КАК КУЛЬТУРНЫЕ ОБМЕНЫ ВЛИЯЮТ НА СФЕРУ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Хуан Фэн
аспирант Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Институт социально-гуманитарного образования, кафедра культурологии
DOI 10.34897/IAECS.2022.25.58.016
Аннотация: 
Китайская музыкальная культура, как духовно-развлекательный проект различных этнических групп, занимает важное место в многолетней пятитысячелетней культуре Китая. Она не только обладает уникальным художественным стилем и характеристиками, но и выражает богатые и красочные мысли и эмоции людей того времени. В этой статье описывается важность влияния культурных обменов на музыкальное образование в Китае
За весь период истории Китая и его музыкальной культуры музыкальные и культурные обмены между Китаем и другими странами стали нормой. В настоящее время распространенными способами выхода китайской музыкальной культуры на мировой уровень являются участие в международных музыкальных конкурсах и других выездных мероприятиях для музыкантов – исполнителей, ознакомительные поездки и выступления в других странах, а также проведение академических лекций, семинаров и концертов. Если заглянуть в историю, то можно отметить, что существуют письменные источники, свидетельствующие о том, что культурные и художественные обмены были еще во времена династий Ся и Шан [12, с.157]. В период династий Суй и Тан международные обмены в китайской народной музыке были очень частыми [12, с.163]. С основанием Китайской Народной Республики и непрерывным развитием экономики и культуры люди осознали большое значение китайской музыкальной культуры для мира и то, что важно усилить обмены музыкальной культурой с другими странами. Расширение музыкально-культурных обменов может не только способствовать постоянному развитию и прогрессу китайской музыкальной культуры, но и укреплять так называемую «мягкую силу» Китая и его международное влияние. В VII веке нашей эры (династия Тан) западные христиане установили несторианство в Китае, что стало первым этапом в культурном обмене между Китаем и Западом [5, с.349]. В первой половине XIII века политика Папы Римского по созданию епархий в Китае и политика открытой внешней торговли династии Юань способствовали активному религиозному обмену и торговле между Китаем и Западом. Миссионеры, бизнесмены и путешественники, вернувшиеся на Запад из Китая, познакомили европейцев со своим опытом и опытом в Китае посредством путевых заметок. Эти путевые заметки предоставили самые обширные знания о Китае в то время, описывая процветающую империю для европейского мира. Наибольшее влияние оказала книга «Путешествия Марко Поло», опубликованная в 1298 г. [12, с.165]. До XVIII века не было переводов или сочинений, посвященных китайской музыке, и большая часть информации о китайской музыке была разбросана по обширным трудам миссионеров. Наиболее представительными являются «Заметки Маттео Риччи о Китае», написанные итальянским иезуитом Маттео Риччи, который известен как «первый человек, который представил китайскую музыку Европе» [8, с.200]. Книга кратко, но системно представляет китайскую оперу, религиозную и жертвенную музыку того времени, а также теоретический материал, в котором происходит сравнение китайской и западной музыки (например, материалы для изготовления музыкальных инструментов, монофоническая музыка). Хотя эта публикация – только поверхностное описание наблюдений и чувств по поводу китайской музыки, из-за культурных различий и барьеров в них также много непонимания, что приводит к голословной критике китайской музыки в работе Риччи. В 1615 году миссионер Джинни Корт перевел данную книгу на латынь, и в том же году она была издана в Германии [16, с.15]. Вскоре после этого ее перевели на французский, немецкий, испанский, английский и другие языки, широко распространенные в Европе. Кроме того, описание китайской музыки встречалось в трудах миссионеров из других стран, таких как Круз в Португалии, Менастерье во Франции, Рада в Испании, Мендоса и Альварес и т.д. [4, с.35]. До XVIII века миссионеры, в основном, предлагали интуитивное описание китайской музыки. В связи с качественным ростом китайской академической музыки и ее успехом на мировой арене началась эволюция европейских взглядов на китайскую музыкальную культуру. Эти взгляды возникли как поверхностное увлечение китайской экзотикой в XVIII веке, прошли стадию активного неприятия, а затем глубокого интереса к выразительным возможностям китайской музыки [6, с.28]. Кульминация развития китайской традиции европейскими композиторами пришлась на первые десятилетия ХХ века: музыкальные и театральные произведения Стравинского, Бартока и Пуччини подтвердили самоценность и художественную красоту китайской традиционной музыки в европейском культурном сознании, проложили путь к восприятию новой китайской музыкальной академической культуры. На рубеже XX и XXI веков в Китае начался творческий бум академической музыки, чему способствовал ряд экономических и культурных факторов. Во-первых, в стране наблюдался устойчивый экономический рост, и появилось много инвесторов, которые начали развивать основную структуру шоу-бизнеса. Во-вторых, творческие границы расширились. Как правило, исполнители стараются реализовать свой потенциал в самых разных жанрах. Поэтому в современной музыке стала невозможной строгая жанровая классификация. Лишь несколько групп отнесены к тому или иному жанру. В текстах часто используется принцип языкового смешения. Довольно часто в тексты песен включаются английские фразы и предложения. Большинство исполнителей используют англоязычные творческие псевдонимы [18, с.59]. Отдельно стоит подчеркнуть влияние России и СССР на музыкальное образование в Китае. После строительства Ближневосточной железной дороги большое количество русских приехало на заработки в Китай, а после Октябрьской революции большое количество русских «беженцев» хлынуло в китайские Харбин, Синьцзян, Шанхай и другие районы. Среди русских, приехавших в Китай, были певцы, артисты, композиторы и артисты балета, которые принесли в Китай русское музыкальное искусство и широко распространили русское музыкальное искусство в Китае. В начале 1950-х годов, на фоне полного осмысления опыта бывшего Советского Союза, китайские педагоги дошкольного образования также начали активно работать над освоением российской теории музыкального образования дошкольников. Например, во «Временном положении о детском саду (проект)» и «Временном учебно-методическом плане детского сада (проект)», разработанных и продвигаемых советскими специалистами, сформулированы не только конкретные цели музыкального воспитания детей, но и сформулирован план музыкального образования детей [13, с.62]. В середине 1950-х годов Министерство просвещения организовало составление «Руководства по воспитательной работе в детском саду», в котором подчеркивалась необходимость комплексного, систематического и стандартизированного выполнения различных домашних заданий, в том числе музыкальных [13, с.65]. Музыкальные обмены между Китаем и Советским Союзом имеют долгую историю: в области музыкального исполнительства и музыкального образования русские музыканты оставили богатый материал по истории музыки для развития музыки в Харбине и во всем Китае. После основания Нового Китая – как первой страны, установившей дипломатические отношения с Китаем, – дружеские отношения между Советским Союзом и Китаем стали более тесными, а музыкальные обмены между двумя сторонами участились. С 1950 года деятельность по музыкальному обмену между Китаем и Советским Союзом с каждым годом росла. Согласно статистике, с советской стороны в 1952 году делегация советских деятелей культуры, деятелей искусства, ансамбля песни и пляски «Красная делегация артистов кино приехала в Китай для участия» [10, с.71]. В рамках «Месяца китайско-советской дружбы» они побывали в 20 городах Китая и провели более 140 масштабных представлений с аудиторией 900 000 человек. Мероприятие транслировалось 22 раза, с организованной аудиторией в 25 миллионов человек [10, с.71]. В 1952 году началась волна обучения китайских исполнителей в Советском Союзе, и многие музыкальные таланты предпочли учиться в высших музыкальных заведениях СССР, в основном, для изучения композиции, дирижерской, фортепианной, оркестровой и вокальной музыки. В то же время преподавателей советских музыкальных вузов приглашали в Китай для чтения лекций и совершенствования преподавания на уровне высших учебных заведений. Такие частые музыкальные обмены не только способствовали общему развитию музыкальных искусств двух стран, но и оказали положительное влияние на китайское музыкальное образование. Российская детская музыкальная школа на тот момент уже была уникальным образцом музыкального образования в мире и внесла большой вклад в популяризацию базового музыкального образования в России. Оно позволяет детям получать научное, систематическое и формальное музыкальное образование с раннего возраста, закладывая прочную основу для того, чтобы вся нация обладала высокоразвитыми музыкальными способностями и восприимчивостью к музыке. По некоторым статистическим данным, количество российских подростков, изучающих музыку, является одним из самых высоких в мире по соотношению к численности населения [3]. Под влиянием СССР в 1956 году Министерство образования Китая издало «Проект музыкальной программы для неполных средних школ», «Проект программы пения для начальных школ» и «Проект музыкальной программы для обычных школ», которые представляют собой первый полный набор музыкальных программ для средних и начальных классов после основания Нового Китая [10, с.72]. После обнародования программы, в соответствии с ее требованиями, некоторые провинциальные и городские управления образования организовали составление и издание серии учебных материалов. Характерной чертой школьного музыкального образования в этот период было изучение теории музыкального образования в бывшем Советском Союзе и изучение опыта Советского Союза в области теории и практики школьного музыкального образования, что имело определенное положительное значение для содействия становлению отечественного музыкального образования и системы школьного музыкального образования. В целях сотрудничества при построении учебных программ использовалось большое количество советских учебных пособий по музыке и справочных материалов по обучению музыке, при составлении которых руководствовались уже существовавшими материалами, заимствованными из СССР. Изучение советского опыта сыграло положительную роль в регулировании музыкального образования в школах и повышении качества преподавания. Кроме того, школьное музыкальное образование в этот период копировало опыт школ Советского Союза, больше внимания уделялось органическому соединению музыкально-эстетического воспитания с идейно-нравственным воспитанием, активно проводились внеклассные музыкальные мероприятия, развивалось хоровое пение и т.д. В высших учебных заведениях больше внимания уделяется классической музыке и художественному образованию. В России есть не только много профессиональных художественных колледжей, но и много общеобразовательных университетов с факультетами искусств, в которых преподают музыку. Чтобы лучше изучить опыт России, китайское правительство также наняло российских экспертов в области образования, направляя большое количество иностранных студентов в Россию [11, с.11]. Обучение этих экспертов расширило знания в Китае о западной музыке, а уровень преподавания в Центральной музыкальной консерватории значительно повысился за короткий период времени [15, с.25]. Что еще более важно, прибытие экспертов позволило колледжу создать множество специальностей, чтобы заполнить пробелы, улучшить преподавание предметов и систем обучения и оказать глубокое влияние на будущее развитие колледжа. Большое влияние на развитие музыкального образования оказала пианистка и педагог Советского Союза, профессор Ленинградской консерватории Т.П.Кравченко. Она посетила Китай еще в 1949 году в составе культурной делегации для участия в церемонии основания Китайской Народной Республики [19, с.189]. С 1956 по 1960 год она преподавала в Центральной консерватории музыки и обучила группу молодых пианистов и педагогов для Китая. Четверо ее старших учениц: Лю Шикунь, Юань Сяотянь, Инь Чэнцзун и Гу Шэнъин – обладатели главных призов Международного конкурса пианистов. Накануне ее возвращения в Китай в 1960 году премьер-министр Чжоу Эньлай лично наградил ее медалью Дружбы [7, с.401]. Под влиянием специалистов из бывшего Советского Союза Консерватория открыла курсы композиции с первого курса, разработала программу курсов композиции и постепенно воспитывала у учащихся навыки музыкального письма. Благодаря российским специалистам значительно улучшились навыки письма китайских учащихся, изучающих композицию. В мире после окончания Второй мировой войны все страны мира поставили на первое место развитие собственной политики, экономики и культуры. В это время в нем активно участвовали некоторые международные организации, которые прилагали неустанные усилия для активизации международных обменов, сотрудничества и поиска общего развития и получили хорошие результаты. Международное общество музыкального образования (International Society for Music Education – ISME) является одним из них [1]. Спустя двадцать лет после реформ и открытия Китая для внешних влияний, в сегодняшнем мире политической многополярности, экономической интеграции и культурной диверсификации, мы еще раз рассматриваем историю развития зарубежного музыкального образования и китайского музыкального образования, а также пересматриваем будущий путь развития. Китайское музыкальное образование по-прежнему будет иметь большое практическое и историческое значение. Последние 50 лет зарубежного музыкального образования – это 50 лет непрерывного развития, оно переживало разные исторические этапы. В 1950-х годах зарубежное музыкальное образование развивалось в контексте мультикультурализма, когда в образовании стали все больше внимания уделять искусству этнических меньшинств. Что касается музыки, то это означает уважение к музыкальным традициям всех этнических групп при одновременном внимании к изучению мировой музыки. Поэтому в 1958 году был проведен 3-й Конгресс ISME на тему «Содействие общему развитию музыки в Восточном и Западном мирах как средства взаимопонимания и общения между мирами» [2, с.56]. Это указало направление для международных музыкальных исследований, заложив при этом основу для мультикультурного развития международного музыкального образования. В 1960-х годах политический ландшафт мира стал значительно расходиться, также усилились голоса за признание культурного богатства всех стран. Отраженный в кругах международного музыкального образования, такой подход защищает неэлитный характер культурного образования и защищает право каждого человека на участие в культурном образовании. С этой целью ISME провела 6-ю конференцию в 1963 году на тему «Восток и Запад в музыкальном мире и музыкальном образовании» [2, с.74]. Концепция мультикультурного международного музыкального образования получила дальнейшее развитие, что эффективно способствовало сбалансированному развитию музыкального образования в международном сообществе, особенно в странах третьего мира. В 1970-х годах на Лиссабонской конференции ISME предложило план сохранения местных музыкальных традиций, создания национальной музыкальной системы и создания национальных музыкальных курсов. Было предложено, чтобы ЮНЕСКО возглавила сбор материалов по этнической музыке в различных регионах мира, чтобы способствовать построению системы этнического музыкального образования и созданию специальных курсов. Эта акция получила всеобщее одобрение и отклик, ознаменовав новый этап в развитии мультикультурного международного музыкального образования. В 1980-е годы, с установлением культурного статуса новых иммигрантских групп и появлением в мире феномена «глобальной деревни», мир, рассматриваемый как сообщество, в котором расстояние и изоляция резко сократились благодаря электронным средствам массовой информации (телевидение, интернет), стало понятно, что международное музыкальное образование должно быть адаптировано к произошедшим изменениям. ISME еще раз подтверждает направление на мультикультурализм: темой 18-й конференции стала «Мировая концепция музыкального образования», еще раз уточнено направление развития поликультурного музыкального образования [2, с.86]. В 1990-е годы международное музыкальное образование все еще развивалось в направлении мультикультурного музыкального образования и расширялось на этой основе. В 1992 году 20-я конференция ISME определила тему «Наслаждение мировой музыкой» [2, с.98]. Еще одной темой была «Музыкальная этнология и мировое музыкальное образование», которая тесно связала этническую музыку и международное музыкальное образование. В выступлении также было указано направление для развития международного музыкального образования в новом столетии [2, с.112]. Заключение Подводя итог, можно сказать, что развитие международного музыкального образования за полвека выявило две особенности: во-первых, развивается поликультурное (мультикультурное) музыкальное образование; во-вторых, сохраняется направленность на сохранение традиционной музыки и музыкальных традиций разных этнических групп. В китайском музыкальном образовании долгое время сохранялся монизм, а переход к мультикультурализму сложился несколько позже. В то же время стоит отметить, что развитие в данном направлении до сих пор продолжается. Также стоит отметить, что на протяжении долгого времени бытовало убеждение, что европейская музыкальная культура является передовой, а музыкальная культура Китая – отсталой; пентатоническая гамма в китайской музыке не такая сложная и продвинутая, как западные «семитоновые» гаммы; музыкальные инструменты Китая не так хороши, как музыкальные инструменты Европы; европейская классическая музыка есть высшая вершина мирового музыкального развития, самая передовая и цивилизованная и является идеалом, к которому стоит стремиться. Такой подход во многом умалял достоинства и существующие только в Китае особенности музыкальной культуры. ЛИТЕРАТУРА 1. International Society for Music Education [сайт]. URL: https://www.isme.org/ (дата обращения: 12.09.2022). 2. McCarthy M. ISME History Summary (English): Toward a Global Community: The History of the International Society for Music Education 1953-2003 // ISME for 50 years Celebration, 2003 С. 192. URL: https://www.isme.org/sites/default/files/documents/ISME%2BHistory%2BBook.pdf (дата обращения: 25.09.2022). 3. Music education compared by countries around the world // Music education works [сайт]. URL: https://musiceducationworks.wordpress.com/2015/05/24/music-education-compared-in-countries-around-the-world/ (Дата обращения: 10.10.2022). 4. Ан Н. Китайская музыка глазами жителей Запада» // Шанхайский педагогический университет, 2008. С. 63. 5. Бирюков Н.Г. Некоторые аспекты исторического распространения несторианства в Китае // Научный вектор: Сборник научных трудов / Под научной редакцией Е.Н. Макаренко. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2022. С. 348–351. 6. Ван С. Влияние китайской музыкальной культуры на музыку западного романтического периода// Северо-восточный педагогический университет, (2014). C. 56. 7. Гуань Ч. Деятельность и влияние советских музыкантов на образование в Центральной музыкальной консерватории // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2022. № 4. С. 397–412. 8. Дубровская Д.В. Иезуиты и эпоха Просвещения в Европе: новое видение Китая от Маттео Риччи до Адама Смита // Ориенталистика. 2018. Т. 1. № 2. С. 194–208. 9. Ли С. Влияние русского музыкального образования на китайское музыкальное образование в первой половине 20 века// Пограничная экономика и культура. 2011. № 11. С131–132. 10. Ли С. Влияние советской системы музыкального образования на развитие профессионального музыкального образования в моей стране в 1950-е гг. // Шанхайский Педагогический Университет. 2021. С. 68–75. 11. Се, Т. Влияние Советского Союза на школьное музыкальное образование в Новом Китае. Дом драмы. 2020. № 8. С. 11. 12. У. Ц. Культурный обмен и влияние в истории китайской музыки // Время и пространство музыки. 2014. № 24. С. 156–175. 13. Хуан Т. Положительное влияние советской музыкальной культуры на китайское музыкальное образование в первые дни основания Китайской Народной Республики // Дом драмы, 2013. № 06. С. 62–67. 14. Хэ Г. Заметки Маттео Риччи в Китае// Издательство Гуансиского педагогического университета. 2001. C. 314. 15. Цзя Ж. Влияние российского музыкального образования на китайское музыкальное образование // Современная музыка. 2017. № 16. С. 25. 16. Цисельская Е.С. Формирование и трансформация образа Китая в Европе: середина XIII – конец XVIII вв.: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.03. Москва, 2009. 25 с. 17. Чжан Л. Влияние европейской классической музыки на китайское музыкальное образование // Артисты Китая. 2017. № 17 (06). С. 251. 18. Чжоу Ю. Исследование стратегий международного обмена китайской музыкальной культурой в новую эпоху// Сюэюань. 2020. № 13(32). С. 59–61. 19. Юдин А.П. Традиции русской фортепианной школы и современная практика обучения в музыкальных учебных заведениях КНР // Преподаватель XXI век. 2017. № 2-1. С. 187–198.