Исследования в области художественного образования в контексте реформирования отечественной науки

АЛЕКСЕЕВА ЛАРИСА ЛЕОНИДОВНА

доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования

Аннотация: 
Вданной статье затрагиваются отдельные аспекты реформ российской педагогической науки, рассматриваются перспективы развития фундаментальных и прикладных исследований в области художественного образования. Автор упоминает о традициях и новаторстве, останавливается на проблемах содержания исследований в данной сфере, обозначает примерные направления научного поиска (педагогика искусства, стандартизация образования, интеграция смежных областей гуманитарных наук, международные исследования в рамках дальнейшего развития Web-Обсерватории художественного образования государств- участников СНГ и др.).

Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания 2015/Р9

Уже не первый год система отечественной науки, и педагогической в том числе, находится в процессе непрерывного развития (интенсивного или экстенсивного покажет время), практически постоянного реформирования, модернизации, обновления и т.п. И в этом нет ничего удивительного и необычного. Тем более естественны, полезны и насущно необходимы перемены, связанные с исследованиями в области художественного образования современного молодого поколения [1]. Другое дело, что в «вихре научных перемен», наверное, всегда будет высока вероятность утраты наиболее ценного и традиционного, именно того, что обычно подразумевают под фундаментальной российской наукой, какой бы области гуманитарного знания (в данном случае) это не касалось. И потому так велика важность своеобразного синтеза традиций и новаторства во всем, что касается исследований в специфической области, касающейся, по сути, влияния искусства на становление и развитие человека. Речь идет о той самой тонкой грани, своеобразном равновесии между сложившимися, хорошо известными подходами, зарекомендовавшими себя в многолетней практике, и новациями, без которых современная жизнь, педагогическая наука и образование уже невозможны [2]. В целом смысл реформирования всем заинтересованным лицам давно и хорошо известен: организационно-правовой статус и функции, численность сотрудников и адекватная оплата их научного труда, управление финансами и имуществом, основные направления расходования и мн. др. Однако для данной статьи первостепенное значение имеет результативность и востребованность самой научной деятельности в области художественного образования, а это непосредственно связано с содержанием работы в рассматриваемой области. В связи с этим можно наметить некоторые реальные и перспективные направления научного поиска. В настоящее время очевидно, что будущие исследования в области художественного образования концентрируются, в первую очередь, вокруг одного из актуальных направлений современного гуманитарного знания – педагогики искусства. На современном этапе в достаточной степени осмыслены обширные эмпирические сведения, разработан понятийный и категориальный аппарат, сформулированы основные закономерности и дидактические принципы, идет непрерывный процесс глубокого и всестороннего изучения этой области гуманитарного знания [3]. Можно говорить о том, что сложившиеся к началу XXI века научные школы в области театра и кино, изобразительного и хореографического, музыкального искусства и др., имеют необходимую фундаментальную теоретическую базу. Сохранение концептуальных идей этой научной школы, их развитие в контексте реального состояния художественного образования и эстетического воспитания детей и молодежи, а также исследования в области интеграции смежных областей гуманитарных наук следует выделить в качестве приоритетных. Общеизвестно, что на современном этапе российское образование претерпевает глубокие изменения, связанные со стандартизацией. Это вызывает немало откликов в социуме, научной и педагогической среде, средствах массовой информации. В целом данный процесс можно рассматривать как необходимое для нашего времени позитивное явление, поскольку очевидно неравнодушное отношение к инновационным процессам в образовании и стремление к поиску действенных механизмов достижения его качества. Стандарты общего образования непосредственно касаются и совершенно особой предметной области – искусства. И это, на наш взгляд, также является одним из перспективных направлений развития исследований. Образовательный стандарт второго поколения, или «трёх Т», т.е. трёх основных компонентов – Требований к структуре основных общеобразовательных программ, Требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, и Требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ, – вызывает наибольшую полемику именно во втором случае. Поскольку Требования к  результатам освоения основных программ общего образования напрямую связаны с качеством обучения искусству в современной школе [5]. Существует и достаточно распространенная точка зрения по поводу невозможности и абсурдности «стандартизировать восприятие искусства» в общеобразовательной школе. Не вдаваясь в подробное обсуждение и детали, можно лишь наметить круг примерных проблем, касающихся дальнейшего научногопоиска в части стандартизации образования. Например: Что считать действительным результатом освоения основных общеобразовательных программ по искусству? Каким образом эти результаты будут варьироваться, видоизменяться (качественно и количественно) на разных ступенях образования? Каковы подходы к оценке качества современного образования на уроках искусства? В чем заключается общность и различие этих подходов для существующих видов искусства, традиционных и развивающихся? С помощью каких реальных и доступных механизмов, диагностических процедур и пр., можно выявить (определить и/или зафиксировать) эмоционально-духовный рост ученика? Какие инновационные технологии, методы и методические приёмы необходимы для того, чтобы сохранить на уроке «живое дыхание искусства» и обеспечить достижение планируемых результатов образования, с их достаточно чёткой детализацией?.. Перспективныенаучные изысканияв области художественного образования неотделимыи от стремительного развития современных информационно- коммуникационных технологий с их безграничными возможностями сохранения и распространения сведений самого различного характера. И потому необходимо отметить два вектора исследований: разработка новейшего учебно-методического обеспечения для школы XXI века (электронные учебники и пособия, специальные электронные материалы для самостоятельной работы ученика и проверки знаний, умений и навыков по предметам искусства на всех уровнях образования, электронные «репетиторы» для углубленного изучения предметов художественно одарёнными детьми, электронные методические материалы для учителей и преподавателей вузов и т.п.); создание специального разнообразного и привлекательного инструментария (методического, дидактического и др.), активно противодействующего низкопробной продукции «от искусства», для широкого и повсеместного применения в системе формального и неформального художественного образования детей и молодежи [6]. Интересными в дальнейшем можно считать и возможные широкомасштабные, комплексные исследования в рамках реализации долгосрочного проекта по развитию  Web-Обсерватории художественного образования государств-участников СНГ [4]. Для настоящего и будущегонаучного сотрудничества стран в области художественного образования интересна рубрика «Вопросник», точнее «Вопросник ЮНЕСКО». Этот подраздел составлен на основе дискуссий, проходивших во время Всемирной конференции по образованию в области искусств 6-9 марта 2006 г. в Лиссабоне (Португалия). ЮНЕСКО начато официальное распространение этого вопросника среди государств – членов в июле 2007 г. При этом обращалось внимание на целесообразность использования этого документа в качестве практической модели для подготовки основных рекомендаций по реализации художественного образования в конкретных условиях на национальном уровне. Предлагаемые в рубрике вопросы касаются в основном современного состояния художественного образования, проблем, решаемых в рамках национальных программ. Здесь же даны вопросы о методах и политике, осуществляемой в области художественного образования. По сути, это постоянное и широкомасштабное исследование роли художественного образования и уровня знаний о культуре в XXI веке. Таким образом, этот информационный ресурс содержит в себе немалые потенциальные возможности не только для изучения различных систем художественного образования и стратегий их развития, но и для координации усилий международного профессионального сообщества в преодолении различных проблем, реализации стратегических инициатив и продвижении культурных проектов. Исследования в этом направлении дадут возможность не только изучить культурно-исторические традиции каждой страны, реально действующие системы художественного образования, их структуру, подходы и различные формы, специфику подготовки педагогических кадров, стратегические приоритеты развития и др., но и оптимизировать международные научные изыскания в контексте общеевропейской идеи XXI века – образование молодого поколения через искусство. Перспективы развития научных исследований в области художественного образования, конечно же, не исчерпываются только лишь обозначенными направлениями. Во многом научное будущее предопределяется и целым рядом порой непредсказуемых изменений (политических, экономических, социокультурных и других). Однако, можно быть уверенным: фундаментальные и прикладные исследования в области художественного образования,вобрав все новое и ценное за десятилетия своего становления, сохранят свою результативность, востребованность, и силами многочисленных подвижников науки продолжат свое развитие на основе существующих отечественных традиций в их современном творческом переосмыслении. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Л.Л. О взаимосвязи пространства и времени в искусстве // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2013. Том 2. № 1. С. 17-22. 2. Алексеева Л.Л., Стукалова О.В. Взаимосвязь научных и экспериментальных исследований в художественном образовании: материалы Круглого стола, проведенного в рамках науч.-пр. конференции «Школа XXI века 30.08.2010 г.» // Педагогика искусства. – 2010. – № 4. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/. 3. Научные школы в педагогике искусства: монография. Часть I / Под общ. ред. Л.Г. Савенковой. –М.: Издательский Дом Российской академии образования, 2008. 4. Полюдова Е.Н. Обсерватория художественного образования государств-участников СНГ и ее роль в развитии современной педагогики искусства // Педагогика искусства. – 2014. – № 3. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/. 5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). 6. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналит. доклад = Arts Education in the Russian Federation: Building Creative Capacities in the 21st Century: analytical report / Л.Л. Алексеева, Е.П. Олесина, Л.В. Школяр и др.; Рос. ин-т культурологии и др.; отв. ред. К.Э. Разлогов. – М., 2011.