Критическое состояние историко-культурной и природно-ландшафтной среды ставит вопросы не о сохранении отдельных объектов, но об угрозе утраты наследия в целом. Спасти его может только широкомасштабное движение за экологию культуры, с лозунгом которой выступил академик Д.С. Лихачев. Существует разрыв между творческими ориентирами проектно-строительной практики, опьяняющей вседозволенностью футурологических работ и историческим наследием. Гипертрофия авторитета зарубежной архитектуры порождает ущербность подготовки молодых специалистов. Столкновение с практической деятельностью создает ощущение беспомощности, ненужности профессии на фоне социально-культурных и архитектурно-строительных реалий в системе координат «архитектор – заказчик – потребитель». Бывший студент жертвует сооружениями прошлого ради новых построек. Не меньшую тревогу вызывает беспомощность выпускников архитектурных вузов при работе в организациях, связанных с архитектурным наследием. Обнаруживает себя недостаток элементарных навыков практической работы с памятниками архитектуры, методики их исследования.
Радикальным путем преодоления кризиса профессии является ликвидация пропасти между прошлым и настоящим. Решение проблемы во многом связано с реорганизацией системы подготовки специалистов высшей архитектурной школы. Требуется переориентация профессионального сознания на актуальность включения архитектурных традиций в творческий потенциал будущих проектировщиков [1, 215–252]. Необходимо преодолеть разрыв между знаниями по архитектурному наследию и системой профессиональной подготовки. На это должны быть ориентированы задания по специальности на всех курсах, дипломные и курсовые работы. Сыграет положительную роль предмет «Реставрация и реконструкция сооружений», открытие факультетов, готовящих специалистов-реставраторов. В этом случае появятся связующие нити между автономными на сегодняшний день дисциплинами – историческими курсами, проектной подготовкой и ничем не закрепляемой в дальнейшем летней обмерной практикой.
Сохранение наследия советского периода как одна из актуальных проблем современного этапа. Значимость памятников прошлого в последние годы мало у кого вызывает сомнение, хотя вопросы их сохранности не стали нормой культурной жизни. К памятникам современной архитектуры даже в среде профессионалов сохраняется весьма скептическое отношение. Ценность советских произведений не бесспорна. Историко-культурная ситуация требует кардинальной перестройки системы идейно-художественных и профессиональных ориентиров. Очевидна опасность забвения архитектуры предшествующих десятилетий. Причины столь высокомерно-нигилистического отношения к труду предшественников отсутствие большого временного разрыва, когда все «отстоится». Не так давно ушли из жизни архитекторы старшего поколения, чьи творческие находки составляют слой профессиональных моделей, которые представляют современную архитектурную традицию. Не всегда однозначно оцениваются сооружения практически всех этапов советской архитектуры. Как результат профессиональный нигилизм – беспощадный снос и не менее разрушительные ремонты, перестройки современных сооружений, воспринимаемых как морально устаревшие. Стилевые характеристики либо полностью уничтожаются, либо подгоняются под новые веяния.
Играли роль и вульгарно-социологические установки: в 1940-е годы была неприязнь к «космополитическим» постройкам конструктивизма; в 1960-е годы – к «сталинскому ампиру», проектировщики не утруждали себя пониманием историко-культурной ситуации, вызвавшей к жизни эту архитектуру. Сказывается и модернизация прошлого перенос современных профессиональных критериев, художественно-эстетических оценок на иную историко-культурную и профессиональную ситуацию по отношению к архитектуре 1980-х годов. Подобный волюнтаризм характеризует множество публикаций, общие установки дискуссий архитекторов-практиков. Понимание актуальности сохранения сооружений, творческого наследия современных мастеров распространяется на довольно узкий круг объектов и имен, ставших хрестоматийными, определенный «набор» примелькавшихся примеров. Однако современная архитектурная традиция обладает не только чисто профессиональной значимостью она образует исторические «срезы» как в новых городах, так и в контексте с постройками предшествующих эпох. Они необходимы для эмоционально-психологического комфорта, которого лишены «одномоментно» создаваемые пространства.
Из опыта исследования, реставрации и регенерации современных памятников архитектуры. За бортом истории советской архитектуры осталось немало интереснейших объектов. Ликвидировать эту лакуну должно уникальное издание «Свод памятников истории культуры», задача которого воссоздать архитектурно-строительное наследие всех регионов. Нормативные документы по отбору памятников архитектуры для «Свода» ориентировали на уникальные объекты. Основным критерием оценки было наличие государственных премий и наград, присуждавшихся престижным или официозным объектам. Талантливые произведения попадали в их разряд скорее как исключение. Принцип отбора и обоснование актуальности постановки их на госохрану представляется наиболее сложными. К тому же предполагалось, что время все расставит по местам [1, 193 – 214]. Важно осознать, что ценностью обладают не только сооружения, отодвинутые во времени.
Требуется отойти от директивных ограничений, когда эрудиция и чутье специалиста позволяют трезво и объективно выбрать объекты с большой исторической перспективой взгляд на современную архитектуру как бы из будущего. Реконструируя «дух и букву» эпохи, наряду с уникальными, следует представить типовые или нехарактерные постройки (жилые, производственные), а не только выдающиеся, вырванные из общего контекста. Исследовательская работа на современных объектах – интересна и по силам студентам, она может стать неотъемлемой частью всех видов учебных заданий. Полученные материалы являются ценным источником при подготовке картотеки зданий для поставки на госохрану, научного обоснования проектов реставрации памятников архитектуры, регенерации комплексов, историко-градостроительных и опорных планов городов – важного компонента генеральных планов.
Реставрация восстановление первоначального облика сооружения. Изучение памятников современной архитектуры проходит этапы выявления, первичного анализа объектов, паспортизации, поставки на госохрану. Найденные сведения помогают избавиться от утрат, искажений. Разрабатывается научная документация разделы «Историческая справка» и «Научное обоснование проекта реставрации», где требуется дать предложения по методике реставрации. Они используется и инженерами при расчетах (конструкции, гидроизоляция, тепловлажностный режим). Большинство советских зданий сохранило свою типологию (или близкую к ней), хотя они имеют искажения образно-формального характера. Убирать напластования или же принять точку зрения, что переделки являются отражением строительной культуры последующих лет? Решение должно приниматься индивидуально, но ответственность ложится на объективность исследователя [1, 253 – 288].
Более комплексный характер имеет регенерация, которая означает переход от «штучной» работы на отдельных сооружениях к восстановлению облика ансамблей улиц, кварталов, исторических центров, жилых образований, промышленных зон [1, 289 – 330]. Методики, отработанные на реставрационных и исследовательских работах, применяют в полном объеме. Кроме того, выполняются ТЭО (технико-экономическое обоснование), предложения по определению зон охраны, перспективам строительства новых сооружений, озеленения, функциональной организации объектов исторического ядра (туризм, торговля, общепит, пешеходные зоны).
Методика подготовки историко-теоретического обоснования проекта работа, предполагающая различные формы анализа, реставрации зданий, восстановления природно-ландшафтных компонентов. Начальный этап обследование отдельных объектов и ансамбля во всем объеме характеристик: инженерные сети, материалы и конструкции (утраты, деформации), художественно-стилевые и типологические особенности. Выполняются обмеры, кроки, фотофиксация сооружений, их деталей, фрагментов застройки. Параллельно идет сбор материалов в архивах. Многое дает информация от жителей, участников строительства, что фиксируется в дневниках. Следует избегать простой описательности. Записи являются основой историко-теоретического обоснования разделов проекта регенерации: исторической справки, картотеки типов зданий; их художественно-стилистической характеристики; приложений архивных, литературных источников, выписок из текстовых и документальных материалов, анализа аналогичных объектов, предыдущей и последующей работы авторов проекта. Раздел «Типологический анализ» сопровождается иллюстративным материалом (чертежи, прорисовки фасадов, конструктивные схемы, фото с натуры на момент окончания строительства и современного состояния объектов). В картотеке приводятся исторические сведения (автор, дата, утраченные элементы, детали); комплекс стилевых и техническо-конструктивных характеристик (функция, конструкция и материалы), их особенности (кровли, стены, окна, отдельные детали, аэро- и инсоляционные приемы; элементы ландшафта). Все это – своеобразная база информационных данных. Следует обратить внимание на экологические вопросы, принципы формирования ландшафта. В конце суммируются предложения по реставрации, регенерации, практическому использованию опыта строительства; приемам популяризации материалов исследования и проекта.
Методика работы студентов вуза с наследием. Летнюю обмерную практику на памятниках современной архитектуры педагогу необходимо планировать с учетом вышеизложенного материала. На вводном занятии объясняется специфика работы. Необходимо поставить перед студентами задачу выявить в городе наиболее значимые, на их взгляд, объекты, характеризующие отдельные этапы современного зодчества в соответствии с принятой периодизацией. Далее можно сделать установку, скажем, на определение наиболее интересных объектов начала 1930-х годов, которые часто путают с постройками 1960-х годов. Требуется объяснить на конкретных примерах разницу (стиль, приемы, ценность).
Затем студентов разбивают на группы, дифференцируя их задачи. Одна группа занимается сбором сведений (архивы, газеты тех лет, старожилы, документы в БТИ). Студенты дают оценку объектов с учетом общего уровня строительной культуры времени. Все сведения заносятся в дневник, делается картотека литературных источников и типологии зданий варианты однотипных и различных по функции. Эта группа готовит разделы «История строительства», «Художественно-стилистический, типологический анализ». Педагог делает акцент на полной фотофиксации фасадов, деталей, ракурсов, интерьера и экстерьера, что выявляет перестройки, реконструкции, позволив восстановить первоначальный замысел. В последующем это может оказаться единственным источником изучения объектов.
Большая часть студентов выполняет обмеры. По каждому объекту составляется своеобразный отчет-паспорт, где содержатся материалы (кроки, дневники, карточки, фото, чертежи, разрезы, топосхемы, генеральный план застройки). За первым этапом следует детальное изучение технического состояния «Предварительные работы» (варианты реставрации, стоимость, виды работ). После утверждения документации отделом культуры и заказчиком выполняется проект реставрации. Если это ряд зданий, то готовится проект регенерации, предполагающий комплексный подход, учитывая отдельные объекты, весь ансамбль, садово-парковое искусство, вопросы реставрации и приспособления (насыщение новой функцией), заполнение пустующих участков новыми зданиями. В случае методически правильно выполненной работы ее материалы будут представлять практический и научный интерес и подготовят студентов для последующей деятельности на памятниках архитектуры.
Летняя практика поможет студентам в процессе изучения курса «Реставрация и реконструкция зданий» и предстоящей самостоятельной работе проектно-реставрационной и научной. А главное, сформирует у будущих проектировщиков профессионально зрелое видение места и значимости культурного наследия современности в творческой ситуации наших дней.
ЛИТЕРАТУРА
1. Малиновская Е.Г. Памятник современной архитектуры / Серия «Наследие советской эпохи. Избранные труды». Алма-Ата: «ARK Gallery», 2015. – 525 с.