ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

Сергеева Галина Петровна

кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Россия, г. Москва Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления»

Аннотация: 
В статье рассматриваются принципы организации дополнительного профессионального образования педагогов-музыкантов в контексте художественно-педагогической системы, направленные на изучение наследия деятелей культуры и искусства, описывается вклад психологов, композиторов, музыковедов, ученых, методистов в совершенствование профессиональных компетентностей педагогов-музыкантов, технологий преподавания музыки.

Выдающийся философ XX в. А.Ф. Лосев писал: «Добротное знание истории – есть воспроизведение в уме эволюции сознания, приведшей к его наличному состоянию и движению дальше, к новым высотам» [6, с. 386].

Инновационные подходы к проектированию содержания дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) педагогов-музыкантов необходимо применять не только в процессе освоения современных направлений музыкального образования, но и в контексте изучения исторического опыта развития культуры и искусства.

Анализ модульных программ повышения квалификации, разработанных в институтах  усовершенствования учителей ряда регионов России, дает основание сделать вывод о том, что проблеме изучения творческого наследия видных деятелей культуры и искусства в них уделяется недостаточное место. И это понятно. Ограниченное количество времени, отведенное на изучение инвариантных и вариативных программ, в последнее пятилетие в основном ориентировано на освоение требование Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) начального, основного, среднего общего образования      

По мнению Г.А. Прасловой, исследователя взаимодействий традиций и инноваций в российском музыкальном образовании данная научна область, представленная в «…широких временных границах, не получила к настоящему времени должного осмысления» [10, с. 4]. Поэтому изучение истории отечественного музыкального образования в «лицах и звуках» – одна из актуальных проблем совершенствования компетентностей педагогов-музыкантов в ДПО. При этом нужно рассматривать ДПО педагогов-музыкантов как целостную художественно-педагогическую систему, в которой выделяются «художественная», «педагогическая» и «психологическая» парадигмы, способствующие развитию профессионального мастерства, творческого потенциала учителя [12, с. 78 – 81].

При обосновании необходимости изучения творческого наследия деятелей искусства и культуры в контексте ДПО, необходимо определить две позиции.

Позиция первая. В ФГОС выделяется такое понятие, как «фундаментальное ядро образования». В этой связи освоение персонифицированного опыта методологов, философов, музыковедов, эстетиков, представителей музыкальной педагогики, ведущих методистов в области музыкального образования и воспитания может органично вписываться в такие категории фундаментального ядра образования как «базовые национальные ценности», «теории, идеи, концепции, системы», составляющие основу содержания музыкального образования, «технологии обучения музыке», благодаря которым происходит усвоение универсальных учебных действий и достижение планируемых результатов обучения школьниками – личностных, метапредметных, предметных.

Позиция вторая. Основу музыкально-педагогической деятельности учителя музыки составляет изучение с обучающимися таких ключевых понятий музыкального искусства как образ, стиль, жанры, язык музыки, а также освоение способов и разнообразных видов практической и познавательной деятельности, способствующих формированию музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Именно эти позиции обуславливают организацию процесса ДПО педагогов-музыкантов в опоре на несколько принципов. Принцип исторической ретроспективы в освоении педагогами вопросов музыкальной педагогики диктует необходимость выделения ключевых направлений деятельности  видных представителей культуры и искусства прошлого, значимых для современного этапа модернизации российского образования. Принцип проблемности содержания и технологий ДПО подразумевает опору на философско-эстетическую сущность музыкального искусства, широкое проблемное поле культуры, «проблематизацию различных составляющих человеческого опыта» (В.Т. Кудрявцев, Л.В. Школяр) [8]. Принцип культуросообразности предполагает опору на творчество как духовную сущность человека, педагога, чья деятельность направлена на изучение и трансляцию школьникам содержания различных пластов музыкальной культуры (народное творчество, музыка религиозной традиции, шедевры русских и зарубежных композиторов-классиков, современная – академическая и популярная музыка). Принцип аксиологического подхода нацелен на выявление личностного смысла и художественно значимых идей содержания музыкального образования в ДПО педагогов-музыкантов. Принцип опоры на «интонационность, образность, ассоциативность» явлений музыкального искусства направляет внимание обучающихся в системе ДПО на изучение художественного материала примерных и авторских программ по предмету «Музыка» в контексте ФГОС. Принцип технологичности определяет выявление эффективности технологий обучения музыке, адекватных природе музыкального искусства,  возрасту обучаемых, представленных в творческом наследии деятелей культуры и искусства. Принцип компетентностного подхода конкретизирует процесс совершенствования ключевых профессиональных компетентностей педагогов-музыкантов: методологических, психолого-педагогических, музыкально-теоретических, музыкально-исполнительских, общехудожественных, методических, просветительских, исследовательских, полихудожественных, инновационных, информационно-коммуникационных в процессе освоения значимых идей, концепций,  подходов, представленных в исследованиях ряда ученых. Принцип деятельностного подхода предполагает освоение учителями музыки разнообразных видов музыкально-практической и творческой деятельности, направленных на развитие музыкальных вкусов, потребностей, способностей школьников.

Сформулированные выше принципы дают возможность включать изучение персонифицированного опыта деятелей культуры и искусства в различные учебные темы модульных программ повышения квалификации (лекции, практические занятия, самостоятельные внеаудиторные работы слушателей курсов), а также в процесс их межкурсовой деятельности (работа в городских, районных, школьных методических объединениях, творческих группах, на экспериментальных площадках, участия в мастер-классах, круглых столах, проблемных семинарах, научно-практических конференциях и др.).

В диссертационных исследованиях, многочисленных публикациях, посвященных изучению творческого наследия отечественных деятелей культуры и искусства (Э.Б. Абдуллин, В.И. Адищев, Т.Н. Батуринская, Т.Е. Вендрова, О.А. Воробьева, С.И. Дорошенко, Д.Б. Кабалевский, С. Н. Морозова, Е.В. Николаева, К.Ф. Никольская-Береговская, И.В. Пигарева,  М.Г. Плохова, Г. А. Праслова, В.Ф. Щербаков, Л.В. Школяр, Т.Л. Якубовская и др.) подчёркивается мысль о том, что каждый из изучаемых представителей внёс определенный вклад в развитие музыкальной педагогики. Именно значимость научных мнений, выдвигаемых музыкантами, учеными, методистами в разные исторические периоды, необходимо не только тщательно изучать в системе ДПО, но и преломлять в практической деятельности педагогов-музыкантов в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.

На наш взгляд, при рассмотрении актуальных вопросов музыкальной педагогики, необходимо обратиться к опыту ее становления в начале XX века, в период перехода государства на «рельсы» социалистического строительства. К наиболее значимым личностям того времени нужно отнести академика Б.В. Асафьева (1884 – 1949) [1], музыковеда Б.Л. Яворского (1877 – 1942) [4], педагога-музыканта В.Н. Шацкую (1882 – 1978) [14] и др. Именно их научные изыскания, связанные с теорией интонационной природы музыки, теорией ладового слуха, методическими подходами к выявлению основ музыкально-эстетической деятельности школьников, во многом предвосхитили появление уникальной для российского образования музыкально-педагогической концепции композитора, ученого, педагога-исследователя Д.Б. Кабалевского (1904 – 1987), созданной в 70-е гг. XX века.

В концепции Д.Б. Кабалевского отразились результаты поисков педагогов-новаторов  значимых «векторов» музыкального образования, среди которых выявление широких жизненных связей музыки, воспитательный потенциал уроков музыки, опора на закономерности музыкального искусства, широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства, развитие музыкальной культуры школьников как части их общей и духовной культуры.

Для современного учителя важно осмысление культурно-исторической теории развития психики ребенка Л.С. Выготского (1896 – 1934), рассмотрение проблемы соотношения роли созревания и обучения в развитии его высших психических функций, функционирования понятия «зона ближайшего развития», уровень становления которой достигается детьми в ходе совместной деятельности со взрослым [2].

В работах психолога Б.М. Теплова (1896 – 1965) для педагогов значимы идеи развития музыкальности ребенка, его специальных способностей в контексте их индивидуальных различий [13].        Опыт О.А. Апраксиной (1910 – 1990) ценен тем, что в ее исследованиях выявлены важные вехи в совершенствовании методического мастерства учителей музыки [4].

Принципы музыкальной педагогики, сформулированные Л.В. Горюновой (1943 – 1995), концепция нового поколения учебников по музыке важны для понимания учителями содержания и технологий учебно-методических комплектов, активно используемых в практике работы образовательных организаций России [3].

Познание музыки как педагогической проблемы определил ученый из Литвы А.А. Пиличяускас (1936 – 2011). Его авторские методы – «метод  осознания интонируемого смысла» и «метод осознания личностного смысла» направлены на понимание педагогами-музыкантами того, как активизировать осмысленные переживания и помыслы школьников, выявить их индивидуальность, отразить субъективный мир в процессе восприятия музыки разных жанров, стилей, направлений [9].

Изучение авторской методики развития слуха и голоса Г.А. Струве (1932 – 2004), композитора, хормейстера, ученика Д.Б. Кабалевского, популяризатора детского хорового пения, создателя детской хоровой студии «Пионерия» (г. Железнодорожный Московской области) происходит в процессе практических занятий со слушателями курсов повышения квалификации и последующего её внедрения в практику работы школьного и дополнительного образования детей.

Исследования в области художественной дидактики – Б.М. Неменского (р. 1932), Л.М. Предтеченской (1922 – 1999), Б.П. Юсова (1934 – 2003) и других ученых дают возможность раскрыть разнообразные подходы к интеграции музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино, выявлять общее и специфическое в интерпретации вопросов взаимодействия  музыки с другими видами искусства, устанавливать широкие межпредметные связи при изучении искусства на разных этапах обучения школьников.

Несомненно, что ДПО учителей музыки необходимо направлять на изучение практического опыта обучения игре на музыкальных инструментах, дирижирования, аранжировки музыкальных сочинений, анализа музыки, изучение народного творчества, которые нашли отражение в деятельности известных музыкантов прошлого.

В трудах известного современного музыковеда, теолога В.В. Медушевского (р.1939) продолжается развитие идей академика Б.В. Асафьева при разработке теории интонационной формы, духовно-нравственных основ развития личности при изучении классического музыкального наследия прошлого и настоящего [7]. И это далеко не полный перечень тех деятелей культуры и искусства, которые оставили заметный след в развитии музыкального образования России, изучение концепций, моделей преподавания музыки, которые значительным образом усилят потенциал творческого развития современных педагогов-музыкантов.

С целью изучения творческого наследия  деятелей культуры и искусства в исторической ретроспективе автором данной статьи созданы сайты дистанционной поддержки модульных курсов повышения квалификации [11], а также составляется электронная хрестоматия основных публикаций этих авторов с целью их широкого использования в процессе ДПО.

Данные материалы могут также применяться в курсовой подготовке педагогов, а также в межкурсовой период их деятельности в контексте различных направлений с учетом специфики преломления ФГОС НОО и ООО в музыкальном образовании при: изучении вопросов истории отечественного музыкального образования и воспитания; при освоении содержания музыкального образовании, закономерностей музыки (интонационная природа, жанры, стили, язык и др.);  в процессе интерпретации музыкальных образов в исполнительской деятельности педагогов-музыкантов; при использовании технологий, методики и практик преподавания музыки в образовательных организациях; при совершенствовании  профессиональных компетентностей обучающихся на курсах повышения квалификации.

Мы солидарны с мнением о том, что насколько «важно  использовать педагогическое наследие как модель высоко профессиональной деятельности, позволяющее учителям осмысливать общее и специфическое в педагогическом творчестве» [5, 4].

 

ЛИТЕРАТУРА

Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б.В. Асафьев; ред. и вступ. статья Е.М. Орловой. – Изд. 2-е. – Л.: Музыка, 1973. – 144 с.
Выготский Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Лабиринт-Пресс, 2010. – 352 с.
Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета. Теоретические основы учебника «Музыка» [Текст]: пособие для учителя /Л.В. Горюнова. – М.: Прометей, 1989. – 144 с.
Из истории музыкального образования: хрестоматия [Текст] /сост. О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с. – (Библиотека учителя музыки).
Карнаух Н. В. Освоение отечественного исторического педагогического опыта как условие формирования профессиональной компетентности современного учителя [Текст]: автореф. дис…канд. пед. наук. – СПб., 1995. – 19 с.
Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура [Текст]/А.Ф. Лосев. – М.: Политиздат, 1991. – 526 с. – С. 386
Медушевский В.В. Интонационная форма музыки [Текст]: исследование /В.В. Медушевский. – М.: Композитор, 1993. – 267 с.
Музыкальное образование: учеб. пособие для студентов ВУЗов [Текст]/Л.В. Школяр, А.А. Алексеева и др.; науч. рук проекта Л.В. Школяр. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 528 с.
Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема [Текст]: пособие для учителя /А.А. Пиличяускас. – М.: МИРОС, 1992. – 40 с.
Праслова Г.А. Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России: XI – начало XXI вв. [Текст]: дис. …д-ра пед. наук. – М., 2007. – 387 с. – C. 4.
Сайт дистанционной поддержки программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации учителей музыки) «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителей музыки в условиях реализации ФГОС ООО» (72 час.). Электронный ресурс. URL: http://music-fgosooo.jimdo.com/ (дата обращения 29.03.16)
Сергеева Г.П. Художественная парадигма дополнительного профессионального образования педагогов-музыкантов [Текст]/Человеческий капитал: научно-практический журнал. М., 2015, № 2 (74). – С. 78 – 81.
Теплов Б.М. Избранные труды [Текст]: в 2-х тт. / Б.М. Теплов. – Т. I.– М.: Педагогика, 1985. – 328 с.
Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества [Текст]/ В.Н. Шацкая. – М.: Педагогика,1975. – 146 с.