ИССЛЕДОВАНИЕ АСПЕКТОВ ЭСТЕТИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

Печко Лейла Петровна

доктор философских наук, профессор, ведущий научный  сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Аннотация: 
Исследование, представленное в статье, вызвано актуальностью изучения и сохранения качеств художественной одаренности у подростков; автор предпринимает попытку раскрыть особенности образной метафорической способности у одаренных подростков. Показано, что специфический показатель художественной одаренности подростков в искусстве – это присутствие метафорической образности в творческих работах без предварительного обучения этим приемам. Автор показывает теоретические подходы и научно-методические позиции развития литературной и художественной одаренности обучающихся. На этой основе строится творчески развивающая познавательная среда, мотивирующая деятельность одаренных подростков. Материалы статьи представляют научно-практический интерес для педагогов, курирующих творческую деятельность подростков в общем и дополнительном художественном и литературном образовании.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России (Номер для публикаций: 27.7384.2017/8.9)

 

Исследования подростковой одаренности вызывают постоянный и широкий интерес ученых, педагогов-практиков и большинства родителей. Существуют различные методы поддержки, выявления одаренности подростков в сфере художественной деятельности в условиях всеобщего распространения интернета и методик интернет-творчества [14, 15 и др.]. Все более явно при этом обнаруживаются утраты глубинных оригинальных свойств креативности школьников и особенно природной художественной одаренности. Опасности подвержен младший подросток, погружающийся в интернет-пространстве в творчество на основе предлагаемых приемов «пересоздания» уже существующего. Отличается риском ранней утраты природных способностей и вся возрастная группа подростков – юных художников, начинающих поэтов и прозаиков, когда они уходят от погружения в классику и увлекаются вместе со сверстниками интернет-творчеством.

Мы предположили возможность сопоставлений двух видов художественно-эстетического творчества и его продуктов у одного и того же школьника. Речь идет о попытке анализа творческих признаков и особенностей их проявления как показателей уровня личного творческого развития и, кроме того, о возможности обнаружить как сходные, так и различающиеся, проявления одаренности в разных видах эстетической деятельности. В серии наблюдений за основным ипараллельным результатами творчества (в рисунке и тексте) ряда подростков возможно было бы выявить и некоторые общие свойства деятельности одаренных на границах перехода к подростковому и далее юношескому, молодежному этапам развития и созревания художественной креативности в ракурсе художественной и словесной изобразительности и выразительности. Это может дать основания и материал для модернизации моделей и программ основного и дополнительного художественного образования и пополнить приемы педагогического руководства развитием творческого потенциала юных дарований в школах искусств, художественно-эстетических студиях и кружках различного гуманитарного направления. В результате построение системы занятий по развитию одаренности и ее реализацию дополнят открытия накопленного опыта работы, интеллектуальные проекции художественных решений, яркие образно-эмоциональные характеристики фактов, событий, людей, свойств окружающего, собственных предпочтений и т.д.

Обратимся к анализу полученных данных на основе обращения к научным источникам, характеризующим феномен, природу и функции метафоры в творчестве. В решении задач анализа мы обращаемся к ряду научных концепций иположений отечественных и зарубежных исследователей, психологов, эстетиков, филологов, учитывавших педагогические моменты в функционировании метафоры как способа мышления, ее встроенность в сферу культуры, науки и особенно в художественно-эстетическую ткань искусства [1,5,7,9,12,14,15 и др.]. Авторский подход к проблеме раскрытия метафорической основы искусства в творчестве подростков и в системе гуманитарного образования опирается на идеи отечественных, а также европейских исследователей метафоры в познании мира, мышлении человека и в художественной культуре.

Методологически глубокие положения о сущности и системе метафорических суждений и образов в речи и в литературе сформулировал M. Blaсk, употребивший образ «Её величество Метафора» в статье сборника «Теория метафоры» [3, 168] Особенно близки к аспекту нашего исследования статьи по проблемам: метафора в сказке и в речи [6, 476 - 492],в науке и поэзии [11, 68 - 81]), «живая метафора» в познании и воображении [13, 435 - 455] и др. Частично на родственныхидеях и на анализе творчества юных авторов основано предположение, что метафорическое мышление как присущий искусству творческий источник и производительная энергетика выступает также как природный признак творческой одаренности в литературной и художественно-изобразительной деятельности в элементах работ одаренных подростков.То есть, присутствует в «тексте» их произведений в виде метафорических образов.

Концептуальную опору в разрабатываемой модели на основе классических образцов русского изобразительного и литературного творчества в России составляют идеи известных ученых, таких как А.Ф. Лосев [8], М.М, Бахтин [2], А.И. Буров [4] и др. В построении творческой благоприятной среды занятий именно эти идеи содействует развитию и сохранению одаренности подростков. В обоснование задач исследования входило обобщение результатов проведенного диагностического изучения возрастных аспектов проявлений метафорической образности в конкурсных работах девочек и мальчиков.Кроме того, отдельный аспект составляло определение содержания и практических компонентов модели, этапов, методик и развивающих заданий по реализации направления.

Изучение подходов к исследуемому феномену крупных мыслителей позволило выделить следующие положения:

– метафора является продуктом, инструментом и одним из способов деятельности мозга и психики человека в целом;

– метафорическая способность участвует как значимый компонент в познании, оценке и преображения окружающей человека среды и в ее универсальном освоении и осмыслении мира, необходима в построении картин мира, в особенности на современном этапе развития цивилизации;

– метафора входит в построение научной, культурной, гармонизированной, эстетической, художественной и обыденно-практической картины реальности в сознании человека;

– участвует как универсалия в сфере интеллектуального развития личности, а также образования, и при этом необходима для поддержки развития чувственной восприимчивости и эмоциональной гибкости каждого человека;

– метафора требуется для ситуаций формирования человеческих креативных способностей, на основе стимулирования чуткости к возможным вариациям решения различных проблем, творческих задач, а в связи с этим также активности воображения и образного мышления, взаимодействия I и II сигнальных систем;

– обладает магнетизмом влияния на коммуникативные диалоги и общениемежду людьми посредствомискусства;

– первоначально внутренне рождающиеся в мозге, воображении образные структуры находят осознаваемое выражение в сфере языка и посредством воплощения в литературе и искусстве развивают эстетическое сознание, вкус и эстетико-художественное творческое восприятие;

Сопоставление классических и современных воззрений предусматривает в нашем исследовании применение методов анализа, сочетающих теоретические и эмпирические аспекты: культурно-исторический; эстетико-литературоведческий; художественно-искусствоведческий; психолого-педагогический. Они направлены на изучение вербального и визуального «текстов» произведения подростка для определения его способности к метафорическому видению и его реализации в творческой самостоятельной деятельности.Кроме того, применялись также методы педагогических наблюдений в образовательных учреждениях (для установления возрастной динамики и творческой мотивации художественной деятельности школьников); метод диагностики проявлений метафорической образности; методика сочинений школьников-подростков на тексты русских народных пословиц и загадок; методэкспертной оценки творческих работ; метод статистического сопоставленияданных об образных проявлениях в продуктах творчествамальчиков и девочек подросткового возраста 11 – 17 лет. Кроме оценки конкурсных работ, автор учитывал опыт ознакомления с творчеством учеников художественных школ, домов детского творчества, обычных общеобразовательных школ. Но основная исследуемая на индивидуальном уровне часть материалов это работы, которые присланы в оргкомитет Всероссийскихконкурсов детского рисунка «Моя картина» и «Моя картина говорит» (2016 – 2018 гг.) [16].

Изучение материалов творческих работ подростков на основе экспозиций Всероссийских конкурсов «Моя картина» (2016 – 2017) и «Моя картина говорит» (2018) [16], в общей сложности 652 работы, позволило обнаружить некоторые особенности, характеризующие специфику подросткового художественно-эстетического творчества. В условия для участия в конкурсе было очень удачно заложено требование представить вместе с рисунком словесный текст в свободной форме – в качестве его сопровождения, дополнения, пояснения, или воображаемой ситуации, с ним связанной. Очевидно, предполагалось тем самым узнать более полно и адекватно о творческом горизонте школьника.

Результатом исследования явилось выявление одной их особенностей признаков «живой одаренности» в проявлениях художественно-эстетического видения при построении визуальной или вербальной (словесно-литературной) образности. Она выступает наиболее выпукло и отчетливо в работах одаренных подростков в форме метафоры как своеобразного сравнения предметов, людей, природных объектов и явлений, творений сферы культуры, событий и фактовжизни по каким-либо сближающим их реальным свойствам, или по возникающему у нас впечатлению, воспоминанию, настроению, чувству, воображению. Оказалось, что метафорическое сближение образов особенно характерно для рисунков одаренных подростков. Реже оно встречаетсяв «словесном творчестве» (термин М.М. Бахтина) мальчиков и девочек. Но очень интересно сравнить эту особенность творческого образного мышления в работах одного и того же автора, поскольку он, по словам В.Г. Белинского, «мыслит образами». При изучении рисунков и текстов сопровождений к ним участников конкурсов, а также опубликованных стихотворений талантливых подростков в изданном сборнике 2015 года [10] было подтверждено присутствие метафор в 22 работах из 652, что составило 14 %. Это внешние общие рамки исследования.

Теоретические подходы и научно-методические позиции позволяют определять и оценивать практические результаты. При этом важно, что исследование исходит из предпосылок:

–  стремление к познанию различий и сходства вещей и их свойств лежит в основе осмысления человеком мира, оно присуще и визуальному, и вербальному творчеству людей, занятых профессионально художественно-эстетической деятельностью;

–  это же в ходе возрастного развития проявляется у подростков и может быть зафиксировано именно через их «пробы» в искусстве, особенно   при проявлении метафорической способности;

– значительную роль в развитии и поддержке личной художественной одаренности подростков играют природные способности, впечатления и компетенции, но также и условия практической реализации в деятельности.

Одаренный подросток неизбежно продуцирует прежде в своем творческом воображении метафорические образные переносы и затем воплощает их в эстетико-художественных работах. Из этого следует необходимость создания условий для сохранения способностей подростков и их стимулирования в реальной образовательной и художественно-творческой среде.

Научные и практические основания, определяющие включение методов иприемов опирались на философско-эстетические, искусствоведческие, художественные, психолого-педагогические подходы и принципы. В результате на основании полученных выводов о принципиальной значимости проявления метафорических образов вработах одаренных подростков автором разработана модель развивающих факультативных занятий в дополнительном образовании. Она строится на заинтересованности юных авторов в освоении искусства, вербальныхи визуальныхформ творчества. Включен в состав программы значительный объем классической русской живописи и поэзии ХVШ-ХХ веков как культуры близкой, родной для школьников, насыщенной метафорической образностью. Сочетаются педагогические принципы художественного образования с включением методик работы над образностью искусства для одаренных подростков и учеников профильных гуманитарных классов. Однако требуется более значительный период времени для выявления отсроченных результатов влияния на одаренность подростков предлагаемой автором системы занятий.  Для развития метафорической способности подростков 12-14 лет требуется не менее 3-х лет активной творческой деятельности для устойчивости развития такого признака одаренности.

По нашему предположению показателями и носителями первоначального творческого авторского видения мира в подростковом творчестве, как и в художественной деятельности сложившегося мастера, могут явиться метафорические компоненты литературного словесного или визуального-художественного «текста» в пробных произведениях подростков. Даже при устойчивом интересе и мотивации таких школьников к художественно-эстетической деятельности их работы следует, как полагаем, считать «пробой пера», хотя и по ним можно диагностировать некоторые качества одаренности. При сравнении результатов деятельности более одаренных подростков и их сверстников на примере конкурсных работ выявляется погруженность более одаренных детей в словесное и изобразительное творчество, открываются возможности осмысления ими особенностей мастерства в создании произведения и будущей профессии; при этом освоение метафоры обогащает качества эстетического и художественного сознания, расширяет горизонты творчества, усиливает рост креативности как источника постоянного преобразования и развития одаренности в разных направлениях.

 

ЛИТЕРАТУРА

Арнхейм,  Р. 1994 Новые очерки по психологии искусства [Teкст] / Р. Арнхейм. – М.: Прометей, 1994.
Бахтин, М.М. 2003 К вопросам методологии эстетики словесного творчества. Проблемы формы, содержания и материала в словесном творчестве [Teкст] / М.М. Бахтин // Собрание сочинений. В 7 т., Т.1. – М.: Русские словари. Языки славянских культур, 2003. – С. 265-325.
Блэк, М. 1990 Метафора [Teкст] / М. Блэк // Теория метафоры. – М.: Прогресс, 1990. – С. 153-172.
Буров, А.И.1975 Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике [Teкст] / А.И. Буров. – М.: Искусство, 1975. 
Выготский, Л.С. 1967 Воображение и творчество в детском возрасте [Teкст] / Л.С., Выготский.  – М.: Просвещение, 1967.
Добжиньская, Т. 1990 Метафора в сказке [Teкст] / Т. Добжиньская // Теория метафоры. – М.: Прогресс, 1990. – С. 476-492.
Зинченко, В.П. 2010 Сознание и творческий акт [Teкст] / В.П. Зинченко. – М.: Языки славянских культур, 2010.
Лосев, А.Ф. 1976 Проблема символа и реалистическое искусство [Teкст] / А.Ф. Лосев.  – М.: Искусство, 1976.
Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н., Адаскина, А.А., Чубук, Н.Ф.  2006 Художественная одареннность детей, ее выявление и развитие [Текст] /  А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская и др. Методическое пособие. – Дубна.: Феникс +, 2006.
Обо всём. Литературное творчество учащихся: сборник. – М.: ВЦХТ, 2015.
Ортега-и-Гассет, Х. 1990 Две великие метафоры [Teкст] / Х. Ортега-и-Гассет // Теория метафоры. – М.: Прогресс, 1990. – С. 68-81.
Рабочая концепция одаренности 2003 [Teкст] / Отв. редактор Богоявленская Д.Б. Издание второе, расширенное, и переработанное. – М.: Министерство образования и науки    РФ, 2003.
Рикёр, П. 1990 Живая метафора [Teкст] / П. Рикёр // Теория метафоры. – М.: Прогресс,1990. – С. 435-455.
Фомина, Н.Н. 2015 Одаренный ребенок. Проблемы художественно-творческого развития [Teкст] / Н.Н. Фомина. – М.: ВЦХТ Всероссийский центр художественного творчества, 2015. – №11 (219).
Fomina, N. Artistic Development of Gifted Children on the Basis of Pictorial Activity /  N. Fomina, D. Belov // J. Pharm. Sci. & Res. – 2018. – Vol. 10 (9). –  PP. 2364–2372. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85054250738&origin=resultslist&sort=plf-f&src=s&st1=Institute+of+Art+Education+and+Cultural+Studies+&st2=&sid=83f3fafb05db62902bfca29ed91cb5ce&sot=b&sdt=b&sl=58&s=AFFILORG%28Institute+of+Art+Education+and+Cultural+Studies+%29&relpos=1&citeCnt=0&searchTerm=. ISSN 0975-1459.
Я вижу мир: Мир театра. Календарь Международная коллекция детского рисунка ХХVШ передвижная выставка детского изобразительного творчества [Teкст] /  Составитель Копцева Т.А.  – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО». 2018.