Аннотация:
Статья знакомит с основными этапами формирования международной коллекции детского рисунка Института художественного образования и культурологии РАО, с методикой изучения коллекции и детского рисунка, с перспективными психолого-педагогическими проблемами изучения художественного творчества детей на базе коллекции.
В настоящее время, когда усилия педагогической науки направлены на раскрытие творческих резервов, заложенных в ребенке, изучение коллекции представляется особо актуальным, так как она является уникальным источником информации об истории детства, о ребенке в процессе взросления в разных странах мира на протяжении ХХ – начала ХХ1 вв. Хронологические границы коллекции: с 1896 года по настоящее время. Собрание насчитывает более 200 000 произведений художественного творчества (главным образом, графического) детей в возрасте от младенчества до 17-18 лет из стран Азии, Америки, Африки, Европы, а также Австралии.
Теоретические основания исследования.
Изучение коллекции детского рисунка, начавшееся в 1990-м году, базируется на принципах текстологии (Д.С. Лихачев). Коллекция исследуется как единый текст, в котором каждый экспонат отражает целое, при изучении важно в частном сохранить целое, в целом частное.
В основе концепции изучения коллекции - понимание ребенка как действующего лица культурной жизни; а произведения его изобразительного творчества как факта историко-культурного пространства, интегрирующего в себе особенности индивидуального развития, процесса и результата воспитания. Детский рисунок рассматривается как феномен художественной культуры, в образной форме интегрирующий в себе информацию о социуме, национальной культуре, содержании и методах воспитания и художественного образования, возрастных особенностях, индивидуальности автора.
Основными методами исследования являются:
-
метод «исторического наблюдения», восходящий к исторической антропологии и культурологии (М. Блок, Ю.М. Лотман), позволяющий в частном – произведении изобразительного творчества ребенка, увидеть целое - культуру конкретного времени и страны;
-
целостный художественно-педагогический метод анализа произведения изобразительного творчества учащегося как «текста», дающий возможность извлечь из него максимум информации об авторе, его воспитателях, исследователях, произведении и его «бытовании», задачей которого является включение объекта исследования в науку;
-
моделирование деятельности Музея детского рисунка как центрального звена художественно-педагогического образования, который рассматривается в качестве исследовательской базы для изучения истории художественного воспитания в контексте культуры, коллекционирования, хранения, реставрации, пропаганды произведений художественного творчества детей и подростков разных стран; для прогнозирования перспективных методов художественного развития детей и подростков;
-
новые формы выставок детского рисунка: ретроспективные, ретро-современные, эволюционные, передвижные, дающие возможность проверить научную и педагогическую эффективность исследовательской работы.
В результате изучения коллекции определены основные этапы ее формирования
Этап формирования коллекции А.В. Бакушинским. 1920-е гг.
В этот период определились основные направления коллекционирования и изучения детского рисунка в научно-исследовательской и педагогической деятельности А.В. Бакушинского, его коллег и учеников – Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Г.В. Лабунской в 1919-1929 гг.
Коллекция, созданная в Государственной академии художественных наук и в 1931 году переданная в Центральный дом художественного воспитания детей (правопреемником которого является Институт художественного образования и культурологии РАО), отражает научную проблематику исследований А.В. Бакушинского и его научной школы:
-
Фазы художественно-творческого развития детей с младенчества до юношеского возраста,
-
Исторический опыт художественного образования в рисунках учащихся светских и церковно-приходских учебных заведений, самостоятельное творчество,
-
Художественное воспитание и развитие детей в условиях школы при систематическом приобщении детей и подростков к искусству по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» 1919 г.,
-
Творчество одаренных детей и подростков в развитии,
-
Методику научного описания детского рисунка, позволяющего сохранить банк данных о ребенке (авторе), родителях, педагогах, ученом.
Этап формирования коллекции Г.В. Лабунской 1931-1940-е гг.
Художник и педагог Г.В. Лабунская - ученица А.В. Бакушинского, в 1931-1946 возглавляла изо-отдел в Центральном доме художественного воспитания детей Наркомпроса РСФСР. ЦДХВД являлся научным и научно-методическим центром по подготовке программ в области всех видов искусства для общеобразовательной школы и дополнительного (внешкольного) образования в масштабах Советского Союза, а также проведения исследований в области эстетического воспитания. Контроль осуществлялся в процессе проведения педагогических чтений, на которые учителя привозили рисунки учеников. Работа с одаренными подростками осуществлялась в форме консультаций – очных и заочных. В ЦДХВД работали кружки и студии по всем видам художественного творчества. Важнейшими источниками пополнения коллекции стали конкурсы и выставки детского рисунка разного масштаба (от региональных до международных). Историческое место в коллекции занимают работы, присланные на первую международную выставку детского рисунка в Москве, состоявшуюся в Государственном музее изобразительных искусств в 1934 году.
Коллекция этого периода отражает
-
Содержание художественного образования в системе общего и дополнительного образования этого периода в СССР,
-
Формы и методы выявления и развития одаренных детей в условиях консультирования, изостудий в домах пионеров, клубах, домах художественного воспитания, в художественных школах СССР,
-
Формы и методы художественного образования и эстетического воспитания 1920-1930-х гг. в Великобритании, Франции, Германии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Чехословакии, Польше, Дании, Испании, Турции, Иране, Японии, Китае, Австралии.
Как показало изучение документов в научном архиве РАО, комплексное сопоставительное изучение архива ИХОиК РАО и детских рисунков, в 1935 году в ЦДХВД был создан Музей детского рисунка. Г.В. Лабунской были разработаны положение Музея, рекомендации по проведению экскурсий для учителей и школьников. На рисунках, включенных в музейное собрание, сохранился штамп музея. В структуре учреждения он просуществовал до преобразования ЦДХВД в НИИ художественного воспитания АПН РСФСР.
Этап Г.В. Лабунской можно рассматривать как исторический. При ней была сформирована коллекция, не имеющая аналогов в мире – по географическим, хронологическим масштабам, по широте и разнообразию представленных форм художественного воспитания и развития детей в разных странах мира. Рисунки были систематизированы и определены в специальные папки. Большинство рисунков имеет номера, но инвентарной описи коллекции не сохранилось.
В связи с изменением целей и научно-исследовательских задач НИИ ХВ с конца 1940-х гг. до начала 1970-х пополнения коллекции фактически не происходило.
Этап формирования фондов Б.П. Юсова и Б.М. Неменского (1970-1990-е гг.)
В 1970-е годы сформировался фонд, носящий имя Б.П. Юсова. Он отражает уникальную методику изучения художественно-творческого развития учащихся с 1-ого по 8-ой класс по экспериментальной программе «Изобразительное искусство», разработанной под его руководством в 1972 году и апробированной в 1972-1980-х гг. в школах СССР. Более 40 000 рисунков доказывают способность школьников к созданию художественных образов на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
В коллекцию входят также систематизированные подборки работ, выполненные на уроках в общеобразовательной школе по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» в 1970-1980-е гг. Программа разрабатывалась сотрудниками проблемной группы, входившей в НИИ ХВ АПН СССР. Рисунки предоставлены педагогами-экспериментаторами Е.И. Коротеевой, Ю.П. Тужилкиным, Н.В. Гросул из Москвы, К.К. Дитмар из Вильнюса, В.Б. Пионтик из Ташкента, Г.М. Роговой из Санкт-Петербурга и др. (более 1000 ед. хр.).
Этап формирования фондов 1994-2015 гг.
В 1992 г. Н.Н. Фоминой была разработана концепция художественно-педагогического музея, после утверждения на ученом совете института, началась работа по ее реализации.
Авторами апробирован комплексный подход к изучению истории и практики художественного образования, предполагающий сопоставительное рассмотрение и анализ с позиций современной психолого-педагогической науки подлинных произведений изобразительного творчества детей и программно-методических документов, литературных документов художественно-педагогического характера. Разработана и апробирована методика систематизации банка данных об изобразительном творчестве детей в исторической ретроспекции в научных каталогах и на электронных носителях. Определены пути обновления содержания художественно-педагогического образования. В качестве центрального компонента нового содержания впервые в педагогике рассматривается Музей детского рисунка, как художественно-педагогический, связующий культурологическое образование учителей искусства с процессом художественного воспитания учащихся – его историей и актуальными проблемами содержания и методики.
Одной из приоритетных задач явилось пополнение коллекции работами, начиная с 1950-х гг., с целью создания исторической картины художественно-творческого развития детей ХХ века. Задача была решена благодаря следующим поступлениям. -
В 1990-м г. наследниками В.С. Щербакова Е.В. Черкасовой и М.А. Щербаковой на хранение в Институт был передан фонд художника-педагога В.С. Щербакова (1557 ед. хр.), отражающий авторскую систему художественно-творческого развития подростков в условиях изостудий с конца 1930-х гг. до 1964 г.
На протяжении 1990-2015 гг. в Институт были переданы рисунки детей – участников конкурсов из Правления Союза художников СССР (в 1994 г.), из журналов «Юный художник» (2003 г.) и «Искусство в школе» (2004 г.), от Т.Б. Донцовой (2004 г.), проработавшей в НИИ ХВ АПН СССР более 20 лет, из студии «Материнская школа», из Центрального дома детей железнодорожников (2013 г.) и др.
Поступления составили более 3 тыс. ед. хр.
На протяжении 1994-2015 гг. коллекция пополнялась в результате возобновления организации конкурсов и выставок художественного творчества детей. Институтом было проведено более 20 образовательно-выставочных проектов, большинство из которых носило ретро-современный характер. Существенное пополнение коллекции происходит в процессе проведения на передвижных выставок изобразительного творчества детей, инициированных Т.А. Копцевой. Проведение выставок позволяет сопоставлять особенности художественно-творческого развития детей разных поколений с точки зрения актуальных проблем воспитания, образования и развития современных школьников.
Коллекция, сформированная в 1994-2015 гг., отражает
-
Содержание и методы художественного образования и эстетического воспитания в системе общего и дополнительного образования в СССР (1970-1990), Российской федерации и в странах СНГ (детские сады, общеобразовательные школы, школы искусств, художественные школы) с 1991 по настоящее время;
-
Педагогическую систему выдающегося художника-педагога В.С. Щербакова (1904-1963);
-
Методики выявления и художественно-творческого развития детей и подростков, мотивированных к изобразительной деятельности и ставших художниками в 1970-е годы;
-
Социально-культурные изменения, произошедшие в представлениях детей о мире 1970-х-2015 гг.
Основные направления изучения коллекции определяются комплексными программами Российской академии образования, в последние годы - Государственными заданиями Министерства образования и науки РФ.
Коллекция детского рисунка ИХОиК РАО представляет репрезентативный материал для изучения следующих проблем художественного образования с позиций современной педагогики искусства:
-
История художественного образования и эстетического воспитания ХХ века;
-
Методика изучения детского рисунка как явления художественной культуры;
-
Содержание художественного образования (общего и дополнительного) в СССР, РФ, странах СНГ;
-
Формы и методы выявления и развития одаренных детей в условиях общего и дополнительного художественного образования и воспитания в семье;
-
Формы и методы художественного образования и эстетического воспитания 1920-1930-х гг. в Великобритании, Франции, Германии, Голландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Чехословакии, Польше, Дании, Испании, Турции, Иране, Японии, Китае, Австралии;
-
Педагогические системы выдающихся художников-педагогов ХХ века;
-
Место художественного творчества детей в культурном пространстве ХХ-начала ХХ1 века;
-
Социокультурный портрет ребенка в пространстве исторического времени.
Исследователи коллекции заинтересованы в привлечении молодых научных сил к изучению психолого-педагогической проблематики, заложенной в уникальной коллекции детского рисунка Института.
ЛИТЕРАТУРА
-
«Да будет свет!». 2000-летию христианства посвящается. Международная выставка детского рисунка. Каталог выставки. Авторы статей: Н.Н.Фомина (отв.сост). – М.: ИХО РАО, ЦДДЖ – МПС РФ, Издательский дом «К единству», 2001. – 138 с., ил.
-
«Детства милые виденья» 200-летию А.С. Пушкина посвящается. Каталог международной выставки детского рисунка из коллекции ИХО РАО.– М.: Государственная Третьяковская галерея, 2000
-
А.В. Бакушинский. Художественное творчество и воспитание. (Н.Н. Фомина, Т.А. Копцева - сост., вст. ст.) – М.: Карапуз, 2009. – 19, 5 п.л.
-
Герой нашего времени. Каталог выставки детского рисунка. – М.: Графика, 2009. – 17 п.л.
-
Голобоков Ю.В. Художественное образование учащихся начальных и средних школ в Англии (1920-1930-е гг.). Автореферат диссертации кандидата пед. наук. – М., 1997
-
Дети. Мир и война. Сост.альбома Н.Н.Фомина, В.П.Копцев; авторы статей В.В.Алексеева, Т.А.Копцева, Н.Н.Фомина. - М.: Галс, 1995. – 128 с., ил.
-
Детский рисунок в контексте художественной культуры Москвы //Московское детство: память поколений. Составители: И.В. Баканова, Н.Ю. Каменецкая, Н.Н. Фомина – Москва: Изд-во РГГУ, 2008. – 98 с.
-
История художественного образования в России – проблема культуры ХХ века. Сост. Н.Н. Фомина. – М.: Издательский дом РАО, 2003
-
История художественного образования в России ХХ века. Сост. Н.Н. Фомина. – М.: Педагогика, 2002
-
Коллекционеры и коллекции детского рисунка. Научный каталог международной выставки «Коллекционеры и коллекции детского рисунка» Составители и авторы текстов Н.Н. Фомина, Т.А. Копцева, Ю.Н. Протопопов. – М.: Институт художественного образования РАО, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Центральный дом детей железнодорожников, 2007
-
Москва в рисунках детей ХХ века. 850-летию города Москвы посвящается. Каталог. Фомина Н.Н. – концепция выставки. Авторы составители: Ю.В.Голобоков, Н.В.Гросул, Н.И.Дружкова, А.Т.Зайтова, С.А.Калмыкова, В.П.Копцев, Т.А.Копцева, Н.Н.Ковалдина, Е.Н.Крючкова, М.А.Лукьянцева, Н.Н.Михайлова, Ю.Н.Протопопов, Н.Н.Фомина. – М., ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1997. - 192 с., ил.
-
Наш современник в рисунках детей // Альбом-каталог выставки детского рисунка в Государственном центральном музее современной истории России / Авторы статей А.Ю. Чудецкая, Н.Н. Фомина; составители каталога Ю.В. Голобоков, Н.И. Платонова, А.Ю. Чудецкая, Н.Н. Фомина – Москва: ОПР, 2008. – 125 с. – С. 99-124. – 1000 экз.
-
Первая международная выставка детского рисунка. 1934. (сборник научных статей, каталог) - М.: РЖД, Издательский дом «Ока», 2012. – 20 п.л.
-
Фомина Н.Н. Детский рисунок как феномен художественной культуры. Методическое пособие/Н.Н. Фомина. – М.: ВЦХТ, 2014. – 10 п.л. Тираж 800
-
Фомина Н.Н. Детский рисунок: изучение, хранение и экспонирование (монография). – Ижевск: ERGO, 2007. – 12 п.л. с ил.
-
Фомина Н.Н. Искусство детей в культуре России первой трети ХХ века / Н.Н. Фомина //Детство. Отрочество. Юность. – М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2010. – 1,5 п.л.
-
Фомина Н.Н. Концепция художественно-педагогического музея. – М., ЦХК и О, 1992. - 20 с.
-
Фомина Н.Н. Образ мира в рисунках детей 1930-х годов/ Н.Н. Фомина // Искусство в школе, 2012, №1. – 0, 5 п.л.
-
Фомина Н.Н. Образ храма в детском рисунке. 1920-1990-е гг. Вст. ст. // Купола России. Ретроспективный альбом детских рисунков. – М.: РЖД, 2013. – 0,3 п.л.
-
Фомина Н.Н. Они стали художниками. О творческой судьбе одаренных детей / Н.Н. Фомина // Художественная школа, 2011, №6. – 0,4 п.л.
-
Фомина Н.Н. Приобщение к искусству в школах дореволюционной России (конец Х1Х – начало ХХ столетия) // Московская городская учительская семинария. Научный сборник. – М.: Издательский центр журнала «Россия молодая», 1997. - С. 52-56.
-
Фомина Н.Н. Рисунки учащихся школы кустарного ученичества в Абрамцево. 1920-е годы // Искусство и образование, 1998, №4. - С.38-46.
-
Фомина Н.Н. Рисунок как выражение творческого «Я». Из истории коллекции детского рисунка Института художественного образования РАО/ Н.Н. Фомина // Русское искусство. – 2015. - №1. - 0,75 п.л.
-
Фомина Н.Н. Сотрудничество Л.С. Выготского и ведущих ученых 1930-х годов с Центральным домом художественного воспитания детей / Н.Н. Фомина // Преломление идей Л.С. Выготского в художественном образовании: сб. научных статей. – М.: Гармония, 2015. – 0,5 п.л.
-
Фомина Н.Н. Уроки прошлого – будущему. Художественное просвещение в России (1909-1912 гг.) //Искусство в школе, 1992, №3-4. - С. 28-32.
-
Фомина Н.Н. Художественное воспитание детей в культуре России первой половины ХХ века. – М.: Альтекс, 2002. – 24,0 п.л.
-
Фомина Н.Н. Художественное творчество детей в культурном пространстве музея /Н.Н. Фомина // Музей и образование в новом социокультурном измерении. Международная конференция, посвященная ХХ-летию Российского центра музейной педагогики и детского творчества. 16-17 ноября 2010 г. – СПб.: ГРМ, 2010, 0, 4 п.л.
-
Фомина Н.Н. Художник-педагог Галина Лабунская // Искусство и образование, 1996, №2. - С.43-51.
-
Фомина, Н.Н. Изобразительное творчество детей в пространстве художественной культуры. Монография / Н.Н. Фомина. – М.: Всероссийский центр художественного творчества, 2014. - 12,0 п.л.
-
Фомина, Н.Н. Становление научной школы Б.П. Юсова (1972-1983) / Н.Н. Фомина// Инновационные тенденции интеграции и гуманитаризации образования. Сборник научных трудов. – М.: ФГБНУ ИХОиК РАО, 2015. – 0,5 п.л.
-
ХХ век в рисунках детей (альбом, научный каталог выставки в Государственной Третьяковской галерее). Автор концепции издания, вст. статьи и аннотаций к разделам Н.Н. Фомина, составители Ю.В. Голобоков, Т.А. Копцева, Ю.Н. Протопопов. - М.: «Известия», 2005.- 30 п.л.
-
Читая Пушкина. Научный каталог выставки детского рисунка, посвященной 200-летию А.С. Пушкина. М.: Альтекс, 1999.