Художественная педагогика сталкивается с необходимостью развития целого комплекса понятий, навыков и приемов изучения произведений изобразительного искусства. В связи с этим возникает необходимость в исследовании проблемы целостного восприятия и трактовки произведений живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства на современном научном уровне.
В профессиональной подготовке будущего художника-педагога уделяется большое внимание академическому творчеству, но и дисциплины искусствоведческого цикла занимают немаловажное место в общей подготовке бакалавра художественного образования.
Одной из дисциплин профессиональной направленности является анализ и интерпретация произведений искусства. Вопрос методологии интерпретации раскрывается на разных этапах теоретического изучения и практического анализа произведений мировой живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, что положительно сказывается на развитии творческого потенциала студента, его способностях, логическом мышлении, понимании и истолковании художественной целостности произведения.
Бакалавры имеют возможность на практике применить научный подход к изучению произведений искусства не только с точки зрения анализа, но и с точки зрения системы методологических принципов, таких как эстетический, культурологический, психоаналитический, искусствоведческий и т. д.
Освоить приемы интерпретационного и герменевтического подхода к изучению произведений искусства в разные временные эпохи бакалавры способны посредством искусствоведческого и культурологического принципов. Осуществить трактовку художественного образа, раскрыть смысл образцов произведений изобразительного искусства бакалавры смогут с помощью существующих методов и этапов работы.
Учебный курс «Анализ и интерпретация произведений искусства» занимает ключевую позицию в общей подготовке бакалавра художественного образования.
Вопросы методологии интерпретации раскрываются на разных этапах теоретического изучения и практического анализа произведений мирового изобразительного искусства, что положительно сказывается на развитии творческого потенциала студента, его логическом мышлении и фантазии. Бакалавры имеют возможность на практике применить научный подход к изучению произведений искусства не только с точки зрения анализа, но и с точки зрения системы методологических принципов:
- освоить приемы интерпретационного и герменевтического подхода к изучению произведений искусства в разные эпохи;
- осуществить трактовку образа, раскрытие смысла произведений изобразительного искусства.
Рассмотрим один этап работы над интерпретацией – изучение аллегории с точки зрения искусствоведческой методологии.
«Аллегория – тип знания, устанавливающая связь между образом и знанием. В живописи аллегорией называется группа или фигура, изображающая отвлеченную идею, или область деятельности, снабженная постоянными «говорящими» атрибутами» [3].
Элементы аллегорической интерпретации ярко проявились в европейской живописи барокко, но заметны уже в античных мифологических изображениях и в средневековых иллюстрациях добродетелей и пороков.
Джовани Беллини Сандро Боттичелли Ганс Бальдунг
Аллегория Добродетели Аллегория Силы Аллегория Тщеславия
В эпоху Возрождения аллегории наполняются гуманистическим содержанием. Предметом изучения становятся не только физическая красота человека, но и его физиологические особенности. Эпоха характерна тем, что развитие науки проходило под знаком натурфилософии, и поэтому можно предположить, что и в живописи художников Ренессанса стихии сопоставлялись с процессами, происходившими в организме человека. Ветер олицетворяли с дыханием, слезы с дождем, водой, гром – с речью.
Возможно, на этой основе Джузеппе Арчимбольдо – удивительный художник Итальянского Возрождения – создает серию картин на аллегорические образы времени года и четырех стихий.
Художники Северного Возрождения, взяв за основу идеи Средневековья, находят художественные образы библейских персонажей и воплощают их в аллегорической интерпретации. Например, Альбрехт Дюрер в гравюре «Четыре всадника Апокалипсиса» изображает конную группу с наездниками, каждый из которых вооружен «говорящими» смысловыми атрибутами. Понимание аллегории происходит через сопоставление всадника и атрибута: Завоеватель с луком и стрелами, Война – с мечом, Голод – с весами, Смерть – с трезубцем. В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах Дюрер воплотил аллегорию ожидания всемирно-исторических перемен.
В конце XIX века к этому сюжету из Нового Завета обратился в своем творчестве и русский художник В. М. Васнецов. Живописец стиля модерн уже иначе трактует аллегорические образы вестников Апокалипсиса. В его интерпретации библейского сюжета раскрываются характеристические особенности этого периода в русском искусстве.
В результате искусствоведческого анализа можно определить суть интерпретации: это процесс создания с помощью историко-художественного исследования произведения изобразительного искусства, усиленного понятийной функцией мышления.
Не только герои мифов, легенд и библейских сюжетов, но и человеческие ощущения или чувства становятся проблемой аллегорического. И это не случайно. Интерес к внешним рецепторам восприятия окружающего мира проявился в античной и средневековой мифологии. Уже древние греки соотносили олимпийских богов с различными человеческими чувствами. Например, Аполлона – со слухом, Цереру – со вкусом, Диану – с обонянием.
В средневековых рукописных книгах, в сборниках поучительных рассказов о реальных и фантастических животных, так называемых бестиариях, чувства ассоциировали с животными: зрение с рысью или орлом, слух – с трепетной ланью и оленем, вкус – с обезьяной, осязание – с пауком и черепахой, обоняние – с собакой и коршуном. Но самый известный и поэтичный образ – единорог, который находит «изысканную интерпретацию… в духе утонченной рыцарской, придворной эстетики. Единорог превращается в неизменного спутника и верного слугу прекрасной дамы… позднесредневековой светской символики» [5].
Дама с единорогом. Шпалера XV век
В последующие века, когда возрос интерес к познавательным возможностям человека, в искусстве сложилась иконография аллегории пяти чувств. Переменчивость мира человек воспринимает и познает через уши, глаза, на ощупь, на вкус: «Я воспринимаю, значит, существую» (Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания). С таким познанием мира и ассоциируется мотив пяти чувств в аллегорической интерпретации живописи.
В XVII веке аллегория пяти чувств трактовалась в живописных произведениях голландских художников и ярко выразилась в жанре натюрморта.
Цветы, фрукты, музыкальные инструменты, зеркало, ларцы и ковры – все эти предметы, составляющие «говорящую» композицию натюрморта, трактовались, в свою очередь, как обоняние, вкус, слух, зрение, осязание.
Дж. Рессо. Натюрморт пяти чувств. И. Линар. Пять чувств.
В таких натюрмортах предметы теряют конкретный житейский смысл и приобретают определенную аллегорическую значимость человеческих чувств.
На смену натюрморту пришла сюжетная картина, героями которой становились люди – этот жанр воплощает аллегории не в предметной среде, а в одушевленных образах. Чувства стали изображать в виде женских образов с атрибутами, характерными для определенного художественного периода.
По ним можно судить о моде и стиле, потому что «…человек не просто пассивно созерцает внешний мир, а активно воздействует на него по средствам своей практической деятельности. Например, средствами изобразительного искусства формируется художественное сознание человека» [4].
Ян Брейгель «Бархатный». Аллегория обоняния
Теодор Ромбоутс. Аллегория пяти чувств
Художники, опираясь на античные традиции, создавали произведения, наполненные аллегорическим смыслом.
Макарт Ганс. Аллегория пяти чувств
В человеке заключены три начала: тело, душа, дух. Тело – исторический смысл, заключенный в произведении, душа – что раскрывается в понимании смысла, дух – глубинные тайны, которые приоткрываются аллегорическим толкованием.
В заключение отметим, что только глубокое философское понимание творчества, умение анализировать и интерпретировать его с точки зрения методологических принципов будет способствовать всестороннему, многогранному развитию профессиональных качеств молодого художника-педагога.
Литература
1. Баттистини М. Символы и аллегории. М., 2008.
2. Гомбрих Э. История искусства. М., 1998.
3. Искусство средних веков и Возрождения. Энциклопедия. М., 2002.
4. Коротеева Е. И. Способности как актуальная проблема современной психолого-педагогической науки// Педагогика искусства: электронный научный журнал. № 4. 2010. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2010/koroteeva12-12-2010.pdf
5. Муратова К. Средневековый бестиарий. М., 1984.
Изучение аллегории в изобразительном искусстве в процессе подготовки художников-педагогов
Аннотация:
Изучение аллегории в изобразительном искусстве в процессе подготовки художников-педагогов