Современные исследователи, психологи и педагоги, отмечают сильное, а нередко и определяющее влияние телекоммуникационных информационных средств (телевидение, радио, мультимедийные средства связи и Интернет) на развивающуюся личность, так как значительную часть всей потребляемой разнообразной информации молодой человек получает именно благодаря этим каналам. Однако получение информации всѐ же имеет пассивный характер, поскольку юный зритель не прилагает почти никаких усилий в еѐ приобретении. Значительно эффективнее для развития личное участие ребенка, подростка, молодого человека в самом процессе создания, разработки, поддержки и продвижения информационно-творческих, художественно-познавательных информационных медиаструктур, таких, как школьный медиацентр и телеканал внутреннего вещания «Школьное ТВ».
Можно возразить, что технология создания телевизионного вещания, даже внутреннего, учебного, является сложным процессом, предполагающим значительные образовательные, технические, технологические, организационные и финансовые ресурсы. С этим утверждением трудно не согласиться, но, вместе с тем, все большее количество педагогов-энтузиастов обращается к этой перспективной и чрезвычайно актуальной области работы с учащимися (как школьниками, так и студентами). Еще одной из проблем уже действующих на сегодняшний день школьных медиацентров является то, что полученные в результате художественно-творческой работы учащихся медиаматериалы, однажды представленные, в дальнейшем, как правило, не используются.
Вместе с тем, потребность современной школы в грамотно организованных художественно-творческих медиацентрах налицо. Имеются и достаточно успешно
функционирующие школьные информационные центры, существование которых подтверждает реальность подобной работы в условиях образовательных учреждений. Необходим системно разработанный проект, включающий в себя цели, задачи, образовательную программу, стратегию продвижения законченного художественно-творческого медиапродукта.
Анализ педагогической практики в данной области показал, что для продуктивной работы художественно-творческого информационного медиацентра и телеканала внутреннего вещания необходима разветвленная образовательная структура, выполняющая функции творческой мастерской. Ее деятельность будет нацелена на решение следующих задач:
1. На основе специально разработанной образовательной программы «Я - телережиссѐр» познакомить обучающихся с профессиональной деятельностью работников телевизионной индустрии в теоретическом и практическом плане;
2. Обеспечить учебно-воспитательный и художественно-творческий процесс всех структур школьного информационного медиацентра материально-технической базой для профессиональной телестудии, адаптированной к работе в условиях образовательного учреждения;
3. Определить стратегию дальнейшего применения медиаматериалов в воспитательно-образовательной, развлекательно-познавательной, художественно-творческой и агитационно-информационной деятельности учащихся, педагогов и родителей в рамках школы (города, региона).
Открытие школьного художественно-творческого медиацентра и телеканала внутреннего вещания «Школьное ТВ» даст возможность заниматься фото-, видео-, и аудиосъемкой, обработкой, дигитализацией (оцифровкой) и архивацией медиаматериалов различной степени сложности и тематической направленности. Впоследствии, пользуясь информационно-мультимедийной базой теле-, видео-, фото, аудио- и медиаматериалов школьного художественно-творческого информационного медиацентра в образовательно-воспитательных целях, учащиеся смогут заниматься созданием художественно-творческих школьных телепроектов с последующей их демонстрацией через школьный телеканал внутреннего вещания «Школьное ТВ».
Необходимое техническое оборудование, полностью удовлетворяющее требованиям работы не только школьного художественно-творческого медиацентра, но и непрерывного циклического телевещания программируемого телеканала внутреннего вещания «Школьное ТВ», – даже в условиях экономического кризиса доступно не только образовательным организациям центральных городов России, но и образовательным
учреждениям отдаленных территорий, небольших городов и поселков. Располагая возможностями и системными ресурсами только одного стационарного компьютера (ноутбука) среднего класса, основные проблемы, связанные с технической и практической составляющими организации художественно-творческого информационного медиацентра, можно полностью решить.
Так, для работы школьного художественно-творческого медиацентра и телеканала внутреннего вещания «Школьное ТВ» необходим пакет таких PC программ, как:
1) Adobe Photoshop и Corel Draw (работа с фотоматериалом);
2) Avid, Adobe Premiere и Sony Vegas (работа с видеоматериалом);
3) Sound Forge; Wave Lab; Steinberg Cubase SX; Prosoniq TimeFactory (работа с аудиоматериалом);
4) Steinberg Nuendo, Reason, ReBirth RB-338, Arturia Storm, Fruity Loops, Plugins VST, DirectX;
5) ICQ, Skype, Sony Vegas, Adobe Premiere pro, Avid (ознакомительный курс по проведению в школе видеоконференций через Интернет и по другим каналам связи);
6) Muddle и Smiletiger (ознакомительный курс по проведению в школе программы дистанционного образования; классы более 20 клиент-пользователей онлайн-урока на базе программных систем);
7) WinDVDCreator, WinRip, WinDVD, Click to DVD, DVD Ripper, BSpiayer (оформление готового медиаматериала, настройка телепоказа).
Практика показала, что удачно реализованная программа художественно-творческого медиацентра по организации, оформлению и технической поддержке представляет исключительную по своим результатам возможность выявления и развития художественно-творческих способностей школьников, приобретения ими умений и навыков в теле-, кино-, фото-, печатном-, и звукозаписывающем медиапроизводстве. Перспективы грамотно организованного художественно-творческого информационного школьного медиацентра и телеканала внутреннего вещания «Школьное ТВ» открывают широкие возможности для всех участников данного педагогического процесса.
Для школьников, учителей, педагогов сферы дополнительного образования, сотрудников школы, родителей, студентов-практикантов и др. очевидны следующие образовательные возможности:
- аудиозапись (стенографирование) семинаров, конференций, круглых столов, собраний, школьных занятий, а также изготовление аудиокниг, аудиоучебников, домашних заданий для учащихся на различных цифровых носителях для дальнейшего прослушивания в форме приложения и дополнительного медиаресурса;
- фотосъемка проводимых в школе мероприятий (семинаров, конференций и т.п.) с целью дальнейшего оформления в цифровой медиаресурс «Школьного художественно-творческого медиацентра» (цифровой ресурс музея детских рисунков, игрушек, костюмов или музея школы в целом и т.д.).
- видеосъемка, монтаж и выпуск готовых цифровых медиапродуктов, посвящѐнных различным мероприятиям, проводимым на территории школы и вне еѐ, открытым урокам, видеолекциям, художественно-творческим, информационным школьным теле- и видеопроектам, оформление школьных презентаций, видеозапись и т.д.;
- проведение в школе видеоконференций через Интернет и по другим каналам связи (Icq, Skype, Sony Vegas, Adobe Premiere pro, Avid);
- организация в школе программы дистанционного образования для классов более 20 клиент-пользователей онлайн-урока;
- изготовление на базе школьного художественно-творческого медиацентра готовой медиапродукции различных цифровых форматов, таких, как AIFF; AC-3; WAV; W64; MP3; WMA; MIDI; OGG; MOV; RM; PCA; AVI; MPEG; WMV; PDF; JPEG; TFTT; PSD и т.д.;
- использование в работе различных медианосителей, таких, как TAPE; VHS; CD; DVD; BLU RAY; MINIDV; DV; HDV;FLESH; MIKROSD; SD; MS DUO и т.д.
В процессе работы школьного художественно-творческого медиацентра создаются и постоянно пополняются видео-, фото-, и аудиоархивы теле-, видео-, фото-, аудио-, и печатные медиатексты, непосредственно относящиеся к деятельности школы. Медиаматериалы тщательно редактируются и архивируются. Главными критериями отбора выступают содержательность, педагогическая целесообразность, художественная значимость. В итоге на сервере школьного художественно-творческого медиацентра накапливается большое количество готовых к телетрансляции медиапродуктов. Как правило, в каждой школе уже на начальном этапе функционирования художественно-творческого информационного медиацентра обнаруживается большой видео-, фото-, аудио-, и печатный медиаматериал (видео-, фото-, аудиоархивы школьников, родителей учащихся, администрации школы), который после дигитализации (оцифровки), обработки, структуризации и мастеринга преображается в готовый для показа медиаматериал.
Такого материала набирается на десятки часов непрерывного вещания, а медиаматериалов, находящихся в стадии монтажа (подготовки к вещанию), будет достаточно для обеспечения монтажной практики обучающихся школьников на месяцы. Все эти материалы могут быть трансформированы в полноценные телевизионные
видеоматериалы (школьные рекламные клипы, телевизионные отбивки, информационные сюжеты, детские документальные фильмы и т.д.) на смысловой и тематической основе решающие разнообразные (информационно-рекламные, познавательно-развлекательные, художественно-творческие и т.п.) задачи школы. Уже на этом материале можно строить систему внутреннего телевещания школы.
Рассмотрим подробнее, каким образом можно обрабатывать полученные материалы. Данный процесс включает три стадии: архивация любых, подходящих по критериям отбора медиафайлов («Видеофайлы», «Фотофайлы», «Аудиофайлы», «Печатные медиафайлы»); архивация готовых телепроектов («Эфирные телесюжеты»); архивация готовых эфирных DVD дисков («Эфирные DVD проекты»). Все это заносится в электронно-текстовой каталог. Разберем более подробно каждую стадию.
В первом случае отснятый медиаматериал после дигитализации (оцифровки), обработки и архивации помещается на сервер художественно-творческого информационного школьного медиацентра, в так называемые видео-, фото-, аудио-, и печатные медиаархивы («Видеофайлы», «Фотофайлы», «Аудиофайлы», «Печатные медиафайлы»). Затем, согласно структурализации, каждому медиафайлу присваивается идентификационный номер, который впоследствии вносится в электронно-текстовой каталог «Медиафайлы» с пояснительной информацией к файлу. Данная информация включает: актѐрский состав записи, чему посвящена съемка, еѐ время и дата, длительность записи, формат файла и т. д. Далее используется весь накопленный медиаресурс художественно-творческого информационного школьного медиацентра и производится видео-, фото- и аудиомонтаж в специализированных видеомонтажных компьютерных программах, к примеру, таких, как Avid, Adobe Premiere или Sony Vegas.
Для усиления увлекательно-познавательных, художественно-творческих и эмоциональных моментов школьного телепроекта, при монтаже можно использовать не только собственный медиаматериал, но и так называемые клипарты (цифровые банки высококачественных фотоснимков), видеобиблиотеки разноформатных клипов, видеороликов и аудиотеки шумовых звуков и музыки. Всѐ это существует в широком доступе в мировой сети Интернет и в розничной торговле специализированных музыкально-компьютерных магазинов. Готовыми ресурсами удобно пользоваться, однако для школьников нет ничего более интересного, увлекательного и познавательного, чем собственное участие в их создании. Тем более, что участники этой работы осознают, что все, что они сейчас отсняли и записали, впоследствии будет использоваться в каком-либо художественно-творческом телепроекте.
Готовый к телевизионному показу после видеомонтажа телематериал определяется в эфирный медиаархив «Эфирные Телесюжеты» художественно-творческого информационного школьного медиацентра, и повторяется процесс структурализации (присвоение каждому медиафайлу идентификационного номера, внесение в реестр электронно-текстового каталога «Эфирные Телесюжеты» с пояснительной информацией к файлу о виде телематериала, даты монтажа, формата и т.д.). Заключительным шагом является сам телепоказ. А точнее, технология организации вывода специально подобранной последовательности телевизионных клипов для доступной и наибольшей показательности на мониторах или телевизорах, установленных в фойе школы, местах отдыха, психологической разгрузки, столовых, в залах ожидания родителей школьников и т. д.
На данном этапе можно пойти несколькими путями в зависимости от аппаратного телетрансляционного оборудования, которое имеется в наличии. Опишем два, на наш взгляд, наиболее рациональных и мобильных варианта:
1. При наличии нескольких телевизоров, соединенных кабелями со специальным, передающим один и тот же видеосигнал прибором (видеосплитор) или одного телевизора в классе, коридоре или в фойе школы и DVD-плеера. В строгой последовательности на сервере художественно-творческого медиацентра в зоне готовых телепроектов необходимо выбрать идентификационные номера тех телематериалов, которые хотели бы показать в телевизионном эфире вашего школьного телеканала. Когда файлы выбраны, с помощью специализированных компьютерных программ все файлы конвертируются на диск формата DVD-VIDEO, некоторые РС программы имеют возможность экспортировать телепроекты формата DVD-VIDEO для начала на жѐсткий диск медиацентра (компьютера) для предварительной проверки эфирной телетрансляции перед еѐ конечной записью на DVD диск. Такими программами-конверторами являются WinDVD Creator, Click to DVD и т.д. Нужно отметить, что некоторые видеомонтажные компьютерные программы, с помощью которых на начальной стадии монтируются телематериалы, могут экспортировать весь телепроект в формат DVD-VIDEO. Это такие РС программы, как Avid, Adobe Premiere PRO или Adobe Premiere Elements.
2. При наличии нескольких телевизоров, соединенных кабелями со специальным, передающим один и тот же видеосигнал прибором (видеосплитор), медиапроектором в актовом зале или одним телевизором в классе, коридоре или фойе школы. Понадобится также ноутбук (все ноутбуки имеют видеовыход) или стационарный недорогой компьютер, оснащѐнный видеокарточкой, имеющей видеовыход для соединения с медиапроектором, видеосплитором или одним телевизором в фойе школы.
Как правило, используются такие каналы передачи видеосигнала, как S-VIDEO; HDMI; S 400 и т.д. Необходимые телевизионные видеосюжеты переносятся на жесткий диск ноутбука (стационарного компьютера, медиацентра); в отличие от DVD-VIDEO с его ограничением по времени, здесь можно программировать к эфиру сразу десятки, а то и сотни телесюжетов, так как копируются и транслируются они напрямую с винчестера (жесткого диска) ноутбука (стационарного компьютера, медиацентра), а винчестеры бывают от 80 Гб до 500 Гб и от 1 Тб до 10 Тб (компьютерная сеть). Открываем видеопроигрыватель, например Windows Media Player, Media Player Classic или BSplayer (рекомендуем), на так называемом «плей-листе» (список воспроизведений) проигрывателя, расставляем (программируем) нужную последовательность видеосюжетов, задаѐм формат экрана каждого телесюжета (3:4 или 16:9), и всѐ - эфир готов. Есть даже возможность заранее программировать списки телетрансляций («плей-листы»), то есть после формирования эфирной телетрансляции сохраняем этот «плей-лист», присвоив ему имя, состоящее из даты эфира (число, месяц и год). Такая технология позволит заранее программировать телеэфир на следующую учебную неделю и более. Это открывает новые возможности функционирования художественно-творческого информационного медиацентра. К примеру, при медиацентре есть возможность открыть печатно-редакторский отдел, который, помимо выпуска стенгазеты «Школьное ТВ» и печатных рекламных буклетов, может выпускать телепрограмму на неделю, месяц или на всю учебную четверть.
В последнем случае записанный эфирный диск подписывается сегодняшним числом (день, месяц, год) и временем производства, и его можно сразу выпускать в эфир. Но, чтобы выдержать строгий порядок, учѐт, и иметь возможность использовать данный выходной (эфирный) DVD диск в дальнейшем, необходимо, как и каждому отснятому медиафайлу и каждой смонтированной телепередаче, присвоить готовому диску идентификационный номер, который необходимо внести в реестр электронно-текстового каталога «Эфирные DVD проекты» с пояснительной информацией к диску: общее время телевещания, что записано и в какой последовательности (название передач, видеозарисовок, документальных фильмов), актѐрский состав телематериала, авторы телепроектов, что за события отражены, дата монтажа и предварительная дата телетрансляции и т. д. Предлагаемые примеры просты, продуктивны и вполне доступны для широкого применения в образовательных учреждениях.
Если с аудиторией телеканала «Школьное ТВ» всѐ предельно ясно (школьники и их родители, учителя, администрация и гости школы), то, если говорить о направлениях развития школьного телеканала, возникает ряд непростых вопросов. Профессиональные
телеканалы делятся на два вида. Первый вид включает в себя телеканалы, ведущие узконаправленную информационную политику, к примеру транслирующие телематериал только развлекательного характера (CTC, 2х2, ТНТ, МузТВ, МТВ), образовательно-познавательного, научно-информационного характера (Discovery, National Geographic, Animal Planet) или исключительно информационной, просветительской направленности (РИК, EuroNews, РБК, Russia Today). Ко второму виду относятся российские телеканалы широкого спектра телематериалов. Информационная политика охватывает все сферы жизнедеятельности целевой аудитории. Эфир таких телеканалов, как правило, содержит телематериал различной тематической и информационной направленности. Такими телеканалами являются «Культура», ОРТ, РТР, «ТВ Центр», НТВ, «Звезда», «Столица», «Рен ТВ», «ТВ3» и т. д.
За основу школьного телевещания необходимо, на наш взгляд, взять широконаправленную информационную политику. Это значит, что, помимо познавательных и образовательных телематериалов, стоит включать художественно-творческие, развлекательно-информационные телесюжеты, телевизионные короткометражные фильмы, музыкальные клипы, видеозаписи и видеозарисовки школьных мероприятий, детских концертов. В рамках подобного медиапроекта имеет смысл активно использовать просветительскую и пропагандистскую направленность телематериалов (социально-политические, новости культуры, спортивная страничка, статистика успеваемости, деятельность школьных секций, кружков и художественно-творческих детских клубов и др.).
В целом создание медиацентра и телеканала внутреннего вещания «Школьное ТВ» в образовательных учреждениях весьма актуально и очень важно. Их значение обосновано безусловным эмоциональным воздействием, наглядностью образовательно-познавательных и художественно-творческих материалов, активной восприимчивостью аудиовизуальной информации. Телеканал внутреннего вещания «Школьное ТВ» является постоянно пополняемым и обновляемым эфирным каналом, предоставляющим аудиовизуальную трибуну инновационных наработок в той или иной художественно-творческой деятельной школьников.
Схема 1. Блок-схема организационной структуры школьного медиацентра.
Литература
1. Баранов О.А. Школьные киноклубы и их роль в кинематографическом воспитании старшеклассников: Дисс. … канд. искусств. М., 1968.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Художественная литература, 1979.
3. Бахтин М.М. Проблема текста // Собр. соч.: в 7-ми томах. Т.5. М.: Русские словари, 1996.
4. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990.
5. Гликин Л.Д. Творческий проект «Школьное телевидение». М.: «Спутник +», 2005.
6. Неменский Б.М. Культура – искусство – образование. М.: Наука, 1993.
7. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткая история развития. Таганрог, 2002.
К вопросу о создании медиацентра в школе
Аннотация:
К вопросу о создании медиацентра в школе