Для того чтобы урок искусства состоялся, был полновесным, обучающим, учителю необходимо его подготовить, продумать, выстроить. Уроки изобразительного искусства – это особые уроки, на которых ученик не только познает азы науки, например изобразительные приемы и навыки, осваивает графическую грамоту, но включен в творческий процесс восприятия искусства и действительности, порождения художественного образа и создания самостоятельного художественного продукта – рисунка. То, что детская изобразительная деятельность выходит в процессе грамотно выстроенного урока на уровень творчества, должно являться для педагога аксиомой и основой построения учебного процесса.
Урок искусства в школе – это прежде всего урок творчества, личное пространство свободы, область проявления творческой инициативы и личной заинтересованности каждого. Урок должен подкупать ученика именно свободой, но не анархичной свободой «кто во что горазд», а свободой обозначенной рамками заранее оговоренных правил. В роли таких правил выступают тема урока, собственно изобразительные (художественные) задачи – для ученика и область творческого и изобразительного развития ребенка – для учителя. Уровень, характер и специфика раскрытия темы, выбор изобразительных средств, композиционное решение остаются за учащимся. Педагог, побуждая воображение и фантазию ребенка, активизируя личный опыт, обогащая копилку зрительных образов, обращаясь к памяти и пробуждая ассоциации ученика, подвигает его к духовному возвышению, потребности в творческой самореализации, предоставляет недостающие знания, умения, навыки, возможные варианты решения художественной задачи, стоящей перед учеником, тем самым подводя его к триумфу творческого открытия.
Многогранность образовательных задач урока искусства делает процесс подготовки к нему многоступенчатым и пространственным. В частности, необходимо предусмотреть и соединить в единый строй такие параметры, как выбор темы урока, определение образовательных целей и задач, подбор иллюстративного материала, обогащающий опыт восприятия действительности и общения с произведениями искусства, объяснение педагога с демонстрацией определенных приемов и навыков, самостоятельное детское творчество. Не остается без внимания учет возрастных особенностей, существующего у школьника багажа знаний, умений, навыков, жизненного опыта, представлений и предпочтений учеников в определенном возрасте.
Составляя примерный план урока, определяя время на каждый этап его реализации необходимо помнить несколько общеизвестных правил:
Урок изобразительного искусства требует достаточного визуального обеспечения. Ученику необходимо обеспечить определенный уровень насмотренности (образно-зрительного насыщения). В зависимости от темы и задач урока визуальный ряд может состоять из репродукций произведений искусства или изображений объектов окружающей действительности, а также детских рисунков. Учащийся должен ясно представлять себе тот предмет, явление, объект, который будет рисовать.
Количество репродукций, изображение природы и проч. видов визуальной информации, так называемых «слайдов», используемых на уроке, не должно превышать количество 6–8 шт. для младшей школы и 8–10 шт. в 5–9 классах.
Основное время на уроке отводится самостоятельному детскому творчеству. Это примерно 25–27 минут.
Объяснение нового материала должно носить проблемный характер, что побуждает ученика искать собственные варианты решения предложенной учителем художественной задачи и находить аргументы для обоснования выбранного решения.
Перед учениками должна ставиться четкая и посильная учебная задача. Количество учебных задач в каждом возрасте разное. В первом и втором классах достаточно одной учебной задачи, т. к. в противном случае детям трудно удержать их в сознании, они теряются, не могут расставить приоритеты. В результате урок получается перегруженным, деструктивным. По мере взросления учащихся количество художественных задач может возрастать, но и в основной школе их должно быть не более трех-четырех.
Педагогу необходимо понимать, что существуют учебные задачи для ученика и учителя. Для ученика существуют учебные задачи, решая которые, ученик приобретает необходимые умения, знания, получает те или иные понятия, представления. Учитель, формируя (создавая) урок, планирует образовательные задачи, которые необходимо отработать в процессе проведения конкретного урока. Объем этих задач значительно шире, нежели спланированные учебные задачи конкретного урока. Их можно разделить на несколько разделов: задачи развивающие, обучающие, воспитывающие. Учебные задачи входят составной частью в образовательные задачи урока. Ученик, создавая рисунок, решает одну, максимум три учебные задачи за урок, например: осваивать те или иные приемы работы с палитрой, найти оттенки цвета, выполнить рисунок в определенной цветовой гамме. Педагогу необходимо решать, помимо учебных задач, задачи развития, воспитательные и организационные задачи, задачи создания интерактивного образовательного пространства, планирование способов реализации эстетического, художественного, духовно-нравственного аспектов учебного процесса.
педагогически оправданно использование в уроке коллективного творческого потенциала, который рождается в результате совместного обсуждения проблемы, варианта решения предложенной темы, восприятия произведения искусства. В этот момент возможно совершение эвристического открытия, расширения границ понимания поставленной проблемы, зарождаются удивительные ответы или вопросы, которые могут активно повлиять на дальнейший ход урока.
урок можно считать законченным, если подведены его итоги. В изобразительном искусстве это выставка детских работ с последующим их обсуждением. Вывешивая на классную доску, по возможности, все или большинство детских рисунков, созданных в ходе урока (при этом работы могут быть самого разного уровня исполнения –и удачные, и неудачные – все зависит от целей итоговой выставки работ), учитель решает одновременно несколько педагогических задач. Это и трансляция на весь класс индивидуального подхода к решению общей для всех учеников творческой задачи, и возможность еще раз повторить, проговорить, обсудить те учебные задачи, понятия, представления, навыки, знания, которые были получены детьми на уроке, и оптимизация художественного мышления ученика в направлении поиска путей возможного улучшения художественного качества рисунка, исправления тех ошибок, которые были допущены авторами, и возможность поощрить ученика, давая ему педагогический аванс или оценивая его усилия именно на этом конкретном уроке, и многое другое.
Еще одним фактором успешности урока искусства является заинтересованность самого педагога в теме урока. Когда педагог выстраивает урок, ему самому должно быть интересно. Заинтересованность педагога и отношение к теме передается учащимся. Если педагог равнодушен, отстранен, формален на уроке, дети остро это чувствуют и становятся безразличными к любой теме, которая предлагается. Формальными и неинтересными становятся и их рисунки, поскольку такой учитель не смог «поднять» ребенка до уровня творческой самореализации. Пробуждение в ребенке творческой активности – процесс тяжелый, требующий от педагога полной отдачи и огромных эмоциональных усилий. Можно сказать, что хороший рисунок – на девяносто процентов заслуга педагога. Попробуйте предложить ребенку дома самостоятельно выполнить работу на тему, которая была предложена в классе, и вы увидите, насколько беднее и беспомощнее будет этот рисунок, насколько сильно он будет отличаться от рисунка, созданного в классе под руководством педагога.
Прежде чем давать урок, педагогу надо представить его целостно в пространстве, времени и динамике развития. Прибегая к услугам воображения, педагогу необходимо мысленно с позиций ученика и учителя одновременно «проследовать» по маршруту планируемого урока, определяя совместно совершаемые открытия, эмоциональные доминанты, предвидя возможные вопросы и ответы учащихся, и постараться найти на них убедительные аргументы и объяснения. Критический взгляд на урок позволит отметить «слабые», неубедительные, недостаточно разработанные моменты урока, с тем чтобы их отдельно проработать, дополнить. Будет совсем нелишним, если педагог придумает варианты темы урока. Спектр предлагаемых ученику заданий (вариантов одной темы при сохранении единых для всех тем художественных задач) позволяет активизировать его воображение и фантазию, ориентировать его на существование в искусстве правильности множества решений, создает ощущение свободы выбора.
Уроки изобразительного искусства и музыки во все времена стояли особняком в образовательном пространстве школы. Стандартное, стереотипное, устаревшее понимание этих предметов как развлекательных или несложных, на которых ребенок отдыхает, которые не требуют от учащихся достаточно серьезных мыслительных действий, системы знаний, еще живы со стороны как педагогов-предметников, так и родителей. Оно определенным образом сказалось на формировании отношения к этому предмету со стороны ребенка. Немного, думается, найдется родителей, которые по возвращении ребенка из школы спросят о том, какую отметку он получил по… изобразительному искусству или музыке, и мало кто огорчится тем, что их ребенок не подготовился к этим предметам или не справился с заданием на уроке. Урок искусства, оставленный без контроля со стороны учителей-предметников и родителей, базируется исключительно на интересе ребенка. Если ученику интересно на уроке, значит, и педагогу интересно и легко работать. Если интерес к предмету, уроку, теме у ученика не сформирован, то у педагога нет основного рычагов управления. Сила давления авторитета взрослого на уроках творчества не срабатывает или приносит сиюминутный результат.
Процесс подготовки к уроку изобразительного искусства – процесс творческий. Встает вопрос о том, как творческий процесс создания и проведения урока изобразительного искусства совместить с программой по предмету. Необходимо исходить из того, что, во-первых, по изобразительному искусству существует несколько учебных программ и столько же учебников, входящих в Федеральный перечень. Уже много лет у школы и педагогов есть возможность выбора именно той программы и тех учебников, по которым они хотят осуществлять обучение. Во-вторых, основные учебные проблемы предмета «Изобразительное искусство» остаются неизменными. Это цвет, форма, пространство, композиция. Все остальные учебные задачи так или иначе входят в эти основные образовательные проблемы. В-третьих, существует учебная программа интегрированного характера, разработанная в стенах Института художественного образования, которая ориентирована на педагогическое творчество учителя изобразительного искусства и предлагает ему свободу в реализации основных учебных задач на основе разработанных сотрудниками института направлений развития учащихся разного возраста, методических подходах и принципах построения образовательной среды урока. В рамках этой свободы педагог самостоятельно планирует уроки, виды деятельности, порядок и принцип освоения тех или иных художественных материалов, предлагает свои, авторские темы уроков, подбирает к ним наглядный ряд. В-четвертых, не следует забывать, что урок изобразительного искусства – это возможность для самого учителя творческий профессиональной самореализации.
Исходя из положения о конструировании урока как деятельности творческого порядка и возможности варьирования темы урока, рассмотрим, как перечисленные выше позиции могут быть реализованы в раскрытии одной теме, транспонированной на разные возрастные категории учащихся. Для примера возьмем тему «Осень», которая так актуальна в начале года во всех классах. Педагог начинает учебный год с повторения пройденного и оживления в памяти учеников знаний, умений и навыков работы художественными материалами и инструментами. Тема осени для уроков изобразительного искусства благодатна тем, что позволяет, помимо эстетических и художественных аспектов изобразительного развития, вплотную подойти к освоению задач цветоведения, методическим приемам работы с красками и палитрой, художественными материалами и инструментами. Основополагающая цель урока «Осень» в каждой возрастной группе общая – раскрытие в ребенке способности восприятия, видения, различения многообразия цветов и их оттенков в окружающем их мире природы и теми возможностями, которые предоставляет живопись для фиксации и перенесения на поверхности листа эмоциональные переживания, представления, чувства, которые пробуждаются в душе в это время года. Как видим, это чисто живописная задача, поддержанная умениями смешивать краски, получать составные цвета, оттенки нужного цвета, работать с палитрой, получать навыки работы кистью и красками. Для достижения поставленной цели репродуктивные принципы обучения – «делай, как я» – неприемлемы. Педагогу надо «погрузить ребенка в осень», с тем чтобы пробудить в нем определенные эмоциональный отклик и эстетические переживания. Вместе с тем в каждом возрасте создание этого урока и его развитие в пространстве и времени будут иметь свои отличия. Индивидуальными будут и учебные задачи уроков. Ниже приведены графические схемы предполагаемых композиционных решений уроков «Осень» в разных классах.
1 кл. 2 кл. 3 кл.
4 кл 5 кл..
Первый класс. Учащиеся в этом возрасте только знакомятся с предметом «Изобразительное искусство», красками и приемами работы с ними. Краски в начальной школы лучше брать гуашевые, потому что детям легче ими рисовать. Работать акварельными красками тоже можно. Однако надо учитывать, что этот художественный материал требует от ребенка большой собранности, аккуратности, продуманности цветового решения, умения придерживаться контура, что затруднительно, учитывая слабо развитую мелкую мускулатуру руки и пальцев малышей и достаточно часто принимаемое решение «перекрасить», изменить цвет изображаемого объекта.
По определению Б. П. Юсова – крупнейшего специалиста в области детского изобразительного творчества, – в возрасте до 8–9 лет изобразительная деятельность больше похожа игру с красками и инструментами. Ребенку интересен сам процесс работы художественными материалами и результат определенных манипуляций. Например, что получится, если смешать две разные краски, как работать с восковой пастелью, какую линию оставят разные по размеру кисти и т. д. Поэтому уроки искусства носят в первом классе активный деятельностный и игровой характер.
Итак, цель урока – раскрыть перед учеником многообразие цвета в природе, познакомить с понятием «оттенок цвета», раскрыть существование оттенков одного цвета. Задача – дать навыки владения гуашевыми красками, палитрой для получения сложных (составных) цветов. Помимо этих задач, по мере ведения урока, вторым планом, т. е. не заостряя на них внимание, будут рассмотрены другие аспекты изобразительной деятельности и явления природы, которые направлены на обогащение графической техники, понятийного аппарата и представлений, формирование целостной картины мира в сознании ребенка. Вариант темы «Осень» – «Изображение осенних листьев» или «Ковер из осенних листьев».
Педагог системой вопросов погружает ребенка в саму тему осени. Среди вопросов могут быть и такие, например, как: знают ли они времена года? могут ли они их перечислить? какое время года сейчас за окном? чем оно интересно? какие признаки осени они знают? как узнают о том, что наступила осень? Пытаясь ответить на вопрос, ребенок напрягает память, включает внимание, активизирует знания. Одновременно с этим, воспринимая ответы одноклассников, ученик обогащает представления о тех предметах и явлениях, которые являются центром обсуждения. Идет активное накопление знаний. Из серии ответов учитель выбирает тот, на основе которого будет развиваться сюжет урока. Обобщая сказанное, педагог подводит учеников к тому, что основной приметой осени является изменение цвета листвы на деревьях. Заметим, что в качестве подготовки к уроку учащихся просят набрать разных по цвету и форме листьев. Это следует сделать и педагогу.
Как только педагог и ученики пришли к соглашению о том, что цвет листвы на деревьях – самый яркий показатель наступления осени, встает вопрос о том, какой цвет у осени самый главный и в какие еще цвета, кроме желтого, осень раскрашивает листья. Выслушав ответ, педагог показывает ворох собранных им осенних листьев и просит помочь разложить их на две стопки. В одну стопку будут складываться листья желтые, в другую зеленые. Листья педагогом показываются вразнобой и по общему решению класса откладываются в одну или другую сторону. Потом листья, отложенные в желтую стопку, выкладываются на доске и оказывается, что все эти листья, названные желтыми, отличаются друг от друга по цвету. В одних к желтому примешался зеленый, в других желтый стал почти красным. Через такое многообразие желтого цвета педагог формирует в сознании ребенка понятие оттенка цвета, т. е. незначительного его изменения.
Далее отмечается, что листья отличаются не только цветом, но и формой и размером. Однако при всей разнице существует и общее: у каждого листочка есть ножка и главная прожилка, которая идет по середине листа. Таким образом педагог ненавязчиво обращается к понятиям симметрии и формы.
В качестве физ. минутки ученикам предлагается взять в руки принесенные на урок листья, встать возле своих парт и поднять руки с листьями над головой. Получился осенний лес. Ветки покачивает ветер и осенние листочки, отрываясь, падают на землю. Детей просят выпустить листья из рук и посмотреть, как листья упали на пол. Обращается внимание на то, что одни листочки могут загораживать другие и что направление ножки и «носика» листа самое различное. Листья, падая на пол, украшают его и делают похожим на ковер. Так и осень украшает землю разноцветным ковром.
Переходим к практической работе. Учащимся предлагается представить, что они идут по осеннему лесу, под ногами шуршат и разлетаются разноцветные листья, а они, наклонив голову, ими любуются. Далее ставится задача – нарисовать ковер из осенних листьев, имеющих разные оттенки, да так, чтобы не было видно ни деревьев, ни неба, а только листья. Это условие обязательно надо озвучить т. к. на основе уже сформированных стереотипов многие дети начинают рисовать небо (синяя полоса) и землю (черная, в лучшем случае коричневая полоса). В этой части урока необходимо показать, как держать кисть, как набирать на кисть воду и стряхивать лишнее, как набирать на кисть краску, какими движениями сразу, без карандаша, нарисовать осенний листок, как, добавив в основной цвет другой цвет – зеленый или красный, получить оттенок желтого цвета.
Для того чтобы работа была эффектной, можно рисовать на тонированной бумаге – темно-синей или черной. После того как листья покроют всю изобразительную поверхность, можно взять тонкую кисть и черной краской наметить контур, середину и ножку верхних листьев.
Второй класс. Если в первом классе основной акцент урока был направлен на освоение навыков работы красками, кистью, освоение техники смешения красок и получение нужного цвета сразу на листе бумаги (изобразительной плоскости), то во втором классе эти технические моменты уходят на второй план. Основная цель урока – возвышение ученика до понимания поэтики пейзажа, хрупкости и красоты живой природы, воспитание любви к ней и стимулирование желания самому создать осенний пейзаж, передавая собственные переживания от увиденного в жизни и на уроке. Учебная задача – знакомство с жанром пейзажа, изображение открытого пространства и понимании роли линии горизонта в передаче основной идеи работы. С линией горизонта как условной линией, разделяющей поверхность листа на небо и землю, учащиеся знакомятся уже в первом классе. На этом уроке положение линии горизонта определяет значимость неба или земли в пейзаже. Желательно уводить ребенка от того, что линия горизонта – это только прямая и что она делит рабочую поверхность листа на равные части.
Введение в тему осени предлагаем начать с вопросов, аналогичных приведенным в конспекте урока первого класса, с той лишь разницей, что к ним добавляется вопрос о том, почему многие поэты, писатели, музыканты обращались к теме осени в своем творчестве, что же особенного в этом времени года. Здесь можно говорить о звуках леса и листьев, запахах осеннего леса или поля, шуме ветра и шорохе листьев, таинственности птичьих голосов. Природа должна наполниться для ребенка разными сторонами своего проявления и зажить особой жизнью. Для большей наглядности зачитываются отрывки стихов, прозы. Демонстрируются фотографии живой природы – осенние пейзажи.
Говорится о том, что природа, как истинный художник, создала величественные, живописные и прекрасные уголки природы. Показывая репродукции с картин художников, отмечается, что каждый из авторов передал свое видение осени. Учащимся предлагается дать характеристику осеннего пейзажа того ли иного художника. Подборка работ должна быть сделана таки образом, чтобы осень предстала перед учениками разноликой: и обильной, и звонкой, и нежной, и прозрачной. Художественно-образная спектральность осенних пейзажей, предложенная ребенку для восприятия, побуждает его к порождению собственно образа осени, эмоционально и творчески его возвышает, наполняет личную «копилку образов и сюжетов» (Б. П. Юсов).
Перед учащимися ставится художественная задача – изобразить осенний лес, многоцветный, полыхающий, поражающий оттенками желтого, зеленого, красного. Перед началом самостоятельной работы педагог напоминает и показывает правила работы гуашевыми красками, способ набора воды и краски на кисть, необходимости хорошо промывать кисть перед забором нужного цвета. Далее педагог раскрывает этапы работы: определение места линии горизонта и еѐ обозначение светлой охрой, движение кисти в момент изображения земли (горизонтальное) и получение необходимого цвета пожухлой травы в результате добавления к основному цвету – зеленому – других цветов: охры, сепии, ультрамарина.
Второй этап выполнения задания – изображение массива леса. Здесь необходимо обратить внимание на то, что цвет кроны каждого дерева имеет свой цвет и оттенок, одно дерево может загораживать другое, все деревья разной высоты и поэтому деревья своими вершинами создает причудливую ломаную линию. Учащимся демонстрируется техника смешивания красок, получения нужного цвета и его оттенка. В общем массиве леса нельзя различить ветви отдельных деревьев, но очень хорошо видны потемневшие от дождей стволы, которые создают определенный ритм. Тонкой кистью педагог рисует стволы деревьев, обращая внимание на движение кисти. Кисточка движется снизу вверх так, как растут деревья. У некоторых деревьев можно наметить несколько нижних веток.
На третьем этапе предлагается изобразить осеннее небо, покрытое тучами. Ученикам задается вопрос для обсуждения: «Чем тучи отличаются от облаков, почему они темные, какие цвета можно различить в цвете туч?». Изображая тучи, педагог обращает внимание детей на характер движение кисти по бумаге, которое соответствует форме тучи.
После показа рисунок педагога необходимо снять с доски. Учащиеся приступают к работе. Можно включить спокойную музыку.
По завершении работы все рисунки вывешиваются на доске и учащиеся определяют, кому из художников удалось нарисовать самый красивый осенний лес.
Третий класс. Урок в третьем классе имеет те же цели и образовательные задачи, что и во втором классе, которые решаются детьми старшего возраста уже на более высоком техническом, художественном и понятийном уровне: возвышение ученика до понимания поэтики пейзажа, чуткое отношение к многообразию и красоте живой природы, воспитание любви к ней. Строй урока направлен на стимулирование порождения учеником композиционного сюжета, желание самому придумать осенний пейзаж, передавая личные переживания от увиденного в жизни и на уроке. Обращение к сюжету предполагает разговор о композиционном центре. Для учебника третьего класса композиционным центром будет персонаж.
В качестве изобразительной задачи вносится понятие фрагмента, который позволяет художнику уделить большее внимание деталям или раскрыть перед зрителем красоту обыденной или малозаметной вещи или объекта. Тема урока может звучать следующим образом: «Осень в муравейнике». Сюжетная канва урока строится на том, что осень – особое время года, когда в природе не только изменяется цвет листьев, травы, неба, но идет активная перестройка образа жизни всех живых существ и серьезная подготовка к зимней стуже. Вместе с детьми педагог погружается в таинственный мир малых существ, таких, как муравьи, ежи, лягушки. Они становятся героями рисунка. Когда герои малы по размеру, на помощь художнику приходит фрагмент. Для того чтобы ребенок не начал мельчить рисунок (что возможно, ведь дети рисуют маленькие по размеру объекты, например жука или муравья), педагогом задается условие: главный герой должен быть нарисован на листе величиной с их собственную ладошку.
Разбирая с учениками этапы выполнения задания, учитель останавливается на таких проблемах, как выбор формата, цвета и оттенки осенней земли и листвы, местоположения линии горизонта, на способах работы с художественными материалами и инструментами, в том числе и с палитрой.
Включение в композицию персонажа делает работу сюжетной, требующей предварительного решения этой темы в карандаше. Задание выполняется в два урока. На первом ребенок погружается в художественно-эстетическое пространство осени, раскрываются его каналы восприятия: ребенок слушает музыку, стихи, знакомится с произведениями живописи, поэзии, художественной литературы. Тема осени в изобразительном искусстве тесно переплетается в начальной школе с такими искусствами, как литература (поэзия, проза) и образовательными предметами: музыкой, чтением (внеклассное чтение), окружающим миром.
На этой информативно-образной базе зрительного ряда и зарождается сюжет будущей работы, и происходит осознанный отбор необходимых объектов изображения: часть ствола дерева или старого пня, согнутая ветка, гриб и улитка, паутина, шашка, тонкие былинки трав и проч. Процесс отбора объектов изображения и возможные варианты решения темы урока можно вынести на коллективное обсуждение. В коллективном поиске возможных вариантов рисунка целесообразно обратиться к жизненному опыту учащихся, попросить их поделиться своим наблюдениями за животным миром и жизнью леса. Этот вид работы активизирует композиционное мышление ребенка, развивает навыки словесного описания и уточнения своего замысла. Творческие находки отдельных учащихся способствуют повышению коллективного творческого потенциала и обогащению индивидуального замысла одноклассников.
Зарождение сюжета напрямую связано с выбором формата будущей работы. С первых уроков следует активно поощрять ребенка к освоению всего формата листа и преодолению стереотипа работать только в горизонтальном формате.
Четвертый класс. Тема осени может быть раскрыта не только через пейзаж, изображение открытого пространства, но и через натюрморт. Условное название урока – «Осенний букет из листьев». Те же осенние листья, принесенные в дом и поставленные в красивый кувшин, – чем не осенний сюжет! А уж основную цель занятия – разговор о многоцветии в живописи, оттенках цвета – сполна можно реализовать в работе над натюрмортом. Усложнение изобразительных задач темы «Осень» на занятиях в четвертом классе осуществляется через включение таких аспектов цветоведения, как теплые и холодные цвета, цвета насыщенные и пастельные, сближенные и контрастные. Работа в жанре натюрморта предполагает обращение к знаниям учащихся, полученным ранее, среди которых:
закон или свойства симметрии, знание которых помогает в изображении посуды, в данном случае кувшина, вазы,
закон выбора формата листа и зависимость формата от замысла автора,
существование предметной плоскости, на которой стоит посуда (букет) и еѐ обозначение на рисунке линией. Линия делит изобразительную поверхность листа на горизонтальную и вертикальную плоскости и является линией горизонта. Эта линия может иметь разные размеры, расположение и форму – все зависит от сюжета: располагается кувшин на прямоугольном или круглом столе, стоит, ли он один или есть дополнительные предметы – упавший из букета лист, салфетка под кувшином и проч.,
гармоничное композиционное решение, которое определяет соразмерность всех элементов изображения. В нашем случае это соотношение размеров кувшина и букета. Как правило, дети, начиная с изображения кувшина, как самой сложной и «весомой» для них части натюрморта, рисуют его крупно, забывая оставить место на букет.
закон равновесия, который представляет собой элемент композиции.
Все эти моменты проговариваются педагогом в процессе демонстрации им приемов работы с художественными материалами, красками, способами организации палитры и работы с ней. Задание может выполняться как за один, так и за два урока. Количество учебных часов определяется самим педагогом и выбором им способа изображения посуды (кувшина). В одном случае может быть сделан предварительный карандашный рисунок кувшина и листьев, в другом – изображение кувшина выполняется сразу кистью на листе приемом «от пятна». Мне ближе второй способ: он позволяет сохранить те эмоциональные переживания и творческое напряжение, которые создаются у ребенка в момент восприятия репродукций картин художников, просмотра фотографий природных объектов, восприятия стихотворных строчек русских поэтов, посвященных осени и осеннему пейзажу, или отрывка из литературного произведения, например К. Г. Паустовского, в котором описаны листопад и звуки падающих листьев.
По окончании демонстрации приемов работы с художественными материалами и этапов выполнения рисунка педагог снимает с доски нарисованный им натюрморт. Для повышения вариативности задания и интереса к предложенной теме педагог вводит элементы сюжета. Например, предлагает ученикам «собрать» букет из осенних листьев для…. любимого педагога, Снегурочки, которая их никогда не видела или любого литературного героя на выбор ученика. Обязательно надо обратить внимание ученика на то, что персонификация букета требует соответствия выбора формы и цвета вазы или кувшина, цветового решения и общей формы букета характеру и образу персонажа, которому этот букет предназначается. Для повышения заинтересованности в работе объявляется, что по окончании урока все рисунки примут участие в выставке (будут вывешены на доске), будет определен самый удачный букет, который станет олицетворением торжества Осени. Такой букет выбирается через обсуждение учащимися всего класса по определенным критериям, в основе которых лежат изобразительные задачи: композиционное решение работы, соблюдение законов равновесия и симметрии, богатство и сложность цветовых оттенков, образность и поэтичность работы, соответствие формы, цвета, размера, декоративных элементов, если они есть на кувшине, выбранному персонажу. Этот вид работы – хороший способ подведения итогов занятия и закрепления знаний, понятий и представлений, полученных учащимися на этом уроке.
Пятый класс. Значительный изобразительный опыт (умения, знаний, навыки, представления, копилка художественных образов), полученный учащимися на занятиях в начальной школе, позволяет уже на первых занятиях обратиться к проблеме воздушной перспективы, которая реализуется через определение в работе планов. Учащимся предлагается тема «Осенние дали», которая уже в названии определяет направление композиционных поисков.
Мы уже останавливались на том, что урок изобразительного искусства должен быть хорошо обеспечен визуальным рядом. Это позволит реализовать основную цель урока – формирование в ребенке способности сопереживания, видения красоты и многообразия проявлений эстетических моментов в природе и окружающей действительности, понимание поэтики пейзажа как жанра искусства, активизацию зрительной памяти, воображения, художественно-образное и композиционного мышления.
Разговор об условности изображения перспективных явлений в изобразительном искусстве целесообразно начинать с воздушной перспективы, которая реализуется через цветовое решение плоскости листа. Закон: чем ближе к зрителю объект изображения, тем он ярче, подробнее и тщательнее прописан, легче воспринимается сознанием ребенка десяти – двенадцати лет, чем способ выстраивания изображения по законам линейной перспективы. Осень как время года прекрасно подходит для решения нескольких изобразительных задач:
выбор формата (положения) листа. Если предполагается изображение далей, может быть целесообразным выбор вертикального формата,
обогащение цветовой палитры ребенка и, соответственно, в дальнейшем – обогащение цветовых решений всех последующих работ, ведь каждый план в его пейзаже потребует осознанного подбора цвета, его интенсивности, активности, которая не должна выбиваться из общей цветовой гаммы живописной работы,
создания представлений об образном многообразии времени года. Осень и осенний день могут иметь разные эмоциональные звучания, настроение, проявления – ветер, дождь, ясное чистое небо, создающее спокойную и величественную золотую осень и др., и возможности передачи этого настроения в рисунке,
освоение законов воздушной перспективы, существование в картине планов.
Для обозначения переднего плана, который будет исходным моментом в цветовом решении воздушной перспективы для других планов, целесообразно предложить учащимся конкретизировать первый план, например, с помощью размещения на нем деревьев Изображение их на первом плане может быть фрагментарным: изображаются стволы и нижние ветки. Передний план может быть обозначен также фигурами людей, животных, объектами природы.
Изобразительные задачи, способы поиска композиционного решения и выбора сюжета разбираются педагогом в процессе демонстрации приемов работы над пейзажем и этапов выполнения задания.
Отметим, что в пятом классе целесообразнее перейти на работу акварельными красками. Это потребует сообщения дополнительных сведений о технических и живописных возможностях красок. Если класс работает акварельными красками, учащимся предполагается выполнить предварительный рисунок будущей композиции. В этом случае необходимо обратить внимание на прозрачность акварельных красок, через которые может просвечивать неграмотно сделанный рисунок. Необходимо отдельно остановиться на приемах работы карандашом. И работа акварелью, и работа гуашевыми красками позволяет использовать в изображении неба технику работы по сырому.
Для активизации поиска вариантов композиционного решения задания, темы целесообразно построить урок с опорой на сюжетную канву. Например, «Художественная экспедиция по заповедным местам», «Путешествие по России» или «Путешествие в мое детство», «Создание путевых записок цветом и линией», и др. Большим подспорьем для педагога будет обращение к творчеству, например, Мая Митурича, который вместе с писателем Геннадием Снегиревым совершал путешествия по нашей стране. Писатель вел путевой дневник, а художник делал зарисовки, эскизы, рисовал пейзажи, на основе которых в последствии создавал иллюстрации к произведениям писателя.
Транскрипция темы осени в старших классах определяется актуальными учебными задачами. Так, в шестом классе можно предложить темы «Осень в городе» или «Деревенские дома, утонувшие в золоте осенней листвы», «Храм на горе». Введение в сюжет архитектурных объектов позволит обогатить тему, реализовать задачи воздушной и линейной перспективы, рассмотреть принципы построения трехмерного изображения объекта в соотношении с линейной перспективой и линией горизонта.
В седьмом классе учащимся можно предложить работу над сюжетной композицией, героями которой будут люди разных профессии: «Сбор урожая», «Сплав плотов по осенней реке», «В осеннем саду, сбор яблок или винограда» и др. Тема урока во многом зависит от региональных и культурных особенностей той местности, в которой живут учащиеся. Наряду с живописными задачами и цветовым решением работы педагогу будет необходимо рассмотреть такие аспекты, как законы построении фигуры человека и способы изображения еѐ в движении; воздушная и линейная перспектива, композиционный центр, гармоничное заполнение пространства, динамика и ритма в композиции, возможность работы в активном формате. Художественные материалы в старших классах выбираются учеником самостоятельно.
Предложенную в статье проблему варьирования одной темы на занятиях изобразительным искусством в разных классах – от 1-го к 7-му – можно рассматривать первым шагом перехода к интегрированным формам преподавания предмета и активизации педагогического творчества, которое позволит учителю, опираясь на собственный педагогический опыт, создавать авторские интересные темы и задания. Механизмы создания творческих уроков достаточно подробно рассмотрены в работе Л. Г. Савенковой [4].
Литература
1. Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство: 1, 2, 3, 4 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2009.
2. Ермолинская Е. А. http://www.art-education.ru/project/seminar-2009/seminar.htm Элементы народной культуры в образовательном пространстве начальной школы.
3. Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1–4 классы. М.: Издательство Вентана-Граф, 2008. 80 стр. Ермолинская Е. А., Савенкова Л. Г., Протопопов Ю. Н.
4. Cавенкова Л. Г. Творческие задания в практике работы педагога образовательной области «Искусство». Электронный журнал Педагогика искусства №№ 1, 2. http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/savenkova_10-12-2006.htm, http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2007/savenkova_12-07-2007.htm.
Как грамотно выстроить урок изобразительного искусства в школе
Аннотация:
Как грамотно выстроить урок изобразительного искусства в школе