Гжельский государственный университет с 2006 г. является инновационной площадкой Российской академии образования. Объектом эксперимента является процесс профессионального становления молодежи на примере народных художественных промыслов России. Тема эксперимента: «Ресурсный центр как модель оптимизации образовательных технологий в деле профессионального становления молодежи (на примере народных художественных промыслов России)». Деятельность Ресурсного центра проводится в тесном взаимодействии с Минобрнауки России, Ассоциацией «Народные художественные промыслы России», учебными заведениями различного уровня, ведущими подготовку молодежи для народных художественных промыслов, в том числе художественно-промышленными вузами зарубежных стран.
Современное художественно-промышленное образование можно определить как сферу производства профессионалов для нужд народных художественных промыслов России. Подобная «технологизация» учебно-воспитательного процесса, усиление профессиональной ориентации подготовки студентов должна сочетаться со стремлением сохранить вековые традиции художественно-промышленного образования, исторически призванного способствовать развитию и пропаганде народного художественного творчества, гармоничному становлению личности гражданина, приобщению его к культурным и социальным ценностям и отношениям, которые составляют основу общественного бытия. В этом смысле художественно-промышленное образование является не только «кузницей» профессиональных кадров, но и социальным институтом, формой и фактором социализации человека.
Целью деятельности Ресурсного центра в ГГУ является разработка и внедрение модели инновационных образовательных технологий оптимизации профессионального становления молодежи (на примере народных художественных промыслов России).
Задачи Ресурсного центра:
– исследование региональных особенностей и традиций народных художественных промыслов и художественно-промышленного образования;
– создание единой информационной среды художественно-промышленного образования России;
– создание благоприятных условий для оптимизации образовательных ресурсов по возрождению, сохранению и преумножению традиций народных художественных промыслов России в целях нравственного и духовного воспитания молодого поколения;
– совершенствование профессионально-мотивирующей системы подготовки и переподготовки кадров для народных художественных промыслов;
– координация деятельности Студенческого творческого бюро как органа управления инновационными образовательными технологиями в деле профессионального становления молодежи;
– организация и проведение в ГГУ научных и творческих мероприятий с участием студентов художественных специальностей.
Современные образовательные модели требуют внедрения в учебный процесс вуза личностно развивающих педагогических технологий, формирующих готовность студентов к профессиональной деятельности: «Среди них наиболее эффективными являются: целеполагания, проектные, конкурсной деятельности, проблемного обучения, исследовательские, игровые и тренинговые, экскурсионно-выставочные, информационные и коммуникативные, учебных фирм, студенческого самоуправления» [4, 21]. Они обеспечивают интеллектуальное развитие обучающихся, а значит, способствуют формированию профессиональной мотивации, навыков анализа, рефлексии, самообразования.
Деятельность Ресурсного центра направлена на реализацию современных образовательных технологий в деле подготовки специалистов для народных художественных промыслов, интеграцию проектной и конкурсной деятельности обучающихся.
Реализуются следующие формы и виды работы Ресурсного центра:
– участие в инновационных научно-творческих мероприятиях (вузовских, межвузовских всероссийских, международных научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, фестивалях, конкурсах, форумах);
– организация в ГГУ инновационных научно-творческих мероприятий (международных фестивалей, конференций, семинаров, круглых столов, конкурсов);
– издание сборников конференций, монографий, каталогов персональных выставок, каталогов фестивалей;
– организация работы художественных школ в городах региона;
– организация прохождения практики студентов университета на базе художественных вузов зарубежных стран.
Практическая значимость деятельности Ресурсного центра в университете заключается в формировании инновационной парадигмы художественно-промышленного образования для народных художественных промыслов России путем соединения подготовки кадров с потребностями предприятий по модели непрерывного профессионально-мотивирующего образования (от детского сада до аспирантуры) в единой информационной среде. Деятельность Ресурсного центра способствует развитию системы художественно-промышленного образования, которое должно быть направлено на решение задачи повышения эффективности ее функционирования, а значит, обеспечения народных художественных промыслов качественно подготовленными кадрами. Результаты эксперимента могут быть внедрены в практику работы учебных заведений художественно-промышленного образования, находящихся в регионах с традиционным бытованием народных художественных промыслов.
Гжельский государственный университет является одним из ведущих вузов, чья образовательная, воспитательная, научная и творческая деятельность способствует сохранению и развитию народных художественных промыслов. Ресурсный центр способствует объединению усилий учебных заведений и предприятий народных художественных промыслов в деле подготовки молодых кадров для отрасли.
ЛИТЕРАТУРА
Илькевич Б.В., Профессионально-мотивирующее художественно-промышленное образование [Текст]: учебное пособие / Б.В. Илькевич, К.Б. Илькевич. – Гжель: ГГХПИ, 2013. – 204 с.
Илькевич Б.В. Цели профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования [Текст] / Б.В. Илькевич, К.Б. Илькевич // Высшее образование сегодня – 2014. – № 1. – С. 8–18.
Илькевич Б.В. Формирование профессиональной готовности художников традиционного декоративно-прикладного искусства в ходе профессионально-мотивирующего обучения [Текст] / Б.В. Илькевич, К.Б. Илькевич, А.В. Воскресенский // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 11. – С. 16–23.
Илькевич Б.В. Компоненты непрерывного профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования [Текст]: учебное пособие / Б.В. Илькевич, К.Б. Илькевич. – Гжель: ГГХПИ, 2014. – 124 с.
Логинов В.М. Ресурсный центр – экспериментальная модель реализации программы образовательной, научной и исследовательской деятельности для сохранения и развития народных художественных промыслов России [Текст] / В.М. Логинов, А.А. Андреева, В.А. Ушаков. – Гжель: ГГХПИ, 2008.
Мухаметзянова Г.В. Научно-образовательный комплекс как условие повышения качества подготовки специалистов в современных условиях [Текст] / ГВ. Мухаметзянова. – Казань, 2002.
Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении [Текст] / А.М. Новиков. – М., 1998.