ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГАМИ РЕСУРСОВ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Вагнер Ирина Владимировна
доктор педагогических наук, профессор ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва
DOI 10.34897/IAECS.2022.80.57.007
Аннотация: 
В контексте изучения личного эстетического опыта школьников, который они приобретают в информационной среде, рассматривается использование педагогами ресурсов сети «Интернет» в развитии у школьников эстетической культуры. Разработан и представлен диагностический инструментарий. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о необходимости развития как эстетического контента, ресурсов сети «Интернет» в целях эстетического воспитания школьников, так и системы методической поддержки применения педагогами ресурсов сети «Интернет» в развитии у школьников эстетической культуры, навигаторов по данным ресурсам для педагогов и педагогических технологий, методов, обеспечивающих эффективность их применения.
В рамках научно-исследовательского проекта «Формирование у школьников эстетической культуры средствами творческой и проектной деятельности в информационной образовательной среде», реализованного в 2022 году ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», решалась задача исследования личного эстетического опыта школьников, который они приобретают в информационной среде. И в этом контексте самостоятельное внимание было уделено использованию педагогами ресурсов сети «Интернет» в развитии у школьников эстетической культуры, имеющимся у педагогов представлениям о ресурсах сети «Интернет» в эстетическом воспитании школьников, проблемах, возможностях, механизмах применения этих ресурсов и реальном состоянии дел. Мониторинговая составляющая имеет особое значение при изучении и выявлении динамики социокультурного опыта подрастающих поколений в целом и эстетического опыта в частности под влиянием информатизации. Поскольку изучение социокультурного опыта представляет собой весьма непростую задачу в силу его многоаспектности, вариативности и определенной значимости для субъекта воспитания, носителя данного опыта, разработка диагностического инструментария имеет самостоятельное значение. Проблематизация трансформаций эстетического опыта детей и подростков в условиях информатизации осуществлена впервые. Очевидно, что развитие личного виртуального опыта школьников во многом зависит от представлений педагогов о ресурсах сети «Интернет», от их оценки, от подходов к их использованию. Разработанный опросник представляет собой экспериментальную разработку, апробация которой была одной из задач исследования. По этой причине опросник совмещает в себе закрытые и открытые вопросы, чтобы последние позволили в перспективе сформировать наиболее подходящие варианты ответов для выбора респондентам. Разработка диагностического инструментария и проведение исследования в экспериментальном режиме позволило сформировать эмпирическую базу данных, которая дает представления о некоторых представлениях педагогов о ресурсах сети «Интеренет», их использовании в целях развития эстетической культуры школьников, их личного эстетического опыта в информационной среде и ориентиры для его дальнейшего изучения. Представим далее разработанный опросник и некоторые результаты проведенного мониторингового исследования. Наименование методики: «Опыт творческой деятельности школьников в информационной среде и его влияние на развитие у них эстетической культуры». Содержание следующее. Обращение к респондентам: Уважаемые коллеги! Просим Вас ответить на несколько вопросов, связанных с влиянием информационной среды на развитие у школьников эстетической культуры, развитием у детей опыта творческой деятельности в информационной среде. Имеются ли в современном информационном пространстве ресурсы для развития у детей эстетической культуры? Насколько они востребованы и какие востребованы? Организованы ли какие-то виды творческой информационной деятельности детей в школе и какие? Это примерный круг актуальных вопросов. Заранее благодарим за ответы.. 1. Используете ли Вы в педагогической практике ресурсы сети «Интернет» для эстетического воспитания школьников, развития у них эстетической культуры? Варианты ответов: 1) да, ресурсы Интернета очень помогают мне в эстетическом воспитании школьников. 2) да, редко, в небольшом количестве – таких ресурсов в Интернете немного. 3) практически нет за редким исключением – не знаю таких ресурсов в сети «Интернет», которые можно было бы использовать для развития эстетической культуры 4) нет, Интернет с его потоками негатива и деструктивным влиянием не может работать на развитие эстетической культуры школьников. 5) школьники сами используют Интернет активнее педагогов при подготовке творческих работ, проектов, рефератов об искусстве и т.п. 2. Какие ресурсы сети Интернет и для чего Вы используете в процессе эстетического воспитания школьников? Приведите несколько примеров? 3. А есть ли такие ресурсы в сети Интернет, которые Вы рекомендуете / могли бы порекомендовать школьникам для ознакомления или выполнения творческих работ как ресурсы, способствующие развитию у детей эстетической культуры? Приведите примеры. 4. Проводились ли в Вашей школе виртуальные выставки детских творческих работ на сайте образовательной организации? Варианты ответов: 1) Да, проводятся регулярно. Детские творческие работы представлены на школьном сайте. 2) Нет, но на школьном сайте представлены некоторые творческие работы школьников в формате фотографий; 3) Нет, школьный сайт не предполагает творческой активности детей, там только визитка и официальные документы; 4) Виртуальные выставки детских творческих работ проводятся, но не на школьном сайте 5) Виртуальные выставки детских творческих работ проводятся, но не на школьном сайте. 5. Участвуют ли Ваши ученики в виртуальных творческих конкурсах городского, областного, краевого, Всероссийского и иных форматов? Знает ли образовательная организация об их творческих достижениях? Варианты ответов: 1) Да, школа выступает организатором участия детей в виртуальных творческих конкурсах; 2) Школа не организует участие детей в виртуальных творческих конкурсах, школьники при желании участвуют самостоятельно, но об их достижениях рассказывается на школьном сайте, творческие достижения победителей представлены школьному сообществу; 3) Школа не организует и не отслеживает участие детей в творческих конкурсах – это личное дело каждого, семьи 6. Мы поговорили о ресурсах Интернета. А сейчас вопрос об ИКТ. Какие информационные технологии Вы используете в процессе развития у школьников эстетической культуры на уроках, во внеурочной деятельности? 7. А как происходит интеграция информационной и эстетически ориентированной деятельности школьников? Какие виды эстетически ориентированной информационной деятельности детей организованы в Вашей школе (или организуете Вы)? Приведите примеры. 8. Опыт создания какой медиа-продукции имеется у Ваших школьников – опыт, который способствует развитию у них эстетической культуры? 9. Имеется ли у Вас опыт проведения для школьников виртуальных экскурсий в музеи, художественные галереи, на выставки? Варианты ответов: 1) Да, виртуальные экскурсии – часть системной работы по развитию у школьников эстетической культуры» 2) Да, но редко, т.к. мало доступных / удобных ресурсов» 3) Нет. 10. Как Вы считаете, интернет дает современным школьникам больше негативного или позитивного опыта в ракурсе влияния на развитие у них эстетической культуры? Варианты ответов: 1) Больше негатива. Интернет не способствует, а препятствует развитию эстетической культуры. 2) Негатива существенно больше, и на этом негативном фоне использование некоторых ресурсов Интернета для эстетического воспитания можно оценить как очень слабое влияние Интернета на развитие эстетической культуры школьников. 3) Включение детей в эстетически ориентированную информационную деятельность, проекты, творчески конкурсы дает им мощный позитивный опыт для развития у них эстетической культуры, создает виртуальное пространство самореализации, что отвлекает детей от негативных Интернет-источников, усиливает позитивный эффект информатизации. 4) Современный Интернет обладает большим позитивным контентом для эстетического воспитания. Важно только иметь к нему доступ, сориентироваться самим и правильно организовать виртуальные маршруты школьников. 11. Имеется ли в Вашей образовательной организации детский пресс-центр (медиа-центр) и издаваемая им школьная газета и/ или другие информационные / медиа-продукты? Варианты ответов: 1) Да, есть медиа / пресс-центр. Работает активно. Регулярно издается электронная школьная газета на школьном сайте, другие виды медиа-продукции (видео, радио и пр.) 2) Да, есть пресс-центр – выпускают школьную газету в бумажном формате, редко 3) Не знаю, есть ли школьный медиа/пресс-центр. Иногда класс выпускает газету о жизни класса в бумажном формате 4) Нет, в школе нет медиа/пресс-центра, но иногда проводятся конкурсы школьных газет 5) Нет, в школе нет ни медиа/пресс-центра, ни газет, ни другой медиа-продукции – это направление еще только предстоит развивать. 12. Что препятствует более активному использованию ресурсов сети «Интернет» и ИКТ в процессе формирования у школьников эстетической культуры? Свободный формат ответов – назовите главные препятствия. 13. Свободная тема в нашей дискуссии о влиянии Интернета и ИКТ на формирование у школьников эстетической культуры. Какие еще вопросы Вы предложили бы для обсуждения? Какие проблемы актуальны? Представим отдельные результаты проведенного исследования, которые показались нам наиболее интересными и позволяющими сделать некоторые выводы. 87,1% педагогов отвечают, что используют ресурсы сети «Интернет» для эстетического воспитания школьников, развития у них эстетической культуры: «да, ресурсы интернета очень помогают мне в эстетическом воспитании школьников». 50% педагогов отвечают, что в школе регулярно проводятся виртуальные выставки детских творческих работ на сайте образовательной организации. 30% отмечают, что «Нет, но на школьном сайте представлены некоторые творческие работы школьников в формате фотографий». Еще 13% отмечают, что «Нет, школьный сайт не предполагает творческой активности детей, там только визитка и официальные документы» и 9% утверждают, что «виртуальные выставки детских творческих работ проводятся, но не на школьном сайте». Интересны ответы педагогов на вопрос по поводу виртуальных экскурсий. 45,7% утверждают, что «виртуальные экскурсии – часть системной работы по развитию у школьников эстетической культуры»; 24,3% выбрали ответ «да, но редко, т.к. мало доступных / удобных ресурсов»; 23% - «нет» Дает ли интернет современным школьникам больше негативного или позитивного опыта в ракурсе влияния на развитие у них эстетической культуры, педагоги рассматривают следующим образом. 54,3% респондентов отмечают, что включение детей в эстетически ориентированную информационную деятельность, проекты, творчески конкурсы дает им мощный позитивный опыт для развития у них эстетической культуры, создает виртуальное пространство самореализации, что отвлекает детей от негативных Интернет-источников, усиливает позитивный эффект от информатизации. 24,3% педагогов выбрали ответ «Современный интернет обладает большим позитивным контентом для эстетического воспитания школьников. Важно только иметь к нему доступ, сориентироваться самим и правильно организовать виртуальные маршруты школьников». Негативную оценку дали 21,4% педагогов, в том числе: 11,4% ответили: «Больше негатива. Интернет не способствует, а препятствует развитию эстетической культуры», 10% – «Негатива существенно больше, и на этом негативном фоне использование некоторых ресурсов Интернета для эстетического воспитания можно оценить как очень слабое влияние интернета на развитие эстетической культуры школьников». 71% педагогов отмечает, что школа выступает организатором участия детей в виртуальных творческих конкурсах. 23% педагогов выбрали ответ «Школа не организует участие детей в виртуальных творческих конкурсах, школьники при желании участвуют самостоятельно, но об их достижениях рассказывается на школьном сайте, творческие достижения победителей представлены школьному сообществу». В целом педагоги демонстрируют определенный оптимизм относительно наличия в сети «интернет» ресурсов для развития у школьников эстетической культуры, актуализируют задачу методического обеспечения их педагогической деятельности по эстетическому воспитанию в информационной среде, создание навигаторов, методик, которые обеспечили бы эффективность применения Интернет-ресурсов в развитии эстетической культуры школьников. ЛИТЕРАТУРА 1. Акишина Е.М., Савенкова Л.Г. Современные направления исследований Института художественного образования и культурологии РАО // Музыкальная и художественная культура в образовании: инновационные пути развития: материалы IV международной научно-практической конференции. Москва – Ярославль – Вологда, 27-29 марта 2019 г.: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2019. С. 8–13. 2. Акишина Е.М. Культурное развитие ребенка в современном обществе // Воспитывающая культурная среда образовательных организаций: модели развития: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 30 сентября 2021 года. М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. С. 8–16. 3. Акишина Е.М. Художественно-эстетическое содержание общего образования в условиях цифровизации // Педагогика искусства. 2021. № 2. С. 8–13.