КЕРАМИЧЕСКАЯ ИКОНА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Первозванская Ольга Антоновна

старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна, Гжельский государственный университет

Аннотация: 
В статье проведен ретроспективный обзор развития керамической иконы в православном искусстве, представлены актуальные аспекты содержания образования бакалавров направления Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы в сфере православной культуры. На примере опыта Гжельского государственного университета показано внедрение в образовательный процесс дисциплины «Церковное искусство». Одним из вопросов, рассматриваемых в дисциплине, является изучение художественных особенностей керамических икон или средств изобразительного языка, применяемых для их исполнения. Овладение данным материалом способствует повышению уровня подготовки художников-керамистов, формированию готовности у них работать в сфере церковного искусства.

Приобщение к православной культуре вносит значительный вклад в духовно-нравственное воспитание художников традиционного декоративно-прикладного искусства, народных промыслов. Эта задача приобрела особую актуальность на современном этапе восстановления и строительства православных храмов в России. Однако подавляющее большинство образовательных программ подготовки художников не предполагает раскрытия глубины и духовной значимости религиозного искусства, архитектуры, внутреннего убранства храмов, керамических икон, священных предметов, используемых на богослужении. Вследствие этого древнерусское и византийское искусство, которое почти все является религиозным, в ряде случаев понимается поверхностно.

В настоящее время в Гжельском государственном университете в рамках подготовки бакалавров по направлению 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы развиваются лучшие традиции российского художественного образования. Элементы церковного искусства, истории церковного искусства, церковной археологии успешно изучаются в процессе преподавания следующих профессиональных дисциплин: «Основы производственного мастерства», «Проектирование», «Архитектурная керамика», «Специальное проектирование».

В рамках реализации концепции профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования в университете введена дисциплина «Церковное искусство», включающая в себя теоретические и практические материалы и задания. Одним из разделов курса является изучение художественных особенностей керамических икон. Овладение данным материалом, а также практическая деятельность в ходе курсовых работ и выпускной квалификационной работы будут способствовать повышению уровня подготовки бакалавров направления Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, обогатят их представления о религиозном искусстве.

Для выявления художественных особенностей икон, исполненных из керамических материалов, следует обратиться к сведениям из истории Церкви и Священного Предания.

В определении седьмого Вселенского собора (догмат о почитании икон) говорится: «Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах, и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мелких камней или всякого другого соответствующего цели вещества…» [9, с. 151]. Церковь позволяет применять различные вещества для выполнения священных изображений, условием для их подбора был фактор прочности материала и соответствия (назначению) [4, с. 77].

Согласно церковному преданию первой иконой явился образ Иисуса Христа во время Его земной жизни. Это изображение известно под названием «Нерукотворный Спас».

История этого образа такова. В начале I века н. э. в междуречье Тигра и Евфрата находилось небольшое государство со столицей Едесса, царем которого был Авгарь V Ухама. Он был поражен болезнью (проказой) и, узнав о чудесах исцеления, совершаемых Христом, послал своего архивария Ананию с письмом, в котором содержалось приглашение. На случай, если Иисус Христос не сможет принять приглашение и прийти в Эдессу, Анания, имевший профессию художника, должен был выполнить портрет Спасителя. Однако это ему не удавалось по причине большого скопления людей вокруг Христа. Предание гласит, что Иисус Христос, заметив Ананию, попросил воды, омыл лик и вытер его полотенцем (убрусом). На этом плате отобразился лик Христа. Так появился нерукотворный неписаный образ. Церковный историк Евагрий использует два термина: Αχειροποίητος («не-руками-сделанный») и Мандилион (Μανδύλιον – от греч. μανδύας – «платок, убрус, плащ») [6]. Он был передан царю Авгарю и практически излечил его от болезни. Окончательное выздоровление царь получил после того, как Эдессу посетил апостол Фаддей, который обратил многих в христианскую веру. Страна Осроена (Эдесское царство) считается первым христианским государством в мире. Нерукотворный образ был прикреплен к доске и с почестями поставлен над городскими воротами. Благочестивого Авгаря сменил потомок, настроенный против христианства, поэтому Мандилион был спрятан епископом. Это было совершено для предотвращения осквернения святыни. Образ остался над вратами города, но был замурован, перед ним оставили зажженную лампаду. Спустя несколько веков, во время осады Эдессы персами (544–545 гг.), образ нашли невредимым. Кроме этого, на внутренней поверхности кладки был обнаружен отпечаток лика: «В память этого в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: Лик Спасителя на убрусе (плате) и Лик без убруса, так называемое «чрепие» [9, с. 33–34]. Соответственно, греческие названия: Мандилион и Керамидион (рисунки 1–2).

Рисунок 1 – Фреска «Спас на убрусе», греч. – Мандилион

Рисунок 2 – Фреска «Спас на чрепии», греч. – Керамидион

В системе росписи древнерусских храмов «Спас на убрусе» и «Спас на чрепии» изображались напротив друг друга. Примером являются фрески Спасо-Мирожского монастыря, Ферапонтова монастыря работы мастера Дионисия.

Для определения художественных особенностей керамических икон это предание представляет интерес, поскольку наличие священного образа на поверхности кирпичной или каменной кладки («чрепия») делает возможным использование керамики для иконописи, ведь керамика – это материал, способный пережить тысячелетия.

Одними из ранних керамических икон являются найденные в Македонии в Винице терракотовые образы. Их относят к IV–VI вв. В музее города можно видеть иконы: архангела Михаила, мучеников Федора и Георгия, ветхозаветные сюжеты, христианские символы в виде керамических барельефов. Их отличают простота формы, небольшие размеры, схожесть с каменными рельефами по пластике и применению декоративных элементов. Такие образы сложно назвать моленными иконами (т. е. предназначенными непосредственно для молитвенного обращения), скорее они являются выражением глубокого религиозного чувства, и характерным для раннехристианской эпохи желанием увековечить память святого и с помощью символики передать важное знание.

Керамические иконы Византии и ее провинций эпохи расцвета христианского искусства являются примерами включения керамики в общий стилистический процесс развития (рисунки 3–4). Как известно, в период Македонской династии (IX–XI вв.) в столице Болгарии Преславле изготавливали керамику для облицовки фасадов, а также выполняли керамические иконы. В коллекции ГИМ находятся фрагменты таких образов (икона вмч. Пантелеймона). Здесь видна обстоятельность, следование разработанной иконографии, работа цветом в сдержанной иконописной манере. Можно даже заметить некоторое сходство между таким исполнением керамики и миниатюрами того времени.

Рисунок 3 – Икона «Св. Николай Мирликийский». Византия, Х в.

Рисунок 4 – Икона «Спас на престоле с предстоящими архангелом Михаилом и Архангелом Гавриилом». Византия, Х в.

На Руси керамические иконы появились относительно поздно. Однако мастера керамики оставили нам поистине выразительные произведения. Ими являются иконы XVI века, на фасадах Успенского собора в Дмитрове и Борисоглебского собора в Старице. Они еще не окончательно изучены археологами и искусствоведами. Так, не решен вопрос о том, выполнялись ли эти керамические произведения в одной мастерской или свидетельствуют об общей тенденции в пределах тверского княжества. По мнению исследователей, данные иконы изразцового типа являются уникальными. В России других примеров изготовления икон из керамики до XVII столетия  не обнаружено [5]. Старицкие и Дмитровские иконы выполнены из глины светлого оттенка, покрыты полихромными глазурями, имеют укрупненные румпы для крепления к стене, где для них были подготовлены специальные ниши.

На восточном и южном фасадах древнего Борисоглебского собора г. Старицы располагались образы: «Спас Нерукотворный» и «Распятие с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном» (рисунки 5–6). О сходстве скульптурных приемов, использованных мастерами при изготовлении этих икон с каменными рельефами, говорит и тот факт, что дореволюционными исследователями старицкие образы принимались за раскрашенную белокаменную резьбу [5]. Композиция Распятия вписана в арочный проем закомара, имеет вытянутые пропорции, состоит из нескольких плотно подогнанных элементов. Цвет играет роль вспомогательную. Рельеф достаточно высокий, хорошо читается.

Рисунок 5 – Керамическая икона «Спас Нерукотворный», Борисоглебский собор, г. Старица, Тверская обл.

Рисунок 6 – Керамическая икона «Распятие с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном», Борисоглебский собор, г. Старица, Тверская обл.

На фасадах Успенского собора г. Дмитрова расположены две немного разные иконы Распятия с предстоящими (рисунок 7). Их отличает декоративное обрамление, развитая композиция. В отличие от Старицкого Распятия здесь больше фигур, просторней композиция и богаче цветовая палитра, хотя манера исполнения рельефа во многом схожа. На высоком выступе рельефных деталей с округлыми переходами нанесен линейный рисунок.

Рисунок 7 – Керамическая икона Распятия с предстоящими на фасаде Успенского собора г. Дмитрова

Рисунок 8 – Керамическая икона «Чудо вмч. Георгия» в Успенском соборе г. Дмитрова

Оригинальным является образ «Чудо вмч. Георгия» (рисунок 8), ранее расположенный на внешнем фасаде храма, а сейчас благодаря поздним реконструкциям оказавшийся внутри храма. Образ Вмч. Георгия вписан в круг и представляет собой рельефную композицию тондо. Икона исполнена в виде горельефа. Благодаря этому выразительными являются различные ракурсы. Так хорошо читается фигура и лик святого. Композиция цельная, динамичная и декоративная. Внешний край выполнен в форме витого орнамента, созвучного общему ритму произведения. Несмотря на то, что икона должна была располагаться на большом расстоянии от верующих, мастера тщательно проработали детали. На поверхности сделаны различные фактуры (например, на короне, гриве лошади, крыльях ангела, фигуре святого т. д.). Это любование деталями – черта времени. Иконы, писанные на доске, также отличает декоративность и подробность. Если сравнить керамику и классическую икону, то становится ясно, что мастера использовали единые иконографические приемы, не допускали произвольной трактовки. Но керамисты имели возможность применить больше творческих приемов и решить схему композиции, декоративные элементы и детали.

На фасадах московских храмов сохранились керамические иконы работы белорусских мастеров. Храм Успения Пресвятой Богородицы в гончарной слободе украшен полихромными изразцами, а на барабане купола расположены образы евангелистов. Подобные изображения располагались в Даниловом монастыре на Церкви Святых отцов Семи Вселенских соборов. В отличие от Дмитровских и Старицких икон здесь большую значимость имеет цвет. Применены цветные фоны синих оттенков, с помощью ярко-красного, зеленого, коричневого решены одежды. Художник выделяет желтым цветом нимбы. В иконах храма Святого Григория Неокесарийского в Дербицах (на Большой Полянке) больше сдержанности и деликатности в обращении с цветом, присутствует орнаментальное обрамление образов (рисунок 9).

Рисунок 9 – Керамическая икона на храме Святого Григория Неокесарийского,

ул. Большая Полянка, г. Москва

В более поздний период к церковной керамике обращались русские художники, работавшие в неорусском стиле. Их творческие поиски в области религиозного искусства, обращение к иконе свидетельствуют об отдалении от традиций иконописания. Живописная манера и соединение элементов секуляризированного искусства с религиозным отличает работы конца XIX – начала XX столетия.

С абрамцевским кружком и гончарной мастерской связывают возвращение архитектурной керамики на фасады зданий. Для творческого коллектива и мецената С. И. Мамонтова церковная керамика представляла большой интерес. Так появились украшения на храме Спаса Нерукотворного в Абрамцеве (1880–1882) и другие проекты. Наиболее масштабной работой  по изготовлению икон из керамики стал ансамбль Воскресенской церкви в селе Тезино Костромской губернии (современная Вичуга Ивановской области) [7]. Основой для работы послужили модульные плитки. Иконы отличает использование богатой цветовой палитры.

По проекту выпускника строгановского училища С. И. Вашкова был построен храм Спаса Нерукотворного в Клязьме. Керамические иконы для фасадов были выполнены также на «абрамцевском» заводе.

Рисунок 10 – Храм Спаса Нерукотворного в Клязьме, г. Пушкино, Московская обл.

В Воскресенском районе Московской области находится храм во имя преп. Серафима Саровского, построенный в 1912–1914 гг. по проекту архитектора В. В. Суслова. На фасадах были установлены керамические иконы покровителей заказчиков: образ апостола Павла, мученицы Зои, а также преп. Серафима Саровского. В тимпане крыльца создана большая композиция, вписанная в треугольник. Здесь изображен Нерукотворный Спас в окружении серафимов. На фрагментах видно, с какой тщательностью и профессионализмом выполнена моделировка формы. По манере исполнения эти образы отличаются от абрамцевских. Выполнены они не на модульных элементах, а на сложных по форме деталях, подогнанных друг к другу. Изолированность элементов позволила художникам проработать лики в «сухой» технике и сделать более живописный фон с помощью глазурей. Все иконы и декор храма сильно пострадали в середине XX столетия. Сейчас ведутся работы по их восстановлению.

Среди художественных особенностей или средств изобразительного языка, применяемых для исполнения керамических икон, можно назвать следующие: иконы могут представлять собой рельеф различной высоты, живописное панно или сочетать в себе два этих начала (скульптуру и живопись). В разные периоды господствовал тот или иной тип. Для скульптурных композиций характерна условность формы, плавность и округлость очертаний в сочетании с линейным рисунком деталей, декоративность. Помимо рельефа в классическом понимании на поверхности таких икон использовались фактуры. Цвет при наличии лишь помогал визуально отделять структурные элементы композиции. Часто на поверхностях таких икон возникали неожиданные цветовые эффекты, что обусловлено применением глазурей.

Живописные образы (в основном, конец XIX – начало XX столетия) исполнялись на плоских плитках. По причине отдаления художников от основ канонического письма иконы этого периода в большей мере становятся авторскими панно. Однако благодаря предельному интересу русских художников этого периода к церковной керамике в настоящее время имеются замечательные примеры творческой переработки традиции, богатство художественных приемов и методов. Современный устойчивый интерес к исполнению керамических икон во многом обязан опыту русских художников дореволюционного периода.

Сейчас художники-керамисты активно обращаются к теме керамической иконы. Так восстанавливается утраченный декор и священные образы на фасадах храмов. Выполняются композиции, имеющие элементы новаторства. Во многом эти работы соотносятся с ранними образцами. И это верно. Ведь выполнение настоящей иконы возможно только в русле канона (т. е. церковной традиции, положительного опыта, одобренного Церковью). Церковное искусство является служением и не ставит целью ярко проявить индивидуальность отдельного художника.

Часто работы над иконами носят коллективный характер. Опорой для керамистов являются образы, написанные в технике темперной живописи. В них подробно разработана иконография, символика цвета и прочее. Художник по керамике должен уметь переосмыслить эти изображения, вывести их из плоскости и превратить в условный объем. Керамическая палитра богата оттенками. Но лессировочная многослойная техника темперной живописи здесь не подходит. Именно по причине работы с локальными цветовыми пятнами керамисты делают по преимуществу рельефные иконы. Это позволяет избежать записанности, манерности и сделать обобщенную, цельную композицию.

Среди работ современников хотелось бы отметить творчество нижегородских художников В. М. и Т. С. Гришиных. Они удачно соединяют церковные каноны с творческим вдохновением (рисунки 11–12).

Рисунок 11 – Икона «Вознесение Господне», В.М. и Т.С. Гришины

Рисунок 12 – Икона Пресвятой Богородицы «Знамение», В.М. и Т.С. Гришины

Работы Московских художников и, в частности, С. Л. Шихачевского, напоминают древние образы, перекликаются с иконами г. Старицы и г. Дмитрова.

Крупные керамические мастерские выполняют иконы в живописной технике на модульной плитке. В качестве примера можно привести иконы, выполненные в Ярославле, творческим коллективом под руководством Е. Д. Тарабина.

В течение 2017–2018 гг. в Гжельском университете осуществлялась исследовательская и творческая деятельность по созданию керамической иконы Пресвятой Богородицы по иконографическому типу «знамение», но в более поздней (XIX в.) иконографии – «Неупиваемая чаша». Данная икона выполнена для фронтальной части входа в реабилитационный центр «Неугасимая надежда» (Московская обл., Раменский р-н, с. Речицы), рисунок 13. Назначение работы определило иконографический тип образа и надпись на декоративной ленте.

Рисунок 13 – Керамическая икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» в реабилитационном центре «Неугасимая надежда», авт. О. А. Первозванская

Первоначально был выполнен рельефный центр иконы и разработана орнаментальная композиция. Для этого изучались древние и современные образы, прорабатывалась прорись. Центральная часть формовалась методом набивки, остальные детали (фон, орнамент и пр.) выполнены в технике ручной лепки и методом пласта. В качестве материала была использована мелкодисперсная шамотированная масса, впоследствии декорированная цветными глазурями.

Кроме этого, была опробована смешанная техника: сочетание керамики и мозаичной техники с использованием натурального мрамора. Материалы очень подходят друг другу, глазури и камни имеют родственные цветовые сочетания. В такой технике был исполнен еще один образ Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша». Эта керамическая икона помещена на портале храма, посвященного упомянутой иконе «Неупиваемой чаши» в пос. Литвиново (Московская обл., Щелковский р-н), рисунок 14.

Рисунок 14 – Икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», выполнена в смешанной технике, авт. О.А. Первозванская

Получая художественную подготовку в контексте церковного искусства, студент соприкасается с областью столь высокой, что это вряд ли оставит его равнодушным. Выполнив проект или изделие для церкви, подбирая образы для иконы, обучающийся имеет возможность через красоту приобщиться к Православию. По окончании деятельности приходит ощущение внутренних положительных перемен, результаты художественного творчества отражаются и на духовно-нравственном состоянии, и на профессиональном уровне будущего художника-керамиста, его готовности работать в сфере религиозного искусства.

 

ЛИТЕРАТУРА

Илькевич, Б.В. Подготовка художников-керамистов в контексте церковного искусства (на примере Гжельского государственного университета) [Текст] / Б.В. Илькевич, О.А. Первозванская // Высшее образование сегодня. – 2017. – № 10. – С. 34–42.

Илькевич, Б.В. Церковное убранство как содержание подготовки художников-керамистов [Электронный ресурс] / Б. В. Илькевич, И. В. Сивова, О. А. Первозванская // Педагогика искусства. – 2018. – №. 1. – С. 31–40. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/ilkevich_sivova_pervozvanskaya_31-40.pdf (дата обращения 28.01.2020).

Казакевич,А.Н. Символы Русской Православной Церкви [Текст] / А.Н. Казакевич. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 448 с.

Кутковой, В.С. Краски мудрости [Текст] / В.С. Кутковой. – М.: Городъ: Паломник, 2008. – 652 с.

Кавельмахер, В.В. Древний Борисоглебский собор в Старице [Электронный ресурс] / В.В. Кавельмахер, М.Б. Чернышев. – М., 2008. – URL: http://www.rusarch.ru/kavelmakher32.htm (дата обращения 01.11.2018).

Немыченков, В. Плащаница или Мандилион. О Туринской плащанице [Электронный ресурс] / В. Немыченков. – URL: http://www.pravoslavie.ru/69968.html (дата обращения 01.11.2018).

Нащокина, М.В. Религиозное искусство гончарного завода «Абрамцево» [Электронный ресурс] / М В. Нащокина. – URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/11804.php(дата обращения 01.11.2018).

Стародубцев, О.В. Русское церковное искусство X–XX вв. [Текст] / О.В. Стародубцев. – М.: Лепта Книга, Издательство Сретенского монастыря, 2007. – 728 с.

Успенский, Л.А. Богословие иконы Православной Церкви [Текст] / Л.А. Успенский. – Нижний Новгород: Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского, 1997. – 656 с.