Соотношение и взаимосвязь традиций и новаторства как целостной, сложноструктурированной, разноуровневой системы просматривается во всех сферах человеческой деятельности. Однако роль этой системы и способы ее функционирования в тех или иных областях общественной жизни различны. Наиболее сильны и стабильны традиции в религии, где господствуют церковные каноны, диктующие верующим строгую нормативность поведения. Этот пример не единственный. Так, из-за жестких форм ведения судопроизводства мало подвержены различным трансформациям традиции в области юриспруденции. Семейные, бытовые традиции также достаточно устойчивы. Характерной чертой традиций в области науки и техники, а также связанного с ними материального производства является то, что процесс совершенствования, эволюции соответствующих знаний нередко сменяется революционным, новаторским "взрывом". Иногда научные открытия настолько меняют устоявшиеся представления о каком-либо явлении действительности, что коренным образом перестраивается вся система научно-теоретических взглядов. В сфере художественной культуры, и особенно педагогики искусства, взаимоотношения традиций и новаторства являются коренной, кардинальной проблемой, без решения которой невозможно овладение теоретическими и практическими основами профессионального мастерства. Именно в культуре и искусстве сконденсированы все важнейшие эстетические вопросы того или иного исторического периода, решение которых имеет прямое отношение к названной проблеме. Известно, что эпохи общественного подъема и прогресса человеческой мысли сменяются периодами застоя и упадка. Постепенные процессы в ходе эволюции человечества чередуются, по словам Ю. Лотмана, "взрывными"; правильно повторяющееся движение сменяется движением "линейно направленным". Формы перемен обычно носят революционный или эволюционный характер. К первому случаю можно отнести открытия в области науки, а также кардинальные изменения выразительных средств, способов, приемов высказывания, связанные с деятельностью подлинных новаторов в той или иной сфере художественного творчества, с появлением нового инструментария (мультимедийных технологий в изобразительном искусстве, электронных инструментов в ХХ веке) и пр. Иной, эволюционный характер имеют такие явления в культурной жизни, как, например, неоклассицизм, выступающий в качестве одной из модификаций искусства классицизма и просматривающийся в ряде сочинений И.Стравинского, С.Прокофьева или в картинах русских художников группы «Мира искусства» - А.Бенуа, К.Сомова; как неоромантизм в творчестве А.Шнитке, К.Пендерецкого, Э.Денисова и других композиторов. "…Корни искусства, - по мнению Ю.Лотмана, - находятся не в нем самом, а в современном ему обществе и возрождение или упадок его есть возрождение или упадок самого общества" [1, 65]. Искусство с древнейших времен постоянно видоизменяется и эволюционирует, в чем немалую роль играют механизмы взаимодействия традиций и новаторства. Культура, писал М.С. Каган, "в корнях своих двухосновна - она опирается на повторяющееся в жизни человечества и проявляется в неповторимом обновлении, она требует взаимодействия традиционного с креативным. При этом соотношение обоих ее первоначал варьируется в широком спектре их сопряжений - от безусловного доминирования одного до столь же явного преобладания другого" [2, 173]. Примером тому может служить, в частности, синкретизм искусства как ставшее традиционным явление, сопровождающее развитие культуры с древних веков до наших дней. Синкретизм искусств, который во времена первобытного общества был обусловлен первоначальным неразвитым состоянием самой структуры того или иного вида художественной деятельности, в более позднее время стал опираться на совершенно иные основы, носить совсем другой характер. Значительно видоизменяясь на протяжении многих столетий, существуя наряду с так называемыми "чистыми" видами искусства (музыка, художественная литература, живопись, скульптура и т.д., которые классифицируются в морфологии искусства как виды творческой деятельности с четко ограниченной спецификой средств отражения окружающей действительности), образуя в различных вариантных сочетаниях новые виды искусства (театр, опера, балет и пр.), синкретизм ХХ и ХХI века в связи с невиданным научно-техническим прогрессом породил неизвестные до той поры, синтетические виды искусства - кино, телевидение, а также современные интерактивные средства культурной коммуникации. Кроме того, идея синкретизма, как представление об универсальности и единстве искусства, привлекавшая к себе внимание многих педагогов, теоретиков и практиков искусства, стала, особенно в последнее время, одной из главных, доминирующих идей в деятельности музыкантов, художников, писателей, режиссеров, видящих в этой традиционной и вместе с тем новаторской идее пути обогащения и обновления всего спектра художественно-выразительных средств, а также способы расширения эстетического кругозора человека. Г.Г.Нейгауз, к примеру, полагал, что между симфониями Бетховена и Шостаковича, между «Медным всадником», «Гамлетом», «Войной и миром» … «существует глубокая связь, здесь налицо удивительная аналогия, везде властвуют – подспудно, загадочно, таинственно и неумолимо – одни и те же законы, законы, открытые и созданные человеком во имя человека, во имя постижения природы и овладения ею, творческие законы» [3, 85]. В своей педагогической практике он широко использовал различного рода ассоциации и сопоставления музыки с другими видами искусства. По воспоминаниям своих учеников, он мог долго читать стихи Данте, Петрарки, Байрона, Гете, Пушкина, Пастернака и других любимых поэтов, подчеркивая музыкальные ассоциации, иногда образно-смысловые, иногда метроритмические, понимая, что такого рода способ общения с произведением искусства не только чрезвычайно обогащает его восприятия, расширяет сферу эстетических эмоций молодого музыканта, но значительно интенсифицирует процесс интеллектуального и общекультурного развития личности. В сфере воспитания и образования, как и в сфере культуры общества в целом, отчетливо просматриваются процессы преемственности и обновления. Педагогика, в частности педагогика искусства, представляет собой исторически развивающуюся, самодвижущуюся систему, в которой преломляются фундаментальные законы развития, а значит, и закономерности функционирования системы "традиции и новаторство". Развитие традиций в педагогике, проникновение "нового", прогрессивного в уже известное, "старое" происходят в разных плоскостях, на разных уровнях - от философско-концептуального до непосредственно практического, операционального. Относительно мало изменяются и претерпевают незначительные преобразования общезначимые, универсальные педагогические постулаты и принципы. Такими, например, являются сложившиеся на протяжении длительной педагогической практики, ставшие традиционными и многократно подтвердившие на деле свою теоретическую и практическую значимость принципы систематичности и последовательности, научности и посильной трудности, наглядности обучения, принцип воспитывающего и развивающего обучения учащихся и т.д. В то же самое время, отдельные методики, способы, приемы и формы педагогического воздействия на учащихся на том или ином временном отрезке обычно претерпевают определенные видоизменения, варьируются, модифицируются или же возрождаются "старые", забытые порой методы, которые в новых социальных условиях обретают актуальное звучание. Одна из важнейших задач сегодняшнего дня - изучив генезис и функции традиций в области педагогики, понять их роль и значение в реальной педагогической практике, выявить объективные основания традиционного и новаторского в педагогике искусства, в частности в области обучения исполнительскому мастерству. В любом случае каждая традиционная педагогическая система, если она не утратила своей жизнеспособности и действенности, является системой формально не завершенной, "разомкнутой"; она постоянно эволюционирует, хотя и с неодинаковой интенсивностью, в различных своих "узлах", звеньях, уровнях, что и служит гарантией ее самосохранения. Именно это дает основание говорить, что педагогическая традиция, наряду с педагогическим новаторством, будет существовать, пока существует сама педагогика, и что различные национальные педагогические школы (в том числе и в сфере музыкального искусства) характеризуются не наличием или отсутствием традиций, а содержанием этих традиций, их способностью к самообновлению, их сопротивляемостью процессам стагнации, их способам трансмиссии и передачи от одного поколения педагогов другому. Иными словами, изучение проблем соотношения традиций и новаторства помогает понять состояние этого вопроса в настоящее время, предвидеть и прогнозировать перспективы на будущее, что в свою очередь открывает возможности воздействовать в той или иной мере на ход и направление грядущих культурных перемен в обществе.
ЛИТЕРАТУРА 1.Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М.: изд. группа «Прогресс». 1992. – 271 с. 2.Каган М.С. Философия культуры. – СПб: «Петрополис». 1996. – 415 с. 3.Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. – М.: «Советский композитор». 1975. – 527 с.