На сегодняшний день полноценное развитие личности ее успешная социализация в
современном обществе, во многом зависит от умения общаться с другими людьми. Опыт
общения в совместной и индивидуальной деятельности обуславливает развитие
психических процессов, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер, что в целом,
способствует становлению личности ребенка. Дошкольное детство представляет наиболее
важный период в становлении личности ребенка. В этот период детства ребенок проходит
ряд этапов социализации и если на каждом из этапов созданы благоприятные
педагогические условия, то уже к 6-ти годам дошкольник может свободно общается с
окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе [4].
Многие нормативно-правовые документы, определяющие образовательную
деятельность, так или иначе, затрагивают понятие коммуникации и социализации
личности. В федеральные государственные стандарты к реализации основной
общеобразовательной программы в дошкольном учреждении так же включена такая
образовательная область как социально-коммуникативное развитие [5].
Социализация предполагает усвоений ребенком определенного опыта того
общества, в котором он растет. Понятие социализации находится в тесной взаимосвязи с
понятием коммуникации. Коммуникация есть неотъемлемая составляющей и одно из
главных условий социализации ребенка. Согласно концепции деятельности, выдвинутой
А.А. Леонтьевым – «коммуникация» или «общение» есть «коммуникативная
деятельность». Следовательно, общение включается в практическую деятельность людей:
совместный труд, познание, игру, музыкальную деятельность [3].
В качестве уникального источника развития коммуникативной сферы детей можно
рассматривать музыкальное искусство. Н.А. Ветлугина, говорит, что музыка как вид
искусства, «способна объединить людей в едином переживании и стать средством
общения между ними» [2, c. 7].
Коммуникативная деятельность или общение, с одной стороны является
самостоятельным видом человеческой деятельности, а с другой – может сопровождать
другие виды человеческой деятельности. А. Н. Леонтьев отмечает: «Это не означает, что
общение во всех случаях выступает как самостоятельная деятельность…; важно, что оно
может быть таковой, хотя может выступать и как компонент, составная часть (и
одновременно условие) другой, некоммуникативной деятельности» [3, c. 27]. Таким
образом, музыкальная деятельность так же, может являться и условием, и одновременно,
составной частью коммуникативной.
Важное исследование о влиянии музыкальной деятельности на развитие общения
дошкольников сделали израильские ученые [1]. Они подчеркивают что и музыкальная и
коммуникативная деятельность состоят из одних и тех же элементов. Кроме того,
ключевой элемент и в музыкальной деятельности и в общении составляет умение
«слушать». Исследователи выделили пять следующих элементов, которые проявляются и
в музыкальной и в коммуникативной деятельностях:
1. Самосознание и выражение эмоций (в музыке или в общении). Данная категория
заключается в самопознании, определении своего места в группе, становлении
позитивного самоощущения и самооценки. При чем, если в коммуникативной
деятельности этот результат достигается при помощи специальных техник релаксации, то
в музыкальной, исследователи предлагают использовать специальные вокальные и
дыхательные упражнения, направленные на расслабление и адаптацию дыхания к ритму
музыки.
2. Слушание (музыки или других). В музыкальной деятельности данная категория
реализуется тогда, когда ребенок внимательно слушая музыку, может определить ее
структуру (части, повторы), стиль музыкального произведения, свойства звучания
(громко, тихо, быстро или медленно и т. д.). И выражать представленные выше свойства
музыки в движении, танцах, пантомиме, визуальных и графических изображениях. В
коммуникативной деятельности данная категория реализуется при слушании другого
человека, опираясь на следующие принципы: внимательности, интереса, контакта глаз,
сопереживания, соответствующего отклика, рефлексии.
3. Подражание, повторение (музыкальных фраз или стихов и текстов). В
музыкальной деятельности данный вид активности реализуется при повторении
мелодических и ритмических рисунков при пении и игре на музыкальных инструментах,
при повторении движений танцев под музыку, а в межличностном общении - при точном
повторении стихов, текстов и действий партнера по общению.
4. Диалог (музыкальный или вербальный). В музыкальной деятельности
проявляется как взаимодействие партнеров во время игры на музыкальных инструментах,
пении или танцах (игра «Вопрос - ответ», «Дополнить музыкальную фразу партнера»). В
обычном общении данная категория проявляется, как умение, выслушивая точку зрения
другого человека и выражать к ней отношение.
5. Сотрудничество (в музыкальном творчестве или в игре). Данная категория
проявляет себя в спонтанной музыкальной деятельности совместно с другими детьми
(танцы под запись музыки, совместное пение или игра на музыкальных инструментах), в
обычном же общении сотрудничество часто обнаруживает себя в совместной игровой
деятельности, рисовании, конструировании.
В ходе исследования обнаружилось, что дети экспериментальной группы, которые
получали свободный доступ к музыкальным инструментам, магнитофону и музыкальным
записям, а так же активно включались в различные виды музыкальной деятельности,
показали лучшие результаты в развитии межличностного общения, чем дети контрольной
группы, не имевшие таких разнообразных возможностей [6].
Общение со сверстниками происходит в различных видах музыкальной
деятельности. Однако только в музыкально-ритмической деятельности реализуется
необходимая для ребенка потребность в двигательной активности. Это особенно важно
для детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как именно на этот возраст,
по мнению большинства физиологов, приходится пик двигательной активности ребенка.
Говоря о полноценном развитии личности человека, мы подразумеваем развитие
его интеллектуальной стороны, духовной и физической. Система музыкально-
ритмического воспитания, основанная на принципе единства музыки речи и движения
позволяет осуществить развитие всех этих трех сторон. Музыка – отвечает за
эмоциональную составляющую, речь – является носителем смыслов и отвечает за разум,
движение – является необходимым условием для физического развития.
Еще древние греки определяли близкий союз между мелодией, стихом и танцем.
Немецкий музыкант и педагог Карл Орф был так же убежден, что детская музыка
неразрывно связанна с речью и движением.
Исходя из вышеизложенного, целью экспериментальной части работы мы
определили: подтвердить эффективность музыкально-ритмического воспитания в
развитии общения старших дошкольников. Экспериментальная работа проводится нами
на базе дошкольных образовательных учреждений № 151 и № 128, г. Мурманска, с детьми
5-7 лет. Помимо обязательных музыкальных занятий, дети экспериментальных групп
посещают одно дополнительное занятие в неделю по ритмической пластике, на котором в
процессе музыкально-ритмической деятельности происходит развитие коммуникативной
деятельности. Направления работы по развитию общения детей на музыкально-
ритмических занятиях можно условно объединить в три группы:
«Я сам» - это направление связанно с формированием у ребенка стремления к
общению, что, в свою очередь, не возможно без позитивного самоощущения, уверенности
в себе. В процессе музыкально-ритмической деятельности ребенок получает заряд
положительных эмоций, повышается его самооценка, ребенок ощущает себя успешным в
детском коллективе, повышается мотивация к общению;
«Я и другой человек» - это направление связано с развитием умения выстраивать
конструктивный диалог в общении, основанный на уважении к собеседнику, к его
интересам, мнению, убеждениям. Такой диалог с одной стороны основывается на
эмпатии, умении поставить себя на место другого человека, понять и почувствовать его
настроения и эмоции. А с другой стороны - на умении адекватно распознавать и
интерпретировать эти эмоции. Перевоплощаясь в ходе сюжетно-ролевых танцев или
этюдов-драматизаций в сказочных героев, животных, других людей, ребенок учится
ставить себя на место персонажа танца, чувствовать его характерные особенности.
Немаловажным для диалогичного общения является развитие умения «слушать» и
«слышать». Слушание музыки предваряет разучивание танца, пляски, хоровода. Без
умения слушать музыку и правильно понимать и интерпретировать характер музыки, ее
темп, ритм, невозможна музыкально-ритмическая деятельность. Развивая умение
воспринимать музыкальное произведение, у детей формируется умение полнее и точнее
воспринимать информацию, передаваемую партнером по общению.
«Я и другие» - направление связано с формированием умения осуществлять
деятельность в группе в тесном сотрудничестве между ее членами. Развитие этого
направления реализуется в процессе совместной танцевально-творческой деятельности
детей и музыкальных играх. Укрепляя сотрудничество, мы повышаем качество общения,
формируем навык успешного взаимодействия и работы в группе.
Таким образом, реализация системы музыкально-ритмического воспитания в
дошкольном учреждении способствует развитию коммуникативной деятельности:
быстрой адаптации в детском коллективе, позитивному самоощущению, умению
выстраивать конструктивное диалогическое общение, стимулирует развитие
сотрудничества в детском коллективе. Музыкально-ритмическая деятельность является
наиболее естественной и доступной для маленького ребенка, так как с одной стороны
обладает всеми достоинствами музыкального искусства (экспрессивностью,
эмоциональностью), а с другой – позволяет ребенку удовлетворить естественную
потребность в движении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Л.Л. Современное содержание образования предметной области. «Искусство» в начальной
школе (на примере предмета «Музыка») // Гуманитарное образование. Международный альманах.
Том 2. № 4. С. 501-508.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: «Просвещение», 1981 – 240 c.
3. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
4. Развитие общения у дошкольников. / Под ред. А. В. Запорожца и М.И. Лисиной, М.: «Педагогика», 1974 –
288 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный
ресурс] // Российская газета - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
6. Eva Brand & Ora Bar-Gil – Improving Interpersonal Communication through Music [Электронный ресурс] /
Min-Ad: Israel Studies in Musicology Online – с. 57-73. - URL: http://www.biu.ac.il/hu/mu/min-ad/10/04-
Eva%20Brand%20and%20Ora%20Bar-Gil.pdf
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация:
Статья посвящена анализу возможностей музыкального образования в развитии общения детей
старшего дошкольного возраста. Проводятся параллели между коммуникативной и музыкальной
деятельностью. Представлены результаты исследования израильских ученых по развитию общения
дошкольников через музыкальную деятельность. Определяются направления развития разных сторон
общения при помощи системы музыкально-ритмического воспитания.