Художественно-творческая деятельность является одной из форм человеческой деятельности, средство формирования эстетического опыта личности. Деятельность в общем смысле понимается как способ активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя средства, результат и цель, формируемую сферой человеческих мотивов, идеалов и ценностей (культуры), которые детерминируются деятельностью и одновременно выступают в качестве ее границ.
Эстетическая деятельность представляет собой особый тип отношений человека с действительностью и являет собой формирование и проявление эстетического опыта. Эстетическое отношение выражается в эмоционально-духовном, созидательном, художественно-творческом отношении к действительности посредством художественно-творческих видов деятельности. Эстетический опыт – это духовно-материальный опыт человека, направленный на освоение реальности в субъект-объектных отношениях, и реализуемый через многообразные практики неутилитарного выражения. В первую очередь, – через сферу искусства, «одной из главных причин исторического возникновения которой и явилась необходимость материальной актуализации (реализации, фиксации, закрепления, визуализации, процессуальной презентации и т.п.) эстетического опыта» через неосязаемые неутилитарные компоненты творческой деятельности человека [5, 467].
Эстетическое отношение формируется в акте эмоциональной рефлексии. Преобразование эмоциональных реакций в акте эмоциональной рефлексии направлено на формирование культурного опыта личности. Творческая переработка эстетических впечатлений и культурный опыт личности формируют систему эстетических предпочтений и ориентаций – т. е. вкус, способность давать эстетическую оценку соответствующую «реальной эстетической ценности оцениваемых предметов». [4, 77].
Объективной предпосылкой эстетического отношения выступает целостность (то есть полнота, неизбыточность, завершенность) объекта эстетического отношения, субъективной – самоактуализация (в терминологии гуманистической психологии А. Маслоу), сосредоточенность человеческого «я» на ценностных аспектах бытия. Такое состояние личности и эстетическое мировосприятие становится основой художественного мышления и соответствующих форм деятельности [14]. Эстетическое отношение выражается в эмоционально-духовном, созидательном, художественно-творческом отношении к действительности посредством художественно-творческих видов деятельности.
Художественное творчество реализуется как высшая форма эстетической деятельности, особый вид творческой деятельности с определенными характеристиками и принципами [8; 9; 12]. Понятие «художественная деятельность», по мнению В. П. Большакова, коррелирует с понятием «искусство», подразумевая художественное творчество и его результаты, а также художественное восприятие явлений реального мира и произведений искусства [3]. Художественная деятельность есть вид активности личности, целью которой является создание, хранение и передача ценностей культуры. Однако художественная деятельность направлена не только на создание продуктов художественного творчества, имеющих самостоятельную ценность, но и на придание эстетической ценности разного рода материальным объектам утилитарного (внехудожественного) назначения [1]. Выступая условием и результатом творчества, эстетическая деятельность призвана выразить высший идеал и укоренить в меняющейся действительности норму-образец (гармонию, целостность) как цель человеческой деятельности. Целью и предметом художественной деятельности является производство эстетического, творческого и прикладного начал как самоценных в данной деятельности [6].
В педагогике искусства художественная деятельность понимается как «процесс развертывания специфической формы активности, направленной на создание (или восприятие) произведения искусства в единстве художественной и психологической сторон» [12, 150]. В свою очередь, художественное творчество основано преимущественно на работе наглядно-образного мышления в его тесной взаимосвязи эмоционально-эстетических переживаний субъекта такой активности и трактуется как «особый вид творческой деятельности, связанный с эстетическим освоением действительности <…>, продуктом которого является художественный образ, обладающий оригинальными эстетическими характеристиками» [12, 153].
Наряду с понятиями «художественная деятельность» и «художественное творчество» употребляется и понятие «художественно-творческая деятельность». В Аналитическом докладе «Развитие творческого потенциала в XXI веке» художественно-творческая деятельность определяется как «деятельность по созданию и интерпретации художественных образов, результаты которой обладают новизной, неповторимостью, оригинальностью и общественной значимостью» [15]. Опираясь на определения «художественная деятельность», «художественное творчество», «художественно-творческая деятельность», можно вывести «инвариантную» дефиницию в большей степени актуализируя смыслы самовыявления, личностной самореализации субъекта художественно-творческой деятельности, ее новизны и неповторимости.
Художественно-творческую деятельность мы определяем как вид активности личности, направленный на создание и/или восприятие и интерпретацию произведений искусства или иных продуктов художественного творчества с целью генерирования новых смыслов в соответствующих мотивных, сюжетных, образных формах и трансформации их с учетом уже существующих мотивов, сюжетов, образов и символов мировой культуры и искусства.
Охарактеризуем художественно-творческую деятельность с позиций субъектно-деятельностного и системного подходов, определив ее цель, принципы, условия и логическую структуру.
Целью художественно-творческой деятельности является создание или трансформация художественно значимого продукта, который может быть представлен как собственно новый художественный феномен, так и интерпретация существующих.
В основу принципов художественно-творческой деятельности, как отмечает А.М. Новиков, положены общие принципы человеческой деятельности, сформулированные им как принцип единства художественного отражения и выражения, принцип единства отражения и преображения [9]. Среди принципов художественно-творческой деятельности также представляется необходимым выделить следующие принципы: активности субъекта и целенаправленности процесса данной деятельности, целостности (неразрывности содержания и формы) продукта художественно-творческой деятельности и его адресованности (социальной обусловленности).
Обобщая и дополняя имеющиеся типологии условий организации художественно-творческой деятельности (О.А. Левченко, Р. Н. Храмышкина), в качестве необходимых можно выделить следующие условия: наличие у субъекта художественно-творческой деятельности мотивации, творческого потенциала, достаточного уровня общей культурной эрудиции [14].
Рассмотрим логическую структуру художественно-творческой деятельности.
В деятельностном аспекте художественно-творческая деятельность выражается в образном освоении мира человеком в единстве познания, творчества, выражении субъектом данной деятельности своей ценностной позиции к этому миру и ее восприятия адресатами. Потенциал художественно-творческой деятельности делает ее эффективным педагогическим средством творческого, когнитивного, эмоционального, эстетического и социального развития обучающегося.
1. Амиржанова А. Ш. Основные подходы к определению понятия «художественная деятельность» // Омский научный вестник. 2008. №3 (67). С. 172-175
2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. – М., 1975. – С. 22.
3. Большаков В. П. Культура как форма человечности / В. П. Большаков // учебное пособие – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000.
4. Борев, Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов / Ю. Б. Борев. – М., 2003.
5. Бычков В.В. Эстетическое // Новая философская энциклопедия. – Т. 4. – М., 2001.
6. Видгоф В. М. Эстетическая реальность как предмет философской рефлексии // Вестн. Том. гос. ун-та . 1999. №268. С.101-105.
7. Ильин Е. П. Психология творчества, творчества, креативности, одаренности. ООО Издательство «Питер», 2012.
8. Каган М. С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории. //Педагогика культуры. № 3-4 2005. С. 12-21. Каган М. С. «Философия культуры». – СПб.: 1996; Каган М. С «Философская теория ценности». – СПб.: 1997; Каган М. С «Эстетика как философская наука». – СПб.:1997.
9. Новиков А. М. Методология художественной деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2008.
10. Огурцов А. П., Юдин Э. Г. Деятельность // Новая философская энциклопедия. – 2-е изд., испр. и допол. – Т. 1. М.: Мысль, 2010.
11. Сагатовский В. Н. Аксиология творчества // Наука. Искусство. Культура. – М., 2012. №1. С.58-63.
12. Творчество: теория, диагностика, технология: Словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / Под ред. Т. А. Барышевой. – СПб., 2014. С. 150-153.
13. Тюпа В.И. Аналитика художественного: Введение в литературоведческий анализ. Москва: Издательство «Лабиринт», РГГУ, 2001.
14. Храмышкина Р.Н. Педагогические условия развития художественно-творческой деятельности студентов: Автореф...канд.пед.наук. – М.,2000. №3-67. С.172-175.
15. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналит. Доклад – Arts Education in the Russian Federation: Building Creative Capacities in the 21st Century: analytical report / Л.Л. Алексеева и др. ; Рос. ин-т культурологии и др.; отв. ред. К.Э.Разлогов. – М., 2011. C. 6.
16. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности как цель образования // Мир психологии. 1996. № 2. С. 145–151.