ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

БОЯКОВА ЕКАТЕРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования

Аннотация: 
В статье рассматриваются новейшие исследования по художественному образованию детей дошкольного возраста. Проанализированы тематика, круг изучаемых проблем, обобщены научная новизна и практическая значимость указанных исследований.

Работы по художественному образованию детей дошкольного возраста прочно
занимают научную нишу в диссертационных исследованиях, защищенных в педагогической
отрасли науки. Несмотря на глубокую изученность многих аспектов и высокий уровень
организации детской деятельности в разных видах искусства в детских садах, современные
исследователи находят новые противоречия теории и практики, позволяющие ставить
актуальные исследовательские задачи.
Тематика диссертаций, защищенных за последние годы, охватывает изучение проблем
приобщения детей к народному творчеству, развитие в музыкальной и изобразительной
деятельности, приобщение к культурному наследию средствами художественной
литературы, организация культурно-досуговой деятельности и др.
В статье рассмотрен не полный, но отражающий, по мнению автора, основные
тенденции выбора тематики диссертационных исследований по художественному
образованию детей раннего и дошкольного возраста перечень работ с 2009 по 2014 гг. Как
пишет академик Э.Д. Днепров, «залогом плодотворного, эффективного планирования
научных исследований является знание реального состояния науки, потребностей ее
развития, и главное — запросов практики» [6, с. 8].
***
Не иссякает интерес исследователей к народному творчеству и его месту в
художественном образовании и эстетическом воспитании дошкольников.
В диссертации Н.К. Гараниной [3] исследуются вопросы приобщения дошкольников к
народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства. Автор исследует
возможности решения данной задачи в условиях музея дошкольного учреждения. Музеи в
образовательных учреждениях — веяние времени. В детских садах они разнообразны и
расширяют предметно-пространственную среду, обеспечивая реализацию разных
образовательных областей. В обосновании постановки проблемы Н.К. Гаранина указывает на
кризис трансляции культурного опыта, утрату современной культурой индивидуально-
личностных черт и национально-этнической самобытности, предлагая в качестве
оптимального выхода — возвращение к фольклорной культуре с ее миром обычаев, идей,
смыслов, миропонимания. Осознавая невозможность поворота времени, Н.К. Гаранина
«погружает» детей в родник народной культуры в условиях музея, используя самый
желанный и близкий детям предмет — игрушку. Автор раскрывает роль музея игрушки в
дошкольном учреждении, предлагает модель музея в детском саду, психолого-
педагогические условия эстетического развития детей 2—7 лет.
Музейное пространство исследователь выстраивает на принципах интеграции,
интерактивности, приоритета содержания и культурного контекста. Педагогическая модель
основана на творческом освоении ребенком культуры, сотворчество с мастером народного
искусства, развитии познавательной мотивации на основе эстетических эмоций.
Н.К. Гаранина акцентирует внимание на мастере народной игрушке, как проводнике
культурных смыслов. Педагогическими условиями называются создание
культуросообразного образовательного пространства музея, проблематизация содержания
образования, диалог, сотрудничество и сотворчество в диаде ребенок—взрослый.
Дальнейшее продолжение исследование получило в разработке разных аспектов музейной
педагогики, в частности, взаимодействия семьи и детского сада [4].
В исследовании Н.Б. Бочаровой [2] изучается взаимодействие семьи и детского сада в
формировании познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
средствами русского народного декоративно-прикладного искусства. Проблема воспитания
познавательных интересов не нова. Она волновала и продолжает волновать исследователей,
т.к. наличие познавательного интереса обеспечивает успешность образовательной
деятельности и интеллектуального развития детей. В диссертации Н.Б. Бочаровой
экспериментально подтверждена эффективность условий формирования познавательных
интересов дошкольников во взаимодействии дошкольной организации и семьи: постоянство
взаимодействия; отбор знаний о народном искусстве, доступных дошкольникам; при
необходимости, их адаптирование; формирование знаний о народном искусстве у детей с
опорой на эмоциональность; единство познавательной и практической деятельности детей;
индивидуальный подход, партнерские отношения детей и взрослых. Разработана система
занятий с детьми в детском саду и семье.
Диссертация Ю.С. Балашовой [1] посвящена формированию художественного
творчества и ручной умелости детей старшего дошкольного возраста в условиях
дополнительного образования. Автором разработана технология обучения плетению из
бисера, даны рекомендации по возрождению традиций семейного досуга. В процессе
ознакомления детей с народным искусством бисероплетения предлагается привлекать показ
народных костюмов с орнаментом, предметов быта и т.д., народными семейными
традициями. Авторская методика предполагает комплексный подход к решению
образовательных задач с использованием разных форм работы с детьми, учитывающих
синкретичность народного искусства.
В работе Л.Ю. Дьяченко [7] рассмотрено приобщение детей к музыкальному
народному искусству как особой части культуры и формированию основ этнокультуры у
старших дошкольников в музыкально-фольклорной деятельности. Автором разработаны
методика ее поэтапного формирования, педагогические условия и подробные критерии
оценки. Основными педагогическими условиями Л.Ю. Дьяченко называет специальный
отбор этнографического материала, создание развивающей среды, насыщенной предметами
быта и предполагающей стиль общения педагога и детей в традициях народной языковой
культуры. Учитывая синкретизм народной культуры, автор не ограничивается только
набором музыкальных образцов, подчеркивает важность комплексного использования
музыкальных, устно-поэтических, декоративно-прикладных фольклорных видов искусства и
жанров. Опираясь на сформулированное определение музыкальной этнокультуры детей
дошкольного возраста, Л.Ю. Дьяченко предлагает оценивать уровень сформированности ее
основ по следующим показателям: эмоционально-оценочное отношение к народной музыке,
знание народных музыкальных жанров, традиций и обычаем, владение синкретическими
исполнительскими навыками, способствующими созданию целостного художественного
образа, и навыками художественного общения.
Предложена к практическому внедрению методика, построенная на календарных
традициях земледельческого цикла. Она включает несколько серий заданий для детей,
направленных на ознакомление со средствами выразительности народного языка искусства,
развитие навыков исполнительского синкретизма (пение, танец, игра на народных
музыкальных инструментах, театр), задания на понимание содержания и смысла
произведений народного музыкального искусства, развитие исполнительских приемов,
доступных в дошкольном возрасте и др. Предложена система комплексных занятий с
использованием указанных заданий. Таким образом, в рамках научного исследования
Л.Ю. Дьяченко разрешила выявленное ею противоречие между потребностью практики
дошкольного образования в формировании основ этнокультуры в музыкально-фольклорной
деятельности и отсутствием научно обоснованной методики приобщения детей дошкольного
возраста к народной культуре, воспитывающей эмоционально-ценностное отношение к
традициям и учитывающей синкретизм народного творчества.
Современные исследования по художественному образованию детей дошкольного
возраста обобщают накопленный научно-педагогический опыт, синтезируют традиционные
и новые подходы. Наиболее значимым для педагогики искусства является подход
«погружения» детей в синкретичность народного искусства, интеграция всех его видов с
опорой на один, например, музыку, и рассмотрение процесса приобщения к народному
искусству сквозь призму культуры и человеческих отношений.
***
Диссертации, посвященные музыкальному развитию детей, раскрывают разные грани
этого процесса. Наличествует исследование по раннему возрасту, социокультурный охват
распространяется на общественное дошкольное образование, учреждения дополнительного
образования и семью.
В диссертации О.А. Ногиной [18] изучен процесс музыкально-интонационного
развития детей раннего возраста как освоения архитепического интонационно-образного
содержания музыки. Разработана методика музыкального развития детей раннего возраста, в
основу которой положены музыкально-интонационные модели, служащие сенсорными
эталонами, интонационными единицами языка, несущими эмоциональное содержание и
коммуникативный смысл. Каждая интонационная модель представляется детям в
совокупности изобразительного образа и двигательно-пространственного игрового
отображения. Методика музыкально-интонационного развития разделена на три этапа. Цель
первого этапа — обогащение музыкального опыта детей посредством введения музыкально-
интонационных моделей. Второго — освоение музыкальных образов. Третьего — развитие
творческих способностей в различных видах музыкальной и продуктивной деятельности.
Проблема формирования музыкально-творческих способностей детей дошкольного
возраста в культурно-досуговой деятельности изучалась в работе Г.Е. Жуковой [8]. В
частности, обоснован тезис о необходимости формирования культуры детского досуга и
потребности содержательного наполнения свободного времени, изменении тактики
взаимодействия детей и взрослых. В основу разработанной педагогической модели была
положена интеграция музыки и театра. Основополагающими принципами формирования
музыкально-творческих способностей в культурно-досуговой деятельности названы
интегративность, цикличность, интерес, добровольность, свобода, сотворчество и
педагогическая поддержка.
В диссертационном исследовании на соискание ученой степени доктора
педагогических наук Л.В. Матвеевой раскрыты фундаментальные положения музыкального
воспитания и образования ребенка в современной семье [15]. В частности, показана
структурно-функциональная модель семейного музыкального образования, состоящая из
ценностно-ориентационного, целевого, организационно-содержательного,
инфраструктурного и операционного блоков. Доказано, что условиями успешного
музыкального воспитания в семье являются единство позиций ребенка и взрослых,
адекватность оценки способностей ребенка, учет музыкальных потребностей семьи и др.
Ученым рассматривается музыкальное образование в учреждениях дополнительного
образования и поддержка ими семей. Автор указывает, что педагогическое сопровождение
должно учитывать вариативность подходов и учет тактики семейного воспитания, создавать
условия для музыкального развития ребенка, помогать семьям в переходе от стихийного к
сознательному музыкальному воспитанию детей в условиях семьи или учреждениях
дополнительного образования.
Важными для развития практики музыкального воспитания являются научные
подходы, разработанные в работе по раннему возрасту. Они продолжают исследования по
освоению музыки как искусства, ее сущностных характеристик маленькими детьми.
Найдены интересные и адекватные указанному возрасту методические приемы, в первую
очередь, освоение интонационных моделей в комплексе музыка — изобразительное
искусство — движение — игра.
***
Актуальны работы, посвященные вопросам развития психики средствами искусства,
например общения и образного мышления.
М.В. Михайловой [17] проведено исследование «Развитие художественно-образного
мышления детей 6—7 лет средствами музыкально-драматической деятельности». Автором
установлено, что развитие художественно-образного мышления у детей обеспечивается
«активизацией общей эстетической установки [их] мировосприятия». Понимая
«представления о художественном образе» у детей как обобщенное в идеальном поле
чувственное познание ребенком музыки, автор видит в них значимое условие в понимании
детьми искусства музыки и успешности исполнительской деятельности. Показано, что
педагогическая система развития художественно-образного мышления детей указанного
возраста основывается на вариативных ситуациях, реализуя потребность детей в
самовыражении. Процесс творческой деятельности детей будет успешным при условии
отбора самими детьми выразительных музыкальных и театральных средств создания и
воплощения художественного образа.
Интересным представляется подбор диагностических методик на констатирующем и
контрольном этапах эксперимента. Проверялось чувство формы, стимулируемое
эстетической установкой мировосприятия и сопутствующее ей. Критерии развитости
художественного образа включают, среди прочего, способность воспринимать и создавать
эстетическую выразительность формы. В ходе исследования было установлено, что методика
развития художественно-образного мышления в музыкально-драматической деятельности
должна обеспечивать последовательную реализацию разъясняющее-мотивационного,
синтезирующее-репродуктивного и дивергентно-креативного этапов.
Проводя исследование в логике синтеза экспериментальной эстетики, педагогики и
психологии, автор выходит за рамки строго психологической обоснования развития
мышления и намечает новый подход к пониманию музыкальной деятельности в детском
саду.
Вопросам формирования коммуникативных умений у детей 5—7 лет в музыкально-
игровой деятельности посвящено диссертация О.Л. Куликовой [10]. Представлена авторская
программа, включающая серии музыкальных и коммуникативных развивающих игр и
педагогическую диагностику. Компоненты программы разработаны в соответствии с
выявленными автором коммуникативными умениями (информационно-коммуникативное,
регуляционно-поведенческое, эмоционально-перцептивное). В программе поставлены
взаимосвязанные задачи занятий с детьми: формирование коммуникативных умений,
развитие познавательной активности, творчества, музыкальных способностей и трансляция
эмоционально-образного содержания музыки в коммуникативной и других видах детской
деятельности. Автором предложен новый метод работы с дошкольниками — метод хоровой
театрализации.
***
Ряд работ посвящены развитию музыкально-ритмических движений дошкольников и
постановке образовательного процесса в детских музыкальных школах и других
учреждениях дополнительного образования.
В работе Т.А. Дмитриевой [5] по развитию музыкальных способностей детей
дошкольного возраста в игре на уроках ритмики в ДМШ, разработана трехуровневая модель.
На целевом уровне у детей формируется осмысленное восприятие музыки в пластических
движениях, даются элементарные знания теории музыки. Процессуально-деятельностный
уровень модели развития музыкальных способностей охватывает совокупность
педагогических условий, организационных форм, принципов, приемов и методов обучения,
направленных на решения поставленных задач. Результативный уровень модели включает
критерии, показатели и диагностику развития музыкальных способностей на уроках
ритмики.
Авторская методика преподавания ритмики, разработанная в рамках
диссертационного исследования, также имеет три этапа реализации. Первый этап
предусматривает осознанное восприятие детьми музыкального произведения, понимание
средств выразительности. Используются традиционные приемы: предварительное
прослушивание, рассказ о произведении, беседа, объяснение, рассказ, применение
«предметной» наглядности, выразительный показ. На втором проводится последовательное
разучивание, показ преподавателем образца исполнения, игра, создание композиций,
упражнения по выработке двигательных навыков, оценка исполнения преподавателем и
детьми, повторное прослушивание всего произведения или отдельных эпизодов и т.д. На
третьем этапе детям предоставляется возможность самостоятельной интерпретации
произведения с последующей оценкой усвоенных знаний, навыков и исполнения выученного
произведения. Таким образом, в указанной работе делается упор на исполнительском
двигательном мастерстве.
Исследование О.В. Межецкой посвящено обучению учащихся детских школ искусств
художественному движению на музыкально-ритмических занятиях. Обобщение достигнутых
теоретических и практических результатов предшественников и опыт собственного
исследования позволил сформулировать определение художественного движения как
отражения «ребенком в свободной импровизации под музыку ее образа и передачу своего
отношения к этому образу в освоенных формулах движения свободным двигательным
аппаратом» [16, с. 21] и принципы обучения художественному движению на занятиях
(интеграции разных видов искусств, единство решения технических и художественных
задач, естественности движений). Автором диссертации разработаны формулы
двигательного перевоплощения и переживания, как эталонов изобразительных и
выразительных движений.
***
В нескольких диссертационных исследованиях исследуются вопросы приобщения
детей к художественной литературе.
Представляет интерес работа по истории педагогики О.Д. Смирновой [21] «Детская
литература как средство воспитания в дошкольных учреждениях советской России (СССР) в
1917—1953 гг.». В диссертации показано, что детская литература становится средством
воспитания, если содержание художественных произведений соответствует воспитательным
идеалам времени и педагогическим установкам общества, восприятие литературного
произведения является специально организованным процессом взаимодействия педагога и
ребенка, педагогическое руководство ознакомлением с художественной литературой
происходит в образной форме и способствует воздействию произведения на эмоциональную
сферу ребенка.
Автором научного исследования доказано, что в практике отечественных дошкольных
учреждениях рассмотрение детской литературы как средства воспитания в педагогическом
процессе проходил в четыре этапа: государственные мероприятия по созданию условий для
теоретической и практической работы в области детской художественной литературы
(1917—1921), становление принципов и подходов к содержанию работы по детскому чтению
(1921—1932), создание условий для эффективного использования детской литературы в
дошкольных учреждениях путем разработки программ и т.д. (1932—1941), комплексные
научные исследования (1941—1953).
В работе В.В. Зябкиной [9] раскрыт аспект нравственно-эстетического воспитания
детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Представлена педагогическая модель, основными принципами реализации которых являются
адресный подход (вовлечение в нравственно-эстетическое воспитание ребенка семьи,
ближнего окружения, региона и общества в целом); опора на ценностные ориентации,
имеющие значимость для личности; активность и инициатива в развитии мировоззрения и
ценностей детей, «ориентированных на интересы общества»; сохранение исторической
памяти и ознакомление традициями. Автор предлагает включить в перечень программных
произведений для детей некоторых дореволюционных авторов и народные были
нравственно-эстетической направленности.
***
Анализ показывает, что диссертаций о развитии дошкольников в изобразительной
деятельности за последние годы защищено не много.
И.А. Лыкова [13] обосновала новую методологию изобразительной деятельности в
диссертации на соискании ученой степени доктора педагогических наук «Стратегия
формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности
дошкольников». Было доказано, что в дошкольном детстве эстетическое отношение
проходит путь от элементарных эмоциональных реакций до создания у ребенка личностно
значимой картины мира. Показана стратегия проектирования и обогащения эстетического
развития детей за счет решения художественных задач открытого типа, основанных на
трансформации художественного образа, изменении контекста его создания, требующих
использования обобщенных способов конструирования образа.
В фундамент проблемного поля культуры, самостоятельно и творчески постигаемого
ребенком, положена интеграция изобразительной и познавательной деятельности детей
дошкольного возраста. Предметное поле содержания художественного образования
реализуется на основе принципов культуро- и природосообразности, семиотической
неоднородности, развивающего обучения и приоритета содержания над методами и
технологиями. Автор делает вывод о том, что формирование эстетического отношения к
миру предполагает наличие у ребенка таких универсальных способностей, как умение
ставить культуросообразные цели, выбирать средства их достижения, проводить анализ,
делать выводы и принимать решения на основе культурных критериев. Практическая
значимость указанной работы состоит в разработке и широком внедрении программы
художественного воспитания, обучения и развития детей 2—7 лет «Цветные ладошки».
Дальнейшее развитие диссертация получила в разработке проблемы интеграции
познавательного, художественного и физического развития [11], развитии эстетической
коммуникации [14], исследовании своеобразия художественной культуры дошкольников за
рубежом [20].
***
Исторические исследования в области художественного образования и эстетического
воспитания в современной педагогике встречаются довольно редко. Связано это, во-первых,
с общей ориентацией на прикладные исследования в педагогике. Во-вторых, малой
доступностью исторических архивных и книжных источников, как территориальной, так и
количественной. Редкие отдельные издания разбросаны по разным библиотечным фондам в
разных городах России. Тем интересней проведение параллелей дореволюционного и
современного эстетического воспитания подрастающего поколения.
Эстетическое образование в условиях петербургской дореволюционной школы XIX—
нач. XX вв. изучено в диссертации Е.В. Омельянович [19]. Выявлено, что на школы в городе
оказывали влияние насыщенность среды культурными учреждениями, ориентация значимых
социальных групп на высокие культурные ценности, единство эстетических норм семьи и
школы. Эстетические задачи в школе решались через эстетику пространства, содержание
предметов эстетического цикла и форм работы, задание образца эстетического поведения
педагогами школы. Автор делает вывод о возможности использования петербургского
дореволюционного опыта организации эстетического образования. Полагаем, что указанные
соображения могут быть применимы и в дошкольном образовании.
В заключении отметим, что в массиве исследований по дошкольной педагогике число
диссертаций по художественному образованию детей дошкольного возраста
пропорционально в сравнении с другими ее отраслями. Если смотреть с точки зрения
представленности объема всех видов художественной деятельности в образовательной
работе дошкольных учреждениях (по недавним нормативам на занятия по музыке,
пластическим искусствам и движению отводилось не менее 50% времени), то указанных
исследований не достаточно.
Ощущается недостаток фундаментальных работ на соискание ученой степени доктора
наук по вопросам художественного воспитания и работ по истории художественного
образования детей дошкольного возраста.
Повсеместно в исследованиях, посвященных развитию детей в одном из видов
художественной деятельности, затрагиваются вопросы интеграции искусств и
полихудожественного обучения. В работах по народному творчеству подчеркивается его
синкретичность, освоение которой на эмоциональном и, частично, интеллектуальном
уровнях, помогает ребенку постичь сущность народного искусства. Учеными выдвинуты
оригинальные идеи по использованию моделей (формул) и моделирования, пользующихся
неизменным успехом в деятельности педагогов-практиков. Отметим, что в разработке
педагогических моделей и условий образовательного процесса авторами диссертаций мало
затрагиваются сущностные характеристики искусства, влияющие на качество
художественного восприятия и мышления.
С возникновением спроса родителей детей младшего возраста на услуги по разным
видам художественной деятельности в учреждениях дополнительного образования, растет
число исследований в данном направлении.
Таким образом, исследования последних лет в области художественного образования
детей дошкольного возраста охватывают широкий спектр педагогических проблем,
учитывают потребности практики и реалии времени.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балашова, Ю.С. Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего
дошкольного возраста в условиях дополнительного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. —
М., 2013. — 25 с.
2. Бочарова, Н.Б. Взаимодействие семьи и детского сада в формировании познавательных интересов у детей
старшего дошкольного возраста средствами русского народного декоративно-прикладного искусства :
автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 2014. — 27 с.
3. Гаранина, Н.К. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного
искусства (в условиях музея дошкольного учреждения) : автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 2010.
— 22 с.
4. Гаранина, Н.К. Роль семьи в приобщении дошкольников к народной культуре // Управление дошкольным
образовательным учреждением: научно-практический журнал. — 2014. — № 8. — С. 110—115.
5. Дмитриева, Т.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами игровой деятельности на
уроках ритмики (на материалах работы в ДМШ) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2011. — 24 с.
6. Днепров, Э.Д. Образование и педагогика дореволюционной России: неизученные проблемы. — М.: Мариос,
2014. — 88 с.
7. Дьяченко, Л.Ю. Формирование основ этнокультуры у старших дошкольников в музыкально-фольклорной
деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 2014. — 24 с.
8. Жукова, Г.Е. Формирование музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в культурно-
досуговой деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 2014. — 23 с.
9. Зябкина, В.В. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с
художественной литературой : автореф. дис. … канд. пед. наук. — Курск, 2012. — 23 с.
10. Куликова, О.Л. Формирование коммуникативных умений у детей 5—7 лет в музыкально-игровой
деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. — Ярославль, 2013. — 22 с.
11. Лыкова, И.А. Интеграция познавательного, художественного и физического развития: «от мяча — к образу
тела человека и олимпийской символике» // Педагогика искусства: сетевой электронный научный
журнал. — 2013. — № 3. — URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-
2013/lykova.pdf.
12. Лыкова, И.А. О своеобразии картины мира ребенка-дошкольника // Педагогика искусства: сетевой
электронный научный журнал. — 2011. — № 4. — URL: http://www.art-education.ru/AEmagazine/
archive/nomer-4-2011/Lykova-11-12-11.pdf.
13. Лыкова, И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности
дошкольников : автореф. дис. … д-ра пед. наук. — М., 2009. — 52 с.
14. Лыкова, И.А. Эстетическая коммуникация: целевые ориентиры, задачи, содержание, репертуар //
Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журнал. — 2014. — №
8. — С. 34—42.
15. Матвеева, Л.В. Музыкальное воспитание и образование ребенка в современной российской семье: автореф.
дис. … д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 2010. — 47 с.
16. Межецкая, О.В. Обучение учащихся детских школ искусств художественному движению на музыкально-
ритмических занятиях : автореф. дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2013. — 21 с.
17. Михайлова, М.В. Развитие художественно-образного мышления детей 6—7 лет средствами музыкально-
драматической деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 2010. — 23 с.
18. Ногина, О.А. Музыкально-интонационной развитие детей раннего возраста : автореф. дис. … канд. пед.
наук. — Челябинск, 2012. — 24 с.
19. Омельянович, Е.В. Эстетическое образование в условиях петербургской дореволюционной школы XIX—
нач. XX веков : автореф. дис. … канд. пед. наук. — 23 с.
20. Протасова, Е.Ю., Лыкова, И.А., Родина, Н.М., О своеобразии художественной культуры дошкольника (по
материалам зарубежных изданий) // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. —
2012. — № 1. — URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-
2012/protasova_18_mart.pdf.
21. Смирнова, О.Д. Детская литература как средство воспитания в дошкольных учреждениях советской России
(СССР) в 1917—1953 гг. : автореф. дис. … канд. пед. наук. — Великий Новгород, 2013. — 26 с.