КНИЖНЫЕ СООБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Чукреева Мария Александровна (1), Чушкина Светлана Евгеньевна (2)

(1) аспирант, Башкирский государственный педагогический университет 

(2) ст. преподаватель, Башкирский государственный педагогический университет 

Аннотация: 
В статье рассматриваются тематические сообщества, посвященные книге и чтению, существующие в социальной сети «ВКонтакте». Рассматриваются типы пользователей социальных сетей. Дается краткая характеристика книжных сообществ. Выявляются возможности этих групп содействию развития культуры чтения. Каждая эпоха имеет свою специфику культурной сферы с ее духовным содержанием. В начале века 21-го человек вступает в новую социально-культурную среду. Развитие информационных процессов и технологий изменили давно установившиеся модели общения, познания, образования и научной деятельности. Каждый человек получил возможность стать создателем собственной информации и играть активную роль в ее продвижении в обществе. Пользователь социальной сети сам выбирает сообщество, которое наилучшим образом удовлетворяет личные и профессиональные потребности в информации. Существование большого количества книжных сообществ в Интернете не учитывает их качества.

Становление информационно-коммуникационных технологий влияет на традиционные виды развлекательной, познавательной и научной деятельности. Переворот в области  информационно-коммуникационных технологий отразился на возможности человека стать менеджером информации. Социальные сети демонстрируют образец виртуального общения, основанной на сетевом принципе. Чаще всего под этим термином понимают социальные сети, например, «Facebook», «ВКонтакте» и им подобные сервисы.

 Компьютерная виртуальная среда среди прочих посредников – книг, радио, телевидения выступает приоритетным методом получения знаний для молодежи. Фрагментарность получения таких знаний приводит к снижению уровня читательской культуры, которая выступает составной частью обшей культуры личности. Вместе с тем на сегодняшний день чтение все чаще представляет собой средством достижения учебных целей.

Одной из задач социальных сетей должно стать приобщение людей до 35 лет к чтению. Часто используемыми информационными каналами являются тематические сообщества. С их помощью происходит сегментация аудитории по интересам или иным критериям, а также способствуют получению обратной связи. Среди таких групп выделяются сообщества, посвященные аудиокнигам, печатным изданиям и собственно чтению [1].

Показателен контент одной из наиболее известных в интернете социальной сети «ВКонтакте». При наборе в поисковой строке ключевых слов – «книги», «чтение», «библиотека», пользователь получает около 45 тысяч ссылок, при этом большая часть семантически не соответствует запросу в поисковой строке.

Одной из часто посещаемых является тематическое сообщество «Книги» [2], в которую входит научно-популярная, современная и классическая  литература и насчитывающая около 335 тысяч подписанных участников. Администратором сообщества Анной Кулик курируются и другие тематические группы: «Книги. Аудиокниги» [3] – более 78 тыс. пользователей;  «Книги. Для детей и подростков» [4] – более 11 тыс. пользователей. Подписанный участник сообщества имеет доступ к произведениям в кратком и полнотекстовым изложениях. Подписчики страницы оставляют коментарии дискуссионного характера. На указанных страницах отсутствует развлекательная информация посторонней тематики.

На следующую по популярности тематическую группу «Книги» подписано более 275 тысяч пользователей. Ее контент обновляется редко, и содержит материалы разнородной тематики. Например, книжные отзывы и аннотации, картинки, цитаты, репосты других сообществ, тематические подборки фильмов. Вместе с тем, книги данного сообщества нуждаются в систематизации.

Мы перечислили самые популярные тематические группы. Также можно  выделить сообщества «Книжный червь» и «Книги, изменившие мою жизнь»  насчитывающие более 200 тысяч подписанных пользователей.

Рассматривая тематические группы социальной сети, мы отметили также официальные страницы библиотек. Так в сообществе Российской государственной библиотеки для молодежи «РГБМ • БИБЛИОТЕКА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ», где подписанных пользователей насчитывается более 2800 человек, представлены афиши предстоящих мероприятий, фотографии дизайна пространства библиотеки, проходившие в библиотеке видео-лекции. В контенте отсутствуют не соответствующие тематике группы картинки, рекламные ролики и ссылки для перехода в другие группы [5].

В сообществе РНБ «Российская национальная библиотека. PROчтение», имеющей более 2 тысяч подписанных участников, расположен календарный план мероприятий, которые проводятся библиотекой и познавательные факты истории России. Содержимое данного сообщества формируется самостоятельно. Часто используемой является тема «Спроси библиографа», которая выполняет функцию справочной службы. Подобно другим библиотечным сообществам, в ней отсутствует возможность «скачивания» необходимой книгу [6];

Среди библиотек учреждений высшего образования выделяется «Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена»,  которая насчитывает около 2 тысяч подписанных участников. Наполняемость  обеспечивается за счет размещения календарных планов мероприятий, которые проводятся библиотекой, а также анонсы получаемых изданий.

Рассмотрение страниц библиотечных учреждений г. Уфа к сожалению, показывает, что тематические сообщества самых крупных библиотек, представляющих Республику Башкортостан, выглядят не достаточно солидно. Например, состав сообщества Национальной библиотеки Республики Башкортостан им. А.З. Валиди насчитывает немногим более двадцати подписанных пользователей [7]. Ее филиал,  Центр юношеского чтения, имеет около ста подписанных пользователей [8], хотя контент обновляется регулярно.

Сегодняшнему читателю предоставляют крупные возможности в области информационно-коммуникационных технологий, в частности выборе необходимой информации; позволяют ежедневно совершенствовать поисковые навыки ориентирования в многообразии электронных информационных ресурсов. Но большое количество имеющихся в сети сообществ, посвященных книгам и чтению, не означает их высокого качества, скорее наоборот. Контент их большей части представляет, как правило, развлекательную информацию: картинки, цитаты, интересные факты. Указанные обстоятельства приводят к разрушению причинно-следственных связей [9]. Следует отметить, что администраторы и редакторы популярных групп, как правило, не имеют профессионального образования в информационно-библиотечной сфере.

Администрирование тематического сообщества представляет собой дополнительную неоплачиваемую работу, да и руководство библиотек, зачастую требует лишь их формального создания. Но, на наш взгляд,  именно библиотечные работники должны обладать знаниями, необходимыми для формирования контента. Библиотечно-коммуникативное пространство представляет собой часть социокультурного пространства, движение культурных смыслов в котором направлено на удовлетворение разнообразных информационных потребностей читателей [10, 10].

Таким образом, количество подписчиков в группе и их тип поведения не гарантируют высокого качества того, что они читают, и свидетельствует о том, что молодежь нуждается в руководстве и поддержке. Поэтому формирование и развитие культуры читателя осуществляется в большей степени новым типом сообществ в виртуальном пространстве сети интернет.  

 

 

1.  Бенин, В.Л. Роль и место библиотеки в социокультурном пространстве // Библиосфера. – 2011. – №1. – С.10.

2.         Книги / ВКонтакте. – Режим доступа: http://vk.com/best_psalterium. – Дата обращения (25.11.2013).

3.         Книги. Аудиокниги / ВКонтакте. – Режим доступа: http://vk.com/books_in_audio. – Дата обращения (25.11.2013).

4.         Книги. Для детей и подростков / ВКонтакте. – Режим доступа: http://vk.com/public41366560. – Дата обращения (25.11.2013).

5.         Российская государственная библиотека для молодежи / ВКонтакте. – Режим доступа: http://vk.com/rgubru. – Дата обращения (25.11.2013).

6.         Российская национальная библиотека. PROчтение / ВКонтакте. – Режим доступа: http://vk.com/publichka_spb. – Дата обращения (25.11.2013).

7.         Национальная библиотека им. А.-З. Валиди РБ / ВКонтакте. – Режим доступа: http://vk.com/national_library_rk. – Дата обращения (25.11.2013).

8.         Центр юношеского чтения НБ им. А.-З. Валиди РБ / ВКонтакте. – Режим доступа: http://vk.com/club30846013. – Дата обращения (25.11.2013).

9.         Чукреева, М. А. Аудиокнига в системе культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2015. – No 9 (59): в 2-х ч. Ч. I. – C. 200-202.

10. Чушкина, С.Е. Продвижение чтения в пространстве социальных медиа (на примере социальной сети «ВКонтакте») // IV Российский культурологический конгресс с международным участием «Личность в пространстве культуры», Санкт-Петербург, 29–31 октября 2013 года. Тезисы и выступления участников. – СПб: Эйдос, 2013. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/main/congress_person/1297