ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРНОЕ МЕДИАТВОРЧЕСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ

Москвина Анна Сергеевна (1), Радомская Ольга Игоревна (2), Юдушкина Олеся Васильевна (3)

(1) кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования факультета психологии МГОУ

(2) кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

(3)  кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Аннотация: 
В статье рассматривается сущность и проблемы организации позитивного отношения к труду, трудовой деятельности в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте посредством творческой деятельности. Авторы считают, что творческая деятельность способствует трудовому воспитанию, развивает мировосприятие ребенка, приобщает его к искусству. Именно такое отношение к труду формируется благодаря коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства и, любовь к труду необходимо мотивировать творчеством с раннего возраста.

«Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человек».

К.Д. Ушинский

 

 Трудолюбие, настойчивость, упорство, самоутверждение и личностное самоопределение – основа всей человеческой жизни. Любой  родитель мечтает о том, чтобы его ребенок стал  полноценной личностью, умел бы творить, добиваться поставленных целей, сначала в семье, а потом в профессиональной деятельности.

Труд — это целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Сущность трудового воспитания состоит в организации полезной трудовой деятельности школьников, с целью развития у ребёнка таких важных в жизни качеств как трудолюбие, старательность, активность, а также постоянное стремление к улучшению качества труда. И в будущем даст положительный результат, если оно заложено с детских лет.

Для успешной учебной и трудовой деятельности необходимо развивать трудолюбие ребенка. Почему трудолюбие так важно именно в детстве? Во-первых, именно в детском возрасте легче всего развить те или иные качества. В более позднем возрасте психика уже не настолько лабильна и менее подвержена внешним влияниям. Во-вторых, если у ребенка не будет привито желание трудиться, все школьные годы для него будут бесцельно проведенным временем, а для родителей — богаты конфликтами. И, в- третьих, можно сделать предположение, что в дальнейшем у ребенка могут быть проблемы с профессиональным самоопределением. Не имея желания трудиться, к окончанию школы подросток не сможет выбрать профессиональную сферу. Или же она будет выбрана неверно — либо слишком поспешно, либо под влиянием родителей (или других авторитетных личностей или групп).

 По мнению известного советского педагога  П.Ф. Каптерева: «Умственные упражнения детей должны быть поставлены вполне серьезно. Игра игрой, шутка шуткой, а дело делом. Одна из серьезных обязанностей детей – учиться, учиться не когда пришлось и не как пришлось, а правильно и систематически. Иной раз не хочется учиться, разные приятные впечатления отвлекают от работы; нужно преодолеть себя, нужно сосредоточиться и непременно приняться за выполнение обязательного дела» [1, 158]. Рассматривая физический труд, видный российский ученый В.А. Сухомлинский отмечает, что: «Одним из самых сильных побуждений к физическому труду является значительность замысла этого труда, сочетание усилий разума и рук. Чем  значительнее замысел, тем с большим интересом выполняется самая простая работа. Овладение мастерством, исследование, экспериментирование, использование данных науки в труде – все это осознается и переживается ребенком как моральное достоинство» [7, 297].

В гармонично развитой личности умение трудиться как физически, так и интеллектуально должно быть развито в сильнейшей степени.

Первый шаг для личностного и профессионального самоопределения в воспитании должно быть формирование трудолюбия. Трудолюбивый человек с энтузиазмом берется за новую работу, заранее настроен на положительный результат, ведь он получает удовольствие от деятельности.

Чтобы доказать ребенку, что от различной деятельности можно получать удовольствие, родителям в первую очередь нужно демонстрировать это на собственном примере. Семья – первая и основная модель поведения для ребенка. Поэтому, все ценности и установки семьи ребенок впитывает на подсознательном уровне с самого раннего детства. Накопленные знания и умения, психологические модели общения и отношения к чему-либо, он использует в процессе своей адаптации и социализации. Личный пример родителей, которые довольны своей работой, видят перспективу в ней и свое развитие, стимулируют ребенка к поиску сначала интересного увлечении, хобби, любимого предмета в школе, а затем и к выбору профессиональной деятельности.

Еще с раннего детства ребенок в сказках и рассказах узнает, как герои сворачивали горы, преодолевали немыслимые преграды ради определенной цели.  Для того, что бы сформировать терпеливость, на примере фольклора, маленьким детям объясняют поэтапно, что в начале любого дела нужно  осмыслить его цель, продумать план, затем поразмыслить над вариантами достижения цели и только потом приступать к делу. Маленьких детей очень привлекают логические алгоритмы в заданиях и  играх. Опять же, вспомним  известные русские народные пословицы про трудовую деятельность, которые каждый из нас повторял за родителями в детстве, а сейчас уже осмысленно предлагает своим детям: Без труда не вытащишь рыбку из пруда;  Кончил дело - гуляй смело; Делу время – потехе час; Терпение и труд все перетрут; Тот труда не боится, кто умеет трудиться и др.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, поэтому различные задания, которые требуют трудолюбия и терпения следует выполнять в игровом виде. При выполнении небольших заданий таких как, собрать игрушки, одеться или раздеться, сложить пирамидку или построить домик, у малышей вырабатываются такие качества, как терпение, старание, внимательность, трудолюбие. Ребенок, как правило, не просто рисует, но и сопровождает этот рисунок самостоятельно сочиненными рассказом или сказкой о том, что же он изобразил на своем рисунке.

Например, ребенка можно увлечь литературной медиа игрой, представляющей собой некую мультимедийную среду, в которую входит литературное произведение, звуковые файлы, файлы с анимированными изображениями и др. Так, например, на сайте ИД «Федоров» размещен диск для учебника начальной школы, на котором в игровой форме представлены задания по предметам 1 класса. В разделе «Литературное чтение» проверяются знания, умения и навыки учеников по пройденным тематическим направлениям: 1. «Книги – твои друзья»; 2. «Путешествие в мир литературы»;    3. «Долина рассказов: тайна за тайной»; 4. «Сады поэзии: из чего растут стихи»; 5. «Сказочные дорожки: твой путеводитель»; 6. «Открытия в литературе и фантазия в науке». В интересной форме даются несложные, но очень увлекательные задания, сопровождаемые анимированным красочным материалом. Для детей такая форма работы полезна тем, что игровые методы, применяемые в тестировании, развивают логическое мышление, а также учат созданию собственного произведения. Задания сформированы таким образом, что, проходя по ссылкам следующих друг за другом разделов, ребенок познает удивительный мир от понимания, что такое книга и художественное произведение, к организации самостоятельной работы, направленной на развитие навыка написания оригинальных текстов.

И сколько радости приносит ребенку успешно завершенное дело, тем самым развивается уверенность в себе. Очень важно похвалить ребенка за проявленное терпение и настойчивость в достижении его маленьких задач. Чтобы труд превратился в любимое дело,  нужно пережить успех и радость труда.

При переходе из детского сада в школу у детей наступает кризис, игровая деятельность постепенно сменяется учебной. Ребята идут в школу с огромным желанием учиться и важно не подавить это желание, а наоборот развивать стремление к познавательной, творческой, трудовой деятельности.

Школьникам любовь к труду доступней будет мотивировать интересной, творческой деятельностью, так как младшие школьники – это юные первооткрыватели, испытатели, их влечет все неизведанное. Они готовы быть терпеливыми и настойчивыми, если в заданиях присутствует новизна. Естественно, подкрепление всегда играет роль в стимулировании деятельности. Но, некоторые родители, считают полезным наказывать своих детей трудом. Этого делать нельзя,  у ребенка будет устанавливаться связь, что труд – наказание и после этого все задания для ребенка будут казаться трудновыполнимыми и нежеланными. Главный принцип — ненасильственность. Чтобы ребенок хотел трудиться, во-первых, он должен видеть результат, а, во-вторых, получать удовольствие. Второе — прямое следствие первого. Зная, что если приложить усилия, получится результат, ребенок сможет наслаждаться и самим процессом труда. 

Без творчества и вдохновения сложно побудить ребенка к трудовой деятельности. Классные часы, беседы во многом не только помогают прививать любовь к труду, но развивать ответственность перед коллективом класса. Здесь могут быть и конкурсы и турниры. В конкретном полезном труде, когда учащиеся видят результат,  происходит нравственное осознание своей полезности. Появилась новая клумба во дворе школы, посажены кустики или «классное» дерево, посаженное учащимися младших классов — появилась и гордость за хорошее, доброе дело... А пришли в школу после её окончания, а дерево-то  растёт и очень выросло.... Учащиеся испытывают положительные эмоции, восхищаются природой  в процессе посадки цветов и украшения территории. Чем чаще дети участвуют в данных мероприятиях, тем больше времени они проводят на свежем воздухе, тем сильнее у них  развивается воображение и чувство прекрасного.

Если в качестве цели деятельности педагог предлагает убрать классную комнату, то мотивом деятельности школьников является наведение порядка в комнате. Если в качестве цели деятельности педагогом выдвигается ценность красоты, то мотив деятельности преобразуется в созидание Красоты [4, 36].

На уроках изобразительного искусства и технологии в начальной школе к труду приучаются и в процессе творческой учебной деятельности, и в процессе организации рабочего места учащегося. Ведь правильная организация рабочего места на уроке является залогом создания успешного творческого продукта. Важно научить младшего школьника работать в коллективе, где каждый учащийся должен потрудиться для достижения общего результата, например, в процессе создания коллективной творческой работы, панно или мозаики.

 В младшем школьном возрасте  детей привлекает все волшебное, необычное, сказочное, поэтому наиболее интересными для них будут те творческие задания, направленные на формирование уважительного отношения к трудовой деятельности, которые связаны с сказками, песнями, фольклором разных стран мира, так как сказка и отображение в ней традиций, истории и искусства народов мира развивает  фантазию младших школьников, помогает расширить их представление о традиционных героях, характерных занятиях сказочных персонажей и среде их проживания.

Каким бы трудом ребенок не занимался, будь то изобразительная деятельность, приготовление еды, уборка, задача родителей и педагога показать и доказать нужность цели к которой стоило так долго идти с помощью творческого воображения, мышления.  Результат необходимо обсудить, осмыслить, что можно было бы в следующий раз сделать лучше, что получилось наилучшим образом.

Учебные занятия и задания, обязательно предполагающие и развивающие творческую интегративную  деятельность учеников, помогают им соединить мир игры и мир работы, освоить требования учебной дисциплины, в  облегченной игровой, творческой форме,  формируя у учащихся самостоятельность   как качество личности [4].

    Очень важным для развития у ребенка любви к труду является также подростковый период. Этому много причин. Например, труд является полезным времяпровождением, он может заменить ряд вредных привычек и поможет избавиться от безделья. Также труд может быть средством социализации и интеграции ребенка в коллективе – занимаясь общим делом, подростки начинают дружить.

«Участие в коллективном труде, - говорил А.С. Макаренко, - позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда» [2, с.397].

Одной из форм раскрытия потенциала подростка может стать поэтический театр – некоторая форма литературного медиатворчества, предполагающая соединение слова, музыки, интерактивных форм игры. Чаще всего в школах это называют проектной деятельностью, осуществление которой способствует эстетическому, нравственному воспитанию и художественному образованию школьников. Главной задачей школьного поэтического театра становится создание эмоционально-эстетической атмосферы средствами различных видов искусств, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание, а также углубленное изучение и восприятие художественного текста юными читателями-актерами. Обычно результатом деятельности является постановка литературно-музыкальных композиций, театральных инсценировок. Школьный поэтический театр подразумевает под собой, прежде всего, оригинальный сценарий, к созданию которого также привлекаются и сами ученики. Но главным, конечно же, становится исполнение литературных произведений – яркое, эмоциональное, наполненное личными переживаниями. Эта работа очень сложная, ответственная, но в то же время одна из самых эффективных, ведь учащиеся со сцены читают не только произведения классиков литературы, но и свои собственные сочинения, представляя, таким образом, свое творчество на суд тех, кто не безразличен к поэтическому творчеству и его интерпретации. Обращение школы к поэтическому театру, безусловно, творческая потребность. Используя опыт профессиональных постановок, учителю важно не только подобрать материал для поэтического спектакля, но уметь объяснить язык поэзии, научить слушать музыку стиха. Это пример воспитания подростков на образцах мировой поэзии. Спектакли помогают научиться понимать поэзию как вид художественного творчества и выражать это понимание в выразительном прочтении художественного произведения. Развивают творческие способности детей, коммуникабельность, память, фантазию и воображение, помогают поднять самооценку. Воспитывают интерес к  театру, поэзии, культуру поведения и общения.

 Подросток, оценив на себе ответственность работы, начинает лучше ценить труд других, а особенно своих родителей, начинает бережнее относиться к семейному бюджету. Также это поможет в дальнейшем построении собственной крепкой семьи.

На родителях в этом возрасте лежит большая ответственность в процессе приучения своих детей к труду. Необходимо правильно организовать труд в своем доме. Если в семье больше чем 1-2 ребенка, то необходимо определенное распределение обязанностей по дому. Кто-то может заняться уборкой, другой убрать за своим домашним питомцем и главное, действовать сообща, без конфликтов.

В подростковом возрасте начинать прививать трудолюбие очень трудно, так как основным фоном является эмоционально-психологическая перестройка и физическое развитие. Важна работа над мотивацией ребенка – «я работаю, потому что», «я работаю, чтобы стать». Для ребенка в любом возрасте важен положительный пример родителей. Т.е. если, например, мама не работает, а только посещает косметические салоны и 80% проводит наедине с зеркалом, то это вряд ли будет хорошим примером для взращивания трудолюбия  у дочки.

    Подросток видит конкретный пример успешного человека и понимает, что ему нужно с чего-то начать свою трудовую деятельность. Нужно чаще рассказывать ребенку о трудолюбии известных деятелей культуры, бизнесменов и, конечно, людей рабочих специальностей.

В нормальной ситуации, подойдя к подростковому этапу, ребенок должен уметь сосредотачиваться над поставленной задачей и терпеливо идти к цели. Любить ту или иную деятельность (как труд) он будет опять же в зависимости от мотивации. Возможно, его ждет награда, возможно, ему интересен и приятен процесс.

В школе важно организовывать образовательные экскурсии для школьников 7-10 классов на крупные промышленные предприятия  региона проживания. Экскурсии следует разработать с учетом профиля школы и интегрировать в образовательную программу. Такая профориентационная работа дает возможность школьникам ознакомиться с условиями работы на промышленном предприятии с учетом возможности их социального и профессионального самоопределения.

В.С. Пряжников определяет основной целью профессионального самоопределения  постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного) [5, с.18].

Профессиональное самоопределение личности учащегося формируется в процессе его знакомства с производствами, ВУЗами и научными организациями в результате грамотно организованной профориентационной работы в школе.  У подростков  формируется неравнодушное отношение к своему будущему и к перспективам будущей профессиональной деятельности. Знакомство с разными видами производства и профессиями  происходит во время проведения, как экскурсий, так и классных часов, приглашения представителей разных профессий в школу, организацию  деловых игр и презентаций.

В процессе освоения  социокультурной среды региона (школа-район-город-страна) в образовательных учреждениях происходит создание в школе научно обоснованной системы взаимодействия базисного компонента образования и системы профессионального самоопределения учащихся средствами искусства, для этого Л.Г. Савенкова предлагает разрабатывать в каждом образовательном учреждении творческую среду общения коллектива школы через искусство, творческого поиска, сотворчества учащихся и педагогов в процессе организационно-воспитательной работы средствами предметов гуманитарно-эстетического цикла [6].  

В заключение, можно сказать, что без активного труда, человек постепенно теряет быстроту реакции, умение адекватно оценивать различные жизненные ситуации, возможность находить нестандартные варианты решения задач. Бывает, что из-за отсутствия результата могут опуститься руки. Здесь ребенку требуется поддержка — не преодоление трудности вместо него, а наставление, указание на ошибку, вера в способности. Позитивное отношение даже к его временным неудачам очень важно, особенно в начале пути – ведь откуда, как не от родителей и педагогов ребенок узнаёт о своих качествах и способностях.

ЛИТЕРАТУРА

Каптерев П.Ф.  1982. Избранные педагогические сочинения/Под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982. 704с.
Макаренко, А.С. 1971. Собрание сочинений. - В 2-х т. - Т.2 /      А.С.Макаренко. - М.: Правда. 534с.
Москвина А.С. Основы организации процесса адаптации младших школьников к    учебной деятельности средствами интегративного искусства // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - №2 2010, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-2-2010.htm - С.174-181
Потанина Л.Т., Мельников Т.Н., Москвина А.С. Развитие ценностно-смысловой сферы личности в новой школе // Педагогическое образование и наука,  2016. № 1. С. 34-40.
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.
Савенкова Л.Г. Гуманитаризация современного образования в условиях социокультурного пространства региона // Педагогика искусства №4, 2013. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/savenkova_1.pdf
Сухомлинский В.А. 1980.  Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 2/Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. – М.: Педагогика. 384с.
Халфин Ю.А. Школьный поэтический театр. Из опыта работы. М., 2006.
Юдушкина О.В. Поэтический театр в школе // Творческое чтение в системе литературного образования: Сборник научных трудов и статей по материалам научно-практического семинара 29-30 марта 2014 г. – М.: ФГНУ ИХО РАО, 2014. С. 35 – 43.