Введение
Цель данного исследования – изучение и обобщение истории фестивального
движения в России, лучшего отечественного опыта и мировых достижений, что будет
способствовать сохранению, восстановлению и развитию национальных традиций,
обновлению содержания, форм и методов художественного образования, выявлению и
плодотворному развитию инновационных форм организации фестивально-конкурсного
движения в России как фактора развития творческого потенциала и раскрытия
художественной одаренности детей и молодежи в разных видах искусства.
Методы данного исследования – анализ научно-методической литературы по
рассматриваемой проблеме, материалов прессы, ресурсов Интернета, изучение и
обобщение опыта проведения и организации фестивалей-конкурсов.
Из истории проведения всероссийских конкурсов детского рисунка
Конкурсы детского изобразительного творчества, проводимые у нас в стране и за
рубежом с начала ХХ в. по настоящее время, рассматриваются исследователями как одна
из самых эффективных форм выявления одаренных детей в области художественного
развития, как форма коллекционирования результатов детского изобразительного
творчества по тематическому принципу.
В исследованиях А. В. Бакушинского, Е. А. Флёриной, Г. В. Лабунской,
Н. Н. Фоминой и др. собирание и коллекционирование детского изобразительного
творчества анализируется как культурно-историческое явление, отражающее различные
аспекты истории, культуры, традиций и новаций в художественном образовании.
Традиция проведения отечественных конкурсов детского рисунка начинает свой
отчет с 1935 г. – это год проведения. Первого Всероссийского конкурса детского рисунка.
Однако в конце ХIХ в. при некоторых образовательных учреждениях России (например,
при Академии художеств) существовали разного рода художественно-педагогические
просмотры результатов детского изобразительного творчества, которые проводились как
формы отражения содержания образовательной работы учителя рисования, как средство
отчетности и проверки эффективности его педагогической деятельности. Такие
просмотры предполагали педагогический отбор и систематизацию выразительных детских
рисунков по тематическому, возрастному или иному принципу, способствовали
формированию учебных фондов.
Преподаватель Санкт-Петербургского Учительского университета и Санкт-
Петербургской Земской учительской школы М. М. Попов в 1909 году издаёт
«Иллюстрированную историю методики рисования и новые методы обучения искусствам
в школе», в которой впервые в истории художественного образования анализируется опыт
работы в области преподавания изобразительного искусства в разных странах мира и в
России. Собранная им коллекция учебных рисунков, выполненных на уроках рисования,
позволила М. М. Попову проиллюстрировать свою книгу, провести сравнительное
исследование.
С 1911 г. начинает коллекционировать рисунки детей дошкольного и школьного
возраста художник-педагог Е. А. Флёрина. В 1915 году, работая в детском саду общества
«Детский труд и отдых», она обобщает свои наблюдения за изобразительной
деятельностью дошкольников и пишет книгу «Детский рисунок», в которой делает
попытку систематизации рисунков дошкольников по возрастным группам, обосновывает
систему их анализа и высказывает ряд методических рекомендаций по организации и
руководству изобразительной деятельностью маленьких детей с учетом их развития.
Заведуя дошкольным отделом Музея по дошкольному возрасту (рук. проф.
С. Ф. Аркин), Е. А. Флерина собирает большую коллекцию детского рисунка
(1919-1921 гг.). Она принимает активное участие в работе конференции Первой опытной
станции Наркомпроса (1922 г.) и способствует принятию решения о создании
дошкольного отдела. Ей поручается возглавить работу по организации и проведению
выставок, отражающих содержание и методы художественного воспитания
дошкольников, результаты опытно-экспериментальной деятельности станции, а также
выработать критерии отбора рисунков для выставок.
В 1923 году Е. А. Флерина работает в Государственной Академии художественных
наук (ГАХН) в «Комиссии по изучению примитивного искусства» (рук.
А. В. Бакушинский) и пишет статью «Рисунок как материал для изучения ребенка».
Проводя курсы для работников народного образования, она проводит мини-конкурсы и
выставки детского рисунка с целью «изучения через рисунок» детей: их
индивидуальности, возрастных особенностей, влияния пола и городской среды на их
развитие, выявления зависимости обучающего фактора на развитие рисунка.
В начале 1920-х гг. в Государственной академии художественных наук
целенаправленную работу по коллекционированию, систематизации и изучению детского
рисунка начал А. В. Бакушинский. По этому поводу он писал: «Приходится вести работу,
главным образом лабораторного, исследовательского характера. И вести ее в двух
направлениях: изучения законов детского художественного творчества и его продуктов,
изучения и поисков целесообразных с точки зрения новой общественности методов
художественно-педагогического воздействия» [1].
На семинарах по методике преподавания изобразительного искусства
А. В. Бакушинский предлагал организовывать выставки, которые показывали бы фазы
детского рисунка и позволяли анализировать результаты детского творчества с учетом
меняющихся физиологических функций организма и сменой двигательной, зрительно-
двигательной и зрительной установки психики. В 1934 году в Центральном доме
художественного воспитания детей (ЦДХВД РСФСР) руководитель Музея детского
рисунка Г. В. Лабунская, обобщая предыдущий опыт организации и проведения выставок
детского рисунка, выделяет три основных направления коллекционирования: научно-
исследовательскую, методическую и выставочную. В этом же году под ее руководством в
Москве была проведена Первая международная выставка детского рисунка.
На основе присланных из всех союзных республик и 15 стран мира рисунков
начинает формироваться коллекция. В 1935 году в стране проходит первый конкурс на
лучший детский рисунок, который организует ЦДХВД. О конкурсе известила газета
«Пионерская правда» от 28 февраля 1935 года. В ней сообщалось, что «Центральный дом
художественного воспитания детей РСФСР имени А. С. Бубнова вместе с «Пионерской
правдой» и «Колхозными ребятами» объявляет конкурс на лучший детский рисунок.
Первый всероссийский конкурс детского рисунка в 1935 г. проводился с целью
пополнения этой коллекции, разработки единых критериев оценки и отбора детских
рисунков, выявления и поддержки творчески одаренных детей; победители получали
премии в виде материального вознаграждения (краски, альбомы, кисти, карандаши, отрез
ткани).
Все поступившие в ЦДХВД детские рисунки 1935 года были подсчитаны и
систематизированы сотрудниками изосектора (зав. Г. В. Лабунская). Из 3820 работ для
участия в конкурсе было отобрано 1562 рисунка. Примечательно, что 71 % работ выполнили
сельские дети и лишь 29% – городские. Мальчики оказались более активными: им
принадлежит 72% конкурсных работ (соответственно девочкам всего 27%). Самыми
многочисленными участниками конкурса оказались дети 11–14 лет (57% мальчиков, 85%
девочек), менее активными – подростки 14–17 лет (27% мальчиков, 13% девочек), самыми
малочисленными были учащиеся начальной школы – дети 8–11 лет (15,5% мальчиков, 22%
девочек).
Первый конкурс детского рисунка 1935 года позволил посмотреть на него как на
социально значимый художественный выставочный проект, способствующий поддержке
и развитию творчества одаренных детей, которые самостоятельно, без педагогической
опеки выполняли свои рисунки и присылали их на конкурс. В то же время следует
отметить, что в связи с проведением конкурса наблюдалась активизация деятельности
педагогов изобразительного искусства системы дополнительного образования (кружков и
студий), которые нацеливали подготовку детей к конкурсам. Выявлены критерии анализа
и отбора рисунков на первый конкурс, определена зависимость предлагаемых конкурсных
тем от социально значимых событий в жизни страны, школьных пионерских и
комсомольских организаций («Самая красивая новостройка в нашей деревне и колхозе»,
«Праздник», «Иллюстрация», «Рисунок той местности, куда бы хотел полететь на аэроплане»,
«Рисунок материи», «Жизнь пионеров», «Рисунок стенгазеты») [2, с. 48–55].
Последующие конкурсы детского рисунка, которые организует сектор
изобразительного искусства ЦДХВД, были посвящены темам, имеющим важную
культурно-социальную и образовательную роль для социалистического общества [3].
Конкурс 1937 г. посвящен 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина; 1938 г. – 20-летию
Октября; конкурс 1939-1940-е гг. посвящен оборонной тематике; 1941г. – 100-летию со
дня смерти М. Ю. Лермонтова; 1946 г. – Победе в Великой Отечественной войне.
Особенностью проведения первых всероссийских конкурсов детского рисунка была
ориентация на одаренных детей, которые мотивированы на изобразительное творчество.
Проведение Первого Всероссийского конкурса детского рисунка 1935 г. позволило
выявить его педагогический потенциал, который заключался в следующем:
1) конкурсные темы в определённой степени формировали образовательную
политику педагогической работы, фокусировали внимание детей и учителей на
социально-значимых проблемах общества (сбор макулатуры, сбор золы, участие в
государственных праздниках, спортивных соревнованиях и т. п.);
2) разработанные критерии оценки детского рисунка определяли стратегию
образования, фокусируя детей и педагогов на достижение определённых результатов;
3) условия конкурса мотивировали детей на победу, т. к. победители конкурса
получали, помимо морально-психологического удовлетворения, материальное
вознаграждение (краски, альбомы, отрез ткани и т. п.);
4) конкурсы стимулировали педагогов на более качественное выполнение своей
работы, на поддержку одаренных детей, на организацию систематической работы в
области не только дополнительного, но и общего образования.
В связи с реорганизацией ЦДХВД в Научно-исследовательский институт АПН
СССР в 1950–1990-е гг. работой по организации конкурсов стали заниматься разные
организации: институты культуры и образования, музеи и галереи, газеты и журналы и др.
Сотрудники института Б. П. Юсов, Т. Я. Донцова, Н. Н. Фомина, Н. В. Гросул и др.
принимали участие в жюри конкурсов детских рисунков, посвященных разным
историческим событиям.
В 1960-е гг. начинают проходить Международные выставки детского рисунка,
которые организует газета «Пионерская правда». Содержание детских работ объединяют
темы «Моя страна – мой дом» (1968 г.), «Я вижу мир» (1969–1976 гг.).
Несмотря на то что Международный конкурс 1969 г. «Я вижу мир» был посвящен
100-летию со дня рождения В. И. Ленина, рисунки, поступившие на конкурс, в основном
не имели политической окраски, а раскрывали особенности жизни детей разных стран
мира: природа, спорт, учеба, животные, бытовые занятия, семья.
Размах конкурсов был велик: если на Первый международный конкурс, который
объявила газета «Пионерская Правда» в 1969 г. было прислано 120 000 рисунков из 52 стран
мира, то на Третий международный конкурс детского рисунка «Я вижу мир» 1975–1976 гг.,
который был посвящен 30-летию победы над фашистской Германий, поступило 300 000
рисунков из 72 стран.
За время проведения конкурсов были выработаны критерии оценки детских работ:
1) оригинальность, а не срисовывание;
2) рисунки должны были основываться на опыте ребенка, отражать особенности
его индивидуально-возрастного видения мира;
3) степень раскрытия и глубина замысла, умение ребенка выразить свои мысли,
используя средства выражения: линию, цвет, пятно, штрих, композицию, ритм,
объем и т. п.
В конце ХХ – начале ХХI вв. конкурсное движение приобрело особый размах,
поскольку, помимо институтов культуры и образования, к проведению конкурсов
детского рисунка стали причастны другие ведомства: министерства сельского хозяйства и
промышленности, экологии и медицины, Центральный дом детей железнодорожников и
другие ведомственные и межведомственные учреждения.
Характерными особенностями конкурсного движения и выставок детского рисунка
в эти годы являются следующие:
– децентрализация: выставки организуют и проводят не только газеты, журналы,
государственные образовательные и научные учреждения, но и коммерческие и
религиозные организации, частные промышленные компании, разные политические
партии и министерства;
– отсутствие единых критериев оценки детских рисунков: порой рисунки не
проходят никакого конкурсного отбора, принимаются на выставку без учета эстетической
специфики детских произведений. (Постулируются тезисы «Все дети имеют право на
творчество», «Что бы ни нарисовал ребенок – всё хорошо», в каталогах печатаются
невыразительные, неоригинальные работы, часто срисованные с картинок, что насаждает
обществу дурной вкус;
– религиозный характер некоторых экспозиций: церковь организует и проводит
конкурсы детского рисунка, в каталогах публикуются копии некоторых икон, что не
способствует развитию оригинального видения юных художников;
– коммерческий характер: условиями некоторых конкурсов предусмотрена плата за
участие в нем; определяется стоимость каждой работы, что понижает уровень
художественности таких выставок, устроители руководствуется принципом «Заплати и
выставляй всё, что угодно»;
– организация на выставках детского рисунка аукционов, на которых продаются
детские работы;
– стихийность, отсутствие системы: выставки проводятся в связи с тем или иным
событием в жизни организации, ведомства или министерства с целью привлечения
внимания к своему юбилею, а не с целью поддержки творчества детей;
– конкурсное движение «Одаренные дети» приобрело массовый характер,
отсутствие единых критериев оценки работ приводит к постановке на поток дипломов
«одаренный ребенок»;
– особой стабильностью отличаются конкурсы, которые систематически проводят
журналы «Юный художник» (гл. ред. В. И. Ивашнев), «Искусство в школе» (гл. ред.
А. А. Мелик-Пашаев): публикуемые на страницах этих журналов детские рисунки
отличаются выразительностью и глубиной замысла;
– систематическое проведение конкурсов и выставок детского рисунка, а также
популяризация художественных коллекций Государственными художественными
музеями (Эрмитаж, ГТГ, ГМИИ им. А. С. Пушкина и др.) в целях художественного
просвещения подрастающего поколения;
– конкурсы и выставки ретро-современного характера, которые с 1994 г.
организуют сотрудники лаборатории изобразительного искусства Института
художественного образования РАО (Н. Н. Фомина, Ю. Н. Протопопов, Т. А. Копцева,
Ю. В. Голобоков и др.) в целях развития художественного вкуса детей и подростков.
Включая в экспозицию выставок исторические рисунки наряду с современными детскими
работами, устроители выставок стремятся обеспечить преемственность ценностных
смыслов художественного образования, ратуют за художественность как главный
показатель одаренности ребенка и критерий эффективности образовательного процесса;
– проведение на протяжении 20 лет ежегодного конкурса «Передвижная выставка
детского изобразительного творчества дошкольных и школьных образовательных
учреждений» лабораторией истории художественного образования ИХО РАО (куратор
выставок Т. А. Копцева). В ежегодно выпускаемых каталогах публикуются
выразительные рисунки детей и подростков 3–17 лет, печатаются статистические
материалы и методические рекомендации, осуществляется поддержка творческого
развития детей дошкольного и школьного возраста, а также популяризация результатов
эффективной педагогической деятельности воспитателей детских садов и учителей
общеобразовательных школ.
В результате многолетнего проведения этого конкурса в ИХО РАО собрана
уникальная коллекция детского рисунка детей 3–17 лет дошкольных и школьных
образовательных учреждений, накоплен богатый опыт организации и проведения
конкурсов и передвижных выставок, имеющих от 4 до 11 маршрутных адресов,
включающих детские сады, общеобразовательные школы, учебно-воспитательные
комплексы, университеты, центры детского творчества, библиотеки, выставочные залы,
музеи.
В результате конкурсного движения «Передвижная выставка» была собрана
коллекция детского рисунка, отражающая содержание художественно-экологической
программы «Природа и художник», а также выявлены тематические предпочтения юных
художников, которые стали участниками 23 передвижных выставок. Коллекция содержит
более 10000 рисунков, созданных под руководством воспитателей детских садов и
школьных учителей изобразительного искусства [4].
Анализ исторического опыта проведения ретро- и современных всероссийских
конкурсов детского изобразительного творчества первой половины ХХ в., в том числе и
Первого Всероссийского конкурса 1935 г., организованного Центральным домом
художественного воспитания детей (ныне ФГНУ ИХО РАО), позволил выявить
стабильные критерии отбора детских работ для участия в выставках и скорректировать их:
1. Творчество: оригинальность замысла, сочинение, а не срисовывание; работы
должны основываться на опыте ребенка, отражать уникальность видения мира,
продиктованного индивидуальными особенностями развития.
2. Ремесло: работы должны отражать «умелость руки» и степень владения
художественным материалом, отражать навык владения «азбукой искусства», способами и
приемами получения изображения, продиктованными возрастными особенностями
развития.
3. Выразительность: художественность, образность, содержательность
произведения; оценивается степень раскрытия и глубина замысла, умение ребенка-автора
выразить свои мысли и чувства, используя средства выражения: линию, цвет, пятно,
штрих, композицию, ритм, объем и т. п., способность придумать оригинальное название
своей работе.
По-прежнему конкурсы детского рисунка проводятся в связи с важными
историческими и государственными событиями и раскрывают социально-значимые
аспекты общественной и культурной жизни ребенка. Это юбилейные конкурсы в честь
деятелей культуры, искусства и науки: А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. И. Левитана,
М. В. Ломоносова и др., конкурсы разных городов и музеев, посвященные Победе в
Великой Отечественной войне, битве под Москвой, Сталинградом и др., памяти событий
Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения и т.п., а также на темы близкие и
интересные детям: «Пусть всегда будет солнце!», «Наши кошки», «Собака – верный
друг», «Как прекрасен этот мир!», «Мир глазами детей», «Семейный альбом», «Планета
детства» и др.
Современный этап развития конкурсного движения характеризуется также
локальностью проведения выставок детского рисунка и небольшим охватом детской
аудитории. Например, на XXIII конкурс Передвижных выставок детского
изобразительного творчества «Наши кошки», организованный ИХО РАО в 2012–2013 гг.,
поступило всего 8000 рисунков из четырех стран (Россия, Украина, Казахстан, Словакия).
В результате конкурсного отбора в выставке приняли участие 760 детских рисунков юных
авторов 3–17 лет, выполненных под руководством 155 учителей. В выставке приняли
участие: дошкольники: мальчиков – 106 рис, девочек – 157 рис.; младшие школьники:
мальчики – 76 рис., девочки – 217 рис.; ученики 5–11 классов: мальчики – 16 рис., девочки
– 108. Таким образом, конкурсный отбор прошли рисунки 198 мальчиков и 482 девочек.
Самыми активными участниками конкурса стали учащиеся начальных классов (293 рис.)
и дошкольники (263 рис.), учащиеся 5–11 классов проявили наименьшую активность (108
рис.). Оказалось, что самой активной возрастной группой стали дети шестилетнего
возраста (мальч. – 69, дев. – 106), вторыми по активности стали 10-летние художники
(мал. – 43, дев. – 61), на третьем месте активности оказались дети 9 лет (мал. – 10, дев. –
63).
Анализ присланных на конкурс детских рисунков позволил сделать ряд важных
выводов, продиктованных возрастными особенностями развития современного
ребенка-автора, организовать серию круглых столов для педагогической общественности
по теме «Особенности изображения животных детьми разных возрастных групп».
По сравнению с Первым конкурсом детского рисунка 1935 г. самыми активными
участниками конкурсного движения стали не мальчики, а девочки, а инициативное начало
из подросткового возраста перешло в дошкольную группу и младший школьный возраст.
Объясняется это, прежде всего, тем, что ведущую роль в подготовке юных художников к
выставке играют учителя и воспитатели, а не ребенок. Педагоги стимулируют детскую
творческую активность, применяя на своих занятиях игровые методики и средства
художественно-педагогической драматургии, и более всего под такое влияние попадают
дошкольники и ученики начальных классов.
Анализ ретро-современной коллекции детского рисунка ИХО РАО, собранной
сотрудниками сектора и лабораторией изобразительного искусства в результате
проведения всероссийских и международных конкурсов, показал зависимость результатов
детского изобразительного творчества от форм и методов педагогического влияния.
Детский рисунок, созданный в образовательном учреждении под руководством
воспитателя детского сада, школьного учителя изобразительного искусства, руководителя
изостудии или преподавателя художественной школы, является свидетелем
педагогических технологий, документом, отражающим содержание художественного
образования.
Поэтому не случайно современный конкурс и выставка детского изобразительного
творчества рассматриваются как социально значимый педагогический проект, который
призван решать не только художественно-эстетические и методические, но и
исследовательские задачи, быть важным источником информации о педагогических
системах и технологиях, стать действенным средством обновления организационных
форм и содержания образования при работе с дошкольниками и школьниками,
студентами и педагогами в системе подготовки, переподготовки и повышения
квалификации работников образования, а также быть эффективной формой выявления и
поддержки творческих достижений детей и подростков в области изобразительного
искусства.
Из истории проведения и организации всероссийских музыкальных конкурсов и
фестивалей (1930–2000 гг.)
Истоки фестивально-конкурсного движения относятся к 1930-м годам, когда
повсеместно открывались литературные, музыкальные, театральные кружки, детские
спортивные школы и стадионы, появлялись технические, политические клубы, клубы
интернациональной дружбы, клубы юных натуралистов (юннатов), дома детской книги,
картинные галереи, киностудии и др. По замечаниям Н. К. Крупской, «пионеры в
процессе практической деятельности должны учиться коллективно жить, трудиться и
играть, развиваться умственно, физически, нравственно и эстетически…
непосредственное участие детей в самых разных формах художественной
самодеятельности имеет огромное значение: оно воспитывает именно действенным
отношением к искусству и доставляет детям много радостных переживаний» [5].
В 1930-50-е гг. конкурсы проходили между отрядами, где музыкальные состязания
были частью различного вида соревнований. Особенно часто такие конкурсы проходили
внутри школ и летних оздоровительных лагерей.
С 1947 года проводится Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.
Организаторами фестиваля стали Всемирная федерация демократической молодёжи и
Международный союз студентов. Для подготовки к фестивалю были созданы
Международный подготовительный комитет и национальные подготовительные комитеты
в странах-участницах. В программу фестивалей наряду с политическими семинарами и
дискуссиями входили концерты, массовые празднества, а также обязательное красочное
шествие делегаций. Участники – старшие школьники и студенты. Музыкальной эмблемой
фестиваля стал Гимн демократической молодёжи мира (музыка Анатолия Новикова, текст
Льва Ошанина), впервые исполненный на открытии I фестиваля в Праге.
VI всемирный фестиваль 1957 года, прошедший в Москве, – самый массовый за
всю историю фестивального движения. В нём приняли участие 34 тысячи человек из 131
стран мира. Один из фестивальных конкурсов впоследствии стал постоянной передачей на
телевидении – КВН, получившим в дальнейшем широкое распространение в
образовательных учреждениях. Исполняемые на фестивале песни «Если бы парни всей
Земли…», «Зори московские…», «Звенит гитара над рекою…», «Фестивальный вальс»,
«Подмосковные вечера» вошли в репертуар многих детских хоровых коллективов.
В 1941 году был создан один из лучших и ведущих детских музыкальных
коллективов страны – Ансамбль песни и пляски Московского городского Дома (Дворца)
пионеров и школьников. Бессменный талантливый художественный руководитель
коллектива – В. С. Локтев [6]. Под его руководством ансамбль стал известным
исполнительским коллективом, подлинной школой эстетического воспитания детей.
Тысячи детей прошли школу воспитания в Ансамбле, многие из них нашли здесь свое
призвание и сегодня с успехом работают исполнителями, педагогами в лучших
профессиональных художественных коллективах. Ансамбль успешно выступал на
концертах, фестивалях и конкурсах по Советскому Союзу, гастролировал за рубежом: в
Болгарии, Чехословакии, Франции, Голландии, Румынии, Японии, США, Египте, Алжире.
Первые исполнения своих произведений доверяли Ансамблю известные
отечественные композиторы Д. Кабалевский, А. Пахмутова, М. Раухвергер, А. Лепин,
М. Коваль, Ю. Чичков. С Ансамблем сотрудничали и дружили поэты С. Михалков,
А. Сурков, С. Баруздин, Л. Ошанин, А. Пришелец, О. Высотская, А. Тверской,
М. Левашев. Ансамбль сыграл видную роль в истории создания и расцвета детской
художественной самодеятельности России. По его образцу был создан ряд пионерских
музыкальных коллективов. 25 мая 1967 года постановлением ЦК ВЛКСМ в честь 25-летия
Ансамбль был занесен в Книгу Почета Ленинского комсомола. 3 марта 1969 года
решением Исполкома Моссовета ансамблю было присвоено имя его основателя
Владимира Сергеевича Локтева.
В 1953 году родилась детская хоровая студия «Пионерия», которая стала
родоначальником новой формы работы с детьми, соединившей в себе хоровое
исполнительство, музыкальное образование, воспитание, просветительскую и, главное,
концертную деятельность. Именно такие студии в изобилии появились во всём Советском
Союзе.
Особое внимание необходимо обратить на функционирование Всероссийского
хорового общества, которое вело целенаправленную работу по консолидации усилий
государства и общества, профессионалов и любителей на развитие хоровой культуры и
хорового движения, универсально сочетая музыкально-просветительскую, творческую и
финансово-хозяйственную деятельность. Деятельность ВХО регулировалась репертуарно-
методическим отделом, творческими комиссиями по развитию академического пения,
народного пения, по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества,
инструментальной музыке и др. и развивалась по следующим направлениям:
1) развитие музыкально-эстетического образования в школе;
2) организация широкой сети народных университетов, лекториев, курсов для
любителей музыки (в основном хоровой самодеятельности) по обучению
музыкальной грамоте и общему музыкально-эстетическому образованию;
3) поддержка профессионального хорового образования;
4) управление процессами хоровой (а затем и всей музыкальной) художественной
самодеятельности.
Концертно-фестивальная деятельность ВХО охватила всю вертикаль от местного
до всероссийского уровня и явилась мощным стимулом в развитии и укреплении хорового
движения. ВХО учредило Всероссийский конкурс патриотической музыки, проводило
праздники песни, смотры художественной самодеятельности, конкурсы. Основной
заслугой ВХО в этой области по праву может считаться введение в стране традиции
системного проведения подобных мероприятий.
Хоровое общество координировало усилия различных организаций, Домов
творчества, создавало единую межведомственную систему систематического проведения
всероссийских хоровых праздников, фестивалей, конкурсов и т. п. Большую роль в их
организации в Москве играл Дворец пионеров на Ленинских (Воробьевых) горах. Здесь
проводились заключительные концерты ежегодных городских конкурсов детских хоровых
и танцевальных коллективов разных возрастных групп, которые были отобраны на
конкурсах в районных Домах пионеров.
Активная и творческая пионерская деятельность продолжалась и в 60–80-е годы. В
эти годы реализовывались комплексные программы пионерской жизни под названием
«Марши пионерских отрядов» (1970–1982) и «Марши юных ленинцев» (1982–1987). Эти
программы основывались на конкурсной борьбе и ориентировали ребят на созидание,
способствовали развитию творчества.
Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок», созданный в 1962 году, стал
крупнейшим центром, в котором проходили важнейшие для страны фестивально-
конкурсные мероприятия: Всесоюзный детский фестиваль искусств, посвящённый
50-летию Великого Октября (1967 год) – среди гостей были А. Н. Пахмутова,
Г. А. Струве, Д. Б. Кабалевский, А. Островский, А. Цфасман и др; Всесоюзный праздник
творчества школьников, посвящённый 60-летию Великого Октября; Всероссийский
фестиваль художественной самодеятельности школьников (1977 г.); Международный
детский праздник «За счастливое детство в мирном мире»; Фестиваль хоров радио и
телевидения с участием коллективов из социалистических стран (1979 год);
Международный фестиваль хоровых коллективов (1981 год); Международный фестиваль
детских хоров и телевидения (1983 год); Всероссийский праздник детского творчества,
посвящённый 40-летию Победы; XII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов
(1985 год).
Начиная с 1960-х гг. и по настоящее время всё большее значение в конкурсном
движении приобретает грамотное руководство художественно-творческой деятельностью
школьников, которое стало возможным благодаря открытию в вузах музыкально-
педагогических и художественно-графических факультетов, специально готовивших для
школы учителей музыки и изобразительного искусства.
Массовый характер приобретает детское хоровое движение. В эти же годы были
разработаны теоретико-методические основания работы с юношескими (неполными
смешанными) хорами старшеклассников. (Д. Л. Локшин, Т. Н. Овчинникова и др.).
Помимо хоровых студий, при домах культуры, домах пионеров и др. центрах
художественного творчества открываются музыкальные классы; в каждой школе, как
правило, существуют хоровые коллективы.
В 1965 году в одном из ЖЭКов Москвы родился хоровой кружок (20 детей), который
изначально выступал для пенсионеров района. Дети в коллективе собрались талантливые, о
чём свидетельствует победа на конкурсе «Музыкальная весна» (I место) – так и родилось
название хора «Весна» (март 1965 года). Серьёзное отношение к занятиям, осознание
ценности своего голоса как вокального инструмента, большое тяготение к хоровому
искусству – вот необходимые составляющие, которые помогали выявлять одарённых детей и
привлекать их к музыкальному творчеству. Вскоре этот коллектив превратился в известную
не только у нас в стране, но и за рубежом хоровую студию. Бессменным руководителем и
организатором коллектива стал известный дирижёр и педагог, заслуженный артист России,
лауреат Премии Москвы Александр Сергеевич Пономарёв.
В 1970 году при Комитете по телевидению и радиовещанию СССР был создан
Детский хор Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной
компании. За годы существования коллектива было выявлено много талантливых
детей-солистов, которых знала и любила вся страна. Таким образом, в СССР проводилась
работа с одарёнными детьми-звёздочками. Детский хор радио и телевидения всегда вёл
активную концертную деятельность, успешно гастролируя по городам России и Европы, и
неоднократно побеждал на многих международных конкурсах. В марте 2006 года Детский
хор завоевал Grand-Prix в Словакии на международном детском хоровом фестивале
«Братиславская Весна». В августе 2009 года коллектив принял участие в Фестивале
славянских народов в г. Гумене (Словакия).
Важным событием в международной жизни СССР семидесятых годов стал
Международный детский фестиваль «Пусть всегда будет солнце» (1977 г.), проходивший
в знаменитом «Артеке». Этот фестиваль стал своеобразным предисловием к XI
Всемирному фестивалю молодёжи на Кубе. Масштабы мероприятия побили все рекорды:
в «Артек» съехались 1500 детей из 158 международных, региональных и национальных
детских и юношеских организаций из 103 (!) стран мира.
В хоровое движение оказалось вовлечено огромное количество детей. По
статистическим данным Министерства культуры РСФСР, в конце 1983 г. в республике
насчитывалось 29 040 самодеятельных хоровых коллективов с числом участников 726 400
человек, а хоровой самодеятельности насчитывалось более 3 млн. человек. Появляется
множество конкурсов и фестивалей, в которых принимают участие хоровые коллективы,
где в качестве «запевал»-солистов выступают вокально одарённые дети. Однако
систематического целенаправленного выявления и работы с одарёнными детьми, а также
сольного исполнительства в конкурсно-фестивальном движении не было.
В 1991 году появилась популярная телепрограмма «Утренняя звезда», выходившая
на Первом канале. Данная программа стала катализатором, пробудившим всю Россию к
сольному детскому эстрадному исполнительству, после её появления возникают
многочисленные эстрадные студии. С 1995 по 2000 гг. постепенно, наряду с
государственными конкурсами и фестивалями, появляются и развиваются коммерческие
конкурсы.
В 2000 году телеканалом «Культура» учреждён ежегодный телевизионный конкурс
юных музыкантов «Щелкунчик». Этот уникальный конкурс и по сей день остаётся
единственным в России детским телевизионным конкурсом в области академической
музыки. За время существования конкурса в нем приняли участие более 1000 юных
музыкантов из полутора десятков стран мира. Конкурсные прослушивания посетили
порядка 50 тысяч зрителей.
Существует особый раздел конкурсно-фестивального движения – это детские
конкурсы-спутники взрослых престижных конкурсов. Один из известнейших – Детское
Евровидение [7]. Первый конкурс был организован в 2003 году в связи с успехом
скандинавского конкурса MGP Nordic. Изначально основные скандинавские
телекомпании участвовали в организации детского Евровидения, однако затем, с 2006
года, они прекратили это участие и вернулись к организации конкурса «MGP Nordic».
Детское Евровидение продолжило своё существование, организовываясь страной,
принимающей конкурс у себя (каждый год она выбирается заранее).
Правила конкурса основаны на правилах взрослого Евровидения, но в то же время
имеют большое количество отличительных особенностей. Как и во взрослой версии,
страна, как участник, представляет телевизионного ведущего из этой страны. Конкурс
проходит в одной из участвующих стран.
Конкурс проводится следующим образом.
Каждая страна, участвующая в конкурсе, выбирает исполнителя и песню. В
конкурсе могут принимать участие дети в возрасте от 10 до 15 лет (до 2007
года – от 8 до 15 лет).
Каждая песня из каждой страны исполняется один раз и в живом исполнении
солистом или ансамблем.
С начала исполнения первой песни прямого эфира начинается зрительское
голосование. В голосовании принимают участие только зрители стран,
участвующих в конкурсе. Зрители голосуют за ту песню, которая понравилась
им больше всех, но исключается голосование за свою страну. Голосование
прекращается после двух кратких повторов всех выступлений, во взрослом
конкурсе голосование происходит только в течение 15 минут после всех
выступлений.
Одновременно с голосованием зрителей происходит голосование
профессионального жюри. Итоговый результат состоит из результатов
голосования зрителей и жюри. Все голоса подсчитываются и суммируются по
странам.
По спутниковой связи страны передают свои результаты. Лучшие 10 песен
стран-участниц по результатам общего голосования жюри и зрителей в каждой
стране получают баллы: за первое место 12 баллов, за второе – 10 баллов, с
третьего по десятое – от 8 до 1 балла по нисходящей.
Победителем признаётся страна, чья песня набрала наибольшее количество
очков.
Песни на детском Евровидении должны быть новыми и нигде не
опубликованными коммерчески. При создании песни необходимо максимальное
участие ребёнка-исполнителя.
Продолжительность песни должна варьироваться в пределах от 2 минут 30
секунд до 2 минут 45 секунд – в отличие от взрослого конкурса, где
максимальная продолжительность песни – 3 минуты.
На сцене могут находиться максимум 6 исполнителей.
Исполнитель обязан исполнять произведение «вживую», использование
фонограммы голоса запрещено. Разрешается использование «минусовки»
(записи аккомпанемента), а также использование записанного бэк-вокала, в
отличие от взрослого конкурса, где использование записанного бэк-вокала не
допускается.
Песня должна быть написана на государственном языке страны-исполнителя (в
отличие от взрослого конкурса, где может использоваться любой язык).
Кроме указанных выше, существуют следующие отличия от взрослого конкурса.
Страна-победитель на детском конкурсе не получает автоматического права на
проведение конкурса в следующем году (в отличие от взрослого конкурса, где
страна-победитель такое право имеет). Страна, в которой будет проведён
конкурс в следующем году, определяется заранее.
Исполнитель обязан иметь гражданство государства, которое он представляет,
либо проживать в нём не менее двух лет. Во взрослом конкурсе гражданство
исполнителя не имеет значения.
Максимальное количество стран, участвующих в детском конкурсе, – 18. Во
взрослом конкурсе такого лимита не существует.
В детском конкурсе каждый участник должен быть выбран посредством
национального отбора с телевизионным голосованием, а во взрослом метод
отбора могут выбирать сами участвующие телекомпании. Также в детском
конкурсе смена песни после её отбора не допускается.
Существуют ограничения одежды детей-участников, она не должна быть
сочтена за взрослую.
Жеребьёвка порядка выступлений отличается от жеребьёвки во взрослом
конкурсе: страны-участники делятся на группы, а порядок выступления внутри
этих групп определяется продюсерами конкурса.
Страны, участвующие в детском конкурсе, имеют право не транслировать
конкурс в прямом эфире, а показывать в записи. Однако при этом телезрители
этих стран не имеют права голосовать.
Ведущие детского конкурса используют только английский язык.
Существует и несколько этических правил, связанных с участием детей.
С 17 по 21 ноября 1999 года в г. Саратове прошли Первые Российские молодежные
Дельфийские игры, в которых приняли участие более 2400 дельфийцев из 77 регионов
Российской Федерации. В конкурсную и фестивальную программу Игр были включены 24
номинации. Дельфийские игры – комплексные соревнования профессионалов в
области искусства, своеобразный форум искусств, объединяющий культурное
разнообразие мира и дающий талантливым людям возможность самореализации и роста.
Официальной датой и местом рождения Игр считается 582 г. до н. э., Греция. Новая
эра Дельфийских игр, ставших всемирным явлением, началась лишь в 2000 году, когда
при участии 27 стран в Москве Национальным Дельфийским советом России были
проведены Первые всемирные Дельфийские игры современности. В 18 номинациях
приняли участие 938 человек, а в состав жюри вошли представители 13 стран. Вторые
всемирные Дельфийские игры, состоявшиеся в 2008 году в Саратове и проводившиеся по
19 номинациям, собрали 1167 соревнующихся из 61 страны 5 континентов, в состав жюри
вошли видные деятели искусств из 21 государства. На сегодняшний день в
Международном Дельфийском движении участвуют 65 стран. Игры проводятся при
содействии Комитета РФ по делам ЮНЕСКО, Совета Европы, высшего руководства
различных стран мира.
Сегодня игры состоят из официальной церемонии открытия, конкурсной и
фестивальной программ, международной конференции, дня делегаций, официальной
церемонии закрытия и гала-концерта победителей. В играх участвуют как коллективы, так
и сольные исполнители, прошедшие отбор на национальном уровне и сформированные в
сборные команды. Возраст участников на момент проведения Дельфийских игр – без
ограничений, Молодежных Дельфийских игр – от 10 лет до 25 лет (в рамках номинаций
предусмотрено разделение на возрастные группы).
На данный момент в рамках Дельфийских игр проходят соревнования по 42
номинациям: альт, фортепиано, скрипка, баян / аккордеон, балалайка, виолончель, флейта,
труба, кларнет, домра, саксофон, ударные инструменты, академическое пение, народное
пение, эстрадное пение, авторская песня, классический танец, современный танец,
народный танец, театр, художественное чтение, цирковое искусство, пантомима, ди-джей,
фотография, изобразительное, искусство, граффити, веб-дизайн, тележурналистика,
журналистика, искусство воспитания (!), мультипликация, короткометражный
художественный фильм, скульптура, архитектура, ландшафтный дизайн, кулинарное
искусство, дизайн одежды, парикмахерское искусство, флористика, социальная реклама,
сохранение народных художественных промыслов.
Условно фестивали можно разделить на 3 типа [8]: государственные (бесплатные),
при поддержке гос. структур (частично оплачиваемые родителями), и частные,
устраиваемые туристическими фирмами (полностью платные).
Государственные фестивали, как правило, отличаются низким уровнем
организации.
Окружные фестивали/конкурсы от районных управ и городов, конкурсы
департамента образования, департамента культуры, конкурсы в сфере социальных
структур (центров социального обслуживания и т. д.) повторяются каждый год, и
принимать в них участие могут и обязаны только коллективы от учреждений
соответствующего подчинения, что создаёт ощущение замкнутости, приводит к
отсутствию конкуренции и угасанию интереса у конкурсантов и, как следствие, к
снижению общего уровня мероприятия.
Так как эти фестивали бесплатные, устроители, как правило, не заинтересованы в
том, чтобы провести фестиваль на более высоком уровне: в следующем году коллективы
всё равно будут участвовать в мероприятиях под нажимом дирекции учреждений.
Слабая режиссура мероприятий тоже обоснована наличием фиксированной платы
режиссёру из года в год. Как правило, штатный режиссёр не имеет стимула к созданию
более интересной режиссуры.
Положительная сторона подобных фестивалей/конкурсов в том, что для
коллективов невысокого уровня это практически единственная возможность показать
результаты своей деятельности. Огромное количество слабых коллективов выставляется
именно на таких фестивалях. Дети, педагоги, родители получают возможность сравнить
результаты своего творчества и творчества других студий, увидеть альтернативу своему
обучению и почувствовать дух конкуренции.
Фестивали/конкурсы при частичной поддержке государственных структур
наиболее приоритетны для коллективов среднего и высокого уровня. Частично такие
фестивали оплачиваются родителями детей – например, дорога к месту проведения,
проживание, иногда и небольшой фестивальный взнос. Подобные фестивали проводятся в
крупнейших городах России: Нижний Новгород, Великий Новгород, Санкт-Петербург,
Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Волгоград, Казань и др. – при значительной поддержке
местной администрации
Положительной чертой является уже сама поездка ребёнка, так как все дети
обожают путешествия. Ребёнок изначально получает стимул к подготовке, появляется
необходимый для роста дух конкуренции, и вследствие этого резко вырастает уровень
конкурсантов. В работу студий включаются и родители с разработкой и пошивом
костюмов. Таким образом, общий уровень коллектива становится выше именно у
гастролирующих студий.
Организаторы стараются провести мероприятия на достойном уровне, так как
конкурсов много, информация быстро передаётся «из уст в уста» руководителями
коллективов и хорошая репутация, чтобы коллективы приезжали, просто необходима.
Финансовая состоятельность организаторов зависит от количества человек, участвующих
на конкурсе. Поэтому и организация, как правило, очень достойна, и режиссура на таких
мероприятиях интересна. (Немаловажно, что коллективы имеют возможность выбора
между гостиницами, съёмом квартир или другими вариантами, тем самым экономя
средства и получая более широкие возможности в плане гастрольной деятельности.)
Как правило, фестивали, устраиваемые туристическими фирмами, имеют много
отрицательных моментов и являются наиболее проблемными в сфере конкурсной жизни:
Высокая стоимость путёвок для детей, так как фирмам необходимо оплатить
расходы обслуживающего персонала и жюри (питание, трансфер, проживание).
Огромными минусами становятся плохие условия размещения детей и
навязывание покупки полной стоимости путёвки (без альтернативных
вариантов самостоятельного размещения или питания).
Огромная заинтересованность не в конечном результате, а в наличии собранных
средств. Чаще всего подобные фестивали проводят директора фирм, не
имеющих достаточной творческой квалификации. Отсюда и проблемы на
концертных площадках: отсутствие покрытия (для танцевальных коллективов),
отсутствие необходимого технического оборудования (свет, звук),
недостаточная оснащённость (или отсутствие) комнат для переодевания и т. д.
Из-за высокой стоимости поездок часто набирается недостаточное количество
конкурсантов, из-за чего конкурс превращается в фарс: например, соревнуются
1 танцевальный коллектив, 2–3 солиста-вокалиста разных возрастных категорий
(например, 4 лет, 12 лет и 18 лет) и театр моды. И подобные мероприятия
называются «международными конкурсами», так как закона о проведении
фестивалей-конкурсов и лицензирования пока не существует.
Единственным положительным моментом становится тесное общение
конкурсантов из разных городов и республик.
Педагоги стараются найти «точки опоры» в вопросах фестивалей и конкурсов, в
силу этого просто незаменимым помощником стал сайт «Календарь творческих событий»
http://artcalendar.ru, где даётся именно независимая информация, что, когда и где
проводится. К сожалению, этот сайт практически единственный источник правдивой
информации. Крупнейшие компании «захватили» рынок платного фестивально-
конкурсного движения и имеют очень противоречивые отзывы из-за недостаточно
качественной организации мероприятий: http://www.interfestival.ru/,
http://www.sonnekreis.com, http://www.art-center.ru.
В целом в ходе исследования выявлено три направления развития конкурсов и
фестивалей на период 1930–2000 гг.: конкурсы внутри учебных и оздоровительных
учреждений; конкурсы-спутники взрослых престижных конкурсов; коммерческие конкурсы,
возникшие в 1990-х гг. и получившие особую популярность в современном мире.
Анализ музыкальных фестивалей и конкурсов в России 30–80-х гг. XX в. выявил
положительную роль организации многочисленных хоровых коллективов в развитии
детской самодеятельности и хоровых конкурсов и фестивалей, которые со временем стали
всероссийскими и международными.
В начале 90-х гг. получили развитие конкурсы и фестивали, на которых
приоритетным видом становится сольное исполнительство; в результате выявлено
большое количество талантливых детей. Им оказывается квалифицированная поддержка
ведущими специалистами страны, выделяются государственные гранты, осуществляется
контроль за их развитием и дальнейшим профессиональным ростом.
Отмечена перспективность возрождения на современном этапе хоровых традиций,
хорового и фестивального движения, что способствует вовлечению огромного числа детей
в мир музыки, поднимает на новый уровень музыкальную культуру России.
Из истории проведения всероссийских конкурсов и фестивалей по театральному
искусству
Советская педагогика рассматривала самодеятельное художественное творчество
как важное средство воспитания и просвещения трудящихся масс, приобщения их к
культурным ценностям. Вопросы художественной самодеятельности включались
составной частью в общую теорию коммунистического воспитания и просвещения. Это
имело большое значение как для педагогики, так и для художественной самодеятельности.
Педагогика расширила свой предмет изучения, включила в него новое художественное
явление и средство воспитания. Художественная самодеятельность, со своей стороны, с
момента формирования стала предметом научного осмысления.
В 30-е годы были определены первые отчетные мероприятия в сфере культуры и
образования, приуроченные преимущественно к государственным праздникам и
юбилейным датам.
Ряд принципиальных положений о методике самодеятельности был высказан
П. П. Блонским. Еще в 1919 г. в работе «Трудовая школа» он обосновал положение о
широком внедрении художественного (в его терминологии «эстетического») творчества в
процесс воспитания подрастающего поколения. По его мнению, путь здесь лежит через
обучение учащихся навыкам и умениям, но не в плане «специализации в технике данного
искусства», ибо «обычно такое обучение не дает почти никаких результатов», а в
пробуждении у человека общего стремления к искусству, к его познанию и созиданию.
Только после этого может идти речь об обучении технике эстетического творчества.
Техника творчества не самодовлеющий показатель развития личности, она имеет
подчиненную цель и должна служить общему эстетическому воспитанию [9; 39–85].
Представляется интересным и перспективный анализ, сделанный П. П. Блонским,
рассматривавшим эстетическое воспитание в широком смысле слова как воспитание
чувств, привычки к творчеству, определенных нравственных качеств и в узком смысле –
как получение специальных знаний и развитие технических навыков. Он также считал,
что для решения воспитательных задач важнее всего развивать самодеятельность в форме
различных студий – художественных, литературных, музыкально-вокальных и т. д.
А. С. Макаренко в середине 30-х годов, обобщая опыт своей педагогической
работы, большую часть «Методики организации воспитательного процесса» посвятил
вопросам художественной самодеятельности [13; 219–226].
Плодотворность и жизненность педагогических взглядов на художественную
самодеятельность была подтверждена ее дальнейшим развитием, нашла отражение в
последующих исследованиях. В. Н. Шацкая писала о том, что методика эстетического
воспитания, разработанная в начале 50-х годов в НИИ художественного воспитания АПН
СССР, во многом опиралась на предшествующий опыт [14; 5–28].
Выявлены особенности проведения смотров детской театральной
самодеятельности 50–60-х годов, которые были ориентированы на одаренных детей,
мотивированных на занятия театральным искусством с дальнейшей
профессионализацией.
К руководству работой самодеятельных коллективов наряду с профессиональными
артистами, музыкантами и другими представителями профессионального искусства
привлекается большая армия энтузиастов, которые руководили художественной
самодеятельностью на общественных началах. Например, в 1963 году 160 тысяч
руководителей кружков профсоюзной самодеятельности были активистами-
общественниками. Для развития художественной самодеятельности в стране были
созданы все условия. Методическую и творческую помощь руководителям коллективов
самодеятельности оказывали специально созданные для этой цели Дома народного
творчества. Специалистов для руководства театральной самодеятельностью готовили в
культпросветучилищах и институтах культуры.
Художественная самодеятельность в стране развивалась не только вширь,
привлекая всё большее число участников, но и вглубь, по своему художественному
уровню всё больше приближалась к профессиональному искусству. Занятия
художественной самодеятельностью осуществлялись в различных общественных и
государственных учреждениях: клубах, домах (дворцах) культуры, домах (дворцах)
школьников и т. п., которые выполняли функции руководства и управления.
Из книги Ю. И. Рубиной о специфике самодеятельности в 40–50-е годы
(применительно к одаренным детям): «Творческое овладение основными выразительными
средствами театрального искусства является профессиональной задачей актера. Для
участников же детской театральной самодеятельности постановка такой задачи имеет
общепедагогическое значение, а процесс посильного творческого овладения действием
является средством развития качеств творческой личности, условием решения целого
комплекса художественно-воспитательных задач. Поэтому вопрос о единстве
художественно-педагогических требований является одним из важнейших в руководстве
детской театральной самодеятельностью» [15; 29].
Именно в это время сложилось понятие «самодеятельности», которое определяется
как художественная деятельность, осуществляемая участниками в сфере свободного
времени добровольно и создающей условия их художественно-эстетического
самовыражения и инициативы. Эта деятельность осуществляется под руководством
специалиста-педагога по созданию участниками художественной продукции и её
демонстрации зрителям. Благодаря сформированным нормам, массовости и устойчивости
явления, она воспроизводится и функционирует как особый институт и организация.
Художественная самодеятельность – это система, принадлежащая одновременно
двум разным действительностям: действительности художественной культуры и
действительности культурно-воспитательной. Если исследователи не исходят из
двойственной природы этого явления, то решение вопроса оказывается односторонним:
либо художественная самодеятельность – это элемент только художественной культуры,
либо она элемент только культурно-воспитательной деятельности. В первом случае
невозможно адекватно характеризовать ее как подсистему воспитания участников-
зрителей, и тогда возможен вывод: между самодеятельностью и профессиональным
искусством принципиальной разницы нет, они функционируют по одним и тем же
законам искусства. Во втором – её можно характеризовать только как культурно-
воспитательную подсистему. Тогда неизбежна иная крайность: художественная
самодеятельность ничем не отличается от учебно-воспитательной деятельности, которая
адекватна, например, деятельности художественной школы, среднего или высшего
учебного заведения искусства. Из этого следует вывод, что главное в художественной
самодеятельности – обучение, образование, воспитание, развитие участников, а
образование, воспитание, развитие зрителей – это побочный продукт. Одна крайность
приводит к представлению о художественной самодеятельности как о явлении,
тождественном профессиональному искусству, другая – к представлению о ней как об
учебно-воспитательной деятельности, тождественной любой другой учебной
деятельности, осуществляемой в художественных учебных заведениях. В ситуациях,
когда в процессах деятельности и коммуникации молодые участники испытывают
затруднения в воспроизведении художественного материала, руководитель ищет решение
этой проблемы при помощи анализа собственной деятельности и в деятельности
участников. Так возникает художественно-педагогическая позиция, требующая знаний не
только художественного произведения и технологии его воплощения, но и психолого-
педагогических процессов их передачи участникам. Руководителю необходимо владеть
художественно-педагогическими видами деятельности, знаниями, умениями и навыками в
области определенного жанра искусства (знать историю и современные тенденции его
развития, уметь осуществлять художественный анализ и критику произведений), а также
знаниями, умениями педагога и воспитателя.
В 70-е годы происходит расцвет первых ведомственных фестивалей в сфере
культуры и образования. Период 80–90-х годов характеризуется многообразием форм
фестивального движения – от камерных фестивалей до международных проектов – и
тенденцией к объединению субъектов фестивального движения.
Выявлено, что за 20 лет становления и развития фестивального театрального
движения принципиально изменился подход к разработке концепции детского
театрального фестиваля. Дана характеристика современного детского театрального
фестиваля как образовательного пространства, в котором обязательно наличие
образовательной программы, программы творческого общения детей и взрослых из
разных коллективов, а также совместного создания творческого продукта внутри
фестивальной программы.
Проанализирован в понятийном аппарате театральной педагогики процесс
перехода от понятия «самодеятельность» к понятию «любительское творчество»,
оформившийся в 80-е годы и обусловленный развитием фестивального движения в
стране. Установлено изменение критериев оценки тематики и содержания фестивалей,
построенных на требованиях соблюдения идеологии (в 50–70-е годы), на требования
создания художественного и эстетического результата (в 80–90-е).
Активизация детского театрального движения произошла на рубеже XX–XXI
веков. Появление в 90-е годы детских театральных коллективов разных видов и
направлений, которые подчинялись разным ведомствам, вызвало к жизни огромное
количество фестивалей, которые можно рассматривать как территории демонстрации
достижений в сфере театрального творчества.
Наибольшей активностью отличаются регионы Москвы и Подмосковья, Санкт-
Петербург, Приуралье с городами Киров, Ижевск, Глазов, Пермь, а также города Нижний
Новгород, Петрозаводск, Мурманск, Вологда, Саратов, Челябинск, Омск, Самара, Орел,
Томск и другие. Свыше двухсот детских театральных коллективов являются постоянными
участниками смотров-конкурсов и фестивалей. Более 400 стабильно работающих детских
театральных коллективов существуют только в Москве.
2000-е годы. В 2008 году в стране была принята Программа государственной и
общественной поддержки развития любительского театра под патронатом президента РФ.
Реализация Программы предполагает организацию творческих лабораторий для
режиссёров любительских театров; поддержку фестивальных проектов в области
любительского театрального творчества; издание информационных сборников, перевод на
цифровые носители и помощь в распространении литературы для любительских
театральных коллективов. Поддержку любительскому театральному движению в
финансовых и организационных вопросах оказывает Союз театральных деятелей России.
Учреждена ежегодная премия «Признание», которая вручается подвижникам и
пропагандистам за вклад в развитие любительского театрального движения. В рамках
президентской программы СТД России совместно с Международной ассоциацией
любительских театров (AИTA) организует и проводит фестивальные проекты [12].
В результате проведенного тестирования 600 участников фестивального движения
выявлены следующие мотивы участия детей в театральных фестивалях: просмотр
спектаклей других коллективов, возможность участия в мастер-классах и тренингах,
участие в собственном спектакле, творческая работа на конкурсах и капустниках, а также
возможность интересно провести время.
Выявлены показатели мотивации педагогической деятельности руководителей
театральных коллективов: реализация творческого потенциала учащихся разного возраста
в максимально разнообразных формах, необходимость знакомства с творческими
достижениями коллег и знакомство с инновационными направлениями в театральном
творчестве, выявление и поддержка творчески одаренных детей. Важным социально
значимым показателем участия детских театральных коллективов в фестивальном
движении является привлечение внимание общества к необходимости развития
творческих потребностей детей, а также получение наград и отчет перед вышестоящими
организациями.
Понятие «фестиваль» стало общепринятым термином в современном развитии
любительского театрального творчества. Более того, на сегодняшний день можно
говорить о фестивальном движении как явлении социально-культурной деятельности. Его
специфика выражается в совокупности различных по форме и содержанию фестивалей,
массового общественного объединения любителей театрального творчества,
действующего на основе принципов самоорганизации и соорганизации. У современного
фестивального движения существуют художественно-творческие, образовательные,
коммуникативные и социально-культурные цели. Они реализуются в программах каждого
конкретного фестиваля, поддерживаемого, помимо участников и художественных
руководителей любительских коллективов, профессиональными организаторами:
театральными арт-менеджерами, экспертами, педагогами, а также инициативными и
волонтерскими объединениями, формирующими на уровне региона особое социально-
культурное пространство [12].
Организаторы и руководители фестивалей стараются в самом названии
подчеркнуть специфическую особенность и форму проведения фестиваля. Примеры тому
многочисленны – например, фестивали, проводимые в Московской области: Московский
областной открытый молодежный фестиваль-конкурс любительских театральных
коллективов «Театральная завалинка», Всероссийский обучающий фестиваль-практикум
творческой лаборатории «Пока горит свеча», Открытый театральный молодежный
фестиваль «В добрый час!».
В качестве специфических особенностей фестивального движения выделены его
признаки (игровая природа, идейно-тематическое единство содержания творческой
деятельности; создание эмоциональной атмосферы праздника; исключительность и
уникальность события; наличие церемониала, строгий регламент проведения;
обязательность смотра творческих достижений; зрелищность; строгое соблюдение
календарных сроков и периодичности проведения; пространственная локализация;
наличие целевой зрительской аудитории; возникновение интегрирующего центра
социально-культурной коммуникации и досугового общения) и ведущие формы: улично-
площадные действа (ярмарки, карнавалы, маскарады, народные гуляния, массовые
театрализованные шествия), фестивали-показы спектаклей и сценических работ, гастроли,
фестивали-платформы, фестивали-конкуры, лаборатории, конгрессы, семинары,
конференции, встречи, культурные обмены и т. д. [12].
Выявлены организационно-педагогические условия развития любительского
театрального творчества в рамках фестивального движения: наличие информационно-
методического и нормативного обеспечения фестивального движения; организация
работы управленческой команды фестиваля, включая его организационный комитет;
качественная организация художественной экспертизы и оценки; организация в рамках
фестиваля художественно-воспитательного и образовательного процессов; осуществление
в рамках фестиваля мониторинга и изучения театральных процессов; организация
творческой коммуникации; организация рекреативно-оздоровительных и туристских
мероприятий.
Современные тенденции развития любительского театрального творчества
обусловлены задачей сохранения лучших традиций и поиском новых организационно-
методических подходов к деятельности творческого коллектива. Эти тенденции можно
условно разделить на три группы. Творческую и сценическую деятельность
любительского театра по аналогии с профессиональным театром стали определять
профессионально подготовленные режиссеры-постановщики, режиссёры-педагоги,
художественные руководители. Стало уделяться больше внимания работе по
художественно-декорационному, музыкальному, световому оформлению спектакля,
иными стали требования к актерам-любителям, к выбору репертуара. Всё это нашло
отражение в развитии фестивального движения: художественный уровень
представляемых сценических работ заметно вырос, стали востребованы различные жанры
и стилевые направления театрального искусства, фестивали-лаборатории, где
осуществляются дискуссии о путях развития театрального искусства, художественного
творчества.
В любительском театральном творчестве произошло изменение акцентов
мотивации. Если раньше приоритетом для участия в любительском театре было досуговое
времяпрепровождение, развлечение, то сейчас любительский театральный коллектив – это
прежде всего место и условие для творческого развития личности.
У ряда любительских коллективов возникает потребность получения
профессионального статуса, что свидетельствует не только о стремлении к признанию, но
и о закреплении репертуара театра, состава труппы. В специфических условиях
любительского театра, где люди занимаются только в свободное от работы время,
содержать в течение сезона объёмную репертуарную афишу довольно-таки
проблематично (подобный опыт уже был в советский период во время существования
ТРАМа). В современной театральной среде большинство деятелей данного сценического
искусства приходят к мнению о равноправии профессионального и любительского
театрального искусства.
Любительский театр сегодня использует в своей деятельности инновационные
методы театральной педагогики. Актуальным становится стимулирование стремления к
совершенствованию художественного уровня, поиска и развития новых форм выражения
театрального искусства. Стремление избежать недостатков, свойственных школьному
самодеятельному театру (низкий художественный уровень специальной драматургии,
отсутствие методик работы в школьном театре и т. д.), обусловило направленность
деятельности педагогов и руководителей на совершенствование и поиск новых форм
образования и развития детей и молодёжи средствами театрального творчества.
В современном любительском театральном творчестве происходит расширение
типологии любительских коллективов. Драматические кружки, театры-студии,
любительские театральные объединения, образцовые самодеятельные коллективы,
народные театры, представленные как учебно-творческие коллективы дополнительного
образования, коллективы художественной самодеятельности учреждений образования,
культуры, корпоративные любительские объединения, любительские студии при
профессиональных театрах, союзах, ассоциация – все эти коллективы являются
потенциальными участниками фестивальных форматов в любительском театральном
движении.
Во все современные театральные фестивальные форматы заложены
основополагающие организационно-художественные функции.
Во-первых, фестиваль отражает современные тенденции развития любительского
театрального движения, характеризующиеся увеличением количества самих фестивалей, а
также представленных на них творческих коллективов и участников, неуклонным
повышением сценического уровня постановок, отбираемых в фестивальную программу,
совершенствованием профессиональной художественной экспертной и селекционной
работы.
Во-вторых, фестиваль дает мощный импульс развитию современного
любительского театра, поскольку выявляет достижения в области театрального
творчества, наиболее перспективные творческие коллективы, стимулирует поиск новых
средств сценической выразительности, инновации в театральной педагогике и
постановочном процессе.
В-третьих, фестиваль популяризирует любительское театральное творчество через
привлечение зрительской аудитории, широкое освещение фестивальной деятельности в
средствах массовой коммуникации, целенаправленное продвижение бренда фестиваля.
В-четвёртых, фестиваль приобретает особую художественно-просветительскую
значимость, поскольку знакомит с культурой других народов, расширяет представления
аудитории о театральном и смежных видах искусства, о современных театральных
направлениях и драматургии и методиках работы над ролью и над спектаклем, о
театральной педагогике.
В-пятых, фестиваль оказывает существенную научно-методическую поддержку
развитию любительского театрального творчества на основе проведения лабораторных
занятий, мастер-классов, встреч с деятелями театра и т. п., которые стимулируют
режиссёров-педагогов и актёров-любителей к дальнейшему развитию своего творческого
потенциала.
В-шестых, фестивали приобретают особую коммуникативную значимость,
поскольку обеспечивают широкое взаимодействие любительских театральных
коллективов, интегрируют их в общее мировое культурное пространство через
осуществление прямых рабочих контактов с региональными, российскими и
международными творческими союзами, ассоциациями, специализированными
организациями, агентствами, обогащают сотрудничество в сфере художественного
творчества, обеспечивают доступ к мировым специализированным информационным
ресурсам [12].
Таким образом, в процессе исследования определены проблемы современного
фестивального движения как актуальной формы выявления и поддержки театрально
одаренных детей:
– необходимость развития системы камерных фестивалей детского театрального
творчества, наличие информационных контактов между ними, формирование
крупных фестивальных проектов на базе итогов камерных фестивалей;
– формирование в ходе самого фестиваля номинаций награждения участников,
связанных с каждым конкретно достигнутым успехом;
– организация качественной образовательной программы фестиваля,
ориентированной на творческое общение и профессиональное обучение
(тренинги, мастер-классы, театральные игры);
– необходимость открытых дискуссий по профессиональным проблемам
участников фестивалей и освещение этих проблем в профессиональных
театральных кругах.
Заключение
На основе изучения исторического опыта фестивально-конкурсного движения по
разным видам искусств – изобразительного, музыкального, театрального – сделаны
следующие выводы. Конкурсно-фестивальное движение является исторически
сложившейся формой выявления талантливых детей. Зародившись в первой трети ХХ
века, движение с первоначально малочисленным охватом участников превратилось в
массовый форум детской художественной самодеятельности. Возросла роль педагога как
инициатора и организатора этого творческого процесса. В современном образовании
наблюдается повсеместное проведение конкурсов, олимпиад, фестивалей, в центре
внимания которых оказались вопросы отбора социально значимого репертуара,
способствующего развитию чувства патриотизма, интернационализма, воспитанию
нравственных качеств детей и подростков; решению проблем сохранения национальных,
народных, семейных традиций художественного творчества, возрождения многообразия
форм проведения культурного досуга, приобщения подрастающего поколения к мировому
и отечественному культурно-историческому наследию и т. д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Искусство в школе. Сб. статей / Под ред. А.В. Бакушинского. – М.: Новая Москва, 1929. – С.3.
2. Копцева Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях
России: Монография. – М.:Альтекс, 2006.
3. История художественного образования в России ХХ века. – Монография. В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика,
2002.
4. Коллекция детского рисунка Института художественного образования Российской академии
образования: П231, П368-391.
5. Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. – М.: Изд-во АПН, 1958–1959.
6. Крючков В., Локтев и локтевцы, М., 1975.
7. О’Коннор Дж. К. «Евровидение»: Официальная история конкурса песни. – СПб.: Амфора, 2009. – 207 с.
8. Раздобарина Л.А. Маленький путеводитель-обзор фестивалей // «Искусство в школе», № 1 / 2011. – С. 16-17.
9. Блонский П.П. Избранные педагогические и социологические сочинения. – Т. 1. – М., 1979. С. 39–85.
10. Большая игра: Учебно-метод. пособие по организации фестивалей детского творчества. // Авторы-сост.:
Никитина А.Б., Салимзянов Д.Х., Быков М.Ю., под. ред. Фоминовой М.А. – М.: МИОО, Интеллект-
Центр, 2008.
11. Деятельность театров: театр и дети: Аналитический обзор. Министерство культуры РФ, Российский
институт культурологи, Главный информационно-вычислительный центр. – М., 2001.
12. Климов О.М. Организационно-педагогические условия развития любительского театрального
творчества в процессе фестивальной деятельности // Автореф. дисс. … канд.пед.наук. – Тамбов, 2011.
13. Макаренко А.С. О воспитании. – М.,1988. – С. 219–226.
14. Шацкая В.Н. Задачи и пути эстетического воспитания советского школьника // Художественное
воспитание советского школьника: Сб. статей и материалов. Вып. 1. – М.: Институт художественного
воспитания АПН РСФСР, 1947. – С. 5-28.
15. Рубина Ю.И. и др. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. –
М.: Просвещение, 1974.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКИХ КОНКУРСОВ И ФЕСТИВАЛЕЙ ПО РАЗНЫМ ВИДАМ ИСКУССТВА (ДЛЯ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Аннотация:
В работе анализируется исторический опыт проведения конкурсов детского рисунка
(Копцева Т. А.), музыкальных конкурсов и фестивалей (Раздобарина Л. А.) и фестивалей детского
театрального творчества (Некрасова Л. М.), дается сравнительный анализ детского творчества в период с
30-х годов XX в. до настоящего времени; характеризуются основные этапы развития конкурсного,
фестивального движения в нашей стране – от первых отчетных мероприятий 30-х годов, приуроченных
преимущественно к государственным праздникам и юбилейным датам, – к многообразным формам
фестивального движения, которые раскрывают социально значимые аспекты культурной жизни ребенка и
становятся фактором развития творческого потенциала и раскрытия художественной одаренности детей и
молодежи.