К ВОПРОСУ О «НОВОЙ» ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА On the issue of the «new» aesthetic culture of schoolchildren in the conditions of informatization of society

Слободчиков Илья Михайлович Ilya Slobodchikov
профессор, доктор психологических наук, зав. лаб. психолого-педагогического сопровождения развития творческой личности ФГБНУ «ИХО и К РАО», Москва Professor, Doctor of Psychological Sciences Head of the Lab. psychological and pedagogical support for the development of creative personality of IHO and К RAO, Moscow e-mail: il_grant@mail.ru
Аннотация: 
Аннотация. В статье автор анализирует информационное пространство и динамику его изменения в современных условиях, рассматривает влияние информационных технологий на культурологический фон развития школьников разных возрастных групп. В статье обоснован тезис о фактическом отсутствии условий для действительного формирования эстетических оснований развития. Категория «эстетическая культура» рассматривается в связи с понятиями «девиация культурного развития», «антиэстетика» и «контркультура». Abstract. The article analyzes the information space and the dynamics of its changes in modern conditions, examines the issues of information technologies and their impact on the cultural background of the development of schoolchildren of different age groups. The thesis about the actual absence of conditions for the actual formation of aesthetic foundations of development is substantiated. The category of «aesthetic culture» is considered in conjunction with the concepts of «deviation of cultural development», «anti-aesthetics» and «counterculture». Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации на 2022 год ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» № 073-00059-22-03 по проекту «Формирование у школьников эстетической культуры средствами творческой и проектной деятельности в информационной образовательной среде»
Начиная разговор о новой эстетической культуре школьников, даже без учета пока возрастных особенностей, а также нюансов и аспектов, связанных с социальными и этническими особенностями, в условиях современных темпов информатизации общества следует в первую очередь занять практически мефистофельскую позицию и задать вопрос – а какой из терминов в данной фразе имеет смысл взять в кавычки, усомнившись в его смысловой и содержательной значимости? Термин «новая» – прежде всего, поскольку очевидно, что мы можем и должны говорить об обновлении динамики процессов, но ни о какой принципиальной новизне эстетического развития речь идти не может – в конце концов, оно или есть или нет, также как собственно и термин «эстетика» и даже термин «культура», являющиеся базовыми и фундаментальными. К большому сожалению, само словосочетание «эстетическая культура», особенно по отношению к школьникам, в условиях современного мира, становится все более и более условным и до известного предела – формальным. Нет, разумеется, ни эстетика как таковая, какая бы она ни была, как понятие никуда не исчезает, и, конечно, тесно вплетается в контекст культуры, хоть в широком, хоть в узкоспецифическом значении слова. В конце концов, мы с полным основанием и правом можем говорить и об эстетике девиаций, и о культуре потребления, и о культуре деструкции – в этих процессах несомненно присутствует свой феноменологический пласт, связанный эстетико-культурными номинативами. Впрочем, обо всем по порядку. Обсуждение ряда вопросов, в контексте формирования так называемой «новой» эстетической культуры школьников в условиях информатизации общества следует начать с представления некоторых положений культурной политики государства. Положение первое – культурологическое воспитание школьников является приоритетной целью культурной политики Российской Федерации. Стоит отметить, что культурологическое воспитание должно носить системный характер и представлять целостную мировоззренческую картину развития личности. В то же время культура не является монолитной по своей структуре, и можно выделить политическую культуру, правовую, культуру общения и др. Немаловажным является формирование и эстетической культуры обучающихся в основной школе. Данную задачу решают многие школьные дисциплины гуманитарного характера: история, литература, обществознание, мировая художественная культура, музыка и др. [1]. Нюанс «искажения» данной декларации на практике заключен сразу в нескольких моментах: во-первых, к большому сожалению, в абсолютном большинстве случаев ни администрация школ, ни родители учащихся, ни сами педагоги не имеют системных и сколько-нибудь, глубоких знаний в области теории культуры и методологии формирования эстетики в системе образовательных отношений; во-вторых, собственное субъективное представление и о культуре, и об эстетике у многих взрослых весьма своеобразно, и очень серьезно не только отличается от представления школьников (чем старше школьный возраст – тем более), но и не учитывает никакие «каноны» развития эстетики и культуры как фундаментальных наук. Дело в том, что очевидно – и культура, и эстетика – понятия в плане проекции на субъект весьма зависимые от воспитания и субъективностилевых особенностей социализации. И речь, следовательно, в первую очередь, должна идти об элементарном просвещении и обучении взрослых, нежели самих школьников. Положение второе – государство на современном этапе ставит следующие цели культурной политики в России: формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития [2]. Но беда в том, что государство – это философско-абстрактное понятие, а реализовывать цели культурной политики, опять же, что очевидно, будут живые конкретные люди, далеко не все из которых имеют даже самое общее представление о личности, личностном развитии школьников, тем более о гармонизации развития личности. Важный момент, который необходимо отметить в данном фрагменте настоящего текста – понятие «культура», так же как и понятие «эстетика», не являются однородными и понимаемыми однозначно. В этой связи при работе с педагогами в рамках их подготовки к общению со школьниками, необходимо указывать и разъяснять, что наряду с «классическими» значениями терминов существует смысловой и динамический ряд понятий, связанных с противоположными и параллельными категориями, например «контркультура», «культура и эстетика деструкции», и в собственном значении каждый из этих терминов является самостоятельным феноменом, а вовсе не противостоит традиционному звучанию понятий. Статья 66 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося: формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения [2]. За этими словами должна и может стоять практика, реализуемая в свете конкретносубъективных представлений. В этом моменте необходимо отметить чрезвычайно слабую методическую и методологическую базу подготовки как педагогов, так и руководителей образовательных организаций. Интересной в этом плане является статья «Особенности реализации образовательных программ в области искусства», в которой приоритетными также называются художественное образование и эстетическое воспитание граждан, выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, основанное на личностных, индивидуальных, характеристиках [3]. Сложность заключается в том, что само понятие «одаренность» в личностном плане нередко подразумевает под собой девиацию и своеобразие индивидуального развития, являющееся прямым препятствием процессам социализации и «стандартной» адаптации. Одним из самых важных документов, к которым нужно обратиться, изучая проблему эстетического воспитания, является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Интересно рассмотреть портрет выпускника основной школы, где недостаточно внимания уделено собственно культурологическому воспитанию. Так выпускник характеризуется как «любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и народные традиции» [3]. При этом упущена важная, на наш взгляд, деталь: невозможность воспитания такого «идеального» ученика без культурологической компетенции. Иными словами, характеристика выпускника должна звучать, как «Культурный во всех отношениях гражданин…» – и далее трактовка понятия становится бесконечной. В требованиях к личностным результатам освоения основной образовательной программы также не указано становление человека культурного, нет представления о том, что понимается под этим определением, а единственным четко прописанным видом культуры является экологическая культура [3]. ФГОС среднего полного общего образования ставит более конкретные цели и результаты освоения стандарта, среди личностных результатов освоения указывается эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений [4]. Но и в этом случае возникает целый ряд вопросов о формировании компетенций тех, кто призван и будет реализовывать указанные принципы. Что касается научных разработок проблем культурологического образования, то будет интересна точка зрения Шамес Л.Я. Автор приводит пример новой образовательной парадигмы, состоящей из трех частей: понимание ребенка как носителя особого культурного мира, понимание учителя как носителя педагогического творчества и построение образовательного процесса в школе как модели социокультурного пространства, где совершается становление личности. Смысл образования, как указывает автор, не в адаптации к наличному социуму, а в развитии способности к его адекватному пониманию, критической оценке и сознательному выбору среды деятельности» [5]. Эстетика является не только частью культуры, но и ее важной характеристикой. Ибо человеку присуще создавать что-либо в рамках эстетики, красоты, хотя не все, созданное человеком эстетично. Понимание красоты, как важной части жизни человека, является ключевым в культурологии, хотя красота и является субъективным, относительным понятием [6]. Далее, коль скоро речь все-таки идет о современном информационном обществе, несколько слов необходимо сказать и об этом. Процесс информатизации, охвативший на сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Она является первоосновой глобальной рационализации интеллектуальной деятельности человека за счет использования ИКТ. Процесс информатизации общества требует быстрого разрешения различных задач, связанных, прежде всего, с информатизацией образования, с применением в образовании совершенно новых информационных технологий в обучении, с применением компьютера в процессе обучения определенным предметам. Теоретические и практические аспекты проблемы компьютеризации образования, в основу которых положены идеи и принципы технологического подхода в обучении, исследовались и продолжают исследоваться многими учеными и методистами: И.Н. Аптиповым, В.П. Беспалько, М.М. Буняевым, Я.А. Ваграменко, Я.И. Груденовым, O.A. Козловым, Э.И. Кузнецовым, В.Ф. Любичевой и др. Анализ исследований, связанных с проблемами эффективности и способами применения информационных технологий в обучении по различным предметам, позволяет сделать выводы о том, что использование компьютера обеспечивает хорошие условия для индивидуального обучения, повышает мотивацию обучающихся, открывает все новые возможности для управления учебным процессом, достижения общих дидактических целей и решения определенных задач в обучении и воспитании обучающихся. Методологические, дидактические, психологические и социальные аспекты этой проблемы отражены в работах Б.С. Гершунского, А.П. Ершова, A.A. Кузнецова, В.Я. и др. Ученые С.А. Бешенков, А.Г. Гейн, С.Г. Григорьев достаточно часто обращаются к вопросам классификации дидактических принципов, к построению педагогических программных средств и к осуществлению эстетического воспитания учащихся на уроках информатики с использованием компьютера. Без всякого сомнения, информационные технологии обладают большими возможностями в реализации эстетического воспитания в процессе обучения. В современном мире необходимо обрабатывать большой поток информации в короткие сроки. Поэтому сама информация должна быть представлена определенным образом, в частности, необходимо увеличение темпа подачи информации. Отсюда вытекает, что использование компьютера и необходимого учебного обеспечения обязано начинаться как можно раньше. Первой задачей образовательной политики на современном этапе является достижение высокого качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности общества и государства. По мнению ученых Ю.Б. Борева и Е.В. Квятковского, информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности к эстетическому воспитанию учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, строить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникационные, личностно ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный и воспитательный процесс является неотъемлемой частью воспитания. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно в условиях информатизации и что благодаря ИКТ существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Одно из преимуществ использования ИКТ является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения и воспитания позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний. Собственно, можно довольно долго продолжать «панегирик» современному информационно-компьютерному обучению и развитию этой области как новаторской, актуальной, современной и т.д., и все было бы замечательно, если бы не два «но»! Во-первых, важно помнить, что погружение в пространство информационно-коммуникационных технологий и вообще в область информационного поля – дорога в одну сторону, далее в процессе активного – прежде всего школьниками – освоения этого пространства начинается формирование и развитие ряда неуправляемых и не подлежащих контролю процессов – начиная от глубокого погружения в виртуальный мир, и нежелания его покидать – замена реального пространства, пользования ресурсами не предназначенными для данной возрастной аудитории, и заканчивая рядом деструктивных процессов, в связи с которыми механизмы нормативной социализации и адаптации оказываются во многом «блокированными», ну и конечно – возвращаясь к основной теме разговора – информационная среда – это особая культура и особая эстетика, освоение которой идет по собственным «внутренним» законам, что нередко приводит к специфическому конфликту с действительной реальностью. Резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить несколько принципиально важных моментов: – первое – на сегодняшний день существуют серьезные недочеты и недоработки в плане подготовки педагогов системы общего образования в области понимания культурного и эстетического развития в целом, и в возрастно-образовательных аспектах, в частности; – второе – в связи с неизбежностью развития информационнообразовательного пространства как пространства обучения, взаимодействия, коммуникации, необходимо говорить о проблеме соотношения «информационной» эстетики и общих значениях термина, формировать особое направление информационной культуры педагогов, связанное с адекватным критическим анализом указанных понятий и противоречий. – третье – говоря о новой эстетической культуре школьников в условиях информатизации общества необходимо понимать, что собственно новизна может и должна заключаться в новых способах (техниках, технологиях) анализа эстетического пространства и категорий информационной среды в соотношении с общеэстетическими и общекультурными нормативными категориями, в обучении школьников принципам и методам такого анализа, но еще прежде – формирование особой новой методологии этого процесса. ЛИТЕРАТУРА 1. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70828330/#friends (дата обращения 10.03.2022). 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/?ysclid=l6ttuvgyrh109051655 (дата обращения 15.04.2022). 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/fgos-ooo.doc (дата обращения 22.04.2022). 4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс]. URL: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/fgos-spoo.doc (дата обращения 22.03.2022). 5. Шамес Л. Я. Концепция культурно-исторического наследия в региональном сообществе современного села: образование и культура в отечественной традиции: проблемы и перспектив. Иркутск: Изд-во ИРГСХА, 2009.С. 77–79. 6. Петрушин С. Н. Организация культурологического образования в образовательном учреждении. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/104149/.