К ПРОБЛЕМЕ ПОИСКА КРИТЕРИЕВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА ЗАНЯТИЯХ АКТЕРСКИМ МАСТЕРСТВОМ

Подковырова Мария Валериевна

аспирант ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», педагог, театр для детей «Домик Фанни Белл»,  Москва

Аннотация: 
В статье рассматривается проблема поиска критериев оценки на занятиях по актерскому мастерству у детей. Обозначены и выявлены основные критерии для выявления уровня индивидуального развития ребенка в процессе занятий актерским мастерством. Определены критерии оценки индивидуального развития ребенка: воображение и фантазия, устойчивость сценического внимания, эмоциональность и правда переживания, свобода пластической выразительности, перевоплощение и характерность. Рассматривается спектакль, как главный критерий полученных навыков актерского мастерства у ребенка. Так же в статье предлагаются критерии оценки продуктивности индивидуального развития ребенка, разделенные на две группы. Рассматриваются познавательные процессы и основы актерского мастерства по системе К.С. Станиславского.

Одной из основных проблем выявления критериев оценки детей на занятиях актерским мастерством является творческая индивидуальность ребенка. Актерское мастерство процесс творческий и где-то даже «случайный», не всегда на результат работы ребенка влияет его психофизические данные. Ведь оценочным результатом в работах по актерскому мастерству является сыгранная роль в спектакле. На роль влияет не только личная работа учащегося, но и сценарий, а также работа педагога-режиссера по актерскому мастерству. А также уровень творческого развития с которым приходит ребенок, возраст и самостоятельная работа над собой.

У всех детей своя индивидуальность и свои данные от природы, и они непохожи на качества другого ребенка. Сравнивать двух детей становится невозможным, так как у каждого учащегося есть своя индивидуальность и актерский типаж. Задачей педагога в развитии творческой индивидуальности заключается в рассмотрении развития ребенка на первом этапе обучения и в дальнейшем сравнивать и оценивать уровень развития ребенка только относительно самому себе.   

  Актерское мастерство является специфическим и многогранным видом искусства, которое включает в себя посторонние факты (репертуар постановки, личность педагога) и индивидуальность личности ребенка. Именно особенности и  творческие актерские способности ребенка (талант тем более), на наш взгляд, оценивать недопустимо, так как при наличии какой-либо оценки у ребенка может разрушить творческую составляющую таланта и способствовать подавлению амбиции. Данная проблема не нова и целый ряд ученых психологов указывают на то, что, если в детском возрасте взрослые начинают оценивать творческие проявления детей, это негативно влияет на формирование взрослой личности в будущем.  Именно поэтому, задача исследования - с помощью актерского мастерства повысить самооценку ребенка, так как это, оказывает серьезное влияние на продуктивность деятельности ребенка и взрослой личности в будущем, ее самоопределении, целенаправленности и желания проявлять себя в творчестве.

Когда ребенок в младенчестве, его самооценка еще не сформирована, но со временем с влиянием социума самооценка изменятся и продолжает формироваться на протяжении всей его жизни. Правильным будет, если с помощью искусства дети будут развивать свои наилучшие качества и становиться более гармонично развитыми личностями. Н.Н. Бахтин писал о детских проявлениях творчества, как о яркой непосредственности, искреннем сопереживании персонажу: «…дети как раз очень способны вживаться в образ, если им понятна логика развития действия…» [1, с. 51-63].

Актерское мастерство в детском творчестве наиболее продуктивно реализуется через игровые методы. Игра – это самый гармоничный и психологически здоровый способ обучения и развития ребенка, так как фундаментальной основой игры является удовольствие и радость, через которые детям легче, свободнее воспринимать информацию и решать поставленные задачи. Актерская игра развивает в ребенке творческие способности, волевые качества, умение слышать, чувствовать, думать и выявляет сильные стороны индивидуальности ребенка. Раскрепощает и воспитывает свободную психофизически личность. Влияние театральной деятельности на воспитание и обучения личности ребенка рассматривается такими учеными как: Р. Штейнер, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и многие другие. Эти ученые выделяли возможность сделать обучение активной деятельностью ребенка. П.П. Блонский выделял в своих учениях важность театральной деятельности ребенка с дошкольного возраста. Ведь ребенку свойственно подражание, интонирование и обусловлена сюжетно-ролевая игра: «… не мыслил и не чувствовал, как ребенок, не изжил близкого к нему старинного творчества, он не будет впоследствии самостоятельно мыслить и чувствовать, как взрослый» [2, с. 68].

Выдающийся психолог Л.С. Выготский определяет самоценность и важность детского театрального творчества в развитии индивидуальности в процессе создания постановки, а не в результате показа спектакля: «В настоящей детской постановке все – от занавеса до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку» [4, с. 64]. Театральные упражнения, игры и режиссуру как инструментом обучения детей на уроках в общеобразовательных школах использовали основоположники социоигрового метода, А.П. Ершова и В.М. Букатов: «Диалектика живого обучения связанна с отношением учителя к учебной теме как к предлогу для бессловесного обучения чему-то другому, непреходящего, общечеловеческому» [3, с. 81]. 

Важно отметить, что актерское мастерство развивает личность ребенка. И если мы не сравниваем детей между друг другом и не выставляем никаких оценок выпускным спектаклям, мы можем проследить динамику развития индивидуальности ребенка анализируя его по данным критериям и развитию навыков, которые мы пока достаточно условно разделили на несколько групп:

В первой группе предлагается рассматривать познавательные процессы, в частности воображение и фантазию, которые педагог развивает у ребенка с помощью актерского мастерства.

У детей воображение стабильно в активном состоянии, они с удовольствием фантазируют, так как это является частью воображаемой игры.  Воображение также можно развивать как навык. К.С. Станиславский в своей системе актерского мастерства уделяет большое внимание воображению в работе актера: «Воображение создает для артиста подлинную, правдивую и правдоподобную жизнь на сцене; можно искренне верить ее подлинной правде; можно доверять ее правдоподобию, можно верить если не самой сценической жизни, то ее вероятию, возможности осуществления в подлинной действительности» [8, 408].

 Хорошо развитое воображение у детей — это когда у ребенка накопился некий социокультурный багаж знаний и опыта. Он свободно может воображать себя рыцарем или животным, так как имеет личные наблюдения и опыт из жизни. Ребенок начинает подражать, интонировать и фантазировать. Именно этим и необходимо заниматься с детьми на занятиях актерского мастерства. С его помощью дети развивают воображение, примеряя на себе образы персонажей, в процессе работы над ролью. Опыт перевоплощения на сцене позволяет сформировать у ребенка привычку к позитивному фантазированию: «…Что может согреть, взволновать нас внутренне, как не овладевший нами вымысел воображения! Чтоб отвечать на все требования, предъявляемые к нему, необходимо, чтобы оно было подвижно, активно, отзывчиво и достаточно развито» [7, с. 95].  Детские фантазии безграничны, а театр - это способ и возможность развивать и поддерживать непосредственно богатую детскую фантазию.

Фантазия – это элемент творческой природы человека, который имеет свойство развиваться и который исключительно у всех детей очень хорошо развит, но со временем и возрастом, если этот элемент не поддерживается, подавляется и не реализовывается в творческой деятельности, то он становится пассивным. К.С. Станиславский писал «Воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия – то, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было…Фантазия … все может. Фантазия, как и воображение, необходима художнику» [7, с. 70-71].  Мы можем с помощью творческих заданий по актерскому мастерству проследить и стимулировать развитие фантазии ребенка. Большим значением является поддержка и принятие фантазий ребенка, и как раз с помощью актерского мастерства творческие дети могут научиться принимать себя и реализовывать свои идеи посредством театрального искусства.

Сценическое внимание. На занятиях по актерскому мастерству дети развивают отдельные элементы сценического внимания, которое является основой и «фундаментом» в актерском мастерстве. Сценическое внимание у детей, как элемент сценического действия, развивается и формируется в первый учебный год через упражнения и постановочную работу на практике. Уровень индивидуального развития внимания ребенка можно проследить при выполнении упражнений. Параллельно с  актерским мастерством необходимо развивать устойчивость внимания – сосредоточенность «сценическое творчество, как при подготовке роли, так и при повторном исполнении ее, требует полной сосредоточенности всей духовной и физической природы актера, участия всех его физических и психических способностей» [10, с. 235-236]. Это, в первую очередь, внимание к воображаемым объектам, поскольку воображение детей должно не только рождать фантазии, но и должно уметь удерживать внимание на придуманных воображаемых объектах.

 Когда дети играют в спектаклях и представляют себе персонажей, им необходимо устойчивое внимание на объекте, который выдуман и воображаем ребенком. Данный навык тренируется в постановочной работе и можно отследить уровень концентрации внимания на воображаемом объекте. Станиславский К.С. выделяет важным «внутреннее внимание, потому что большая часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельствах» [7, с. 120].

Существование в предлагаемых обстоятельствах. Учащемуся важно поверить в вымысел предлагаемых обстоятельств сценария. Это могут быть как реальные обстоятельства, например, что он в лесу, на берегу моря, или в комнате. Так и выдуманные, что он на космической тарелке с инопланетянами или он в заколдованном лесу. Предлагаемые обстоятельства – это вымысел воображения для правдивого существования на сцене, они рассматриваются в исследовании, как сценическое внимание, которое можно оценивать, так оно направлено на на развитие устойчивости внимания у детей.

Следующая важная составляющая актерского мастерства – память, рассматриваемая нами, как способность в актерском мастерстве, которая развивается с помощью практической работы непосредственно на сцене и работы над «рисунком» роли. Ребенок учится не только запоминать текст роли и стихотворения. Перед ним стоит задача физически двигаться в пространстве сцены и взаимодействовать с партнером. И данный навык развивается благодаря практике в театральных спектаклях. Ребенок получает опыт многозадачности. К.С. Станиславский писал «Как важно, для артиста иметь хорошую память. Пусть молодые артисты берегут и развивают ее, так как она имеет большое значение во все моменты творчества, особенно же в моменты наивысшего подъема артистического напряжения [8, с. 146-147]. 

Во вторую группу мы отнесли основные навыки актерского мастерства: Эмоциональность – это свойство, которое способствует истинной правде переживания и возможности воспроизведению чувств и эмоций персонажа. Для театрального искусства важным свойством артиста является темперамент и эмоциональность учащегося. Чтобы сыграть роль, поверить в нее, умело сопереживать своему персонажу, необходимо иметь возбудимую нервную систему, уметь в миг заражаться творческой выдумкой драматурга и с активными реалистическими чувствами проживать роль персонажа. Ю.Б. Гиппенрейтер дает психологическое определение: «Темперамент – индивидуальная характеристика человека. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявление темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности» [5, с. 271].  Нам же важно чтобы ребенок развил в себе такие качества благодаря актёрскому мастерству как: сопереживание, чуткость, впечатлительность. Ведь когда начинаешь работать над ролью нужно попробовать вникнуть, понять жизнь, мотивы поступков и цели другого человека.

Актерское мастерство ориентировано на то, чтобы учить детей не изображать эмоции, а проживать их. Только таким путем проживания чувств можно прийти к правдивому исполнению роли. Через эмоции и чувства другого персонажа ребенок развивает свой эмоциональный интеллект и облагораживает душу и ум. Мы приближаем ребенка к правдивому перевоплощению в персонажа. «Жизнь человеческого духа» роли, вот к чему мы должны приближать и направлять ребенка в исполнении его ролей. Правды переживаний можно достичь с помощью постоянной практики и работы над ролью.

Сценическое действие. Можно назвать один из основных элементов актерского мастерства, которые возможно оценить и проследить. Актерская природа – это способность к активному действию и достижению поставленных целей. На сцене мы создаем искусственно созданные обстоятельства для актера, в которые он должен искренне верить и действовать. Конфликт – это столкновение двух целей, задач, идей.  Чтобы победить в конфликте нужно активное действие, в театральном искусстве психофизическое воздействие на партнера. Так и на сцене, персонаж действует, у него есть свои стремления, желания и мировоззрение. Навык действия развивается в актерских упражнениях, а также в практических работах в малых формах этюдах и в дальнейшем в спектаклях над работой.

Свобода пластической выразительности. Основное на что следуют обратить внимание, что актерская пластическая выразительность представляет собой свободное и уверенное тело в действии. Когда ребенок без зажимов свободно действует на сцене и ему не мешает его собственное тело. Так же пластическая свобода позволяет ребенку действовать в предлагаемых обстоятельствах роли правдиво. Когда человек гармоничен со своим телом, может им управлять появляется возможность создания разных персонажей. В практических заданиях ребенку дается возможность создавать нескольких персонажей именно через пластику. Этого мы достигаем с помощью упражнений по актерскому мастерству на снятие психофизических зажимов.

Перевоплощение и характерность. Результатом актерской работы и самым наилучшим результатом является, когда учащийся перевоплотился в свою роль. Слушал, ходил, проживал, смотрел как персонаж его роли, когда мы видим подлинное перевоплощение в роль. Это такой тонкий момент в актерском мастерстве, когда находишь персонажа и вживаешься в роль. Перевоплощение в персонажа можно проследить в процессе игры в спектакле. Работа над перевоплощением у ребенка занимает большую часть его работы над ролью, как психологической, так и физической. Характерность является элементом природы ребенка, который развивается с помощью определенных ролей с ярко выраженным характером. Оценивать такую работу учащегося можно лишь наивысшим уровнем.

Отдельным критерием оценки развития навыков актерского мастерства является спектакль. Спектакль – как обобщающая форма проявление актерских способностей и творческой одаренности. Синтез всех элементов актерского мастерства и перевоплощения в роль. Спектакль выявляет усвоение пройденного материала ребенком. Роль – это лучший критерий индивидуального развития ребенка на занятиях актерского мастерства. Спектакль, как критерий оценки должен быть длительностью от 15 до 30 минут. Данное время самое оптимальное, продуктивное и по силам детской психике и усвоению педагогических задач.

Выше перечисленные высказывания К.С. Станиславского относятся к профессиональной системе актерского мастерства, которую я использую в работе с детьми на занятиях по актерскому мастерству и в постановках спектакля. Дети способны развиваться по системе и нарабатывать профессиональность в своей актерской игре. К.С. Станиславский не занимался детским театра и не работал с актерами- детьми, но можно заметить, что к детской природе и творчеству был настроен позитивно: «… Инстинкт игры с перевоплощениями есть у каждого ребенка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение даже у нас, профессиональных актеров. Что- то есть в нашей педагогике, что убивает эту детскую смелость инициативы, и потом, только став взрослым, некоторые из них начинают искать себя на сцене. А вот если устранить этот разрыв, если объединить талантливых ребят в Детский театр в расцвете их детского творчества и уже с тех пор развивать их естественные стремления – представьте себе, какого праздника творчества можно достигнуть к их зрелым годам, какого единства стремлений!» [6, с. 382].

В настоящее время актерское мастерство имеет огромную популярность и заниматься актерским мастерством дети начинают с трехлетнего возраста. В специальных актерских школах и с профессиональными актерами и режиссерами. И на практическом своем опыте я могу выделить огромный рост актерских способностей, у детей, которые начали заниматься с трех лет и продолжают на протяжении пяти лет. К возрасту 7 лет дети, которые занимались с раннего возраста актерским мастерством, свободнее физически и психологически, дисциплинированней, у них хорошо развита память и речь, высокий уровень эмоционального интеллекта, подлинное перевоплощение в персонажа и вера в предлагаемые обстоятельства. В возрасте 6 - 7 лет дети на занятиях играют древнегреческие мифы, американские вестерны, исторические хроники, фантастику и работают над пьесами У.  Шекспира. Театральное искусство в детском творчестве поднимается на уровень профессионального овладениями навыками актерского мастерства и развивается как мощнейший инструмент развития творческой индивидуальности ребенка и здорового гармоничного взрослого в будущем.

Исследуя и выявляя критерии актерского мастерства у детей, нами был сделан вывод о том, что невозможно по отдельности оценивать талант ребенка. Талант – это все объединяющая и индивидуальная уникальность у каждого ребенка. Если талант или одаренность можно было бы измерить и высчитать, то возможно, в современном мире, актерский талант создавали бы уже искусственным способом. Талант можно направить, помочь развить свои уникальные индивидуальные качества, но никак нельзя талант разложить на составляющие. У каждого таланта будет свой уникальный список и свои уникальные индивидуальные критерии. Как писал выдающийся российский актер, режиссер и реформатор театра Константин Сергеевич Станиславский: «Талант – это счастливая комбинация многих творческих и человеческих способностей человека в соединении с творческой волей…Нужны: наблюдательность, впечатлительность, память (аффективная), темперамент, фантазия, воображение…вкус, ум, чувство внутреннего и внешнего ритма и темпа, музыкальность, искренность, непосредственность, самообладание, находчивость, сценичность и пр., и пр… Нужны выразительные данные, чтобы воплощать создание таланта, то есть нужен хороший голос, выразительные глаза, лицо, мимика, линии тела, пластика и пр., и пр. Многое приобретается временем и работой» [9, с. 300-301].

  И конечно, важно отметить, что без активной пытливости самого ребенка будет невозможным развитие навыков актерского мастерства. Для учащегося важно иметь пытливый ум. Ведь творческое обучение требует любознательности, стремления все узнать и во всем разобраться. Актерское мастерство требует от человека его личных вложений в знания. Вначале возникает интерес у учащегося, задача педагога – режиссера пробудить в ребенке творческую пытливость к актерской работе и созданию персонажа.

ЛИТЕРАТУРА

Бахтин, Н.Н. О детском театре [Текст] / Н.Н. Бахтин. – Русская школа: № 9, 1913. – 51-63 с.

Блонский, П.П. Задачи и методы народной школы. [Текст] / П. П. Блонский. – Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. – М.: Педагогика, Т.1, 1979. – 68 с.

Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения. Пособие для учителей физики, математики, географии, биологии и химии [Текст] / В.М. Букатов, А.П. Ершова.— СПб.: Школьная лига, 2013 – 240 с.

Выготский, Л.С. Психология искусства. [Текст] /  Л.С. Выготский. –   Спб.: Азбука,2000. -  64 с.

Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Издательство АСТ, 2019. –  271 с.

Сац, Н. Новеллы моей жизни [Текст] / Н. Сац: в 2 кн. М.: Искусство, 1984. – 382 с.

Станиславский, К.С. Работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе переживания [Текст] / К.С. Станиславский. – М.: Искусство, Соб. соч. в 8, Т.2, 1955. – 95 с.; 120 с.; 70 -71 с.

Станиславский, К.С. Письма 1918-1938 [Текст] / К.С. Станиславский.  – М.: Искусство, Соб. соч. в 8 т. Т. 1,1955.  – 146-147с.; 408с.

Станиславский, К.С. Статьи. Речи. Заметки. Дневники. Воспоминания 1877-1917 [Текст] /   К. С. Станиславский. – М.: Искусство, Соб. соч. в 8 т. Т.5, 1955.  – С. 300 - 301.

Станиславский, К.С. Статьи. Речи. Отклики. Заметки. Воспоминания 1917-1938 [Текст] /   К.С. Станиславский. – М.: Искусство, Соб. соч. в 8 т. Т. 6,1955. – С. 235 - 236.