Сегодня в российских образовательных учреждениях начального звена широко
используются клавишные синтезаторы. Успех этих инструментов в качестве средств
музыкального обучения не является случайностью. Они обладают серьезными
конкурентными преимуществами перед традиционными механическими инструментами.
Во-первых, синтезатор позволяет углубить работу со звуковым материалом вплоть
до уровня его микроструктуры, что бесконечно расширяет тембровую палитру
музыкального творчества. И новый электронный звуковой материал предоставляет
широкие возможности для открытий в художественно-образной сфере.
Во-вторых, чтобы достичь ярких результатов, пользователь синтезатора не может
ограничиться одним сочинением, исполнительством, звукорежиссурой или созданием
звукового материала. Он должен объединять в своей музыкальной деятельности все эти
творческие сферы. Тем самым обращение к электронному инструменту предоставляет
более благоприятные условия для гармоничного развития музыкальных способностей,
чем те, которые связаны с традиционным обучением.
В-третьих, современный электронный инструмент, в отличие от своего аналогового
предшественника, построен на основе интегральных микросхем, что обусловливает
высокое качество звучания, широкие функциональные возможности, легкость управления,
компактность и дешевизну. Из элитарной деятельности, благодаря переходу на цифровую
основу, электронное музыкальное творчество превратилось в достояние любого человека.
Эти и многие другие свойства современного синтезатора реализуются в методике
обучения игре на этом инструменте. Притом, учитывая его широкие возможности, могут
быть выстроены разные модели обучения. Опишем две такие модели и попробуем в
общих чертах определить спецификацию необходимого электронного инструментария.
1. Проект, который можно назвать «Музицирование для всех». Старт ему дан в
прошлом году в республике Якутия (Саха), где вопрос о приобщении всех детей к
инструментальному исполнительству поставлен на государственном уровне.
Понятно, что такую задачу невозможно осуществить на основе традиционного
механического инструментария – он сложен для освоения и требует индивидуальных
занятий. А где взять столько педагогов? Обращение к элементарным инструментам в
реализации поставленной задачи также не сулит особой перспективы, т.к. они не
позволяют приобщиться к высоким образцам музыкального искусства и не обеспечивают
достойное качество художественного продукта.
А вот объединение в детском ансамбле электронных и элементарных инструментов
в этом плане может дать хороший результат. Первые не имеют никаких репертуарных
ограничений, позволяют наполнить звучание, сделать его многообразным по красочной
палитре, а вторые – придать ему живость, гибкость интонирования. Притом и первый, и
второй вид инструментов в равной степени доступен по технике игры для школьников, в
т.ч. младших, а стоимость их невелика. Охватить таким ансамблем, состоящим из трех-
четырех синтезаторов, разнообразных простейших духовых и ударных инструментов, без
труда можно весь класс.
Созданные автором статьи первая и вторая части учебно-методического пособия
«Музыка для всех» включает аранжировки и обработки народной, классической и
современной музыки для детского ансамбля электронных и элементарных инструментов,
а также специально написанные для этого ансамбля оригинальные композиции. Пьесы из
второй части построены на материале якутской народной музыки. В работе – третья часть.
Каждое из включенных в эти учебно-методические пособия произведений
представлено в виде партитуры с комментарием по работе над ней. Этот методический
комментарий затрагивает особенности образного строя произведений, характеристику
трудностей, связанных с достижением яркого художественного результата, и
рекомендации по их преодолению.
Представляется важным предоставить каждому ученику возможность поиграть
разные ансамблевые партии. – В одной пьесе, допустим, он сидит за синтезатором, в
другой – взял в руки мелодическую гармонику, в третьей – бубен. Такое
мультиинструментальное исполнительство вполне доступно детям, учитывая простоту их
партий. Оно, несомненно, будет стимулировать их интерес к данной деятельности и
благоприятно скажется на развитии их творческих способностей.
При обращении к данной методике актуальными становятся такие характеристики
клавишного синтезатора как достойное качество звучания при минимальном функционале
и цене. Поскольку речь идет о музицировании в ансамбле, достаточно оснастить
инструмент набором голосов стандарта GM и регистрационной памятью. Даже без
автоаккомпанемента можно обойтись. Такой функционал обеспечит низкую цену – а чем
дешевле инструмент, тем более широкое распространение он получит в школе.
2. Проект, который можно назвать «Музыкальное творчество продвинутых
пользователей синтезатора». Этот проект успешно развивается в отечественной
системе дополнительного музыкального образования с 2001 года. Существует
государственная программа, выпущено множество методических и учебных пособий. В
частности, в печати только что вышел мой новый учебно-методический комплекс
«Электронные музыкальные инструменты (клавишный синтезатор)» для учащихся 1-4
классов, состоящий из методического и учебного пособий. Он включает множество
аранжировок, обработок музыкальных произведений и оригинальных композиций,
рекомендации по работе над их звуковым воплощением, а также необходимый
методический и справочный материал.
Обучение игре на синтезаторе предполагает индивидуальные занятия, и
наибольшее распространение оно получило в детских музыкальных школах и школах
искусств. Уровень преподавания в этих учебных заведениях довольно высокий, что
накладывает соответствующие требования и на класс электронных инструментов.
Развитие проекта «Музыкальное творчество продвинутых пользователей
синтезатора» осуществляется на основе стандартных функций этого инструмента, таких
как: многотембровость (включая высококачественные, полученные на основе технологии
волнотабличного синтеза голоса с определенной высотой звука, ударные инструменты и
шумовые эффекты); сдваивание голосов и разделение клавиатуры на несколько мануалов;
автогармонизация; арпеджиатор; автоаккомпанемент (включая ритмическое
сопровождение ударных); секвенсер; секвенсер моделей автоаккомпанемента (для
создания собственных оригинальных паттернов); мультипанель; регистрационная память
(для фиксации настроек и их оперативного извлечения из памяти в процессе живого
исполнения); звукорежиссерские эффекты; звуковой синтез; USB (для коммутации с
внешними устройствами) и др.
Самым главным в подготовке продвинутых пользователей электронного
инструмента видится работа со звуком. Именно она определяет главное направление
творческой деятельности в сфере электронной музыки, в т.ч. детской.
Уже 14 лет компания CASIO выпускает синтезаторы невысокой ценовой категории,
обладающие необычайно широкими возможностями звукорежиссерской обработки: 100
эффектов, каждый из которых можно модифицировать по 8 параметрам и 128 значениям в
каждом их этих параметров. Такое обилие возможностей создавать виртуальное
акустическое пространство является серьезным конкурентным преимуществом данных
инструментов.
Японские инженеры, по сути, создали новую среду для творчества, которую нам,
композиторам, аранжировщикам, исполнителям, педагогам и ученикам предстоит
осваивать многие годы. Для нас отрылись принципиально новые и поистине
неисчерпаемые глубины в работе со звуком. И главная стоящая сегодня задача –
художественно осмыслить все эти новые возможности, создавать на их основе яркие
музыкальные образы.
Еще одной специфической особенностью современных синтезаторов низкой
ценовой категории является возможность создавать новые оригинальные звуки (и опять
приоритеты в этом – у компании CASIO). Казалось бы, в памяти этих инструментов
хранится до тысячи и более готовых голосов. Их по ряду параметров можно
корректировать, смешивать друг с другом, тем самым еще более расширяя огромный
тембровый потенциал. А надо ли, учитывая данные обстоятельства, вообще обращаться к
звуковому синтезу?
При всем своем разнообразии готовые голоса звукового модуля в большинстве
случаев предназначены для озвучивания музыкального текста, который основан на каком-
либо традиционном, представленном в своем усредненном виде складе фактуры (как
правило, гомофонно-гармоническом). Это обусловливает такие качества этих голосов, как
тоновая дифференциация (адекватная ладогармонической организации музыкальной
ткани), достаточная острота атаки (чтобы читалась быстрая последовательность звуков),
большая или меньшая величина протяженности (чтобы исполнять кантилену) и затухания
(что придает голосоведению связность и мягкость). Эти голоса также объединяет
стабильность окраски звучания и пространственной позиции – обычно это средняя
форманта, средний план звучания и расположение по центру панорамы. То есть, в целом,
можно говорить о некоей общности, инварианте построения всех этих, казалось бы, столь
разных, далеких друг от друга голосовых пресетов.
Возможности же звукового синтеза позволяют далеко выходить за эти рамки. И
сколь ни была бы велика библиотека готовых голосов, звуковой синтез позволяет
дополнить ее бесконечным числом созданных самостоятельно.
Как показывает учебная практика, эти новые художественные возможности
вызывают большой интерес у детей и подростков. Задача создания оригинальных звуков и
на их основе образное обогащение музыкальных произведений оказывается им вполне по
плечу. И функция редактирования тона представляется очень важной. Так же как функция
звукорежиссерской обработки, она востребована на занятиях с детьми и подростками в
образовательных учреждениях России. Желательно сохранить все функции данного вида
и по возможности обогащать их.
А вот, функция синтеза тембров электроорганов, представленная на многих
современных моделях электронных инструментов, кажется лишней, и на ней вполне
можно было бы сэкономить. Тембры электрооргана актуальны в музыке массовых
жанров, а для юных учеников специализация в этой сфере – далеко не главная задача.
Обращение к данным инструментам в аранжировке пьес детского репертуара встречается
редко. И тем более редки случаи обращения к синтезу звука на его основе.
Другое дело – духовые (барочные) органы. С моей точки зрения, наличие лишь
нескольких голосов подобного рода (Church, Reed, Pipe, Chapel Organs), имеющихся в
памяти современного синтезатора, недостаточно для музыкальной деятельности ученика
ДМШ/ДШИ. Ему трудно обойтись таким скудным арсеналом при обращении к барочной
музыке. И синтез голосов духового органа пошел бы явно на пользу современному
электронному инструменту, предназначенному для серьезного обучения.
Сфера электронного музыкального творчества очень широка. Свою нишу в ней
может найти и начинающий, и продвинутый пользователи синтезатора. Для каждой
категории обучающихся игре на нем нужны свои методические подходы, которые
диктуют требования к музыкальным инструментам. И внимание к этим требованиям
является залогом успешности распространения их тех или иных конкретных моделей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Живайкин П. Синтезатор – основной элемент общего музыкального образования в будущем // ж. Музыка
в школе. –2005, №1, с. 4-9.
2. Симонов П. Синтезатор на занятиях с дошкольниками // ж. Музыка и электроника. – 2005. – №3, с. 10-11.
3. Телышева Н.Н. Воспитание личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе
дополнительного образования. Автореферат дис. …кандидата педагогических наук. – Москва, 2006.
– 19 с.
4. Вenthin A. Der neue Weg zum Keyboardspiel. Die Keyboardschule fur alle einmanualigen Modele mit
Begleitautomatic und Rhythmusgerat, fur den Einstieg ins Tastenspiel fur Unterricht und Selbststudium.
Band I – YI. Schott – Mainz – London – Madrid – New York – Paris – Tokyo – Toronto. 1985. – 465 s.
5. Burrows Terry. Total Keyboard. The complete guide to playing, performing and recording on the piano and all
types of electronic keyboards. Barnes & Noble Books. New York, 2000. – 192 p.
КАКИЕ КЛАВИШНЫЕ СИНТЕЗАТОРЫ НУЖНЫ ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ?
Аннотация:
В статье рассматриваются две модели обучения игре на клавишных синтезаторах:
«Музицирование для всех», «Музыкальное творчество продвинутых пользователей синтезатора» и
определяется спецификация необходимого для каждой из этих моделей электронного инструментария.