ИЗМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МУРТАЗИНА ЛАДА ЭДУАРДОВНА

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры фортепиано и теории музыки Казанского государственного университета культуры и искусств, г. Казань

Аннотация: 
В работе рассмотрены уровни творческой активности в музыкальной деятельности студентов вуза и их изменения в процессе музыкального обучения. Для экспериментальных исследований была сформирована анкета, применены статистические методы оценки весовых коэффициентов вопросов, их ранжирование с помощью коллективных экспертных оценок. На основе статистического анализа даны качественные характеристики студентов с разными уровнями творческой активности в музыкальной деятельности. Наблюдается увеличение студентов с высоким и низким уровнями творческой активности на последних курсах обучения, дано этому объяснение. Проведено сравнение творческой активности с художественно-эстетической мотивацией, показавшее их высокий уровень корреляции.

Одной из задач художественно-эстетического воспитания студентов в вузе
является развитие творческих способностей в различных видах и формах музыкальной
деятельности. Она представляет собой триединство деятельности композитора –
исполнителя – слушателя (Б. В. Асафьев). В процессе сочинения музыки, воспроизведения
её исполнителем и восприятия слушателем происходит обработка музыкальной
информации, которая представляет собой систему образов, передающихся
выразительными средствами музыкального искусства.
В творческом вузе основными видами деятельности являются сольное исполнение
на инструменте, слушание музыки, пение, аккомпанирование и ансамблевая игра, чтение с
листа, импровизация, а также написание рефератов и др. В работе [1] показано, что
музыкальная деятельность, объединяя различные способы обработки информации,
позволяет добиваться улучшения межполушарного взаимодействия, способствует
развитию музыкального мышления, творческих способностей студентов вуза.
Одним из действенных механизмов творческой деятельности студентов по курсу
общего фортепиано являются аккомпанирование и ансамблевая игра. Данные виды
деятельности требуют особого исполнительского мастерства, основанного на слуховом
контроле, ритмическом чувстве, смысловом восприятии гармонии, технической свободе,
творческом понимании музыки. Сложность аккомпанирования и ансамблевой игры
заключается в том, что творческое мышление двух исполнителей должно объединиться в
едином художественно-эмоциональном образе произведения, активизируя
исполнительское внимание и эмпатийное эмоциональное восприятие. Необходимо
развитие навыков чтения с листа, выступающих по отношению к эскизной работе как
более мобильная форма ориентировки в незнакомом тексте. Исполняя незнакомые
произведения, каждый студент должен кратко резюмировать итоги проделанной работы и
дать музыкальную характеристику отдельным сочинениям. В совместных обсуждениях
различных проблем, связанных с пониманием и исполнением музыкальных произведений,
студент получает новые знания, расширяет свой кругозор. Широта и разнообразие
музыкального материала, звучащего на таких уроках, создает предпосылки для осознания
студентами важнейших законов музыкального искусства, развития метода
самостоятельной работы над музыкальным репертуаром. Важнейшей формой творческой
деятельности студентов на уроках общего фортепиано должна выступать импровизация,
направленная на приобретение навыков самостоятельного нахождения путей решения
профессиональной задачи. Такая работа развивает воображение и мышление, направлена
на поиск нового и оригинального, способствует формированию неразрывной связи
теоретических знаний и практических навыков, творческого переноса известных приемов
и способов в новые условия.
Одной из плодотворных форм работы над повышением уровня творческой
активности является работа студентов над рефератами, так как, прежде чем работать над
художественными задачами, надо уметь их грамотно сформулировать и правильно
подобрать методы, которыми они могут быть решены. Необходимо изучить данные
вопросы с точки зрения фортепианной методики обучения, а также опыта выдающихся
деятелей искусства, музыкантов-исполнителей с точки зрения искусствоведческого
анализа музыкальных произведений.
Нами анализировались уровни творческой активности в процессе музыкальной
деятельности студентов и их изменения при музыкальном обучении. Исследование
охватило группу студентов в количестве 240 человек, которые обучались на I–IV курсах
факультета народно-художественного творчества и института национальных искусств
Казанского государственного университета культуры и искусств. Для выявления
показателей данного фактора была сформирована анкета, в состав которой входят 11
вопросов (таблица 1). Формирование вопросов анкеты по диагностике уровня творческой
деятельности проводилось на основе работы В. И. Петрушина [4].
Вопросы анкеты отражают субъективную оценку автором важности тех или иных
показателей. Однако по сравнению с индивидуальной оценкой более надежными
являются коллективные экспертные оценки, которые позволяют повысить качество анкет.
Мы применили для этого статистические методы обработки экспертных оценок, которые
основываются на ранжировании вопросов с целью оценки их важности по исследованию
уровня творческой активности. В таблице 1 представлены результаты ранжирования
данных вопросов с учетом их веса, которые были проведены 5 экспертами, являющимися
квалифицированными специалистами в области музыкального обучения и воспитания.
Таблица 1
Результаты ранжирования вопросов по определению уровня творческой активности в
процессе музыкальной деятельности
№ Содержание вопроса Ранг
вопр.
Вес
ранга
1 Какие предметы Вам нравятся больше всего (подчеркнуть)?
Культурология, эстетика, история искусства, история музыки,
сольфеджио, гармония, анализ музыкальных произведений,
фортепиано, музыкальное исполнительство и педагогика,
сольное пение.
2 2.6
2 Какие виды занятий Вам нравятся больше всего (подчеркнуть)?
Лекции, семинары, написание рефератов, индивидуальные
занятия, самостоятельная работа, концертная деятельность.
3 2.2
3 Принимаете ли Вы участие в конкурсах, концертах, творческих
вечерах, фестивалях и т. д. (подчеркнуть)? Да. Не всегда. Нет.
1 3
4 Я выступаю на концертах чаще других? Да. Нет. 1 3
5 Исполняя музыкальное произведение публично, я думаю о том,
что бы это всё скорее закончилось? Да. Нет.
5 1
6 Мне нравится сам процесс исполнения произведения с эстрады
перед аудиторией? Да. Нет.
1 3
7 Я предпочитаю готовую трактовку исполнения, предлагаемую
педагогом? Да. Нет.
3 2.2
8 Я стремлюсь расширить свои знания о музыкальном
произведении и внести в него что-то свое? Да. Нет.
4 1.4
9 Я играю в концертах лишь потому, что этого требует педагог?
Да. Нет.
4 1.4
10 По сравнению с другими я много работаю самостоятельно?
Да. Нет.
1 3
11 Какая форма проведения досуга доставляет Вам особую
радость (пронумеровать в соответствии с приоритетом, 1-
высший, 2, 3 и т. д.)? Чтение книг. Занятия художественным
творчеством. Занятия спортом. Танцы на дискотеке. Просмотр
телевизионных передач. Посещение театров, выставок,
концертов, кинотеатров. Общение с друзьями и знакомыми.
Люблю побыть в одиночестве, подумать, помечтать.
4 1.4
На основе ответов экспертов стало ясно, что наибольшим весом обладают
следующие вопросы (в скобках вес ответа в баллах): вопрос 3 «Принимаете ли Вы участие
в конкурсах, концертах, творческих вечерах, фестивалях и т. д. (подчеркнуть)?»: да (3), не
всегда (1.5), нет (0); вопрос 4 «Я выступаю в концертах чаще других?»: да (3), нет (0);
вопрос 6 «Мне нравится сам процесс исполнения произведения с эстрады перед
аудиторией?»: да (3), нет (0); вопрос 9 «Я играю в концертах лишь потому, что этого
требует педагог?»: да (1), нет (3).
Для контрольной группы вычислялись суммарные баллы каждого студента при
ответах на соответствующие вопросы с учетом веса каждого вопроса. Далее для
выявления уровня творческой активности определялось распределение баллов при
анкетировании всей контрольной группы. При этом среднее значение баллов оказалось
равным 14,6, а среднеквадратичное отклонение – 3,8. Студенты, имеющие суммарный бал
ниже 25% вероятностного уровня, для данного контрольного распределения были
отнесены к студентам с низким уровнем творческой активности, от 25 до 75% . со
средним уровнем творческой активности, а выше 75% . с высоким уровнем творческой
активности. Для данного распределения, охватывающего всю контрольную группу, 25%
уровню соответствуют 12,05 баллов, а 75% – 19,2 баллов.
Далее нами определялись изменения количества студентов (в процентах
относительно общего количества студентов в контрольной группе) по курсам обучения с
низким и высоким уровнем творческой активности, что представлено в таблице 2.
Таблица 2
Анализ распределения количества студентов в процентах по курсам с разными уровнями
творческой деятельности
Уровень
творческой
деятельности
Для всего
массива,
в % (балл)
Курс 1 Курс 2 Курс 3 Курс 4
Низкий 25 (12,05) 24,8 18.9 30,3 32,1
Средний 50 68,8 50,3 46,2 39,8
Высокий 25 (19,2) 6,4 30,8 23,5 28,1
Видно, что высокий уровень творческой деятельности студентов в процентном
соотношении резко повышается на втором курсе и понижается примерно одинаково на
третьем и четвертом курсах. Однако количество студентов с низким уровнем творческой
деятельности понижается не очень интенсивно на втором курсе и достаточно интенсивно,
на 10–12%, на третьем и четвертом курсах.
На основе результатов статистического анализа можно дать качественные
характеристики студентам с разными уровнями творческой активности в музыкальной
деятельности. К высокому уровню творческой активности в музыкальной деятельности
относятся студенты, у которых наблюдается высокий интерес к индивидуальным
занятиям, самостоятельной работе, желание заниматься исполнительской концертной
деятельностью, а также научно-исследовательской работой; они обязательно участвуют в
конкурсах, творческих вечерах, фестивалях и т. п. Выступает такой студент намного чаще
других. Ему нравится сам процесс исполнения произведений с эстрады. Его
исполнительская трактовка отличается самостоятельностью и яркостью, благодаря
стремлению расширить свои знания об исполняемом произведении и внесению в него
своего видения. Такой студент много работает самостоятельно. Он инициативен в своей
творческой деятельности.
Средним уровнем творческой активности к музыкальной деятельности обладает
студент, проявляющий интерес к индивидуальным занятиям, самостоятельной работе,
написанию рефератов, концертной деятельности. Но участие в конкурсах и фестивалях не
всегда является нормой в его учебной деятельности. Ему нравится процесс исполнения
произведения с эстрады, но он не всегда инициативен в интерпретации произведения и
нуждается в помощи педагога. Он расширяет свои знания о музыкальном произведении,
хотя не всегда может воплотить их в исполнении. Его концертная деятельность в
основном инициируется педагогом, а самостоятельная работа не всегда приносит
результаты.
К категории с низким уровнем творческой активности следует отнести студента,
если у него отсутствует интерес не только к концертной деятельности, но и к
самостоятельной работе над собой, к индивидуальным занятиям. Его привлекают простой
материал, несложные задания, с помощью которых можно получить зачет или даже сдать
экзамен, достигнуть условных успехов без особых интеллектуальных усилий и
напряжения. Его выступления ограничиваются минимумом, связанным с зачетами и
экзаменами, которые необходимо сдать. При выступлении на эстраде такой студент
чувствует дискомфорт.
Успешное обучение студентов в творческом вузе во многом зависит от целей,
которые они перед собой ставят, и от перспектив, которые видят в своем дальнейшем
творческом и социальном продвижении. Потребность в музыкальной деятельности
необходимо рассматривать как основной фактор мотивации успешного обучения и
воспитания студентов в творческом вузе. Так, Л. Н. Коган, рассматривая художественную
(музыкальную) потребность с функциональной точки зрения, считает ее состоянием,
побуждающим к восприятию ценностей искусства [5], поэтому такие показатели
художественно-эстетической воспитанности, как мотивация к музыкальной деятельности
и вовлеченность в творческую деятельность, должны быть взаимосвязаны.
Нами исследованы изменения мотивации к музыкальной деятельности у студентов
университета культуры и искусств в процессе музыкального обучения [6]. Из таблицы 3
видно, что на I курсе наблюдается достаточно большой контингент студентов с высоким и
средним уровнем художественно-эстетической мотивации, но в дальнейшем, на II и на III
курсе, существенно увеличивается количество студентов с низким уровнем мотивации
(разочарование в пути развития и в выборе профессии). Однако при этом, особенно на IV
курсе, резко увеличивается число студентов с высоким уровнем мотивации к
художественно-эстетической деятельности, которые окончательно определились в своем
профессиональном пути.
Таблица 3
Анализ распределения количества студентов в процентах по курсам с разными уровнями
мотивации
Уровень
мотивации
Весь массив,
в % (балл)
Курс 1,
в %
Курс 2,
в %
Курс 3,
в %
Курс 4,
в %
Низкий 25 (18,3) 13,9 21.2 43,3 34,5
Средний 50 67,4 52,8 36,1 31,3
Высокий 25 (24,07) 18,7 26,0 20,6 34,2
Направленность мотивации и ее предметная избирательность показывают
привлекательность для студента музыкальной деятельности. Интенсивность мотивации
выражает степень усилий в преодолении трудностей в учении и труде. Устойчивость
мотивации выражается степенью интенсивности желания заниматься музыкальной
деятельностью, готовностью приобретения навыков будущей профессии.
Для определения взаимосвязи мотивации и вовлеченности в творческую
деятельность определялись коэффициенты парной корреляции между данными
показателями, которые могут меняться от 0 (отсутствие корреляции) до 1 (наличие полной
коррелируемости процессов). Обнаружено, что показатель уровня сформированности
ценностно-мотивационной сферы хорошо коррелирует с вовлеченностью в творческую
деятельность (0.92).
Таким образом, нами показано, что уровень ценностно-мотивационной сферы
студента определяет его творческую деятельность. Обнаружено существенное изменение
в уровнях вовлеченности студентов в творческую деятельность в процессе их обучения в
вузе культуры и искусств. При этом увеличение студентов с высоким уровнем
вовлеченности в творческую деятельность на последних курсах связано с тем, что они уже
нашли свое призвание в музыкальной деятельности; у них сформировалась устойчивая
потребность к творческой деятельности, проявляющаяся в таких видах деятельности, как
импровизация, аккомпанирование, концертное выступление, написание рефератов и др.
Такие студенты уже в ближайшем будущем имеют хорошие перспективы получения
интересной работы по выбранной специальности. Однако настораживает факт увеличения
к последнему курсу количества студентов с низким уровнем мотивации и вовлеченности в
творческую деятельность, что требует дальнейшего осмысления и принятия программы
действий, направленной на исправление данной ситуации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Муртазина Л.Э. Роль музыкальной информации в развитии коммуникационных возможностей
человеческого мышления // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
2012. № 20. С. 174–177.
2. Методы педагогических исследований / под ред. А.И. Пискунова, Г.В.Воробьева. ..М.: Педагогика,
1979. ..255 с.
3. Муртазина Л.Э. Художественно-эстетическое воспитание студентов вузов культуры и искусств
средствами музыкальной деятельности / Л.Э. Муртазина. ..Казань: Изд-во Казанск. Гос. ун-та, 2007.
..224с.
4. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студ. и препод. / В.И.Петрушин. – М.:
Владос, 1997. – 384 с.
5. Коган Л.Н. Искусство и зритель / Л.Н.Коган // Художественное восприятие: Сб. статей / Под ред. Б.С.
Мейлаха. ..М.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1971. ..С. 84.
6. Муртазина Л.Э. Изменения в мотивации музыкальной деятельности студентов творческого вуза //
Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 21. С. 127–133.