Из опыта работы по эстетическому воспитанию детей в процессе приобщения к искусству мандалы

Шайдурова Нелли Владимировна

Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования
Алтайской государственной педагогической академии, г. Барнаул

Аннотация: 
Из опыта работы по эстетическому воспитанию детей в процессе приобщения к искусству мандалы

Экономические и социальные изменения в современной России актуализируют проблему культурного и духовного обновления общества, один из путей которого лежит через эстетическое воспитание личности. Условия современной жизни, возросший поток информации со всего мира ставят человека перед необходимостью разбираться в исторических и культурных процессах.
Как подчеркивает Н. И. Киященко, у России нет шансов безболезненно и быстро войти в сообщество современных цивилизованных и культурных народов без воспитания и развития культурно образованного и эстетически развитого человека [14].
Для детей ознакомление с традициями, культурой народов других стран – это мир ярких впечатлений, источник познания и развития. И чем раньше этот мир станет ближе и понятнее для детей, тем вероятнее, что у них сформируется потребность пополнять свои знания, уважать культуру и обычаи других народов, что, несомненно, будет являться фактором его духовного становления.
Более полно получить разноаспектные впечатления дает возможность использования педагогом технологии «погружения» в культурно-исторический среду народов других стран. Эту задачу мы решаем в ходе ознакомления с различными видами искусства и предметами народных промыслов.
Одной из тем нашей работы является ознакомление с искусством мандалы. Искусству мандалы как одного из видов духовного отражения действительности посвящены работы В. В. Вертоградовой, Н. А. Виноградовой, И. П. Глушковой, Н. Л. Жуковской, Н. Р. Лидовой, С. А. Токарева и др.
Впервые Карл Юнг исследовал с психологической точки зрения символизм мандалы, считая мандалу мощным терапевтическим, интегрирующем средством. Теория и практика использования метода мандалы в арт-терапии нашла свое продолжение в исследованиях А. И. Копытина, М. В. Киселевой, Э. Осипук, Д. Понятовской-Замышляевой и др.
Однако использование искусства мандалы в практике эстетического воспитания детей на занятиях по изодеятельности ново и мало изучено, но обладает несомненным развивающим и воспитательным потенциалом.
Приобщая детей к искусству мандалы, мы одновременно даем им первоначальные знания о традициях стран, где культивируется это искусство. Дети узнают особенности материальной и духовной деятельности разных народов, учатся уважительно относиться к их культуре, понимать особенности искусства мандалы, а это в свою очередь ведет к пониманию «культурного поля», отличного от своего.
Работа с мандалами легко входит в педагогический процесс. Насыщенный цветом и внутренней энергии вид мандалы делает еѐ интересным украшением интерьера, дизайна костюма, превосходным подарком.
На первых занятиях мы знакомили детей с характеристикой и историей развития искусства мандалы.
Культурные и исторические истоки мандалы трактуются исследователями по-разному. Еще в древних цивилизациях были обнаружены изображения рисунков внутри круглых форм. Каждая культура создавала мандалы по-своему, в зависимости от целей и задач.
Слово «мандала» встречается ещѐ в «Ригведе» («Книге гимнов») во многих значениях. Это и «круг», и «шар», и «колесо», «орбита», «солнечное око» и т. д.
На Тибете слово «мандала» (dkyil-‘khor) в переводе с санскрита означает «то, что окружает центр». Внешний круг мандалы символизирует понятие бесконечности и космоса. Землю, стороны света и мир, созданный человеком, символизирует квадрат внутри круга. В квадрат вписан меньший круг – внутренний, в центре которого изображается основополагающий сакральный символ.
Некоторые исследователи предполагают, что сначала мандалы была прямоугольными или квадратными. Несмотря на то, что ведийские индийцы землю считали круглой, точки соединения ее с небом на восходе и закате солнца позволяли представлять ее с углами. Такое представление о земле послужило возникновению двух основных диаграмм мандал.
Первая диаграмма – «мандука». Ее возникновение связывают с движением солнца. Мандука состоит из 64 квадратов, объединенных в большой квадрат. В этих квадратах изображались «лунные дома» – созвездия, через которые каждый месяц луна проходит.
Мандуки применялась как принцип благоприятного планирования жилого дома. План алтаря Агни – бога огня построен также в соответствии с ориентирами мандуки.
Вторая диаграмма называлась «парамашаика-мандала». Она изображалась в форме квадрата, состоящего в свою очередь из восьмидесяти одного квадрата. Парамашаика-мандала – это космическая диаграмма, моделирующая тело первочеловека.
В центре и мандуки, и парамашаии изображался Брахман. В классических индийских верованиях Брахман является создателем Вселенной.одним из могущественных богов Индии.
Некоторые ученые связывают происхождение мандал с символами мироздания на бронзовых китайских зеркалах Ханьского периода, с изображенными на бубнах сибирских шаманов картами мира.
В медиативной практике монахов мандала появилась на севере Индии три тысячелетия назад. Монахи считали, что бесконечное изменение мандалы соответствует идее вечности духа.
У индейцев мандалы назывались по-разному: «Ojo de Dio», «Sikuli» что в переводе означало «власть видеть сокрытое», ясновидение, «Божий Глаз». Некоторые индейские племена создают мандалы из определенных растений и посвящают их духам или направляют на исцеление больного человека. Индейцы Пуэбло и Навахо создают мандалы с помощью размельченной песка, глины, пыльцы, охры. Мандалы из этих материалов после изготовления уничтожаются. Мандалами маленьких размеров индейцы Хопи украшают вои одежды.
Как вид искусства и медитативная практика наивысшего развития мандала достигла в Тибете. «Намка» «пространства человеческой души» – так называют тибетские мандалы. Тибетская мандала является частью ритуала со строгим соблюдением древних канонов. Последовательность создания, структура и цвет мандал описаны в священных текстах. Считалось, что мандала – это подношение богам, и поэтому она должна быть красива и совершенна.
С помощью мандал мудрецы Востока преподавали метафизику, астрономию и другие знания. В различных школах буддизма считается, что мандала включает в себя всѐ, что существует в мире: небесное пространство (эфир), воздух (ветер), землю, воду, огонь.
В Северной Америке мальчики-индейцы Апачи проходят ритуал инициации. Пройдя пост и очищение, они строят мандалу под руководством знахаря, одновременно воспринимая информацию на разных уровнях – как на интеллектуальном, так и на бессознательном.
Кельтская мандала изображалась в виде лабиринта, символизируя поиск мистического происхождения центра всего сущего.
В Израиле мандала является символом каббалы – тайной философии развития духовного мира человека. Делали мандалы вручную из крашеного толченого мрамора, (в древности это были мелкие полудрагоценные камни), который наносился от центра к периферии при помощи чакпу – особых металлических конусообразных трубочек. В конце ритуала мандала обязательно разрушалась.
В христианской культуре тоже есть мандалы – это в первую очередь монограмма Христа, на которой изображены греческие начальные буквы слова «Христос» – X и Р. Эти буквы, обрамленные тройным кругом или победным венцом, изображали на церковных знаменах. Три круга указывают на триединство и вечность царства Христа на Земле. Монограмма символизирует победу Христа над греховными силами христианства на всей земле, вечность Бога и его совершенство. Буквы альфа и омега по сторонам мандалы указывают на то, что Бог есть начало и концом всего сущего, того, что было, есть и будет. Символом Святого Духа являются изображения двух голубей.
Еще одна славянская мандала-оберег – «Божье око» или «Глаз бога». Его вешали над дверью, кроватью и другие места дома, которые хорошо были видны постороннему человеку. В древней русской культуре люди верили, что сбережет их от порчи, сглаза и дурной напасти. Считалось, что яркий и привлекательный предмет притянет к себе внимание входящего человека и заберет на себя отрицательную энергию недоброго взгляда и гость забудет о плохих намерениях и мыслях. Кроме того, изготовление «Божьего ока» является материальным воплощением молитвы о долголетии, здоровье, удаче, успехах в делах.
«Божье око» чаще всего плели. У славян оно имело в основе крест из четырех лучей, но иногда их плели на восьми лучах, тем самым символизируя распространение божьего благословения на все стороны света [13].
Тибетские «Намки» четырехлучиковые, но лучи гораздо длиннее и не оплетаются до конца. На концах лучей часто крепят мандалы меньшего размера. В отличие от них, у индейцев Уичоль «Божье око» преимущественно восьмилучиковое и техника плетения более сложная.
Писанка (расписанное узором яйцо) также является вариантом христианской мандалы. Писанка нанесенным узором несла священный мысленный образ личных желаний, что определенным образом являлось жизненной стратегией на будущее и оберегом настоящего.
Изображения внутри круглой формы можно заметить во многих культурных традициях у большинства народов. Если внимательно посмотреть, следы мандалы можно увидеть у большинства жителей нашей планеты. Например, на монгольском флаге аймака Баян-Улгий, на флаге Киргизии и государственном гербе Казахстана изображен шанырак (деревянный обод, укреплѐнный крестообразно жердями на куполе юрты кочевника), который условно можно считать мандалой-оберегом.
Сейчас мандалой допустимо называть не только произведения искусства и духовной практики, но и любое изображение, объект, предмет, чаще всего круглой формы, симметричное и даже ассиметричное. Некоторые видят мандалы в клумбе, в фотографиях планет из космоса, в компасе, зодиакальном круге, лабиринте, циферблате и т. д. Окружающий мир полон нерукотворными природными творениями, из которых можно брать темы и образы для творчества: солнце, луна, круги на воде от брошенного камня, кольца на стволе спиленного дерева, цветы, формы ракушек, снежинка, радужка человеческого глаза, озеро, фрукт в разрезе и т. п.
Как видим, в современном мире, жестких канонов для искусства мандалы не существует. Нет и строгой классификации видов мандал.
Размер мандалы может быть произвольным – от миниатюрных (2 см в диаметре), до достаточно больших (от 50 см в диаметре и больше).
Форма мандалы бывает круглой, квадратной, в виде многоугольника, лабиринта, цветка. Если говорить о плетеных мандалах, то они могут быть 4,6,8,12-лучевые,.
По назначению выделяют мандалы декоративные и обережные. Декоративные мандалы создаются чаще всего под определенный интерьер с учетом личных цветовых и фактурных предпочтений хозяина. Обережные мандалы в свою очередь включают три подвида: интуитивные, образные, образно-повествовательные.
В интуитивной мандале цвета и композиция выбираются интуитивно. Считается, что интуиция, внутреннее состояние человека сами подскажут, что в ней заключено. Образная мандала создается в соответствии с тем образом, который автор или заказчик хочет запечатлеть («Любовь» «Цветок» «Жизнь» и т. д.). Образно-повествовательная мандала – самая сложная и сильная. В ней в соответствии с традициями того или иного народа слова и фразы выражаются цветом, узором, шириной полос. Такая мандала может заключать в себе любой текст: доброе пожелание, сказку, стихотворение и т. п.
Мандалы могут быть плоскостными (двумерными), рельефными и объѐмными. Двумерные мандалы можно рисовать или чертить на камне, шелке или бумаге, вышить на ткани, сделать чеканку и т. п. Объемные мандалы делают из камня, бронзы, глины, дерева и других материалов. Некоторые ритуальные мандалы насыпают с помощью разноцветных порошков. По окончании ритуала созданную мандалу разрушают, материализуя идею о непостоянстве и разрушении всего сущего. Сейчас, в эпоху информационных технологий, мандалы создают с помощью компьютерных программ.
В мандале скрыты и геометрия, и психология, и живопись, и архитектура, и музыка. Считается, что мандала ведет того, кто ее создает или ею пользуется, к использованию внутренних жизненных и творческих сил.
Работа по приобщению к искусству мандалы интересна и полезна для детей. Это подтверждает опыт нашей работы по данной теме с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях г. Барнаула.
Приобщение детей к искусству мандалы строилось на взаимосвязи информационного, эмоционального, действенно-мыслительного и преобразовательного компонентов, направленных на эмоционально-чувственную и мотивационно-потребностную сферу личности детей, потребности в расширении интеллектуально-художественного опыта в виде знаний, представлений об искусстве мандалы и практической их реализации в художественно-творческой деятельности.
Мы разработали и внедрили перспективный план по приобщению детей к искусству мандалы, который включал следующие темы занятий: «Путешествие в Индию», «Эти волшебные круги», «Снежная мандала», «Зазеркалье на бумаге», «Веселые фигуры занимают место в круге», «Медальон», «Цветочная поляна», «Калейдоскоп» и др.
Каждое занятие несло информационную основу; тем самым мы выполняли образовательную задачу, которая могла быть различной по объему реализуемого в ходе занятия содержания и зависела от степени знакомства детей с тем или иным видом мандал.
Чтобы выделить изобразительную задачу, мы продумывали, что дети должны освоить при изображении той или иной темы (например, композиционное строение и пропорциональное соотношение отдельных частей, мандалы, гармоничное сочетание цветов и оттенков). Следующий вопрос: как ребенок должен выполнять работу, какие для этого ему потребуются технические умения и навыки (например, умение смешивать краски, владение различными приемами штриховки).
Дети осваивали приемы украшения мандалы бисером, бусами, пуговицами и другими сыпучими материалами: рисом, гречкой. Основой для таких мандал служили картонные формы, одноразовые тарелки, CD-диски, виниловые пластинки и т. п. Мы учили детей рисовать мандалы разными изобразительными материалами и техниками, плести из ниток, раскрашивать предложенные рисунки мандал, составлять коллажные изображения.
Развивающие задачи предусматривали развитие у детей образного мышления, воображения, зрительной памяти, восприятии, а так же таких качеств личности, как воля, самостоятельность, творческая активность и др.
Следующая задача программного содержания – воспитательная, которая содержала ответ на вопрос: что мы хотим воспитать в детях посредством искусства мандалы?
В качестве основы системы обучения выступал эмоциональный компонент, который не только входил в структуру каждого занятия, но и являлся условием их построения, обеспечивал эмоциональное благополучие, выраженное в удовлетворении потребности в деятельности, общении, информации а также во внутренней защищенности, в выборе различных форм активности и самостоятельности детей. Педагогические возможности эмоционального компонента во многом определялись особенностями развития эмоционально-чувственной и мотивационно-потребностной сфер личности детей. Ориентирующая, корректирующая, регулирующая, активизирующая функции эмоционального компонента доминировали в каждой теме и обусловили успешность реализации программных задач.
Цель информационного компонента состояла в формировании первоначальных знаний и представлений об искусстве мандалы и ее особенностях. Мы исходили из положения психологов и педагогов о том, что чем больше у ребенка первоначальных представлений и опыта, тем больше возможностей для проявления творческих потенций (Л. С. Выготский, И. Я. Лернер, В. И. Логинова, М. Н. Скаткин).
В процессе ознакомления с искусством мандалы педагог подводил детей к выводу о том, что человек является преобразователем природного мира, природа и человек гармонически связаны между собой и создают целостное видение природного окружения.
Цель действенно-мыслительного компонента состояла в том, чтобы обеспечить присвоение детьми средств и способов умственных действий, без которых затруднена деятельность творческого характера (планирование и организация деятельности, восприятие информации, оценка и осмысление результатов своих действий). Содержание было направлено на обучение детей способам анализа, вычленения гармоничных связей и отношений в композиции, способам планирования и организации преобразовательной деятельности. Структура действенно-мыслительного компонента была представлена внешними материальными и мыслительными действиями, вызывающими те или иные преобразования. В зависимости от направленности мы выделили: действия для получения познавательного эффекта; действия для достижения определенного практического эффекта; действия для получения творческого эффекта.
Каждое из названных действий выступало в качестве факторов, регулирующих деятельность творческого характера и направляющих ее к получению определенного продукта (знаний, мыслей, выводов, преобразований).
Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством мандалы требует создания определенных материальных условий. Мы старались обеспечить занятия достаточным зрительным рядом (фотографии мандал, репродукции, слайды, видеоролики, образцы мандал, выполненные педагогом или другими людьми), чтобы дети имели визуальное представление об этом искусстве.
Особое место в обучении искусству мандалы мы отводили показу и объяснению структуры мандалы. Следует сформировать у детей алгоритм создания мандалы, направлять действия по линии осознанного и самостоятельного его применения. Мы старались помочь детям осуществить перенос усвоенного действия с одной композиции на другую, корректируя действия с учетом специфики выбранного детьми изобразительного материала.
Мы считаем, что на начальном этапе работы с детьми, испытывающими неуверенность, целесообразно использовать динамические таблицы с изображением алгоритма рисования геометрической мандалы. Такие мандалы лучше чертить с помощью линеек и геометрических шаблонов, но можно и рисовать от руки.
В процессе обучения мы предлагали детям несколько вариантов рисования мандалы. Это позволяло в дальнейшем ребенку комбинировать элементы различных вариантов, что активизирует его воображение и фантазию, показывая возможность существования в искусстве правильности множества решений, создавало ощущение свободы выбора выразительных и изобразительных средств.
С большим удовольствием наши дети работали с мандалами-раскрасками. Известно, что процесс раскрашивания готовых картинок привлекает всех детей. Раскрашенное изображение дети воспринимают как продукт собственного труда. И не случайно: ребенок подбирал цветовую палитру, старался аккуратно штриховать, не
Динамическая таблица алгоритма рисования геометрической мандалы выходя за границы рисунка. Процесс раскрашивания учит ребенка усидчивости и аккуратности развивает глазомер и мелкую моторику рук. Кроме того, однообразные монотонные действия руки снимают внутреннее напряжение, помогают успокоиться и сосредоточиться.
Можно выделить основные правила работы при использовании мандал-раскрасок:
- Педагог должен предоставить ребенку право выбрать мандалу из имеющегося у него набора раскрасок и изобразительные материалы.
- При раскрашивании можно двигаться от центра по направлению к внешнему краю или наоборот. Также можно начинать произвольно раскрашивать сразу в нескольких местах.
- Не настаивайте заполнять цветом все белые сектора раскраски.
- Раскрашивать мандалы лучше в тишине или под негромкую музыку.
Перед детьми ставилась четкая и посильная учебная задача. Следует помнить, что существуют учебные задачи для детей и педагога. Дети в ходе занятия приобретает необходимые умения, знания, получают те или иные понятия, представления. Педагог планирует образовательные задачи, которые необходимо отработать в процессе проведения конкретного занятия. Педагогу необходимо решать задачи развития, воспитательные и организационные задачи, задачи создания интерактивного образовательного пространства, планирование способов реализации эстетического, художественного, духовно-нравственного аспектов учебного процесса.
На занятиях мы старались создавать ситуации для самостоятельного поиска детьми информационно-познавательного и практического материала с целью дальнейшего его воплощения в собственном варианте мандалы. У детей была возможность самостоятельно выбирать художественные и нетрадиционные изобразительные материалы и инструменты, а роль педагога заключалась в том, чтобы объяснить, как целесообразнее передать ту или иную композицию.
Одним из условий успешности занятия по ознакомлению с искусством мандалы является заинтересованность самого педагога в разработке и внедрении обозначенной темы. Заинтересованность педагога передается детям и позволяет создать интересные работы. Если интерес к теме не сформирован, то педагог не сможет управлять процессом эстетического воспитания.
В конце занятия желательно организовать выставку детских мандал, при этом работы могут быть самого разного уровня исполнения. Педагог в ходе заключительной части занятия решает одновременно несколько педагогических задач:
- показать индивидуальный подход ребенка к решению общей для всех детей творческой задачи;
- еще раз повторить, проговорить, обсудить те учебные задачи, понятия, представления, навыки, знания, которые были получены детьми на занятии;
- оптимизировать художественно-творческое развитие детей в направлении поиска путей возможного улучшения качества последующих продуктов детского творчества;
- поощрить ребенка, давая ему педагогический аванс или оценивая его усилия именно на этом конкретном занятии, что создает ситуацию успеха, мотивирующую к дальнейшей деятельности.
В итоговой части занятия мы беседовали с детьми о содержании мандалы, просили рассказать, о чѐм он думал, когда рисовал мандалу, о своих чувствах, переживаниях, просили придумать название нарисованной мандале. Мы объясняли детям, что если мандала им понравилась, вызывает позитивные чувства, вдохновляет – тогда ее можно сохранить или повесить дома в качестве украшения. Если же в своем рисунке дети выразили то, что их тяготит, какие-то неприятные эмоции или ощущения, то можно выбросить рисунок, и в следующий раз создать новую мандалу.
Иногда дети отказывались общаться по поводу нарисованной мандалы. Это можно объяснить тем, что ребенку был больше интересен сам процесс рисования, а не его результат. Иногда рисование он воспринимает как игру. Мы не настаивали, и бывали случаи, когда в следующий раз дети сами начинали разговор о том, что они хотели передать в мандале.
Следует отметить заинтересованное отношение родителей к теме нашей работы, которое послужило мотивом для проведения с ними нескольких мастер-классов по изготовлению плетеных, коллажных и рисованных мандал. Содружество с родителями помогло нам не только сделать интересные разнофактурные мандалы, но и вовлечь в интеллектуальное и художественное общение. Созданные своими руками мандалы дети и родители с удовольствием используют в дизайне домашнего интерьера.
В результате нашей работы по приобщению к искусству мандалы дети стали больше интересоваться художественными изделиями других стран, внимательнее относиться к рукотворным изделиям, окружающим их в повседневной жизни, откликаться на красоту природы, замечать интересные дизайнерские элементы в одежде, интерьере. Дети стали более усидчивыми, сосредоточенным, наблюдательными.
Опыт работы по созданию собственных мандал помог детям с разным уровнем художественного развития добиться успеха в творческой деятельности. Разнообразие материалов и техник рождало у детей оригинальные идеи, развивало фантазию и воображение, стимулировало к созданию новых композиций мандал, что позволило детям стать более уверенными в своих силах, что, в свою очередь, способствовало повышению самооценки. Дети стали более самостоятельны в замысливании художественного образа, поиске средств его воплощения.
В процессе художественно-творческой работы ярче проявлялись индивидуальные особенности творческого почерка детей, предпочтительность техник исполнения. Кроме того, общие творческие интересы, удачные художественные находки при создании различных видов мандал, способствовали формированию у детей общительности. У ребят сложились более открытые, доверительные, доброжелательные отношения с другими членами группы.
Таким образом, на занятиях по приобщению к искусству мандалы мы обогащали эмоционально-образную сферу детей, вызывали эстетические чувства от процесса художественного восприятия мандал, формировали адекватное ценностное отношение к данному виду искусства как к результату художественного труда. Это в свою очередь способствовало возникновению потребности в изготовлении собственных мандал, овладению изобразительными навыками, развитию художественного мышления, фантазии и воображения. Занятия с мандалами помогали детям преодолеть страх и неуверенность, способствовали развитию художественно-творческой активности детей.
Результаты нашей работы позволяют говорить о перспективности дальнейшего использования искусства мандалы в эстетическом воспитании детей, формировании их художественных предпочтений, этических и эстетических ориентиров в искусстве, природе, окружающем мире.
Литература
1. Алексеева Л.Л. К вопросу о современном художественном образовании [Электронный ресурс] // Педагогика искусства: электронный научный журнал учреждения российской академии образования «Институт художественного образования». 2006. – № 1. Режим доступа: http://www.art-education.ru .
2. Вертоградова В.В. Индийская эпиграфика из Кара-тепе в Старом Термезе. Проблемы дешифровки и интерпретации /В.В. Вертоградова М : Восточная литература, 1995. 160 с.
3. Виноградова Н.А. Иконографические каноны японской космогонической картины Вселенной – мандала // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука, 1973. 255 с.
4. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А.И. Копытина. СПб. : Речь, 2002. 144 с.
5. Ермолинская, Е.А. Как грамотно выстроить урок изобразительного искусства в школе [Электронный ресурс] // Педагогика искусства: электронный научный журнал учреждения российской академии образования «Институт художественного образования» » 2010 – № 4. Режим доступа: http://www.art-education.ru .
6. Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М.: Наука, 1970. 247 с.
7. Жуковская Н.Л. Мандала как предмет ламаистского культа // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. XXIX. «Культура народов зарубежной Азии». Л., 1973. С. 71–81.
8. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. / М.В. Киселева. СПб.: Речь, 2007. 160 с.
9. Древо индуизма / отв. ред. Глушкова И.П. М.: Восточная литература, 1999. 559с.
10. Лидова Н.Р. Драма и ритуал в древней Индии / Н.Р. Лидова М.: Восточная литература, 1992. 150 с.
11. Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы / Э. Осипук // Школьный психолог – 2007 – № 4. С. 18–19.
12. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой / Д. Понятовская-Замышляева // Школьный психолог – 2007 – № 4. С. 29–31.
13. Рыбаков А.Б. Язычество древней Руси /А.Б. Рыбаков. М.: Наука, 1987. 782 с.
14. Современные концепции эстетического воспитания: (Теория и практика) / Отв. ред. Н.И. Киященко. М.: ИФРАН, 1998. 313 с.
15. Мифы народов мира: В 2 т. Т. 2 (К–Я) / Гл. ред. С.А. Токарев. 2-е изд. М.: Сов. энцикл., 1988. 719 с.
16. Шевченко М. Мандалы, талисманы и обереги своими руками / М. Шевченко. СПб.: Питер, 2011 128 с.
17. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия / Штейнхард Ленор. СПб.: Питер, 2001. 320 с.
18. Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы) // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. С. 95–182.

Мандалы-раскраски

Фотографии детей и созданных ими мандал на разных этапах ознакомления с мандалами
Мандалы Ани П., 6 лет
Мандалы Артема. 6 лет

Мандалы Марка. 6
Мандалы Сережи. 6 лет