К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Скворцова Татьяна Петровна

кандидат педагогических наук, научный сотрудник лаборатории эстетического развития и психолого-педагогических исследований творческой личности Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования Российской академии образования»

Аннотация: 
Делается попытка рассмотреть феномен развития художественной одаренности школьников с позиции применения информационных и коммуникационных технологий. Рассматриваются критерии оценки деятельности учащихся в процессе освоения предметов художественно-эстетического цикла в дополнительном образовании. Критерии определяются как проявления основных компонентов: мотивационный, креативный, когнитивный, аффективный, операционный. Предлагаются показатели оценки развития художественной одаренности школьников с помощью средств информационных технологий, экспертную оценку проводит сам педагог. Приводятся примеры гармоничного и дисгармоничного развития художественной одаренности детей, осваивающих предметы художественно-эстетического цикла с помощью информационных и коммуникационных технологий.
Результаты получены в рамках выполнения Государственного задания
Министерства Просвещения Российской Федерации на 2019 год
(Номер для публикаций: 27.8719.2017/8.9)

 

Введение. Процессы глобализации и цифровизиции в современном дополнительном образовании прочно внедрились в систему образовательных отношений. Наряду с дисциплинами напрямую связанными с виртуалистикой, к дисциплинам, имеющим исключительно гуманитарный характер (нас в данном исследовании интересует дополнительное образование детей художественно-эстетической направленности) также началось преподавание в рамках информационного подхода с использованием высокотехнологичных средств информационных и коммуникационных технологий. В данном контексте интересно развитие художественной одаренности школьников уже переходящих от традиционных методов обучения искусству к инновационным.

Развитие художественной одаренности определяется нами вслед за А.А. Меликом-Пашаевым как проявление свойств, качеств, способностей, существующих у ребенка потенциально, но пока еще не актуализированных. В благоприятных условиях преподавания практически все дети оказываются способны создавать выразительные художественные образы в разных видах искусства, а неадекватные методы развития художественной одаренности «тормозят» данный аспект развития ребенка [6, 13]. В связи с чем, не теряет актуальности вопрос разработки педагогической диагностики развития художественной одаренности школьников, осваивающих предметы художественно-эстетического цикла. Педагоги дополнительного образования, владея достаточным инструментарием для внедрения своего предмета с помощью современных компьютерных технологий [7], [8], применяя в своей педагогической практике диагностику художественной одаренности школьников, осваивающих предметы искусства с помощью информационных технологий, смогут достаточно точно определять дальнейшее развитие индивидуальной траектории каждого воспитанника. Кроме того, интересен вопрос качества влияния компьютерных технологий на развитие гармоничного и дисгармоничного типов художественной одаренности учащихся.

Опираясь на исследования А.И. Савенкова [9], Д.Б. Богоявленской [3], И.М. Красильникова [1], [4] нами был составлен опросник для педагогов музыки, заключающийся в их экспертной оценке развития каждого воспитанника по следующим компонентам художественной одаренности: мотивационный, креативный, когнитивный, аффективный, операционный.

Материалы и методы. На основе изученных исследований были выявлены определенные проявления в действиях школьников, обучающихся по программам дополнительного образования по музыке в структуре которых педагогами активно используются информационные технологии.

Наблюдая те или иные проявления в действиях учащихся, педагог может осуществлять экспертную оценку по предложенным ниже проявлениям в деятельности детей в процессе освоения, например, программ музыкального развития как предпрофессиональных, так и общеразвивающих. Индивидуальные особенности ребенка, его интересы и предпочтения к определенным видам деятельности в процессе такого наблюдения могут учитываться педагогом. Кроме того, результаты наблюдения носят рекомендательный характер и не должны интерпретироваться педагогом и родителями как характерологическая оценка ребенка или оценка достижений.

Мотивационный компонент может проявляться в инициативе и активности в освоении новых способов действий в художественной деятельности посредством специальных компьютерных программ и приложений (в условиях изучения новых тем, проектной деятельности, поиска дополнительного материала по изучаемой теме, использования средств информационных технологий и т.п.); демонстрации настойчивости в достижении поставленной цели в освоении программ музыкальных редакторов, синтеза мультимедиа технологий (овладение новыми навыками, углубление и систематизация уже имеющихся знаний); желании самостоятельно изучать предмет (проявляется в стремлении к успешному выполнению учебных заданий; положительной реакции на усложнение педагогом задания; обращение к педагогу за дополнительными сведениями; активно использует сеть Интернет для поиска самостоятельного решения; положительном отношении к необязательным заданиям, выполнение которых сопряжено с овладением новыми техническими средствами; самостоятельность в освоении новых программных продуктов: приложений, программ, с которыми еще не знаком, музыкальных редакторов и т.п.); проявлении поисковой активности и самостоятельности в решении интересных задач, активно использует с этой целью электронные гаджеты и компьютер; демонстрации высокой чувствительности к новизне ситуации (т.е. способности обнаруживать и разрешать познавательные противоречия, организовывать собственное мышление, выходя за рамки деятельности, заданной инструкцией); самостоятельной постановке вопросов к новым задачам по освоению нового материала в виртуальной реальности.

Креативный компонент могут характеризовать следующие проявления: ребенок предлагает разнообразные идеи в решении той или иной творческой задачи, в том числе с помощью технических средств (например, с помощью ограниченного набора инструментов компьютерной программы и алгоритмов может получать самые разнообразные результаты на основе своих творческих приемов и подходов); применяет отличные друг от друга методы для решения проблем и задач (применяет с данной целью электронные гаджеты и компьютерные технологии); продуцирует нестандартные идеи в виртуальном пространстве, музыкальных редакторах; детально разрабатывает план по реализации своей идеи, применяет с данной целью электронные гаджеты и компьютерные технологии, пользуется специальными приложениями по разработке и реализации художественных проектов; проявляет способность «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем (т.е. сопротивление стереотипам и знакомым способам действий в привычной (безопасной для сохранения границ своей личности) ситуации) легко ориентируется в интерфейсе новых музыкальных редакторов, быстро переключается от одного к другому; проявляет способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом; проявляет готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое и переносить эти способы действий в виртуальную среду; испытывает удовлетворенность при реализации своего нестандартного решения, делится успехами в социальных сетях, мессенджерах, на ютубе; при негативном результате теряет смысл деятельности.

Когнитивный компонент может проявляться в активном использовании творческого мышления для решения проблемных задач, ориентации в анимационных моделях; активном использовании информационной среды для решения творческих задач; гибкости мышления, в виртуальной среде чувствует себя комфортно (способность применять свои знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях, перестраивать привычные способы действия, продуцировать оригинальные идеи и претворять их в жизнь); осуществлении поиска новых идей, действий, используя сеть Интернет, ориентируется в поисковых системах, основанных на принципе интерактивности; способности к мгновенным ассоциациям и противопоставлениям; критичности мышления при подготовке творческих заданий с помощью средств компьютерных технологий; быстроте мышления и оригинальности мышления, ориентации в медиажанрах; оригинальности мышления вне ориентации на уже готовые образцы, полученные из сети Интернет.

Аффективный компонент может выражается в узнавании и передаче эмоций ребенком в общении со сверстниками и взрослыми в виртуальной среде; рефлексии, сопереживании, эмпатии; выражении позитивных социальных эмоции и активном проявлении эмоциональной отзывчивости, проявлении конструктивности и доброжелательности в коммуникации с другими участниками компьютерных сообществ; частых переживаниях положительно окрашенных психических состояний или наоборот отрицательно окрашенных; ухудшении продуктивности психических процессов; состоянии нерешительности в художественной деятельности в реальной образовательной среде, хотя в виртуальном пространстве чувствует себя комфортно; пассивности поведения, отсутствии интереса к деятельности в реальной образовательной и виртуальной среде.

Операционный компонент может включать проявление эстетического отношения к действительности (восприятие и любование красотой явлений; опыт преобразуется в художественные замыслы и побуждает ребенка стремиться к их воплощению средствами искусства в медиажанрах, виртуальной среде, музыкальных редакторах); использование для обогащения эстетического опыта информационных технологий, виртуальной среды, компьютерных технологий, медиажанров; большого количества академических достижений (грамоты, награды, участие в конкурсах, мероприятиях - выставки, концерты и т. п.) и активного позиционирования себя в интернет-сообществах (социальные сети, блоги, живые журналы и т.п.); активной демонстрации своих достижений в социальных сетях и мессенджерах; подписке на различные каналы сети-интернет по музыкальному образованию; оригинальности композиции (интересная интонация и замысел, есть содержание, которое развивает мысль и приводит ее к логическому завершению) посредством информационных технологий; преобразования своих «живых» произведений в электронные (пробует оцифровать, доработать в музыкальных редакторах и т.п.); опережающего восприятия как предвосхищения развития музыкальной мысли; активного применения музыкальных редакторов и мультимедиа программ для создания глубины проработки художественного образа.

Результаты и обсуждение. В результате экспертной оценки педагога, складывается определенная картина развития того или иного компонента художественной одаренности, можно оценить какой характер художественной одаренности ребенка – гармоничный или дисгармоничный, какой компонент развит сильнее, а какой еще необходимо развивать и, в зависимости от складывающейся картины, можно составить педагогические рекомендации по формированию тех или иных сторон художественной одаренности учащихся.

Так, например, педагогическая диагностика девочки 11 лет, занимающейся по предметам «Сольфеджио», «Слушание музыки» (педагог на занятиях активно использует мультимедиа презентации, дает домашние задания, включающие поиск конкретной информации из сети Интернет, освоение игровых музыкальных он-лайн тренажеров) в музыкальной школе по дополнительной общеразвивающей программе в течение 1,5 лет, позволяет построить диаграмму развития разных компонентов ее художественной одаренности, диаграмма представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Особенности развития разных компонентов художественной одаренности у девочки 11 лет.

Из рисунка 1 видно, что у девочки дисгармоничный тип развития художественной одаренности. Из пяти компонентов наиболее хорошо развиты мотивационный, креативный и когнитивный, менее – операционный и аффективный компоненты. В данном случае можно рекомендовать педагогу и родителям в развитии музыкальных способностей девочки средствами информационных и коммуникационных технологий уделять особое внимание развитию ее эмоциональной сферы, и предметной (овладению непосредственно разными программными продуктами в области обработки, воспроизведения и восприятия музыки).

Приведем пример относительно гармоничного развития компонентов художественной одаренности средствами информационных технологий. Мальчик, 10,5 лет, занимается в той же детской школе искусств, в группе общеразвивающей направленности по предметам «Сольфеджио» и «Слушание музыки» у того же педагога в течение 1,5 лет, диаграмма развитие компонентов его одаренности представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Особенности развития разных компонентов художественной одаренности у мальчика 10,5 лет.

Из рисунка 2 видно, что у ребенка развитие художественной одаренности средствами информационных и коммуникационных технологий проходит относительно гармонично, все компоненты развиваются примерно в одном (хотя и не быстром) темпе.

Выводы. Обогащение развивающей информационной среды разными компьютерными технологиями может способствовать развитию художественной одаренности детей и юношества. Нами предложено одно из средств педагогической диагностики данного процесса, когда педагог, выступая в роли эксперта, может сам оценивать развитие того или иного компонента художественной одаренности каждого своего воспитанника. Использование технических средств в процессе обучения для ребенка будет дополнительным фактором стимуляции и мотивации, что отразится на развитии всех компонентов его художественной одаренности. Кроме того, для дополнительного развития тех или иных компонентов при дисгармоничной форме одаренности педагогу также будут помогать средства компьютерных технологий (мультимедиа модели, мультимедиа презентации, музыкальные редакторы, музыкальные он-лайн тренажеры и т.п. [2], [5]), так как современные дети все больше находятся в виртуальной среде, то средства обучения виртуальной среды для них доступны и интересны. Качественный характер влияния современных технологий на развитие учащихся сложно определить как негативный или позитивный, педагог может способствовать гармоничному развитию художественной одаренности своих воспитанников с помощью средств информационных технологий, если сам в необходимой степени владеет ими и направляет интересы и внимание своих учеников на позитивное развитие. В продолжение исследования планируется педагогическая диагностика детей занимающихся по программам дополнительного образования в области изобразительного искусства.

Благодарности. Исследование выполнено в рамках проекта «Развитие художественной одаренности детей и юношества средствами информационных и коммуникационных технологий». Номер для публикаций: 27.8719.2017/8

 

 ЛИТЕРАТУРА

Krasilnikov, Igor M. Schoolchildren’s musical perception development on the basis of interactive musicmaking technology/ Igor M. Krasilnikov, Marina S. Krasilnikova, Olga N. Yashmolkina // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. – 2018. – Vol. XLVI. – No. 38. – PP. 326–333 [Electronic resource]. – Режим доступа: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/EEIA2018F038.pdf (Дата обращения: 29.04.2019)
Акишина, Е.М. Возможности современных педагогических технологий в непрерывном художественном образовании [Электронный ресурс] / Е.М. Акишина // Педагогика искусства. – 2018. – № 2. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_8-14.pdf (Дата обращения: 29.04.2019 г.).
Богоявленская, Д.Б., Богоявленская, М.Е. Одаренность: природа и диагностика [Текст] / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. – М., 2018.
Красильников, И.М. Исполнительство как вид интерактивного музицирования школьников [Электронный ресурс] / И.М. Красильников // Педагогика искусства. – 2018. – № 2. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/krasilnikov_116-126.pdf (Дата обращения: 29.04.2019)
Красильников, И.М. Студия компьютерной музыки: методика обучения: монография. 2-е издание, исправленное и дополненное [Текст] / И.М. Красильников. – М.: Экон-информ, 2014.
Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н., Адаскина, А.А., Никитина, А.Б., Чубук, Н.Ф. Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы: методическое пособие [Электронный ресурс] / Под. ред. З.Н. Новлянской. – М.: ПИРАО, 2010. – Режим доступа: https://www.pirao.ru/upload/iblock/9b0/hudozhestvennaya_odarennost.pdf (Дата обращения: 29.04.2019 г.).
Пирязева, Е.Н. Музыкальная педагогика как феномен культуры XXI века [Текст] / Е.Н. Пирязева. – М.: (б.и.), 2018.
Развитие креативности детей и подростков в условиях дополнительного образования: Сборник научных трудов [Текст] / Сост. Е.М. Акишина, Т.А. Касимова, Д.В. Поль. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2017.
Савенков, А.И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры [Текст] / А.И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп.  —  М.: Издательство Юрайт, 2019.