компьютерными технологиями.
Выводы.
Данный подход к образованию позволяет студентам, окончившим курс реставрационного мастерства, самостоятельно производить оценку объекта реставрации, описать сохранность произведения исторического наследия и на основании описания создать план по проведению реставрационных работ.
Провести все необходимые реставрационные мероприятия в зависимости от техники исполнения и материалов реставрационного объекта.
Правильное ведение реставрационной документации позволит в дальнейшем оценить профессиональность исполнения работ и качества проведенной реставрации.
Умение владения компьютерными технологиями позволит повысить качество реставрационных работ, более точно воссоздать утраты авторского красочного слоя.
Применение электронного микроскопа при помощи макросъемки позволит зафиксировать даже самые минимальные, невидимые «невооруженному» глазу дефекты, что позволит в дальнейшем выбрать и обосновать правильность примененных реставрационных работ.
Доступ к информационным технологиям позволит облегчить сбор информации, классифицировать и систематизировать знания и опыт.
ЛИТЕРАТУРА
1. Косолапов, А.И. Естественнонаучные методы в экспертизе произведений искусства / А.И. Косолапов. – СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2010.