ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СКУЛЬПТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НЕУСТРОЕВА ЕВДОКИЯ АНАТОЛЬЕВНА

Соискатель Института психолого-педагогических проблем детства РАО, г. Москва, старший преподаватель кафедры дошкольного образования ПИ СВФУ, г. Якутск

Аннотация: 
В статье рассматриваются особенности и средства искусства скульптуры, которые могут быть использованы для разработки новых методов и методик, применимых для работы с детьми дошкольного возраста. Раскрываются особенности развития творческих способностей дошкольников в процессе освоения условно-символических средств («авторского символа» и «наглядной модели») решения творческих задач «с высоким коэффициентом неопределенности» в авторской методике «Выразительная пластика (лепка)». Описан эксперимент (серия занятий по созданию предметных и беспредметных скульптурных композиций), результаты которого показали, что освоение вышеописанных средств способствует развитию творческих возможностей детей, становлению «эмоциональной рефлексии», обогащению творческого продукта.

Рассмотрение скульптуры как развитой формы искусства позволило нам выделить

те ее особенности и средства, которые могут быть использованы для разработки новых

методов и методик, применимых уже в дошкольном детстве, а именно: 1) объемность

предметного отображения, позволяющая передавать все особенности формы с разных

сторон; 2) выразительные средства – масса, форма, пропорции, фактурная обработка

поверхности, соотношение объемов, ритмическое построение отдельных частей,

цельность силуэта, позволяющие передачу динамики в композиционно-пространственном

решении; 3) использование предварительного графического эскиза для оформления

замысла будущей композиции.

В результате исследований, выполненных под руководством В. В. Брофман, было

установлено, что ребенок в состоянии создавать авторский символ для передачи своих

«состояний, настроений, переживаний» и личностного мироощущения в беспредметной

живописной композиции через символику цветовых отношений (Т. Селиванова),

пространственное и цветовое решение аппликации и коллажа (Т. Жарова) или в

графических сюжетных композициях (Ю. Климакова).

Наша работа продолжает этот ряд исследований на материале выразительной

пластики. Мы придерживаемся выделенных в этих работах специфичных характеристик

авторского символа на основании анализа работ Л. С. Выготского, Э. Кассирера,

А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Ж. Делёза, Г. Бейтсона, Ю. Козелецкого, З. Фрейда,

К. Юнга [4, 6, 8, 9, 5, 1, 7, 10, 11]:

1) «авторский символ» является универсальным средством выражения в

художественном пространстве индивидуального эмоционального опыта ребенка;

2) «авторский символ» – средство выражения в художественном образе отношения

автора к себе и миру.

3) «авторский символ», реализуемый в творческом продукте, может служить

средством интерактивной коммуникации и метакоммуникации.

Освоение этих средств дошкольниками ведет к развитию их познавательных и

творческих способностей [3, 2].

Нами была разработана специальная методика, представляющая собой особые типы

заданий и включающая комплекс оптимальных условий их реализации. Создание

ребенком «уникального творческого продукта» не требует от «скульптора» технического

совершенства и выполнения ее по готовому образцу. Подбор оппозиционных тем заданий

обеспечивает различение не только состояний, настроений и переживаний автора, но и

оппозиционных понятий, а также насыщение создаваемого u1088 ребенком художественного

образа 3D собственным уникальным отношением.

Метод работы включает особую позицию ведущего – проводника в мир

символической культуры.

Особые задания – игры – предусматривают телесно-двигательное проживание

ребенком «здесь и теперь» в выразительном движении всех оппозиционных эмоций,

которые он затем воплощает как «скульптор». А работа с живой натурой способствует

выделению значимых поз, жестов, силуэтов и признаков будущей «скульптуры».

«Рефлексивный диалог» с ребенком способствует полноценной «эмоциональной

рефлексии» и становлению индивидуального «авторского символа».

Наша методика состоит из четырех основных блоков: «Скульптор и его модель»,

«Герой: состояния и переживания», «Настроения», «Отношения». На каждом занятии

используется одинаковый материал: скульптурный мягкий пластилин, клеенки, картонные

цветные подставки на выбор детей, карандаши для подписи названия и имени автора на

этих подставках.

В качестве примера приведем описание 2-го блока методики.

ВТОРОЙ БЛОК «ГЕРОЙ: СОСТОЯНИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЯ»

Цель. Освоение выразительных средств передачи эмоционального состояния в

скульптуре; выделение и передача наиболее значимого признака.

Темы занятий. «Голодная кошка и сытая кошка», «Кошка, которую гладят по спине, и

кошка, которой наступили на хвост», «Злая собака и добрая собака», «Бармалей и доктор

Айболит» и др. (все задания формулируются в виде оппозиционных пар).

«Кошка, которую гладят по спине, и кошка, которой наступили на хвост»

Цель. Продолжение освоения языковых средств скульптуры.

Задачи. Освоение выразительных средств пластики: выделение и передача важного

признака, освоение концептуальных различий через пластические решения.

Ход занятия

Ребенок фокусируется на различении оппозиционных эмоциональных состояний «кошки»

(два отличных друг от друга художественных образа); при «прочтении» работ других

товарищей по «мастерской» ребенок может рассказать о своем ви́ дении и объяснении

поз кошек – например, «вот эта кошка лежит, она устала, а эта играется» и др.

Ведущий продолжает использовать колокольчик для начала занятия.

Ведущий. Сегодня мы будем лепить двух кошек! Но не простых, а разных!

Мы будем лепить кошку, которой наступили на хвост, и кошку, которую гладят по спине.

Дальнейший ход занятия

Ведущий. Как вы думаете, они будут одинаковыми? Ведь одной из них больно: ей

наступили на хвост! А другой приятно, ведь ее гладят по спинке. Как они будут себя

вести: они будут лежать или сидеть, а может, выгибать спину, а может, шипеть?

Приступайте к работе, тщательно разомните пластилин, для того чтобы работы

получились как живые. Не забывайте, мы лепим из целого куска, вытягивая части.

Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости)

взрослого каждому ребенку

После того как дети закончат лепить, им дают на выбор цветные картонные

подставки, в которых они размещают свои скульптуры и, по возможности,

самостоятельно подписывают свое имя. Затем детям предлагается дать названия

своим скульптурам.

Ведущий. А теперь посмотрите на своих кошек и постарайтесь придумать название

каждой для них. Как бы вы их назвали? А я помогу вам подписать название, которое вы

придумаете.

Завершение занятия

Каждую подписанную работу ведущий выставляет.

Ведущий. Какие кошки получились! Какие вы все молодцы!

Вместе с детьми рассматривает работы. После того как все работы будут выложены

на подставки, с детьми проводится игра «Угадай-ка!», цель которой заключается в

угадывании, к какой теме относится каждая из скульптур, названия не показываются.

Ведущий. Ребята, посмотрите на работу Васи и попробуйте угадать: где у него кошка,

которой наступили на хвост, и где кошка, которую гладят по спине?

В результате наших занятий по выразительной пластике:

- дети освоили скульптурный способ лепки, необходимый для передачи целостного

скульптурного образа, языковые средства скульптуры (размер, расположение, силуэт,

фактурная обработка поверхности и др.). Работы детей адекватны теме, носят ярко

выраженный индивидуальный характер, и названия работ оригинальны и лаконичны;

- освоение символических средств решения открытых творческих задач привело к

улучшению «читаемости» детских работ. Оказалось, что дети могут создавать

скульптурные образы и композиции на очень сложные, ранее недоступные им темы и

давать им названия;

- улучшилась коммуникация как со сверстниками, так и со взрослыми. При обсуждении

работ дети стали высказывать в основном положительные отзывы о скульптурах

других детей, могли не только «читать» их, но и радоваться удачам других, не

выискивая и не высмеивая недостатки в их работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бейтсон Г. Разум и природа: Неизбежное единство. / Пер. с англ. Изд.2, испр. М.: URSS, 2007. – 244

с.

2. Брофман В. В. Об опосредствованном решении познавательных задач // Вопросы психологии. №5.

1993. – С. 30–38.

3. Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие

когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии. № 2. 1983. – С. 43–50.

4. Выготский Л.С. Психология искусства. / Общ. ред. В.В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского и В.В.

Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. 3-е изд. – М.: Искусство, 1986. – 573 с.

5. Делёз Ж. Логика смысла: Пер. с фр. – Фуко М. Д 29 Theatrum philosophicum: Пер. с фр. – М.:

"Раритет", Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. – 480 с.

6. Кассирер Э. Понятие символической формы в структуре о духе // Культурология XX век. № 11.

1998. – С. 37–66.

7. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. – М.: Прогресс, 1979. – 504 с.

8. Лосев А. Ф. Форма - Стиль – Выражение. /Сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И.И.

Маханькова. – М.: Мысль, 1995. – 944 с.

9. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. Т.1. – Таллин:

Александра, 1992. – 479 с.

10. Фрейд З. Художник и фантазирование / Пер. с нем. Р.Ф.Додельцева, А.М. Кесселя, К.Н.Попова, под

ред. Р.Ф. Додельцева, К.М.Долгова. – М.: Республика, 1995. – 400 с.

11. Юнг К.Г. Символическая жизнь. / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2003. – 326 с.

12. Male E. Religious Art in France of the Thirteenth Century. DOVER PUBLICATIONS, INC. Mineola, N.

Y. 1996.