Принцип интегративности подразумевает, что ювелирная культура воспроизводит
всю полноту социального культурного разнообразия, проникает во все сферы социальной
жизни. Она объективируется в самых разных продуктах деятельности, как вещественно-
предметных, так и символически-знаковых.
Ювелирное творчество есть специфический вид продуктивной деятельности,
который можно определить как совокупный способ и продукт изготовления, продвижения
и потребления изделий из драгоценных материалов. Понятие «совокупный» означает, что
художественная ювелирная культура включает в себя не только деятельность по
изготовлению украшений, но и процессы, протекающие вокруг ювелирного искусства. К
ним относятся проектирование, создание, распространение, восприятие художественных
ювелирных изделий и процессы, обеспечивающие успешное функционирование
ювелирной культуры (обучение и воспитание будущих художников-ювелиров,
совершенствование технологии изготовления и продвижения продукции, формирование
вкуса у потребителей ювелирных украшений, взаимодействие профессиональных групп и
индивидов со средствами массовой информации и сознание новых модных тенденций).
Динамика ювелирного дизайна зависит от законов рынка, которые ставят перед
проектировщиком задачу создания уникального продукта, способного соревноваться с
продуктом конкурирующих фирм, занимать место в определенной рыночной нише.
Механизм работы дизайнера – постоянный поиск и создание одной или нескольких
перспективных коллекций, их отработка в различных интерпретациях.
С этой точки зрения становится понятным значение преподавания в колледжах и
высших учебных заведениях, занятых профессиональной подготовкой в области
ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 3, 2013
2
ювелирного искусства, таких дисциплин, как маркетинг и геммология. Новые учебные
курсы помогают студентам адаптироваться на современном ювелирном рынке, понимать
требования социального окружения к дизайну проектируемых изделий и различать новые
материалы и виды их обработки и модные тенденции. Знакомство студентов с новыми
направлениями в международной ювелирной моде, показ журналов, изучение сайтов
ведущих фирм и показов моды необходимы при подготовке высококвалифицированных
востребованных специалистов.
Культура процесса взаимодействия в ювелирном сообществе в целом формируется
не только профессионально-трудовыми требованиями, социально-психологическими
установлениями, этическими нормами и правилами, безусловно принятыми к соблюдению
и выполнению, но и стремлением к эстетизации художественной ювелирной культуры и
следованию модным тенденциям в определенный период времени.
Следование модным тенденциям характеризуется динамичностью, гибкостью,
способностью ювелирной культуры к изменениям, которая проявляется в основном в
формировании и принятии модных тенденций. Мода – это внешние проявления культуры,
в наибольшей степени воспринимающие изменения в жизни социума и вследствие этого
наиболее подвижные. Мода проявляется в стилистическом решении изделий, поведении
групп людей, а также в массовых вкусах и, соответственно, в критериях оценки явлений
общественной и дизайнерской практики. Наряду с периодически сменяющимися
проявлениями форм и образов моды в ее массиве следует отметить два более или менее
постоянных течения: мода «консервативная» (придерживающаяся устойчиво
сохраняющихся принципиальных структур и конструкций, которые разнообразятся
некоторыми аксессуарами) и мода экспериментальная, «острая». Последняя практически
всегда эпатажна, экстравагантна и представляет собой наиболее активную часть
эстетических исканий в ювелирном дизайне. Дизайнер должен считаться с тем, что мода
выступает как проекция ценностной ориентации общества и влияет на потребительское
поведение индивида.
Ювелирная мода является также стимулятором формирования стиля. Стиль
представляется как конструктивный принцип построения культуры и включает в себя
такие понятия, как «стиль жизни» и «стиль поведения». Являясь фактором организации
художественного процесса, стиль ориентирует дизайнера на переработку многочисленных
идей в единую целостную систему, где каждая деталь подчинена общему
конструктивному замыслу. Целостное восприятие украшения обеспечивается за счет
строго ограниченного множества устойчивых и качественно определенных элементов,
характеризующих стиль.
Особую актуальность в развитии отечественной художественной ювелирной
культуры приобретает система приобщения обучающихся к существующим «правилам
игры» в мировом ювелирном бизнесе, в частности это касается знаний о
функционировании рынков драгоценных камней. Адаптация выпускника к современным
реалиям рыночной экономики сегодня особенно важна, поэтому система взаимодействия
образовательного учреждения с производством должна учитывать при формировании
учебных программ не только формирование профессиональных умений и навыков по
художественной обработке драгоценных металлов, но и знакомство с системой
культурных эталонов, норм поведения, принятых в мировой ювелирной практике.
В последнее время нельзя рассуждать об адаптированности профессиональных
сообществ и отдельных индивидов в социуме без учета роли, которую играет Интернет в
формировании ювелирной культуры. Сегодня стать новатором в ювелирном искусстве
невозможно без непрерывного контроля за изменениями в дизайне ювелирных украшений
и в технологиях их изготовления. Идти в ногу со временем помогают современные
информационные технологии. Ключевую роль среди них играют компьютерные
информационные системы и Интернет. Благодаря повсеместному распространению и
использованию компьютерных технологий в настоящее время в Интернете собрана
информация практически из всех областей декоративно-прикладного искусства, дизайна и
моды. Существует множество информационных порталов, где в режиме online можно
наблюдать, как признанный дизайнер работает над эскизами украшений или как проходит
презентация той или иной модной коллекции. Благодаря развитию блоггерства имеется
удобный оперативный доступ практически к любому виду информации, хранящейся в
различных сетях и базах данных; можно посылать свои творческие разработки в журналы
творческих сообществ и моментально получать комментарии и отзывы на свои идеи.
Сегодня информация предстает в качестве неисчерпаемого ресурса развития
креативности будущих художников-ювелиров. А так как профессиональное образование –
это социальный институт, позволяющий студенту ориентироваться во все возрастающем
море информации, то, соответственно, основная задача, которая сегодня стоит перед
преподавателями творческих специальностей, – приучить студентов к мысли, что нужно
учиться соединять в единое целое доступные информационные ресурсы и
самостоятельные творческие разработки. Системный подход к сбору информации
обеспечивает выполнение таких важных функций, как хранение материалов для
дальнейшей профессиональной деятельности и осуществление легкого доступа к ним.
Студенты должны понимать явные преимущества использования такого подхода: он
позволяет получить широкий охват и сбор полной информации, высокую скорость
анализа, использовать результаты поиска именно для создания своих оригинальных
творческих проектов, а не для многократного копирования уже воплощенных чужих идей.
Человек, называемый художником-ювелиром (им может быть не только
профессионал, но и народный умелец), благодаря своим развитым чувствам, образно
познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это
зрителю в эстетически выразительной материальной форме, будь то ограненный камень
или ювелирное украшение. Произведенный материальный объект можно рассматривать
как сообщение. Каждое такое сообщение можно охарактеризовать «количеством
оригинальности», которую оно приносит тому или иному конкретному получателю. Эта
оригинальность «разбавлена» дополнительными знаками, являющимися избыточными по
сравнению с тем их числом, которое абсолютно необходимо для передачи того же
количества «информации». Степень оригинальности сообщения можно измерить
логарифмом величины непредсказуемости размещения знаков сообщения, причем
предполагается, что эти знаки известны и узнаваемы получателем. Иначе говоря, это
логарифм числа возможных сообщений, обладающих той же статистической структурой,
что и данное сообщение, выбранное отправителем среди этих вариантов. Если норма
оригинальности сообщения намного превышает восприятие получателя, то сообщение
«захлестывает» последнего, он теряет к нему интерес и его внимание ослабевает.
Перед художником-ювелиром стоит очень сложная задача: сообщения
коммуникативно-предметного поля должны удовлетворять требования заказчика
коммуникации, соответствовать социальной функции ювелирного украшения в обществе
– обеспечивать его устойчивость. Удовлетворяющее этим требованиям украшение будет
названо талантливым и будет обладать высокими коммуникативными качествами.
Конечно, художник-ювелир должен обладать, прежде всего, творческими
способностями, но немаловажную роль играет владение профессиональными навыками в
области формообразования и мастерством монтировки. Современное ювелирное
производство обеспечивает реальное осуществление потребности художника-ювелира
творить. Творческая способность личности характеризуется повышенной
восприимчивостью, чувственно-эмоциональной отзывчивостью, образным видением,
развитым творческим мышлением, воссоздающим воображением, ассоциативным
богатством чувств и интеллекта.
Только сочетание творческих способностей, теоретических знаний с умениями и
навыками применения их в профессиональной деятельности может обеспечить
необходимую художнику-ювелиру профессиональную компетентность. Такое сочетание
следует считать практическим критерием профессионализма, который является
связующим звеном между опосредованными и непосредственными критериями
компетентности. При этом сама творческая деятельность ювелира-художника может быть
рассмотрена на двух уровнях, каждый из которых имеет свои организационно-
структурные особенности: уровень первичного творчества, который представляет собой
деятельность по разработке и ручному изготовлению моделей высокохудожественных
ювелирных изделий, и уровень вторичного творчества, на котором находится
организационная деятельность (тиражирование и продвижение изготовленных изделий).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАТИВНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ «ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО» И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЮВЕЛИРНОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация:
Проанализированы особенности становления ювелирной культуры. Рассматривается
ювелирное творчество как специфический вид продуктивной деятельности, который можно определить как
совокупный способ и продукт изготовления, продвижения и потребления изделий из драгоценных
материалов. В статье рассматривается система профессиональной подготовки ювелиров к самостоятельной
работе c помощью информационных технологий.