Вопрос о межпредметных связях возник давно, с введением в школе раздельного преподавания учебных предметов. Впервые его выявил Я. А. Коменский: «Всё, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в этой же связи». Великий педагог справедливо считал, что установление связи между учебными предметами важно для формирования системы знаний. Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания материала, его построение и отбор, которые определяются общими целями воспитания с учетом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета. Проблему межпредметных связей следует выводить из дидактического принципа систематичности, который отражает более философское понятие о связи явлений и согласуется с физиологическим и психологическим понятиями о системности в работе мозга. Применение принципа систематичности нельзя ограничивать рамками одного предмета. Он предполагает установление межпредметных связей, преемственность и перспективность развития знаний. Через межпредметные связи отражается живая связь явлений в понятиях человека.
Осуществление межпредметных связей содействует: а) формированию целостного взгляда учащихся на человека, природу и общество; б) повышению эффекта педагогического воздействия на умственную, эмоциональную и физическую сферы личности в их взаимодействии; в) осуществление всех сторон воспитания в их органическом единстве. Эстетическое воспитание в младшем школьном возрасте, по своей сути предполагает использование межпредметных связей, так как на основе этических и эстетических норм, критериев и оценок определяется нравственно-эстетическое отношение человека к миру, его творческая и художественная деятельность. Установление связей между предметами начальных классов должно сочетаться с выявлением особенностей каждого из них в деле эстетического воспитания. Для этого возникает необходимость выделить признаки, по которым можно определять межпредметные связи. Таких признаков четыре. 1. По общности теорий, законов и понятий, т. е., взаимосвязи дисциплин, способствующих формированию мировоззренческих понятий, выходящих за рамки частного знания. 2. По общности научных фактов, касающихся одного и того же объекта изучения, т. е. формирование общих понятий для нескольких дисциплин, объединённых в циклы, например, гуманитарный. 3. По общности использования научного метода, т. е., раскрытие на уроках смежных дисциплин общих методов познания. 4. По общности способов умственной деятельности, т. е., формирование у учащихся общих для смежных дисциплин умений и навыков, использование их на уроках одной учебной дисциплины при изучении другой. По этим же признакам следует выделять межпредметные связи и во внеурочную деятельность, которая в этом случае будет являться «полем» практического применения новых межпредметных знаний, умений и навыков. (схема №1)
Схема №1
Межпредметные знания, умения, навыки, полученные в процессе взаимодействия различных учебных дисциплин, так или иначе, должны найти свое применение во внеурочной деятельности. В процессе «добывания» этих знаний, формирования умений и развития навыков происходит воспитательный процесс. Его направленность на эстетическое, нравственное или другой вид воспитания зависит от взаимосвязи элементов учебных дисциплин. Например, если в музыке выделить одним из элементов взаимодействия понятие о сильных и слабых долях в такте, а в русском языке - ударные и безударные гласные, то в результате дети получат новое знание - понятие ритма. «Полем» применения этого знания может быть любая форма внеклассного мероприятия, где может соединиться музыка, речь и движение в виде какого-либо конкурсного задания. Его выполнение поможет ребенку глубже осознать и усвоить понятие ритма, попробовать применить его на практике. Без чувства ритма невозможно заниматься музыкой, поэтическим творчеством, танцами, гимнастикой и т. п. Без согласования ритма стиха и музыки не получится песня. Еще можно привести великое множество подобных примеров. Таким образом, межпредметные связи во внеурочной деятельности являются средством, которое усиливает процесс воспитания (в данном случае эстетического) путем создания дополнительных возможностей для практического применения межпредметных знаний, умений и навыков, полученных в учебной деятельности, для их дальнейшего развития и совершенствования на более высоком качественном уровне. Межпредметные связи также могут значительно повысить эффективность обучения и воспитания, если они включаются в различные формы и содержание внеклассной работы. В межпредметных связях заложены огромные воспитательные возможности. Они сводятся к тому, что создаются более глубокие предпосылки для формирования мировоззрения учащихся, для развития нравственных качеств, эстетических чувств и т. д. Для учителя начальных классов нет никаких ограничений и препятствий в реализации межпредметных связей в учебной и внеучебной деятельности с целью эстетического воспитания. Главное — это желание и умение творчески организовывать учебно-воспитательный процесс. Он должен сочетаться с разнообразной внеучебной деятельностью младших школьников и обязательно с высоким уровнем ее организации. По нашему мнению, для этого необходимо: во-первых, систематическое воздействие на сознание ребенка разнообразными средствами обучения и воспитания с целью формирования у него эстетических представлений, понятий и чувств; во-вторых, такое воздействие должно сочетаться с
разнообразной эстетической деятельностью и приданием эстетического характера всем видам деятельности; в-третьих, обеспечение целесообразных связей учебной и внеучебной деятельности в эстетическом воспитании школьников и межпредметных связей в каждой из сфер этой деятельности. Мы определили несколько способов, которые могут обеспечить межпредметные связи в эстетическом воспитании младших школьников во внеучебной деятельности. 1. Интегрирование внеклассных мероприятий по различным дисциплинам при участии учителей разных специальностей. 2. Подчинение внеклассных мероприятий по различным дисциплинам решению общих задач эстетического воспитания. 3. Использование эстетических знаний, приобретенных на уроках или мероприятиях по разного рода дисциплинам. 4. Использование внеклассных мероприятий по одним предметам для решения задач эстетического воспитания на внеклассных мероприятиях по другим. Перечисленные способы помогут учителю начальных классов осуществлять эстетическое воспитание во внеклассной деятельности с использованием межпредметных связей при условии систематического включения их в общую систему педагогически целесообразных связей, организуемых в коллективах младших школьников. Возможны несколько видов межпредметных связей: 1. Межпредметные связи на основе тематического сходства. 2. Межпредметные связи, основанные на сходстве в творческой деятельности учащихся и возможности передавать образы одного вида искусства выразительными и изобразительными средствами другого. 3. Межпредметные связи, организуемые как результат сопоставления одного предмета с другим для формирования общих понятий. 4. Связи, возникающие при использовании художественных произведений для создания эмоционального настроя и усиления воспитательного эффекта. 5. Связи, возникающие при осуществлении единого подхода к восприятию общих закономерностей в анализе различных понятий. Младший школьный возраст - это время интенсивного развития интеллекта у детей. Активное познание, свежесть восприятия и образность мышления, непосредственность эмоциональной реакции, пытливость и способность удивляться - это те качества, которые определяют творческую устремленность и талантливость детей.
Мы предлагаем сценарии мероприятий с использованием межпредметных связей, от которых учитель может отталкиваться в разработке своих мероприятий с использованием межпредметных связей, меняя по своему усмотрению элементы сценария, некоторые задания и конкурсы или тему, оставляя при этом общую канву сценария. Для проведения занятий и мероприятий с использованием межпредметных связей от учителя требуются не только некоторые специальные умения и некоторая подготовка, но и пригодится выполнение некоторых методических рекомендаций. 1. Музыкальное произведение необходимо прослушивать до конца. Если оно слишком велико и сложно для восприятия младшими школьниками, то можно прослушать специально выбранный из него фрагмент с законченной музыкальной мыслью. Необходимо использовать запись хорошего качества. Для этого требуются мультимедийные средства обучения, которые существенно могут улучшить качество воспроизведения музыкальных фрагментов и помочь учителю в манипулировании со звуком (остановить звучание музыки в нужном месте, вторично прослушать необходимый звук момент и т. д.). 2. Музыку слушают в тишине. Это воспитывает в детях культуру слушателя. Даже учителю нельзя в этот момент ни говорить, ни комментировать, ни делать замечания детям. 3. Перед прослушиванием музыки необходимо рассказать детям об истории создания произведения, об авторе, исполнителе и т. п., чтобы в сознании ребенка не закрепилось отношение к музыке, как к фону для какой-либо деятельности. 4. Анализируя музыкальные фрагменты, не ищите в музыке только конкретные изображения, старайтесь анализировать ее эмоциональность, характер, настроение. Для восприятия музыки важное значение имеет беседа о ней. Задача этих бесед ? создать нужную обстановку, атмосферу для восприятия данного музыкального произведения. 5. Если возникают затруднения в подборе музыкального произведения, в его анализе, не стесняйтесь обращаться к учителям музыки. Они окажут необходимую помощь, дадут профессиональные советы. 6. Выбирая произведения изобразительного искусства, необходимо помнить, что репродукции картин должны быть хорошего качества и большого формата. Для этого можно использовать большие художественные альбомы, настенные календари, плакаты, вырезки из больших иллюстрированных журналов, а также мультимедийные средства (компьютер, проектор и т. п.). Нельзя использовать репродукции, выполненные на коробках конфет, на обертках и других утилитарных предметах, так как это снижает роль искусства до примитивного уровня восприятия. 7. Старайтесь выбрать неоднозначный сюжет, о который подразумевает множество трактовок, обилиеописаний и т. д. Описание событий возбуждает воображение, что даетвозможность детям хорошо запомнить картину. 8. Обсуждая картину, надо обращать внимание ребят на изображение одежды, предметов обихода, деталей быта, объяснить незнакомые названия и термины, назначение неизвестных предметов, что будет своеобразным экскурсом в историю, то есть ? осуществится еще один вид межпредметных связей. 9. При анализе произведений задача учителя - подтолкнуть детей в нужном направлении, а остальное они должны сделать сами. Но следует избегать двух методических крайностей: пускать эмоциональное восприятие ребят на самотек и игнорировать знакомство с точкой зрения профессионала. 10. Каждое мероприятие требует предварительной подготовки и работы с детьми. Раздавая подготовительный материал, например стихи, необходимо привлекать всех детей без исключения. Они должны чувствовать свою причастность к подготовке и проведению мероприятия, а не быть гостями на нём. Используя наши рекомендации, мы надеемся, что учителя смогут осуществлять эстетическое воспитание младших школьников с использованием межпредметных связей во внеучебной деятельности так же, как и в учебной. Ниже мы предлагаем сценарии, разработанные на основе научной и методической литературы, результатов личного эксперимента, проводившегося в рамках исследования по теме: «Межпредметные связи в эстетическом воспитании младших школьников во внеучебной деятельности», и апробированные в школе.
ОСЕННИЕ ЗАБАВЫ (сценарий для первого класса) - Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы попрощаться с осенью. Вот уже выпал первый снег, наступили морозы, день стал короче, а ночи длиннее. Наступает зима, а мы еще не попрощались с красавицей-осенью. Сегодня мы устроим веселое прощание с играми и шутками, а заодно и проверим, чему вы успели научиться за такое короткое время учебы в первом классе. - Кто из вас знает стихи об осени? (Предварительно на уроках чтения дать задание выучить стихи про осень). - Молодцы, порадовали красавицу-осень! Она еще больше обрадуется, если вы назовете ее приметы. Как мы узнаем, что наступает осень? (Дети называют приметы осени с помощью учителя). - А теперь давайте поиграем. Я буду показывать вам карточки с буквами, а вы называйте слова, которые начинаются на эту букву и связаны с осенью. Например Г -- гриб, А -- арбуз и т.д. (Игра). - Молодцы, много знаете слов, связанных с осенью. А считать вы научились? Сейчас проверим. Давайте все встанем в круг. Я буду называть число, а вы — следующее по порядку. Например, я называю 3, а тот на кого я покажу должен назвать 4. (Игра). - Для следующей игры нам необходимо разделиться на команды (2-3). На полу лежат два обруча или начерчены два круга. В одном надпись «Лес», в другом — «Море». Я буду называть животных, а участники команд по порядку должны забежать в тот круг, где лежит табличка с нужным названием. Например, если я называю лиса, то надо бежать в круг с надписью «Лес», если кит, то — в круг с надписью «Море» и. т. д. (Игра). - Молодцы, хорошо справились с этим заданием, порадовали осень своими знаниями! Теперь немного отдохнем, а заодно и проверим, какие вы внимательные. Я буду читать стихотворение, а вы, если услышите что-то про себя, крикните «Я». Кто из вас не любит скуки? Кто здесь мастер на все руки? Кто одежду бережет? Под кровать ее кладет? Вещи кто хранит в порядке? Рвет и книжки и тетрадки? Кто за все благодарит? Кто спасибо говорит? Поднимите руки, дети, Кто слова не знает эти? - А теперь следующая игра, называется она «Пожар». Играют два участника, по одному из каждой команды или просто два ученика. В центре зала стоят два стула, на них висят пиджаки, вывернутые наизнанку. Задача такая: по команде ребята бегут к своему стулу, выворачивают пиджак, надевают его, застегивают на все пуговицы и бегут обратно. Итак, кто быстрее? (Игра). - Молодцы, мальчики? Продолжаем наши игры. На уроках музыки вы познакомились с нотной грамотой и теперь знаете, что музыку записывают специальными знаками. Как они называются? (Ноты). Я буду читать стихотворение, а вы будете мне подсказывать названия нот. Звукоряд от До до До, Впереди всех нота ДО. А за нею на горе машет ручкой нота РЕ. Третья нота из семи, безусловно, нота МИ. Нарисована графа, а под нею нота ФА.
В огороде есть фасоль, здесь же в нотах — нота СОЛЬ Быстро пальцем шевеля, проиграем ноту ЛЯ У ребят у всех спроси, как закончить гамму СИ Гамма вся от ДО до ДО: СИ, ЛЯ. СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО! - Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили ноты! Осени очень понравились ваши ответы и ваши конкурсы, и она прислала вам подарки, чтобы вы помнили ее и старались учиться лучше? (Раздают подарки, приготовленные родителями). Всем спасибо за вниманье, За задорный, звонкий смех. За огонь соревнованья, Обеспечивший успех. Вот настал момент прощанья, Будет краткой наша речь. Говорим всем: «До свиданья, До счастливых, новых встреч!» Методические рекомендации 1. Аналогичное мероприятие можно провести на темы «Зима», «Весна», «Лето». 2. Можно провести мероприятие в параллельных классах, где каждый класс будет командой. 3. К подготовке следует подключить родителей. 4. В сценарий можно ввести действующие лицо Осень. Одеться в костюм Осени может и сам ведущий, только, соответственно, переделать сценарий от первого лица. 5. На уроках музыки можно предварительно выучить песни про осень и исполнить их в конце праздника. Для проведения праздника во 2-х и 3-х классах можно добавить следующие конкурсы и задания: I. Ответьте, пожалуйста, на шуточные вопросы. Каждой команде по одному вопросу. - Каких камней нет в реке? (Сухих); - Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком); - Можно ли в решете воду носить? (Да, если ее заморозить); - Из какой посуды нельзя есть? (Из пустой); - Шесть ног, а быстрее не бежит? (Всадник на коне); - Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты). II. Отгадайте загадки, ответом на которые будет название какого-либо падежа: Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы - Кто? и Что? Ни с чем не спутает никто. (Именительный). Готов ребятам подсказать Кого позвать, во что играть. Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить. (Винительный). В любой момент я очень рад Предлогам Перед, Под и Над. Я подскажу вам - нет проблем! Творите чем, творите с кем! (Творительный).
С предлогом К порой дружу, Но и один гулять хожу. Лишь только я могу сказать, Кому отдать? К чему призвать? (Дательный). Характер мой общительный: Кого? Чего? — и вот он я, Предлоги часто мне друзья — С, и ДО, и У, и ИЗ До неба вверх и с неба вниз. Похож я на винительный бываю иногда, Но в тексте различите вы 2 падежа всегда! (Родительный). Мне без предлогов свет не мил, О ком, о чем я говорил? Ах да, нужны предлоги, Без них мне нет дороги. Пусть будет В и О, и ПРИ, Ты их случайно не сотри, Тогда смогу я рассказать, О чем мечтать и в чем гулять! (Предложный). III. Вставь пропущенные буквы. На доске два листа бумаги со словами, в которых пропущены буквы. Задача такова: каждая команда выстраивается в колонну по одному. По команде ведущего, первый участник бежит к листу и вписывает нужные буквы, затем бежит обратно и передает фломастер следующему участнику. И так, пока вся команда не пробежит и не заполнит все буквы. Кто быстрее и более правильно впишет все буквы, тот и победитель. I команда С...р...ка Ба...ка Руч?ка Интерес... ный Зу... З...л...той
II команда В...р...на Кру...ка Строч?ка Доч?ка Ноч?ной Мес...ный
(Можно подобрать другие слова, тем самым повторить последние из выученных правил русского языка). IV. Математический конкурс. Расставить знаки между цифрами так, чтобы ответ был равен единице. 1 2 3=1 6 4 5 6=1 3 3 4 5=1 1 2 3 4=1
1 2 3 6=1 2 3 6 5=1 Конечно же, можно подобрать и другие конкурсы, а также добавить еще подвижные и музыкальные игры.
ПРАЗДНИК МУЗЫКИ (сценарий для третьего класса)
Что за звуки? Неподвижен, внемлю Сладким звукам я: Забываю вечность, небо, землю, Самого себя... М. Ю. Лермонтов.
Эпиграф написан на доске. Также на доске нарисован нотный стан, скрипичный ключ, ноты. Висят картинки с изображением различных музыкальных инструментов. - Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о музыке, узнаем, как и откуда появилась музыка, ноты, музыкальные инструменты и т. п. Очень-очень давно на нашей земле жили древние люди. Они охотились на древних животных, собирали коренья и ягоды, растили и воспитывали детей. Самые первые люди еще не умели разговаривать, а только умели произносить некоторые звуки, подвывать, кричать, мычать и т. д. Постепенно начали придумывать определенные звуки, которые обозначали определенные предметы. Таким образом, вначале появляться разговорная речь, а вместе с ней первые музыкальные звуки. Сначала пели без слов, и это пение напоминало скорее вой, как, например, сейчас есть поющие собаки. Постепенно древние люди научились извлекать музыкальные звуки из разных предметов. Самые первые музыкальные инструменты — это барабаны. Потом, уже много позже, появились другие примитивные инструменты. Древние люди научились аккомпанировать себе во время пения или танца. Постепенно это вошло в обычаи и ритуалы людей, как и сейчас. Ведь невозможно представить себе какое-то торжественное событие или какой-либо праздник без музыки, правда? Люди всегда прислушивались к звукам природы и старались использовать их в своем искусстве. Давайте попробуем с вами назвать звуки природы. (Пение птиц, журчание ручейка, вой ветра, шум леса, потрескивание мороза и т. д.). Музыка живет повсюду, в самых разных звуках. Ветер чуть слышно поет, Липа вздыхает у сада, Чуткая музыка всюду живет В шелесте трав, в шуме дубрав, Только прислушаться надо. Звонко струится ручей, Падает гром с небосвода - Это мелодией вечной своей Мир наполняет природа! Тихие слезы свои ива роняет у брода, Трелью приветствует ночь соловей, Звоном ветвей, песней дождей
Мир наполняет природа. Птицы встречают восход, Ласточка солнышку рада! Чуткая музыка всюду живет, Только прислушаться надо? Это прекрасное произведение написал замечательный поэт В. Семернин. Каждый предмет, который окружает нас, имеет свое звучание. Надо только прислушаться. Очень внимательные и любознательные люди научились извлекать музыкальные звуки из самых разных предметов, которые, на первый взгляд, совсем немузыкальны. Например, можно играть на стиральной доске, на пиле, на расческе, на кухонной посуде, на дровах, на бутылках, даже на книгах и тетрадках, на скрипучих дверях и т. п. Давайте попробуем и мы с вами поиграть на ваших книжках и тетрадках. Достаньте все книги и тетради, которые есть в вашем портфеле. Разложите по порядку: сначала самые толстые, а потом все тоньше и тоньше. Возьмите в руки карандаш и попробуйте постучать по всем вашим книжкам и тетрадкам и прислушаться к их звучанию. Так же можно играть на стаканах, тарелках и т. п. Давайте поиграем с вами в одну музыкальную игру. На столе стоят перевернутые вверх дном стаканы (непрозрачные) разной величины, а значит, разного звучания. Под один из них я положу сладкий приз. Один из вас встанет спиной к столу и будет угадывать, под каким стаканом находится сладкий приз. Прежде чем положить приз, я постучу по этому стакану, а потом играющий отвернется, и по звуку будет определять, где приз. Подсказывать нельзя, сидеть надо очень тихо, иначе не будет слышно. - Скажите, ребята, кто сочиняет музыку? (Композитор). - Каких композиторов вы знаете? - А какие музыкальные инструменты вы знаете? Чтоб пыл веселья не угас, Чтоб время шло быстрее, Друзья, мы приглашаем вас К загадкам поскорее! - Наши загадки будут о музыкальных инструментах. Давайте разделимся на две команды и посмотрим, которая лучше знает музыкальные инструменты. Итак, начинаем. Он по виду брат баяну, Где веселье, там и он. Я подсказывать не стану - Всем знаком (аккордеон).
У какого инструмента Есть и струны, и педаль? Что же это? Несомненно, Это славный наш (рояль).
Движенья плавные смычка, Приводят в трепет струны, Мотив журчит издалека. Поет, как ветер лунный. (скрипка)
Как ясен звуков перелив, В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив Его названье (скрипка)
Полилась по лесу трель, Инструмент тот очень хрупкий, Называется (свирель).
На весь дом голосит, Петь частушки нам велит. (гармошка)
Громче флейты, громче скрипок Громче труб наш великан. Он ритмичный, он отличный Наш веселый (барабан).
Если вам действительно нравится музыка, то просто необходимо подружиться с нотками. Только тогда вам откроется волшебный мир музыки. Вы научитесь играть мелодии, воспроизводить музыку. Всего семь нот, а сколько разной музыки есть на свете, и композиторы до сих пор сочиняют и сочиняют прекрасные мелодии. Ведь песня всегда помогала и помогает людям и в горе, и в радости. А вы любите петь? Много вы знаете песен? Давайте вместе с вами споем их. (Пение песен). - Ребята знают прекрасное стихотворение о песне. Давайте послушаем их. (Дети, заранее получившие стихотворение, рассказывают его по куплету). Собирайтесь друзья в хоровод, Познакомьтесь друг с другом поближе, Чтоб запел голубой небосвод, Танцы, смех уноситесь все выше! Песня друг наш и товарищ, С нею в жизни веселей, С ней забота - не забота: Столько щедрой мощи в ней? С песней спорится работа. Отдых ярче и светлей. Лейся песня, лейся звонко. Помогай жить веселей! - А сейчас давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Барыня». Класс делится на три команды. Первая команда поет такие слова: «В бане веники мочёные»; вторая команда - «Веретена нетолчёные»; третья - «А мочала несушёные». А потом все вместе: «Барыня, барыня, барыня-сударыня!» (Каждая строчка поется по-разному, как кому захочется, а припев, как положено, - «Барыня»). По команде дирижера, начали!
Всем спасибо за вниманье, За задор и звонкий смех. За огонь соревнованья, Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья, Будет краткой наша речь.
Говорим всем: - До свиданья! До счастливых, новых встреч!
1- Коменский Я. А., Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, П. Г. Песталоцци Педагогическое наследие/Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский М.: Педагогика, 1987. С.110?122. 2 - Система эстетического воспитания школьников/Под ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1984. С. 264