Результаты получены в рамках выполнения Государственного задания
Министерства просвещения Российской Федерации на 2019 год
Высокое качество образования – неотъемлемый признак любой образовательной организации, которое складывается на основе развитой дифференциации обучения, широкой сферы внешкольной деятельности обучающихся, максимально удовлетворяющей запросы и потребности всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
Исходя из этого, оценка качества образования должна быть направлена на раскрытие как уровня развития личности обучающегося в общеобразовательной школе, так и на определение уровня образовательной среды. При этом надо учитывать тот факт, что подлинные образовательные результаты зачастую являются отсроченными по времени, их не всегда можно соотнести с результатами личностного становления.
Это особенно отчетливо проявляется в области оценки качества художественного и культурологического образования.
В связи с этим, справедливо говорить о значимости выделения процессуальных показателей при разработке системы индикаторов.
Кроме того, данные показатели должны соотноситься с такими базовыми ценностями современного образования, как:
- обеспечение целостного развития растущего человека, обладающего развитыми социальными и коммуникативными компетенциями, качествами адаптивности, системой ценностных ориентаций, готовностью к осмыслению реальной ситуации жизнедеятельности и продуктивной творческой самореализации в поликультурном информационном обществе,
- ориентация на культуротворчество и духовное возвышение личности,
- формирование потребности в активной созидательной деятельности,
- квалифицированная поддержка творческого воображения,
- развитие социокультурной рефлексии,
- повышение мотивации к саморазвитию и, в целом, мотивационно-волевой сферы, что обеспечивает фундамент для полноценной и продуктивной самореализации в современном поликультурном информационном обществе,
- создание ситуаций успеха, со-творчества всех субъектов образовательно-воспитательного процесса.
Без сомнения, содержание образования, формы и методы обучения оказывают значительное влияние на формирование ценностных ориентаций обучающихся. Еще одним важнейшим фактором этого процесса являются личностные качества педагога. Среди этих качеств особенно отметим следующие:
- профессиональная культура, которая интегрирует духовную, нравственную, этическую составляющие, а также коммуникативную культуру;
- неординарность, или харизматичность личности педагога;
- позитивный успешный опыт творческой самореализации в профессии;
- сформированность ценностных позиций и принципов;
- педагогическая направленность и профессиональная устойчивость.
Очевидно, чтобы дать целостную оценку качества образования, необходимо провести и объективную экспертизу уровня культурно-образовательной среды организации. Ведь только в этом случае можно выявить корреляцию образовательного процесса с индивидуальными образовательными результатами обучающихся.
Так, например, необходимо оценить, имеется ли в образовательной организации место, оснащенное и оборудованное для занятий разными видами художественно-творческой деятельностью? Осуществляет ли образовательная организации дополнительные образовательные услуги в сфере художественно-творческой деятельности? Есть ли преемственность в организации художественного и культурологического образования в организации?
Получить материал для изучения можно с помощью опроса педагогов, обучающихся, на основе собственного педагогического наблюдения, анализа фотографий, полученных на занятиях и мероприятиях, проводимых в данной организации. Важно, что в ответах педагогов и обучающихся следует учитывать и такой индикатор, как «односложность/развернутость ответа».
Вопрос об объективности оценки художественного и культурологического образования взаимосвязан и с процедурой самого мониторинга [1]. Сотрудники Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», работающие в рамках проекта «Художественное и культурологическое образование в общеобразовательных организациях: современные подходы оценки качества и взаимосвязь с общими образовательными результатами школьников», определили, что 1) процедура опроса должна осуществляться при присутствии специалиста, 2) необходимо разъяснение сущности анкетирования, 3) важно подключение контент-анализа педагогической документации, который позволяет определить показатели, значимые для оценки коррелляции образовательных результатов и качества художественного и культурологического образования, как:
- влияние занятий искусством и изучения культурологической информации на здоровьесбережение участников образовательного процесса. В этом случае исследуется документация о состоянии здоровья участников образовательного процесса; соответствие режима работы существующему расписанию. При возможности происходит и оценка уровня развития здоровьесберегающей среды в конкретной образовательной организации;
- влияние занятий искусством и изучения культурологической информации на развитие интеллектуальной сферы обучающихся. Это осуществляется с помощью тестирования, опроса педагогов-предметников, анализ качества образовательных результатов на основе оценки уровня знаний в сфере культуры и искусства;
- влияние занятий искусством и изучения культурологической информации на эмоциональную сферу обучающихся. С этой целью проводится оценка психического самочувствия обучающихся и педагогов. Кроме того, при широком мониторинге осуществляется и диагностика изменений в художественном восприятии обучающихся: оценивается целостность/нецелостность восприятия произведений искусства (например, исследуется, могут ли обучающиеся определить колорит изучаемого живописного полотна, или они готовы только назвать увиденные цвета, или определяют только доминирующие на картине цвета); изучается эмоциональность эстетических оценок, заинтересованность в обсуждении своего отношения к изучаемому произведению; обучающиеся, обладающие высоким уровнем художественного восприятия интересуются как эстетической стороной произведения, его выразительностью, так и содержательной стороной, т.е. они способны делать достаточно объективный анализ произведения искусства. Кроме того, в исследовании используются такие критерии, как оценка уровня включенности в творческую деятельность (в том числе активность включения в коллективный творческий процесс и социокультурные проекты).
Отдельно следует выделить и такое направление мониторинга, как оценка изменений в построении образовательного процесса. В рамках этого направления исследуется уровень коммуникации субъектов образовательного процесса, а также интенсивность внеурочной деятельности обучающихся в сфере культуры и искусства.
Достаточно объективные результаты представляет и такая методика оценки качества художественного и культурологического образования, как экспертная оценка:
- программ;
- заданий;
- творческих работ;
- исследовательских проектов обучающихся.
В этом контексте возникает вопрос о возможности педагогического сопровождения повышения качества художественного и культурологического образования: «Каким образом можно поддержать интерес обучающихся разного возраста к занятиям искусством и познанию культуры?». Следовательно, выявляется взаимосвязь мониторинга и процесса совершенствования образования в сфере культуры и искусства, поскольку такой мониторинг раскрывает возможности обнаружения проблемных зон и определения достигнутых результатов в качестве образования [2]. В ходе проведенного в рамках проекта исследования были определены наиболее эффективные для работы с образовательными организациями общего образования методы мониторинга, включая:
1) изучение педагогической документации, включая учебные планы, разделы основной образовательной программы, программы развития конкретной образовательной организации, а также другие документы, значимые для проведения объективного мониторинга),
- методы психолого-педагогической диагностики:
- анкетирование,
- беседа,
- интервью,
- педагогическое наблюдение,
- изучение творческих работ обучающихся (используется экспертная оценка),
- диагностика качества знаний в сфере культуры и искусства. Особое внимание в ходе исследования обращается на проблему оценки результатов освоения обучающимися основной общеобразовательной программы по искусству.
Данные, полученные в ходе мониторинга, корректируются, проходят обработку с помощью методов статистики. Результаты проведенных в исследовании опросов педагогов дополнительного образования и учителей предметной области «Искусство» позволили определить риски нарушения требований к объективности мониторинга. Например, опрос педагогических кадров в ряде школ г. Москвы и Ленинградской области доказывает, что на практике корреляция уровня образовательных результатов и качества художественного и культурологического образования зачастую подменяется достаточно традиционной диагностикой художественно-творческих способностей обучающихся. Это проявляется в том, что педагоги склонны оценивать творческие работы обучающихся на основе выявления их художественной ценности. Но такие критерии не применимы к детскому творчеству. Следовательно, оценка творческих достижений подменяется диагностикой художественных способностей. Основная трудность оценки качества художественного и культурологического образования в общеобразовательной школе заключается в необходимости проведения лонгитюдного исследования для подтверждения определенных гипотез для полной объективности полученных данных. Выше уже говорилось об отсроченности результатов влияния художественного и культурологического образования на становление личности.
Можно ли считать мониторинг объективным при отсутствии лонгитюдного наблюдения? Тонкость состоит в том, что при оценке качества художественного и культурологического образования школьников можно учитывать промежуточность характера достигнутых результатов. Очевидно, что при выборе конкретных методов оценки, при создании критериально-диагностической системы для мониторинга, изучающего определенные компетенции, например, следует ориентироваться прежде всего на оценку возможности художественного и культурологического образования формировать комплекс интегративных личностных качеств обучающегося, что осуществляется в процессе освоения образовательной программы и накопления разнообразного о опыта художественно-творческой деятельности [5].
Это заявлено и в Федеральном государственном образовательном стандарте, и в Концепции преподавания предметной области «Искусство». Отметим, что проблема формирования интегративных личностных качеств взаимосвязана с научной школой проф. Б.П. Юсова и разработанным в рамках его научной школы полихудожественным подходом [4]. Между тем исследование, проведенное сотрудниками Института художественного образования и культурологии РАО в 2017-2018 гг. (проект «Содержание и механизмы модернизации художественного образования», научный руководитель – д.п.н., доцент Л.Л. Алексеева) показало, что педагоги не обладают достаточным уровнем компетенций к реализации идеи интеграции искусств в образовательном процессе, они не понимают сущности полихудожественного подхода; не владеют технологиями художественно-творческого развития школьников на основе взаимодействия искусств. Затруднения у педагогов вызывает и организация самостоятельной художественно-творческой деятельности обучающихся, создание образовательных ситуаций на основе творческих заданий.
Мониторинг этого направления художественного и культурологического образования может учитывать критерии полихудожественного развития детей разного возраста.
В исследовании данные критерии скорректированы и сформулированы следующим образом:
- активность познавательного интереса к дисциплинам предметной области «Искусство»,
- готовность к сотворчеству, сотрудничеству в процессе художественно-творческой деятельности,
- умение рефлексировать над полученным опытом художественно-творческой деятельности,
- проявление самостоятельности в создании художественно-творческого продукта.
При этом важно помнить, что произведение детского творчества, оцениваемое в рамках полихудожественного подхода понимается «не как объект для восприятия и анализа, но как импульс для развертывания игрового сюжета - как игровая модель» [3, с. 35].
Приведем пример проведения мониторинга в ряде общеобразовательных школ г. Москвы, направленного на изучение качества художественного образования младших школьников в рамках требований к созданию условий для интеграции дисциплин и взаимодействия искусств.
В рамках данного мониторинга внимание обращалось и на проявления эмоционального восприятия младшими школьниками произведений искусства и на их включенность в творческий процесс, организуемый на принципах полихудожественного подхода.
Данный мониторинг потребовал разработки дополнительных критериев диагностики: так, изучались:
а) неосознанные внешние проявления обучающихся в процессе восприятия произведений искусства (прослушивания музыкальных произведения, ознакомления с живописными полотнами на выставке);
б) анализировались эстетические суждения младших школьников о произведениях искусства;
в) давалась экспертная оценка проявлениям эмоционального отношения к произведениям искусства в творческих продуктах, выполненных младшими школьниками.
Как осуществлялся мониторинг?
- При наблюдении за неосознанными внешними проявлениями обучающихся отмечались индивидуальные особенности их поведения во время восприятия музыки. Например, оценивалась мимика, проходило наблюдение за жестами школьников: в частности, учитывалось - сопровождалось ли восприятие музыки «застыванием» или, наоборот, неосознанными жестами (это, могли быть раскачивание, притопывание и др.) и др. На экскурсиях на выставки осуществлялось педагогическое наблюдение за мимикой младших школьников, их жестикуляцией во время прослушивания комментариев гида, их готовность к обсуждению картин и др.
- При анализе эстетических суждений фиксировалось, сопровождается ли проявление суждения о произведении искусства необходимостью высказать свое мнение публично, т.е. обращалось внимание на уровень коммуникативной компетенции школьника, его готовность делиться своими эстетическими переживаниями с одноклассниками.
- Для экспертной оценки привлекались специалисты в области детского творчества.
Оценка неосознанных внешних проявлений осуществлялась по балльной шкале по следующим параметрам:
- интенсивность проявлений (1 балл - внешних проявлений при восприятии произведений искусства не наблюдается, школьник не проявляет интереса к музыкальным и живописным произведениям; 2 балла – проявления не отчетливы, слабо выражены; 3 балла – проявления и интерес к искусству ярко выражены; 4 балла – проявления сопровождаются вербализацией, школьник демонстрирует эстетическую рефлексию);
- экспрессивность проявлений (1 балл – проявления младших школьников невыразительны; 2 балла – в проявлениях школьников отмечается определенная выразительность; 3 балла - движения, мимика, суждения о музыке и живописи, а также творческие работы школьников очень выразительны, 4 балла – школьник в своих суждениях и работах выходит на создание целостного художественного образа и демонстрирует развитую эстетическую рефлексию);
- адекватность проявлений (1 балл - переживания во время просмотра и прослушивания не соответствуют эмоциональному содержанию художественного образа, 2 балла - переживания школьника лишь частично соответствуют содержанию художественного образа; 3 балла - переживания и проявления школьника полностью соответствуют содержанию художественного образа; 4 балла – школьник демонстрирует высокую развитость вербализации переживаний в процессе художественного восприятия).
В ходе мониторинга было отмечено, что наибольший разрыв в проявлениях отмечается по критерию экспрессивности, т.к. выразительность проявлений восприятия была отчетливо различной.
Таким образом, корреляция в данном случае была выявлена не только для образовательных, но и для личностных результатов. Это подтверждает значимость проведения не только широко охватных, но и глубоко акцентированных исследований в плане оценки качества художественного и культурологического образования.
ЛИТЕРАТУРА
Акишина, Е.М., Олесина, Е.П., Радомская, О.И. Перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени [Электронный ресурс] / Е.М. Акишина, Е.П. Олесина, О.И. Радомская // Педагогика искусства. - 2017. - №4. – URL:http://www.art-education.ru/electronic-journal/perspektivy-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-hudozhestvennoy-napravlennosti. (дата обращения: 22.12. 2018).
Беккерман, П.Б. О некоторых положениях методического сопровождения творческого развития подростков и молодежи в студиях дополнительного художественного образования колледжей и техникумов СПО [Текст] / П.Б. Беккерман // Среднее профессиональное образование: Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО». – 2015. – №5. – С. 92–100.
Куприна, Н.Г. Народная педагогика в современном дошкольном воспитании [Текст] / Н.Г. Куприна. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 128 с.
Савенкова, Л.Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание [Текст] / Л.Г. Савенкова. - М.: ИХО РАО, 2011. – 279 с.
Lam A. Graffiti, Poetry, Dance: How Public Library Art Programs Affect Teens Part 1: Introduction & Literature Review. Part 2: The Research Study and Its Practical Implications [Electronic resource] // Journal of Research on Libraries and Young Adults . -2012. – September. - Vol. 2. - Number 3. – URL: http://www.yalsa.ala.org/jrlya/2012/09/graffiti-poetry-dance-how-public-library-art-programs-affect-teens-part-1-introduction-literature-review/ (дата обращения: 22.01. 2019)