История Православной культуры Приднестровского края на уроках художественного образования

Дымченко Николай Викторович

Кандидат культурологии, директор центра исследования культурно-исторического и духовного наследия, ст. научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Наследие» ПГУ им. Т.Г. Шевченко, член правления Союза художников Приднестровья, заслуженный работник культуры ПМР
 

Аннотация: 
Столетиями творческие традиции Приднестровья формировались в системе Православного славянского мира. Поэтому большое внимание в образовательном пространстве Приднестровья уделяется Православной культуре. В статье представлены результаты тесного сотрудничества Тираспольско-Дубоссарской епархии с учреждениями культуры Приднестровья, направленного на воспитание подрастающего поколения, развитие православной культуры, сохранение традиций и исторических корней. Особое внимание уделено уникальному памятнику истории и культуры Молдавии второй половины XIX – нач. XX вв. - Ново-Нямецкому Свято-Вознесенскому монастырю.

Как известно, отличительной особенностью геополитического положения и этнополитической истории Приднестровья испокон веков является одно характерное обстоятельство. На протяжении всей своей истории этот регион входил в состав самых разнообразных государственных образований, культур, цивилизаций. На берегах Днестра встречались друг с другом такие разнополюсные миры, как восточнославянский православный и западнославянский католический, восточно-романский оседлый и тюркоязычный кочевой, мир христианства и мир магометанства.
Столетиями творческие традиции Приднестровье формировались в системе Православного славянского мира. Поэтому большое внимание в образовательном пространстве Приднестровья уделяется Православной культуре.
С первых дней своего существования Тираспольско-Дубоссарская епархия тесно сотрудничает с учреждениями культуры Приднестровья. Цель совместной деятельности – воспитание подрастающего поколения, развитие православной культуры, сохранение традиций и исторических корней. Епархиальное управление заключило договоры о совместной деятельности с городским Управлением культуры, Дворцом культуры, государственным объединенным музеем, Центральной городской библиотекой, детской художественной школой г. Тирасполь. Результаты не заставили себя ждать. В Тираспольском музее, при большом интересе горожан, прошли выставки современной и старинной православной иконы, а выставка православной литературы XVIII-начала ХХ вв. «В начале было слово...» удостоена специальной премии. В Центральной городской библиотеке г. Тирасполь был открыт отдел православной литературы; создаются книжно-иллюстративные выставки на православную тематику. Частым гостем музыкального фойе библиотеки является автор и исполнитель песен клирик епархии иерей Владимир Скоробогатый. Городской Дворец культуры ежегодно проводит Архиерейскую елку, вечера и концерты православной музыки «Рождественские песнопения», «Пасхальные песнопения», «Путем звезды» с участием замечательного творческого коллектива – народного хора любителей пения под руководством заслуженного деятеля искусств ПМР А.Ф. Давыдовой. Детская художественная школа им. А.Ф. Фойницкого совместно с епархиальным управлением на Рождество Христово, Пасху и Покров ежегодно организовывают художественные выставки-конкурсы «Дети и Православие».
В свою очередь, Тираспольско-Дубоссарская епархия неоднократно участвовала в проведении многих общегородских и общереспубликанских мероприятий: День Республики, День города Тирасполь, Дни славянской письменности и культуры, конкурс молодых бардов «Серебряные струны», детская программа «Таланты твои, Тирасполь» и др. Каждый год в ПМР проводятся Дни славянской письменности и культуры. Их празднование начинается служением Божественной литургии во всех храмах епархии. 24 мая Правящий архиерей служит ее в Кирилло-Мефодиевской церкви г. Днестровск. Священнослужители епархии принимают участие в различных просветительских мероприятиях. Благодаря епархиальному управлению тираспольчане смогли познакомиться с творчеством народного артиста СССР А. Ведерникова, заслуженной артистки России Е. Камбуровой, гусляра А. Забайкальца и др. Несколько лет назад епархией совместно с деятелями культуры был осуществлен новый проект – художественный конкурс «Родной православный край», на котором были представлены картины профессиональных живописцев – членов Союза художников Приднестровья. В 2003 году на Покров в Тирасполе прошел открытый первый конкурс краеведческих и православных телефильмов. Его учредителями выступили Тираспольско-Дубоссарская епархия при поддержке министерства просвещения ПМР, Международной ассоциации работников культуры и искусства, Общества историков-архивистов Приднестровья, Республиканского киновидеоцентра и др.
В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы и в рамках празднования Дня г. Тирасполь в этом году в выставочном зале Детской художественной школы им. А.Ф. Фойницкого состоялось открытие II-ой Республиканской Православной художественной выставки «Покровский вернисаж». Организаторами выставки выступили Союз художников Приднестровья и Тираспольско-Дубоссарская Епархия, при поддержке управления культуры г. Тирасполь, Центра исследования культурно-исторического и духовного наследия Приднестровья и администрации художественной школы.
На выставке было представлено 58 живописных работ 28 авторов, выполненных маслом и акварелью. На выставке представлены картины как известных мастеров кисти – членов Союза художников Приднестровья, таких как заслуженные художники ПМР В. Рудяга, Ю. Салко, П. Китаев, В. Демченко, заслуженные деятели искусств ПМР М.И. Руденко, В.И. Радованов, В. Завьялов, так и молодых живописцев И. Нирша, Н. Пономаренко, Н. Страсевич и др.
С открытием выставки организаторов и участников поздравила председатель комитета по вопросам науки, образования, культуры, делам семьи и детства Верховного Совета ПМР, доктор педагогических наук, профессор О.В. Гукаленко, которая акцентировала внимание в своем выступлении на важность выставки для духовно-нравственного воспитания молодого поколения приднестровцев, и отметила «…отрадно, что в год Семьи в выставке участвуют целые творческие династии – семьи Руденко, Радовановы, Салко, Шума».
Секретарь Тираспольско-Дубоссарской Епархии иеромонах Никодим выразил благодарность от лица Архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана и всех священнослужителей за тот вклад, который вносят приднестровские художники в развитие православной культуры края. Иеромонах Никодим вручил всем участникам выставки епархиальные Благодарственные письма и комплекты литературы по истории Православия в Приднестровье, и пожелал Божьей помощи всем живописцам. О важности сотрудничества церкви и учреждений культуры отметили в приветствии начальник управления культуры г.Тирасполь Д.З. Дарадур.
Директор детской художественной школы М.И. Марьиян отметила, что присутствие на выставке учащихся школы, поделилвшихся впечатлением от увиденных работ, говорит о преемственности художественных традиций и понимании ребятами роли художественного воспитания.
Завершая торжественную часть, председатель Союза художников Приднестровья В.М. Шума, отметил, что данная выставка это очередной успех приднестровских художников, которые смогли через православную тематику показать красоту родного края, его историю, традиции, культуру. По мнению Владимира Михайловича, проект «Покровский вернисаж» будет иметь долгую творческую жизнь.
Основным местом, где черпают своѐ вдохновение профессиональные мастера кисти и резца, и совсем ещѐ юные художники является Православный монастырь в Кицканах. Ново-Нямецкий Свято-Вознесенский монастырь в с. Кицканах является уникальным памятником истории и культуры Молдавии второй половины XIX – нач. XX вв. С его историей связаны многие события в Бессарабии второй половины XIX века. Кицканский, как принято называть его в народе, монастырь был действующим менее ста лет. Но и за столь короткий срок он стал свидетелем многих интересных событий и исторических перипетий. Действительно, Ново-Нямецкая обитель образовалась не на «пустом» месте, а была преемницей традиций православной Нямецкой лавры -религиозно-нравственного и просветительского центра земли Молдавской. Нямецкая лавра в За-прутье ведет свою историю с 1367 года и пользовалась покровительством молдавских господарей. Доподлинно известно, что устроителем соборного храма лавры в 1497 году был господарь Стефан Великий. Этот монастырь, по мнению многих авторитетных историков, имел для молдавского края такое же значение, как Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры для России. В течение пяти столетий Нямецкая лавра служила источником религиозно-нравственного просвещения для православных молдаван. Из стен монастыря вышло много молдавских епископов и митрополитов. Большое место в истории Нямецкой лавры занимают жизнь и деяния известного в Молдавии и России преподобного Паисия Величковского (1722–1794). Широко была известна просветительская деятельность старца. Наиболее полный компендиум сочинений старца и произведений, ему посвященных, был собран архимандритом Андроником. Среди них: «Житие Паисия Величковского», «Житие Паисия Величковского от рождества до 25 лет», «История о начале общежительной жизни, установленной Паисием Величковским на Афоне, и потом в Молдавии», «История, содержащая переписку с духовными и гражданскими лицами» и т.д. К 1898 году А.И. Яцимирский выявил при-мерно 300 рукописей с переводами Паисия Величковского и его учеников. В 1794 году старец Паисий окончил свой жизненный путь. В 1845 году благодаря славянофилу И.В. Киреевскому и оптинскому старцу Макарию в научно-литературном журнале «Москвитянин» вышло «Житие» старца. Интересен тот факт, что уже в 1858 году велась служба с житием Паисия Величковского, составленная нямецким монахом Каллистратом, хотя Паисий был канонизирован лишь 130 лет спустя. В 1988 году Русской Православной Церковью старец Паисий Величковский был причислен к лику святых. К этому остается только добавить строки, написанные Ритой Клейман в ее работе «Житие и труды Паисия Величковского в контексте славяно-молдавских культурных связей»: «Не утратили своей гуманистической силы идеи Величковского и сейчас, два столетия спустя после его смерти. Осмыслить их — наш святой долг перед предками, и главное! — перед по-томками» В конце 50-х годов XIX столетия над знаменитым монастырем, как и всей православной церковью Молдавии, образно выражаясь, разразилась гроза, последствия которой привели к основанию Ново-Нямецкого монастыря в России (т.к. с 1812 года Бессарабия входила в состав Российской империи). В 1859 году происходит объединение княжеств Валахия и Молдавия в единое государство (Румыния. – Д. Н.) во главе с господарем Александром Кузой. Правительство Александра Кузы принимает решение о подчинении Молдавской православной церкви, т.е. министры и их подчинение свободно могли распоряжаться епископскими кафедрами и настоятельскими местами, не спрашивая на то разрешения митрополита. Также было решено провести секуляризацию монастырских имений конфискацию имений церкви и
монастырей в пользу государства. Для проведения этих решений в жизнь правительство создало особую комиссию из пяти светских и двух духовных лиц, в обязанности которых вменялось заведование монастырскими делами в княжестве. Иеросхимонах Андроник, который был свидетелем этих событий, назвал данную комиссию «разбойничей». С 12 июня 1859 года комиссия без предупреждения нагрянула в Нямецкую лавру в сопровождении жандармов и объявила настоятелю монастыря архимандриту Герасиму, что они явились с целью отобрать монастырские имения, на что благородный старец ответил: «По доброй воле я не отдам монастырских имений. Правительство может их отобрать только силой, так как братия не имеет оружия, чтобы противиться». Возмущенные столь твердым ответом члены комиссии приказали собрать всю братию в трапезной монастыря, где прочитали указ об изъятии монастырских земель. Все иноки были поражены этим сообщением, а комиссия тем временем с помощью жандармов опечатала двери монастырской канцелярии и архивы, где хранились документы и дарственные грамоты. Опечатана была также и библиотека, располагавшая книгами и рукописями на разных языках. Затем комиссия посягнула на вековые правила церковной жизни монастыря. Дело в том, что по уставу лавры богослужение в ней велось на молдавском и славянском языках. Комиссия забрала и закрыла все книги на славянском языке. Было запрещено вести службу на славянском языке и поминать русских святых. Протесты монастырской братии не привели ни к какому результату. Постоянные гонения привели к тому, что иноки тайно стали покидать лавру. Некоторые отправлялись в другие монастыри, в основном на святую гору Афон, многие, перейдя границу на Пруте, подались в Бессарабию, в поисках покровительства православного императора России. Стоит отметить, что в Бессарабии у Нямецкой лавры осталось много земель: Копанка, Кицканы, Котово, Немцены, Шолканы, Кричкоуцы, Ми-решты, Валя-Русулуй и др. Управлял ими особый уполномоченный лавры. В этот период им был иеромонах Феофан Кристя. Интересна его биография. Он родился в 1812 году в Сучаве, от православных родителей Василия Кристи и его жены Марии. В детстве получил имя Федор, в шесть лет его отдали в школу в Сучаве, где он учился молдавской и немецкой грамоте. В 1828 г., в возрасте шестнадцати лет, Федор Кристя поступает послушником в Нямецкую лавру, а через два года принимает постриг и монашеское имя Феофан. Уже в 1832 году митрополитом Ясским Вениамином Костаки он был рукоположен в иеродиаконы, а в 1833 г. Феофан принимает решение отправиться по святым местам Афона и Иерусалима. Начиная с 1836 года, уже в сане иеромонаха, отец Феофан занимает различные должности: инспектор монастырской типографии, старший поверенный по делам монастырей Нямцу-Секул, инспектор построенной в Нямце больницы, поверенный монастырей Нямцу-Секул в Яссах, а отсюда в 1858 году назначен управляющим лаврскими имениями в Бессарабии. Отец Феофан был человеком высокообразованным, прекрасно знал языки, типографское и докторское искусство, обладал хорошим голосом. Про него говорили: «...муж образованный и преисполненный ревности по Боге и любви к людям». Феофан Кристя, узнав об ограблении имущества лавры и притеснении монастыря, немедленно выходит с прошением к архиепископу Кишиневскому и Хотинскому Антонию (Шокотову) с ходатайством найти способ в защиту лавры, а если выхода нет, то просить перед Святейшим Синодом Российской империи построить в Бессарабии новую обитель, которая стала бы дщерью святой Нядоецкой лавры. Также с прошением отец Феофан обратился к митрополиту Софронию Миклеску. Защитник святой православной церкви в Молдавии, митрополит Софроний, наделяет его особыми полномочиями на право ходатайствовать перед Российским правительством в защиту молдавских православных монастырей. В 1860 году с данными полномочиями иеромонах Феофан отправляется в Санкт-Петербург. Одной из задач, которые поставил перед собой отец Феофан, было возвращение имений Кицканы и Копанка во владение Нямецкой лавры.
11 апреля 1861 года иеромонах Феофан ходатайствует перед архиепископом Кишиневским и Хотинским Антонием о разрешении устроить в уже возвращенных имениях Кицканы и Копанка, принадлежащих Нямецкой лавре, новый мужской монастырь для размещения в нем монахов, прибывающих из Молдавии. Пока же обитель будет строиться, разрешить нямецким инокам совершать богослужения и выполнять монастырское правило по уставу Нямецкой лавры в приходской церкви села Немцены Кишиневского уезда. Среди иноков был и духовник лавры иеросхимонах Андроник (в миру Андрей Николаевич Баденский, он же и Попович). Родился он в 1820 г. в селе Лунганы в семье священнослужителя. Начальное образование ему дала мать Мария, урожденная Баденская. Подростком он остается сиротой, и после непродолжительного проживания у родственников в 1831 году в возрасте 11 лет становится послушником в Онче, лаврской вотчине, где и проживал до 1839 года, будучи поваром, кузнецом, плотником, переплетчиком. В 1839 году Андрей с изволения архимандрита Неонила переходит в Нямецкую лавру, где принимает постриг с именем Андроник. В 1842 году в Благовещенской церкви в Яссах он был рукоположен в иеродиаконы. С 1847 года исполняет обязанности уставщика Секульского монастыря. В 1850 году рукоположен в иеромонахи, а в 1855 году утвержден старшим экклесиархом в Нямецкой лавре. После известных событий он принимает «схиму» и становится иеросхимонахом Андроником. Кстати, он должен был быть уполномоченным по делам монастырских имений в Бессарабии. Но он сильно болел, и в Бессарабию был отправлен о. Феофан. Как многие иноки, о. Андроник переправился через Прут и оказался в Бессарабии. Именно эти два священнослужителя стояли у истоков основания Ново-Нямецкого монастыря. 13 января 1864 г. последовало «Высочайшее Его (императора Александра II. — Д. Н.) утверждение проекта об основании в лаврских вотчинах Кицканы и Копанка Свято-Ново-Нямецкого Вознесенского общежительного монастыря». Итак, на землях, подаренных монастырю ещѐ в 1429 году господарем Александром Добрым, в имении Кицканы, переданном лавре в 1527 году господарем Петром Рарешем, началось устроение нового мужского монастыря. 32 инока переезжают из Немцен, где они до этого жили и проводили службы, в Кицканы и совершают богослужения в приходской Свято-Николаевской церкви, пока не будет построен соборный храм. После императорского изволения о. Феофан начал дела по устроению монастыря. Был заказан проект монастыря, определялось денежное содержание, Феофан заказывает известному художнику Ф.А. Верховцеву написать копию иконы Божьей Матери «Нямецкой» подругой копии, снятой иеросхимонахом Андроником. Сам оригинал был подарен греческим императором Иоанном Палеопогом в 1401 году митрополиту Молдавии Иосифу, который, в свою очередь, передал ее Нямецкой лавре. Верховцев тщательно выполнил работу, и сам потом был немало удивлен красоте иконы. В мае 1864 г. начинается постройка первого корпуса келий из 19-ти комнат, в 1865 г. была отремонтирована Свято-Николаевская церковь. Оценены труды и заслуги Феофана — он был назначен игуменом. В сентябре 1867 г. был заложен и освящен фундамент соборной церкви в память Воздвижения Креста Господня, строительство которого закончилось в 1878 г. (5). Храм был вновь освящен в честь Вознесения Господня в 1890 г. В 1883 г., в возрасте 71-го года игумен, Феофан умирает, оставив все труды по монастырю своему помощнику и другу иеро-симонаху Андронику, который в 1885 г. становится игуменом, а в 1890 г. возводится в сан архимандрита. Покойный игумен Феофан отличался при жизни неутомимою деятельностью. Нынешнее благоустройство Ново-Нямецкой обители, им же основанной, есть плод, главным образом, его усилий. Вообще он столько сделал для благоустройства и благосостояния Ново-Нямецкого монастыря, что имя его навсегда останется памятным среди братии этой обители.
В 80-х годах в монастыре появляются новые постройки: трапезная, больница, библиотека. В этом большая заслуга о. Андроника. Он внес огромный вклад в развитие монастыря, а также в создание большой монастырской библиотеки. 13 августа 1893 года, после болезни, архимандрит Андроник скончался. В своем завещании отец Андроник пожелал, чтобы книги, собранные им на молдавском, русском, греческом и других языках, остались для обогащения монастырской библиотеки. После смерти Андроника, игуменом монастыря с 21 ноября 1893 года утверждается иеромонах Герман. Отец Герман (в миру — Георгий Дмитриевич Еримичой) родился 17 апреля 1841 года в селе Дурлешты Кишиневского уезда. Учился в уездном училище, был приказчиком, но, не получив от мирской жизни духовных запросов, он в 1860 году отправляется на священную гору Афон и становится послушником Ильинского скита. В 1870 г. о. Герман рукоположен в иеродиаконы. В период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. о. Герман был братом милосердия, за что был отмечен медалью и благодарностью архиепископа Кишиневского и Хотинского. С 1887 г. иеромонах Герман входит в число старейшин братии Ново-Нямецкого монастыря. Благодаря стараниям игумена Германа в начале XX века были построены Успенская церковь (1905 г.), два корпуса келий (1895-1904 гг.), мельница (1906 г.) Кроме того, о. Герман обогатил монастырскую ризницу мно-гими облачениями, а в 1908 г. устроил каменный корпус для мастерских. Обо всем этом можно подробно узнать из книги архимандрита Гурия. Настоящей жемчужиной монастыря является колокольня, имеющая в высоту 69 метров и состоящая из пяти ярусов. Это самая высокая в Молдавии колокольня. Колокола на ней датированы 1913 годом, ее прекрасно видно за многие километры от монастыря. А с самого верхнего яруса колокольни открывается удивительный вид живописных окрестностей. Ее часто сравнивают с колокольней Троице-Сергиевой лавры (можно согласиться, что есть определенное сходство). В 1959 г. Ново-Нямецкий Свято-Вознесенский монастырь в Кицканах закрывается советскими властями. В 1962 г. монастырские документы и книги попадают в ЦГА МССР и поступают в фонд архива. После закрытия монастыря, его помещения использовались в разных целях: в храмах устроили склады, в колокольне располагался военно-исторический музей, рассказывающий о боях на Кицканском плацдарме, на территории монастыря — больница для больных туберкулезом. В двадцативосьмилетний период закрытия монастырь сильно пострадал, был поруган и расхищен. Возрождение монастыря происходит в начале 90-х гг. 20 века. Была открыта для посещения прихожанам Успенская церковь, службу в которой вел молодой священник Евфимий Робу. В данное время монастырь вновь является действующим. Благодаря заботам первого настоятеля возрожденного монастыря архимандрита Доримедонта и нынешнего — архимандрита Паисия, произведен ремонт храмов и помещений, построена часовня. В январе 2009 года монастырь отметил своѐ 145-летие со дня основания. Искусство занимает в жизни особое место. Оно воссоздает образную картину действительности, являясь одновременно и средством познания мира, и радостью творчества. Ребенок приходит в этот мир, растет и совершенствуется. Его жизнь наполнена впечатлениями, событиями и очень важно, чтобы еще в детстве он пережил чувство восхищения прекрасным. Это может быть через восприятие произведений живописи, музыки, поэзии. Поэтому в педагогическом процессе в детских художественных школах Приднестровья особое место уделяется изучению памятников православного искусства края.