Просвещение издавна считается важнейшей задачей прогрессивного общества.
На современном этапе развития образования в мире уместно говорить о просвещении в контексте не только самого образовательного процесса, но и общечеловеческого знания. Само понятие «просвещѐнный человек» в наши дни вовсе не означает обязательного наличия того или иного формального образования – это, скорее, индикатор знаний, умений и сообразительности отдельно взятого человека.
Данный тезис является основополагающим при рассмотрении просветительской функции дополнительного художественного образования.
Дополнительное образование в той или иной форме существовало всегда, но как образовательная концепция сформировалось в 2003–2006 годах, а в 2007 была разработана Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года [8]. К развитию творческой среды призывала также Новая образовательная инициатива «Наша новая школа» Президента Д. А. Медведева [9].
Между тем, несмотря на происходящую модернизацию современного образования, постоянно значительно уменьшается количество уроков по дисциплинам художественно-гуманитарного цикла. Выбор новых приоритетов в образовании ещѐ предстоит сделать, но в этот переходный период возникающий пробел в воспитании молодого поколения может восполнить сфера дополнительного образования, выполняющая сразу несколько функций; одной из них является «просветительская функция».
Как показывает опыт, одной из эффективных форм осуществления просветительской функции являются «просветительские беседы» в рамках спецкурсов.
В ходе этих бесед возникает непринуждѐнная атмосфера живого диалога с учащимися, позволяющего расширять их культурный кругозор.
Что является не теоретически, а фактически отличительной особенностью дополнительного образования? Ответ прост: отсутствие формальности. Конечно, работа с программой дополнительного образования укажет педагогу-теоретику на обратное – вполне формальную системообразующую методику. Однако педагог-практик отлично понимает, что в основе эффективности данного учебного процесса лежит именно уход от сложных и зачастую непонятных программных коллизий. Поэтому профессиональная культура педагогов дополнительного образования и заключается отчасти в создании неформальной атмосферы учебного процесса, который, с некоторыми оговорками, можно назвать «побочным».
Понимание «побочности» дополнительного образования служит одним из важнейших индикаторов отношения к этому процессу у большинства педагогов основной школы. С другой стороны, для утверждения права дополнительного образования быть таким же значимым, как образование основное, необходимо его осуществление на особенно высоком уровне. Это требует наличия высокого уровня профессиональной культуры у педагогов дополнительного образования, что означает и наличие знаний о предмете, и наличие личной культуры, включая эстетический вкус, эстетическое сознание, культурный опыт и т. д.
Стоит отметить, что и основной учебный процесс заслуживает переоценки и инновационного рассмотрения сквозь призму практического и неформального подхода к работе с учащимися. Но всѐ же в дополнительном образовании особенно остро ощущается необходимость прогрессивного, отвечающего современным требованиям к образованию подхода к учебному процессу в силу его необязательности.
Именно отсутствие принуждения заставляет педагога искать новые пути и способы воздействия на подопечных, использовать с целью привлечения учащегося к «побочному процессу» весь свой профессиональный и жизненный опыт, то есть применить методики, отличные от обязательного сектора.
Как правило, учащиеся в такой атмосфере раскрываются неожиданно и ярко. Если же педагог является действующим представителем творческой профессии (режиссером, актером, певцом, хореографом), то он имеет возможность поделиться своим личным опытом и посвятить своих учеников в собственные творческие размышления, планы и замыслы; продемонстрировать их связь с возможностями учебного процесса в студиях дополнительного образования.
Рассмотрим пример реализации просветительской функции в процессе экспериментальной работы в вокально-инструментальной студии политехнического колледжа № 13.
Данная студия существует около 8 лет. Ввиду некоторого спада в деятельности музыкальных школ в девяностые годы прошлого века уменьшилось количество людей, играющих на музыкальных инструментах. Последствия таких изменений сказываются на специфике деятельности музыкальных студий – непрофильных для художественного образования учебных заведений. Основная часть работы подобных студий концентрируется на обучении пению, что является довольно универсальной дисциплиной. Во-первых, для этого не обязательно наличие в распоряжении учащегося музыкального инструмента. Во-вторых, эстрадное пение является одним из любимых досуговых занятий подростков.
Одним из продуктивных направлений работы студии является реализация программ различных спецкурсов, освоение которых позволяет студентам не только развить вокальные данные, но и расширить кругозор, приобрести знания о специфике культуры тех или иных регионов, о музыке различных культур и народов.
Будучи композитором и продюсером, автор статьи создает песни в содружестве с поэтами из разных регионов России.
Один из таких регионов, Кавказ, к сожалению, часто упоминается в новостных программах в основном в негативном контексте. Поэтому позитивный образ кавказских столиц, созданный в песнях, вызывает неподдельный интерес и настраивает учащихся на совершенно другую волну восприятия этой темы.
Предлагаем фрагмент программы спецкурса «Образ города в современной песенной поэзии».
Лекция 1. «Жанр поэтических посвящений городам»
Ещѐ одно распространѐнное описание городов – в виде оды. Как известно, такой стиль предусматривает восхваление, когда многое приукрашивается, преувеличивается и возвеличивается. Когда речь идѐт о столицах, пусть даже небольших республик, это вполне уместно. Так, широко известный на Северном Кавказе поэт Ауес Бетуганов преуспел в написании посвящений столицам республик Кавказа, а также просто городам. Обычно в одах звучат пожелания здравствовать, надежда на успешное и светлое будущее, но незыблемый атрибут оды – это всѐ же это верность обычаям и традициям, а также их восхваление. Например, столица Республики Ингушетия, город Магас, является уникальным городом, ведь это самый маленький населѐнный пункт Российской Федерации. История данной местности очень древняя, но как город, в современном понимании, он был основан в 1995 году, для того, чтобы стать административным центром, в котором, по данным 2010 года, проживают всего 524 жителя.
И, как справедливо отмечено у поэта Бетуганова, именно «Магас» связывает нас с историей этих мест, а связь со своим прошлым открывает для народа широкую дорогу в будущее.
«Цхинвал» – тоже не мегаполис, хотя город, более населѐнный и известный в мире, к сожалению, в связи с военными действиями 2008 года. Действительно, этот город растѐт, как «цветок в пустыне», ведь туда можно добраться только через перевал, а такая дорога нелегка. После известных событий там всѐ «возрождается с нуля», а источником сил для возрождения является благодатная земля предков. В одноимѐнной песне звучит надежда на то, что не повторится насилие, а все жители и гости Цхинвала смогут наслаждаться его мирными небом и красотами горного пейзажа.
Следует отметить ещѐ одно стихотворение Ауеса Бетуганова, посвящѐнное его родному городу – «Нальчику». Конечно, это несколько личный взгляд автора на столицу Кабардино-Балкарии, но ведь никогда ещѐ не возбранялись искренние порывы души. Ведь нет места лучше того, где мы родились. ОН – «и судьба, и удача», и над ним горит «звезда нашей жизни», вот почему в припеве песни звучит: «МЫ С ТОБОЙ НАВСЕГДА».
С педагогической точки зрения специальные курсы отличаются своей просветительской многофункциональностью.
Как видим, в приведѐнном выше фрагменте лекции проявились сразу несколько векторов просветительской функции дополнительного образования:
- географический;
- исторический;
- литературный;
- музыкальный;
Взаимодействие этих векторов обладает значительным воспитательным потенциалом – прежде всего в вопросе развития толерантного сознания учащихся. Ведь они находятся на определѐнной ступени психологического развития, а в данном возрасте описанное выше многовекторное и системное педагогическое воздействие способствует решению важнейшей подростковой проблемы – проблемы интересов.
Согласно концепции Л. С. Выготского психологические функции действуют не автоматически и не бессистемно, а в процессе развития подростка [6]. Поэтому стремления и влечения, возникающие в процессе дополнительного художественного
образования и опирающиеся на широкий спектр знаний из разных сфер, становятся важным фактором в формировании психологических функций учащихся-подростков.
Воспитание, или воспитательная функция, как одна из главных составляющих образования в целом, приобретает особое положение и характер в организации неформального учебного процесса. Так происходит потому, что воспитательный процесс в дополнительном образовании лишѐн навязчивого дидактического характера.
Подчеркнем, что способы достижения воспитательных целей, безусловно, значительно отличаются в данном случает от тех способов, которые характерны для учебного процесса в системе общего образования. Основополагающей миссией здесь является вовлечение учащегося в культурно значимые формы жизнедеятельности.
Рассматривая это направление в работе вокальной студии непрофильного средне-специального учебного заведения, мы сталкиваемся со своего рода знакомством учащегося с окружающим культурным пространством посредством пения.
Так, через исполнение песни учащиеся привлекаются к обсуждению проблем и существенных вопросов бытия. Они поднимаются на качественно новый уровень понимания действительности, отличный от их прежнего восприятия. Традиционный сюжет современной эстрадной песни, как правило, связан со стандартными жизненными ситуациями, где открываются личностные психологические моменты, взаимоотношения между людьми, что даѐт возможность обсуждения важных тем, касающихся выбора жизненных приоритетов, ценностных идеалов и понимания прекрасного.
Даже такой обычный сюжет предоставляет большое поле воспитательной деятельности. В неформальной обстановке учащиеся более охотно рассуждают о собственных жизненных ситуациях, пытаясь найти решение каких-либо сложных моментов своего бытья. То есть происходит укрепление внутреннего нравственного стержня, что позволяет снимать проблемы проявлений девиантного поведения.
Как известно, гуманизм – это основа российского образования, в этой связи следует остановиться на воспитании толерантности. Гуманное и уважительное отношение к окружающим людям начинается с воспитания уважения к себе. Именно наличием последнего диктуется необходимость придерживаться тех же норм и устоев поведения в отношении других людей.
Отношение к себе начинается со знания истории и уважения к своему прошлому, вот почему столь важно патриотическое воспитание. Почитание истории своего народа подразумевает осознание его историческое места и того факта, что Россия (в прошлом СССР) – это многонациональное государство. Приобщаясь к культуре народов, населяющих свою страну, учащийся не только приобретает исторические и культурные знания, но и воспитывает в себе терпимое и уважительное отношение к народам, населяющим нашу страну.
В этой связи исключительно полезными являются фестивали национальных искусств или национальных традиций, которые имеют не только воспитательно-просветительскую составляющую, но и выполняют функцию социализации в контексте встреч между детьми разных национальностей и интеграции в общем культурном пространстве.
Такие мероприятия проводятся Домом творчества системы профессионального образования, причѐм в них успешно соседствуют различные виды искусств. Безусловно, это требует особого внимания и отдачи со стороны педагога. Ведь современный преподаватель дополнительного образования должен ставить перед собой не только тактические цели, связанные прежде всего с обучением определенным навыкам, но и цели стратегические. Именно в системе дополнительного образования создаются условия для воспитания людей с активной жизненной позицией, способных самосовершенствоваться, осваивать новые технологии и самоопределятся в меняющемся обществе.
Кроме того, в учреждении дополнительного образования учебно-воспитательный процесс должен быть целостным, направленным на создание особой культурно-образовательной среды, распространяющейся на все занятия и учебные курсы, которые включены в программы данного учреждения.
Таким образом, толерантность и осознание своего места в жизни напрямую влияют на самоопределение учащегося. Здесь формируется не только его личное «Я», но и социальное; происходит более уверенное и чѐткое ориентирование в социально значимых формах жизнедеятельности. В этом и заключается стратегическая цель дополнительного образования и образования в целом.
Заключая рассмотрение различных проявлений просветительской функции дополнительного образования, необходимо отметить, что в данном случае только творческий педагогический поиск, высокий уровень профессиональной и личной культуры педагога, готовность к духовному диалогу с учащимися могут создать эффективные условия для ее реализации в учебно-воспитательном процессе.
Данная статья, несомненно, не является исчерпывающей, но, с нашей точки зрения, важно заострить выявленную проблему эффективного использования просветительской функции дополнительного образования, направив педагогическую общественность на поиски различных путей ее решения.
Литература
1. Беккерман П.Б. Интеграционные аспекты реализации дополнительного образования в сфере искусства в системе профессионально-технического образования// Сб. научных статей «Интеграция – основа продуктивных моделей современного гуманитарно-художественного образования. М.: Спутник+, ИХО РАО, 2010.
2. Школяр Л.В. Музыкальное образование – культуросообразное и развивающее // Искусство в школе – 2004 – № 2.
3. Стукалова О.В. Детская школа искусств и полихудожественный подход к творческому образованию молодежи// Детские школы искусств и благосостояние нации: инновации, проблемы и решения/ Сб. трудов Восьмой общероссийской конференции. М., 6–8 июня 2008 г. М.: Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений, 2009.
4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., Издательство АН РСФСР, 1945.
5. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. М., 1984. Том 4.
6. Алексеева Л.Л. Государственные образовательные стандарты общего образования и предметы искусства//Педагогика искусства: электронный научный журнал, 2010. – № 2 – http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2010/14_06_alekseeva.pdf.
7. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года (утв. Министерством образования и науки РФ 16 апреля 2007 г. и Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ 30 августа 2007 г.) (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24 сентября 2007 г. № 06-1549) . Гарант – информационно-правовой портал – www.garant.ru.
8. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Пр-271 от 04.02.2010. Официальный сайт Министерства образования и науки: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.
9. Материалы интернет-портала «Википедия». http://ru.wikipedia.org.
К вопросу о значении и реализации просветительской функции дополнительного образования
Аннотация:
К вопросу о значении и реализации просветительской функции дополнительного образования