К ВОПРОСУ О «КУЛЬТУРНОМ НОРМАТИВЕ» В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Китайгородская Галина Владимировна (1), Михальченкова Наталья Алексеевна (2), Емельянов Сергей Витальевич (3)

(1) кандидат филологических наук, доцент , ректор ГОУДОРК «Коми республиканский институт  развития образования»

(2) доктор политических наук, профессор ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина», Сыктывкар,  главный научный сотрудник  ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

(3) магистр культурологии, младший научный сотрудник  ФГБНУ «Институт художественного образования  и культурологии Российской академии образования», Москва, Министр культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, Сыктывкар

DOI: 10.34897/g5345-3821-1701-w

Аннотация: 
В статье анализируется опыт внедрения культурного норматива школьников как практики межведомственного взаимодействия региональных систем образования и культуры. Предлагаются основные организационные и методические решения для проектирования содержания с учётом доступности ресурсов культурной среды, педагогического и личного выбора учащихся. В статье выявляются и анализируются основные проблемы координации и востребованности культурных практик в образовании на уровне средней общеобразовательной школы. Авторы доказывают, что необходимы системные изменения межведомственного взаимодействия, новейшие технологии культурного просвещения в системе образования, а также «воспитание» и развитие педагогических работников, классных руководителей, способных стать культурными наставниками и (или) тъютерами.

Выявление проблем и исследование потенциала методов культуры в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, демонстрирующими трудности в воспитании и обучении, представляют высокую актуальность и практическую значимость, поскольку подразумевают серьезную организационную работу и межведомственное взаимодействие органов управления образованием, учреждений культуры, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. В этой связи учёными Института художественного образования и культурологии Российской академии образования в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской федерации реализуется  федеральный проект «Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии». В рамках проекта исследуются проблемы девиантного поведения подростков, имеющие комплексный социально-правовой, социально-психологический, социально-педагогический и культурологический характер [1, с. 1-140], обосновывается применение методов и средств художественного образования и культуры, имеющих положительный опыт реализации зарубежных и отечественных практик индивидуальной профилактической и коррекционной деятельности. 
В этой связи представляется важным проанализировать  региональный опыт пилотной реализации Всероссийского проекта «Культурный норматив школьника», направленного на вовлечение детей в культурную среду через посещение учреждений культуры, знакомство и продвижение в молодёжной среде информационных ресурсов о культуре и предусматривающего в качестве результатов получение дополнительных гуманитарных знаний, развитие креативного мышления и метапредметных навыков.  Особенностью проекта является организационно – методический аспект, позволяющий скоординировать вопросы межведомственного взаимодействия, содержания  и учёта педагогического и личного (семейного) выбора учащегося «культурного предложения» и пространства, доступного в конкретном населённом пункте  - городе, районе или поселении северного  региона.  Республика  Коми вошла в  число  участников Всероссийского  проекта Министерства культуры Российской Федерации «Культурный норматив школьника» в котором в период август 2019 – май 2020 года проводились основные мероприятия, рекомендованные Министерством просвещения Российской Федерации [2]. Реализация проекта осуществляется по следующим направлениям: общесистемные мероприятия; информационное сопровождение; организационное сопровождение этапов реализации; совершенствование кадрового обеспечения для реализации Проекта.
Республиканская система образования, представляет собой эффективный «генератор культурных смыслов, способствующий становлению личности в культуре в единстве его мировоззренческих, интеллектуальных и художественных возможностей» [3, с. 40]. Идеологическая составляющая межведомственного проекта в этой связи сформирована на основе принципов государственной политики и композиции целей национального проекта «Образование»: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
В течение 2019-2020 учебного года сформированная научно-методическая модель проекта [4]  в соответствии с задачами проекта, обозначенными Министерством культуры Российской Федерации, выявила профессионально-образовательные возможности включения в проект всех субъектов образовательных отношений, а именно обучающихся, родителей и педагогов. Педагогический состав образовательных организаций республики под профессиональным руководством регионального оператора проекта ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования» был вовлечен в следующие функциональные процессы: 1. активации новых технологических моделей  формирования культурных компетенций обучающихся на основе приобщения школьников к культурному наследию Республики Коми, изучения краеведения с использованием цифровых технологий, 2. определения новых форм сотрудничества семьи и школы с пониманием значимости семьи в процессе воспитания и образования детей; 3. формирования  активной социально ответственной позиции школьника как гражданина республики. 
Всего в течение года апробации с августа 2019 по август 2020 года, по данным Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми,  в проекте приняло участие около 3000 школьников Республики Коми. 
Для взаимодействия органов управления образованием и культуры муниципальных образований республики, образовательных организаций и учреждений культуры были предложены соответствующие институциональные механизмы и разработаны межведомственные приказы Министерства культуры, туризма и архивного дела совместно с Министерством образования, науки и молодёжной политики [См. 4], утверждена дорожная карта  реализации проекта с обязательным включением  мероприятий-блоков: «Культпоход», «Культурный клуб», «Цифровая культура», «Культурный дневник», «Культурный норматив».  [См. 5], разработана информационно-методическая коммуникационная среда - сайт проекта «Культурный норматив школьника Республики Коми» (http://diary-culture.kriro.ru), организовано взаимодействие с  участниками сетевого профессионального сообщества педагогических работников  в электронной методической среде республиканского методического объединения  предметной области «Искусство» на портале «Открытое образование Республики Коми», проведена информационная работа по продвижению проекта в социальных сетях для привлечения внимания и формирования социальных активностей педагогов, родителей и обучающихся с целью подключения к цифровому контенту, выстроена работа по продвижению проекта через организацию виртуальных встреч с деятелями культуры. 
Развитие личности как объекта и источника культурной трансформации в эпоху цифровизации однозначно приводит к преобразованию форм, содержания и технологий опосредованного взаимодействия. Так,  посредством разработки специальной информационно-коммуникативной среды в виде интерактивного цифрового контента проекта «Культурный норматив школьника» была обеспечена доступность и централизованная методическая основа  участия в проекте учителей, методистов и учащихся муниципальных образований республики независимо от территориальной отдалённости от центра и наличия «культурного пространства». 
С целью стандартизации проводимых мероприятий проекта и единства подходов к участникам проекта была разработана   платформа «Культурный норматив школьника Республики Коми», которая является единой публичной площадкой для органов исполнительной власти – кураторов проекта, участников образовательных событий, а также для организационно-методического сопровождения проекта. Платформа позволила решить задачу информационно-методического сопровождения проекта с учётом возможности интеграции в урочную и внеурочную деятельность потенциальных возможностей проекта.
 «Культурный дневник школьника Республики Коми» как самостоятельная культурно-образовательная единица проекта, реализуемого Министерством образования, науки и молодёжной политики Республики Коми, Министерством культуры, туризма и архивного дела Республики Коми  ориентирован на выстраивание новых форм сотрудничества семьи и школы; на обновление системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию Республики Коми, Российской Федерации, изучению краеведения с использованием творческих форм и возможностей муниципальных, республиканских учреждений культуры: библиотек, музеев и театров; на формирование мотивированных школьников с активной социальной и культурной  позицией. Важнейшим следствием трансформации современной культуры в сторону текстовой личности (как особого смыслопорождающего субъекта культуры) и информационно-коммуникативной сети (как единственной развивающейся формы социальности) является снижение различия между текстом и фактом. Процесс фиксации личных впечатлений в публичном пространстве, открытое обсуждение содержания культурного текста в семье, а также в образовательном континууме предопределили основную задачу «Культурного дневника школьника Республики Коми» - создание интерактивных условий для формирования культурно-содержательного досуга семьи и обеспечение возможности фиксирования персональных культурных инсайтов, впечатлений от культурного события или текста, предмета, объекта искусства. 
Основная цель введения культурного дневника как основы образовательно-культурного содержания при вариативности педагогического и личного выбора учителя и ученика, семьи -  формирование системы представлений учащихся о памятниках культуры и искусства Республики Коми, потребности в культурно-содержательном просвещении обучающихся и их родителей (законных представителей), развитие творческих способностей детей и подростков в процессе содержательного культурно-образовательного досуга.
 «Культурный дневник школьника» - электронное издание на русском и коми языках, страницы которого включают базовую информацию о сфере культуры Республики Коми и позволяют вести самостоятельную работу по осмыслению увиденного, услышанного, прочитанного. Культурный дневник состоит из 7 разделов, каждый из которых посвящен отдельному направлению искусства: «Архитектура Республики Коми», «Изобразительное искусство республики Коми», «Кино Республики Коми», «Литература Республики Коми», «Музыка Республики Коми», «Народная культура Республики Коми», «Театр Республики Коми» . Каждый раздел дневника включает 3 блока: «Культпоход», «Культурный клуб», «Цифровая культура». Страницы Культурного дневника размещены на сайте «Культурный норматив школьника Республики Коми» (https://diary-culture.kriro.ru/diary/pages/).
Организацию работы обучающихся по ведению Культурного дневника осуществляли классные руководители, а в некоторых образовательных организациях и учителя-предметники, которые выступали наставниками для детей и их родителей.
В течение второй половины 2019 г. и до марта 2020 г. обучающиеся  посещали организованной группой (классом) или  индивидуально (с родителями (законными представителями) культурно-досуговые и просветительские мероприятия, проводимые учреждениями культуры республики, и фиксировали отметку о посещении учреждений культуры в «Культурном дневнике школьника»; самостоятельно или при помощи родителей (законных представителей) оформляли в любой последовательности страницы культурного дневника, выполняя интерактивные задания. С марта по апрель 2020 г. начался период конкурсов в цифровой образовательной среде, который позволил подвести итоги проекта, определить образовательные и культурные практики. 
В рамках реализации мероприятий проекта среди школьников республики на уровне муниципальных образований Республики Коми был предусмотрен конкурс культурных дневников, осуществляемый по номинациям «Лучший культурный дневник школьника» и «Самая культурная семья».
           Конкурс по номинациям «Лучший культурный дневник школьника», «Самая культурная семья» проводился с 01 января по 20 апреля 2020 года. Республиканские организаторы проекта рассматривали представленные отчеты и оформляли итоги Проекта по номинациям, учитывая следующие квоты:
 по номинации «Лучший культурный дневник школьника» - 253 школьника (по 11 школьников от каждого муниципального образования муниципального района («Ижемский», «Княжпогостский», «Койгородский», «Корткеросский», «Печора», «Прилузский», «Сосногорский», «Сыктывдинский», «Сысольский», «Троицко-Печорский», «Удорский», «Усть-Вымский», «Усть-Куломский», «Усть-Цилемский»); по 11 школьников от муниципального образования городского округа («Вуктыл», «Инта», «Усинск»); по 22 школьника от муниципального образования городского округа («Сыктывкар», «Воркута», «Ухта»);
 по номинации «Самая культурная семья» - 20 семей (по 1 от каждого муниципального образования муниципального района («Ижемский», «Княжпогостский», «Койгородский», «Корткеросский», «Печора», «Прилузский», «Сосногорский», «Сыктывдинский», «Сысольский», «Троицко-Печорский», «Удорский», «Усть-Вымский», «Усть-Куломский», «Усть-Цилемский»); по 1 от каждого муниципального образования городского округа («Вуктыл», «Инта», «Усинск», «Сыктывкар», «Воркута», «Ухта»).
С целью определения победителей на муниципальном уровне по предложенным номинациям на портале «Культурный норматив школьника» Республики Коми организаторами проекта ГОУДПО «КРИРО» была предусмотрена среда пользователей сайта с оформлением личного блога и  возможностью оценки конкурсного пространства по номинации «Самый активный пользователь портала «Культурный норматив школьника Республики Коми». В своем блоге каждый участник проекта получил возможность не только представить свое индивидуальное восприятие мероприятия, но и опубликовать материалы посещений культурных мероприятий по направлениям проекта «Культпоход». «Культурный клуб», «Цифровая культура».
Для этого надо было школьнику-участнику после посещения материала опубликовать запись по следующему алгоритму: 
 название мероприятия,
 дата посещенного мероприятия,
 выбор блока мероприятия: «Культпоход». «Культурный клуб», «Цифровая культура»,
 направления (изобразительное искусство; кинематография; театральное искусство; архитектура; музыкальное искусство; народная культура; литература),
 ссылка на цифровой ресурс в случае выбора «Цифровая культура»,
 отзыв о мероприятии,
 подтверждающий документ (публикация фото странички культурного дневника с записями или фото посещенного мероприятия).
В номинации на самого активного пользователя сайта «Культурный норматив школьника» приняло участие 14 муниципалитетов Республики Коми. 3 муниципалитета Республики Коми проявили максимальную активность, как в регистрации, так и в количестве активных участников: МОГО «Воркута» - 153 регистрации и открытие аккаунтов и 9 активных участников; МОМР «Усть-Цилемский» - 99 регистраций и открытие аккаунтов и 12 активных участников, МОГО «Усинск»  - 73 регистрации и 10 активных участников. Количество зарегистрированных участников и активных существенно отличается, так, в соотношении к 100 % зарегистрированным, активность проявили 8,4% процента участников (Рис. 1). 
 
Рисунок 1 - Результаты участия в проекте «Культурный норматив школьника Республики Коми» Муниципальные образования Республики Коми (регистрация участников на сайте)
На рис. 2 представлена активность участия по классам. Наибольший уровень активности проявили школьники старшей школы - 18,1%, затем начальной школы (1-4 класс) – 9,6%, школьники основной школы (5-8 класс) – 7,5%, в группе школьников, где класс не обозначен активность составляет 2,5%.
 
Рисунок 2 - Участники по классам (сайт регистрация)
Оценивание и экспертиза проводилась по следующим позициям:
 качество ведения личного блога;
 соответствие содержания блога тематике Проекта;
 участие в конкурсах, проводимых на Портале Проекта или с учетом предложений новостного раздела проекта по культурно-образовательной тематике;
 место пользователя в промежуточных итогах.
Таким образом, оценивание конкурса в номинации «Самый активный пользователь портала «Культурный норматив школьника Республики Коми» проходило по критериям количества записей и качества отзывов на сайте проекта.
Первые результаты данного пилотного проекта в республике Коми по предложению культурных практик продемонстрировали наибольшую востребованность среди учащихся старших классов. Популярность участников получили мероприятия «Лучший культурный дневник школьника», «Самая культурная семья», «Самый активный пользователь портала».
Из 20 муниципальных образований Республики Коми массовость и активность участия показали 3 муниципалитета: МО ГО «Воркута», МО ГО «Усинск» и МО МР «Усть-Цилемский» (см. рис 1). Максимально активную среду участников организовали образовательные организации, такие как МОУ «СОШ №35 с УИОП» г. Воркуты, МОУ «СОШ №39 им. Г.А. Чернова» г. Воркуты, МАОУ «СОШ № 3 УИОП» г. Усинска, МБОУ «Хабарицкая СОШ».
Управление образования МОГО «Усинск» организовало эффективную работу по проведению муниципальных конкурсов «Самый культурный школьник» и «Самая культурная семья». Следует отметить, что активная часть участия школьников в проекте выпала на месяцы, когда в России наступила угроза распространения COVID-19 и в регионах началось введение ограничений при посещении всех массовых мероприятий, в том числе и учреждений культуры при введении мероприятий «самоизоляции». Таким образом, возможность принимать участие и проявлять культурную активность была предоставлена  только по одному из заявленных предметных блока «Цифровая культура». 
На завершающем этапе проекта с целью определения уровня культурного просвещения обучающихся и активного привлечения детей и молодежи к изучению художественной культуры и искусства республики, повышения культурного уровня подрастающего поколения с 15 по 30 апреля 2020 года была проведена онлайн-олимпиада «Культурный норматив школьника» (далее – Олимпиада). 
Олимпиада проводилась на онлайн-платформе Moodle «Культурный норматив школьника» для обучающихся 5-11 классов общеобразовательных организаций Республики Коми по двум возрастным группам: 5-8 класс и 9-11 класс. Участникам онлайн-олимпиады необходимо было выполнить 16 заданий. Задания Олимпиады разрабатывались с учетом регионального содержания для двух возрастных групп по следующим направлениям проекта «Культурный норматив школьника»: «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Кинематография», «Театральное искусство», «Архитектура», «Музыкальное искусство», «Народная культура», «Литература». Задания олимпиады различных типов формировались из 8 блоков по 2 вопроса в каждом: а) задания (вопросы) с выбором одного правильного варианта ответов; б) задания (вопросы), на которые следует дать однозначный ответ. 
Каждый участник Олимпиады регистрировался на открытой платформе http://edu.rkomi.ru/, заполнял графы с личными данными участника для последующего оформления сертификата с учетом принадлежности к возрастной группе:
для 5-8 классов: http://edu.rkomi.ru/course/view.php?id=253;
для 9-11 классов: http://edu.rkomi.ru/course/index.php?categoryid=102.
Участникам предоставлялась одна попытка для выполнения в течение одного академического часа (45 минут) заданий Олимпиады. По результатам прохождения Олимпиады каждый участник получал электронный сертификат участника Олимпиады.
Всего в онлайн-олимпиаде приняло участие 2594 школьника 5-11 классов общеобразовательных организаций из 19 муниципальных образований Республики Коми и других субъектов Российской Федерации (1818 учащихся 5-8 классов, 776 учащихся 9-11 классов). По итогам экспертной проверки результатов онлайн-олимпиады призерами стали 1602 школьника 5-11 классов: 1009 учащихся 5-8 классов, 596 учащихся 9-11 классов.
Среди призёров в 5-8 классов золотой сертификат (14-16 баллов) получили 52 участника; серебряный сертификат (11-13 баллов) получили 395 участников; бронзовый сертификат (8-10 баллов) получили 562 участников.
Среди призёров 9-11 классов золотой сертификат (14-16 баллов) получили 109 участников; серебряный сертификат (11-13 баллов) получили 278 участников; бронзовый сертификат (8-10 баллов) получили 209 участников.
Вместе с тем, в рамках пилотного старта и первого этапа реализации проекта в  2019 -2020 учебном году в Республике Коми были сформированы основные коммуникационные системы для организации межведомственного (образование и культура) и межуровневого (региональный уровень Министерства образования, науки и молодёжной политики и Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми) взаимодействия, а именно:
1. Разработана электронная платформа проекта (сайт проекта http://diary-culture.kriro.ru), которая содержит актуальную информационно-методическую среду.
2. Сформирована система личных аккаунтов участников проекта и личных блогов на сайте проекта.
3. Просматривается включенность в проект образовательных организаций, которая в будущем потребует усиления воздействия и создания условий информационно-просветительской методической среды во взаимодействии с организациями культуры Республики Коми.
4. Разработана и апробирована контрольно-тестовая система, направленная на приобщение школьников к региональной культурной среде.
5. Составлены перечни культурных источников, памятников, произведений искусства, литературы, кинематографа и театральных постановок регионального значения, рекомендуемые к ознакомлению школьникам Республики Коми.
6. Разработаны компоненты визуально-рекламного представления проекта (Культурный дневник, сертификаты участников по уровням).
7. Апробирована система методического консультирования и сопровождения проекта средствами информационно-коммуникационной среды интернета, социальных сетей.
В качестве основных рекомендаций по итогам первого этапа проекта необходимо обозначить высокий педагогический потенциал культурных событий и практик в образовательной деятельности, необходимость продолжения наблюдения и анализа индивидуальной траектории обучающихся из числа участников проекта, возможность развития проекта под задачи комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в отношении учащихся, состоящих на профилактических учётах, возможности введения рекомендованного содержания с учётом зарубежного и отечественного опыта  реализации программ средствами художественного образования и культурны в отношении обучающихся, имеющих трудности в обучении и воспитании, а также демонстрирующих проявления деструктивного поведения в подростковой среде учащихся.   
В рамках проекта «Культурный норматив школьника» доказано, что необходимы системные изменения межведомственного взаимодействия, новейшие технологии культурного просвещения в системе образования, а также «воспитание» и развитие педагогических работников, классных руководителей, способных стать культурными наставниками и (или) тьютерами, обладающими межпредметными компетенциями в специализированной предметной области и владеющих основами культуры и искусств, а также практиками педагогики искусства.  
С позиции организационно – правового аспекта необходимо дальнейшее формирование и развитие  системы учёта сквозных межведомственных мероприятий для реализации возможности выбора и отражения объёмов, периода, содержания, ответственности и контроля условий реализации мероприятий проекта между всеми участниками; развитие системы взаимодействия на муниципальном уровне между  управлениями культуры и управлениями образования для координации работы с  участниками проекта и разработку системы стимулирования активности и педагогического эффекта индивидуальной профилактической и коррекционной работы с учащимися через систему методической помощи, обучающих и консультативных мероприятий с участниками, разработку системы мотивации всех участников.

ЛИТЕРАТУРА
1. Межведомственный приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми и Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми от 08 июля 2019 № 630/314-од «Об утверждении Межведомственной рабочей группы по реализации культурно-образовательного проекта «Культурный норматив школьника» в Республике Коми. Межведомственный приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми, Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми «Об утверждении комплекса мероприятий по реализации Всероссийского культурно-образовательного проекта «Культурный норматив школьника» в Республике Коми в 2020 г от 31 декабря 2019 г № 1141/636,
2. Методические рекомендации. Культурный норматив школьника Республики Коми: методические рекомендации / М.А. Габова, Т.А. Кузнецова. – Сыктывкар: ГОУ ДПО «КРИРО», 2019. – 117 с.
3. «Об организации и проведении мероприятий по реализации Всероссийского культурно-образовательного проекта «Культурный норматив школьника» в Республике Коми в 2020 году Приказ ГОУДПО «КРИРО» № 71-од от 27.02.2020.
4. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 06 сентября 2019 №04-849 «О реализации Всероссийского культурно-образовательного проекта «Культурный норматив школьника».
5. Специфика использования художественных и культурологических средств профилактики и коррекции девиантного поведения подростков: исторические, теоретико-методологические и практические аспекты: коллективная монография / под ред. Н.А. Михальченковой. – М.: Издательство ФГБНУ «ИХОиК РАО». – СПб.: Издательство «ART-Express», 2019. – С. 140-219. 
6. Сулимов, В.А., Китайгородская, Г.В. Интегративная основа региональной образовательной модели: антропологический аспект // Человек современного Севера: социокультурный контекст: коллективная монография / Под общей редакцией В.А. Сулимова. – СПб.: Астерион, 2017. – 148 с.